Комментарий к статье 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), является установленный государством порядок строительства, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке.

В соответствии с Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации (далее — Положение), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 N 1476 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации» (далее — постановление N 1476), проектная документация на строительство, разработанная в соответствии с разрешительной документацией, нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, взаимосвязанными с техническим регламентом Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748, не подлежит дополнительному согласованию с органами (организациями), предоставившими заключение о согласовании места размещения земельного участка для строительства объекта или заключение о возможности и условиях размещения (реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства) объекта на конкретном земельном участке, а также выдавшими технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства.

Проектная документация на строительство объекта подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключения государственной экспертизы. Утвержденная проектная документация является основанием для финансирования строительства, а также для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ в порядке, установленном законодательством.

Утверждению подлежат документы, перечисленные в пункте 42 Положения.

В соответствии с Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением N 1476 (далее — Положение N 1476), целью проведения государственной экспертизы является оценка соответствия разработанной градостроительной и проектной документации требованиям законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Государственная экспертиза градостроительной и проектной документации проводится республиканским унитарным предприятием «Главгосстройэкспертиза» или дочерними республиканскими унитарными предприятиями «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску.

Срок проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) не должен превышать одного месяца со дня получения всех необходимых документов. Государственная экспертиза архитектурного и (или) строительного проектов, представляемых физическим лицом (кроме индивидуального предпринимателя), должна быть проведена в течение 15 дней со дня подачи всех документов.

В случае необходимости доработки указанных документов, представленных юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, срок проведения их государственной экспертизы может быть увеличен до двух месяцев по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя.

По результатам проведения государственной экспертизы составляется заключение государственной экспертизы, порядок оформления которого устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Положительное заключение государственной экспертизы по градостроительным, архитектурным, строительным проектам, выделенным в них очередям строительства, пусковым комплексам и сметам (сметной документации) является основанием для их утверждения.

В случае некачественного выполнения градостроительной и проектной документации и невозможности устранения замечаний экспертов в срок, установленный для проведения государственной экспертизы, выдается отрицательное заключение государственной экспертизы.

Заключение государственной экспертизы действует со дня его регистрации в органе государственной экспертизы, подготовившем заключение.

Срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на один год.

Перечень документации, подлежащей государственной экспертизе, приведен в пункте 11 Положения N 1476.

Перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной, содержит приложение 1 к Положению N 1476.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (как правило, должностное), юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению обязательных требований при строительстве объекта, касающихся проектно-сметной документации, юридическим лицом.

Основными субъектами доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.19 КоАП, являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, которые уполномочены на ведение административного процесса соответственно на основании Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь». Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Примеры нарушений.

1. Технический кодекс установившейся практики «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования» (ТКП 45-1.04-208-2010 (02250)) (далее — ТКП 45-1.04-208-2010), утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — приказ N 267), устанавливает основные требования к техническому состоянию строительных конструкций и инженерных систем зданий и сооружений и оценке пригодности их к эксплуатации.

Требования ТКП 45-1.04-208-2010 являются обязательными при эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий различного назначения, находящихся в ведении организаций, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности.

Здания должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями ТКП 45-1.04-208-2010, других технических нормативных правовых актов, а также отраслевыми инструкциями по технической эксплуатации зданий, отражающими их специфику и режим эксплуатации, разработанными в развитие ТКП 45-1.04-208-2010 и утвержденными соответствующими органами отраслевого управления.

В соответствии с пунктом 4.12 ТКП 45-1.04-208-2010 без наличия проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, и без согласования со службой технической эксплуатации при эксплуатации зданий не допускается производить:

  • изменение объемно-планировочного решения и внешнего облика здания;
  • изменение конструктивных схем каркаса здания в целом или его отдельных частей;
  • изменение планировки и благоустройства прилегающей территории к зданию;
  • надстройку или возведение (установку) на покрытии здания других объектов (в том числе временных);
  • изменение схемы работы несущих конструкций здания или его частей, замену их другими элементами или устройство новых конструкций;
  • изменение проектных решений ограждающих конструкций и их элементов (стен, ворот, окон, дверей, фонарей, покрытий и кровель и т.п.);
  • отрывку котлованов и другие земляные работы;
  • выемку грунта в подвальных помещениях с целью увеличения их высоты или устройство новых фундаментов вблизи стен (фундаментов) без исследования грунтов;
  • крепление к зданию (конструкции) элементов других рядом расположенных (возводимых) объектов;
  • устройство в элементах здания новых проемов, отверстий, надрезов, ослабляющих сечение элементов; крепление к ним новых элементов;
  • заделку оконных или дверных проемов;
  • замену или модернизацию технологического или инженерного оборудования и изменение схем их размещения;
  • изменение конструкций или схем размещения технологических и инженерных коммуникаций;
  • изменение характера и режима технологического процесса размещенного в здании производства, вызывающее увеличение силовых воздействий, степени или вида агрессивного воздействия на строительные конструкции;
  • установку, подвеску или крепление другим способом (в том числе временное) на конструкциях не предусмотренного проектом технологического или другого оборудования, трубопроводов, подъемно-транспортных и других устройств;
  • изменение схем движения внутрицехового транспорта;
  • использование конструкций и их элементов в качестве якорей, оттяжек, упоров для подвески талей и других механизмов.

В нарушение пункта 1 статьи 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон о строительной деятельности), пункта 4.12 ТКП 45-1.04-208-2010 обществом в 2013 году без наличия проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, и без согласования со службой технической эксплуатации было допущено проведение модернизации (реконструкции) стекольно-колерного цеха по установке оборудования для производства пенополистирольного утеплителя: изменение объемно-планировочного решения здания, замена технологического или инженерного оборудования, изменение схем размещения технологических и инженерных коммуникаций, изменение характера и режима технологического процесса размещенного в здании производства, вызывающее увеличение силовых воздействий, степени или вида агрессивного воздействия на строительные конструкции.

Согласно сведениям общества оборудование по производству пенополистирола было получено от поставщика (ЗАО «Т») в сентябре 2012 г., в январе 2013 г. смонтированное оборудование оприходовано на счет бухгалтерского учета 01 «Основные средства», дополнительные затраты общества на строительно-монтажные работы и заработную плату с отчислениями в декабре 2012 г. составили 110 млн.руб.; за январь — декабрь 2013 г. обществом на установленном оборудовании для производства пенополистирольного утеплителя произведено 957 кв.м пенополистирола для собственных нужд.

В нарушение абзацев 6 и 7 пункта 4.12 ТКП 45-1.04-208-2010 обществом было допущено выполнение в январе — феврале 2014 г. работ по капитальному ремонту, реконструкции коридора третьего этажа инженерного корпуса общества: по изменению конструкций пола (с деревянного на плиточный), стен (зашивка стен листами из гипсокартона по каркасу), устройству подвесного потолка типа «Армстронг», замене заполнений внутренних дверных проемов, отделочных работ (оштукатуривание, окрашивание). Копии дефектного акта, локальной сметы прилагаются.

2. В июле 2013 г. УП «С» была произведена установка на заводе нового технологического оборудования. В соответствии с пунктом 26 приложения В «Перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации зданий и сооружений» к техническому кодексу установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)), утвержденному приказом N 267, установка нового технологического оборудования относится к видам работ, выполняемым при модернизации.

Согласно подпункту 3.3.5 пункта 3.3 технического кодекса установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 N 172 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», модернизация является видом реконструкции, проводимой в существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций, и представляет собой совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований в существующих габаритах. При модернизации может осуществляться изменение планировки без изменения назначения отдельных помещений, замены отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных).

Таким образом, УП «С» без наличия решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта, проектно-сметной документации выполнило работы по модернизации завода, чем были нарушены требования статей 21 и 23 Закона о строительной деятельности, согласно которым проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации.

3. Согласно пункту 4 статьи 32 Закона о строительной деятельности в случае внесения по инициативе заказчика, застройщика изменений в утвержденные обоснования инвестирования в строительство, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них этапы работ, очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметную документацию), если обязательность ее разработки предусмотрена актами законодательства, в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в том числе с увеличением стоимости строительства, определенной утвержденной проектной документацией, проводятся повторная государственная экспертиза и повторное утверждение обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации). Повторная государственная экспертиза проводится в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Согласно части 1 пункта 16 Положения N 1476 (в редакции от 30.04.2013) в случае внесения по инициативе заказчика, застройщика изменений в утвержденные обоснования инвестирования в строительство, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них этапы работ, очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметную документацию), если обязательность их разработки предусмотрена актами законодательства, в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в том числе с увеличением стоимости строительства, определенной утвержденной проектной документацией, проводится повторная государственная экспертиза и повторное утверждение обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации). В данном случае повторная государственная экспертиза проводится в порядке, установленном для вновь разработанной документации.

В нарушение пункта 1, части 3 пункта 3 статьи 51 Закона о строительной деятельности в мае — июне 2013 г. обществом осуществлялись строительные работы по устройству транспортной развязки за счет средств республиканского бюджета без наличия утвержденной проектно-сметной документации, в том числе сметной документации, разработанной в соответствии с требованиями законодательства: не прошедшей государственную экспертизу согласно части 1 пункта 16 Положения N 1476 (в редакции от 30.04.2013). В мае 2013 г. на транспортной развязке было выполнено строительных работ на сумму 1850 млн.руб., в июне 2013 г. — на сумму 1380 млн.руб.