Согласно статье 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения (постановления) суда или представления об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, внесенного органами внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, пограничной службы, таможенными органами, органом государственной охраны, органами финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, дознавателем, следователем, либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений, а равно несвоевременный ответ на такое частное определение (постановление) или представление влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
Непосредственным объектом данного правонарушения является установленный порядок, обеспечивающий исполнение частного определения (постановления) суда или представления об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, внесенного уполномоченным на то органом (должностным лицом).
Объективная сторона выражается в трех альтернативных формах:
I. Оставление должностным лицом без рассмотрения:
1) частного определения (постановления) суда об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
2) представления об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, внесенного:
- органами внутренних дел;
- органами прокуратуры;
- органами государственной безопасности;
- органами пограничной службы;
- таможенными органами, органом государственной охраны;
- органами финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям;
- дознавателем;
- следователем.
II. Непринятие мер к устранению указанных в частном определении (постановлении) суда или представлении об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, внесенном органами внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, пограничной службы, таможенными органами, органом государственной охраны, органами финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, дознавателем, следователем.
III. Несвоевременный ответ на частное определение (постановление) суда или представление, внесенное вышеуказанными органами и должностными лицами.
1. В ст. 115 Конституции Республики Беларусь определено, что судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Данное конституционное положение закреплено в ст. 14 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также и в процессуальном законодательстве Республики Беларусь: ст. 13.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), ст. 400 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК), ст. 27 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК).
В ст. 10.31 ПИКоАП закреплено, что при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, — направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий.
В указанных нормативных правовых актах, как правило, содержится норма, касающаяся того, что неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. Так, например, ч. 4 ст. 325 ГПК предусмотрено, что за оставление без рассмотрения частного определения суда либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений, а равно несвоевременный ответ на частное определение должностные лица несут ответственность, предусмотренную КоАП КоАП.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 33 УПК, если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд может вынести частное определение (постановление), которое подлежит рассмотрению в срок не позднее одного месяца со дня поступления с письменным сообщением суду о мерах, принятых по частному определению (постановлению).
В соответствии со ст. 10.31 ПИКоАП должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему административный процесс, их вынесшим и направившим.
В соответствии с ч. 2 ст. 215 ХПК частное определение направляется соответствующим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, государственным органам, органам местного управления и самоуправления, должностным лицам или гражданам, которые обязаны в срок не более одного месяца со дня вынесения частного определения сообщить в хозяйственный суд о принятых мерах.
В соответствии со ст. 38 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» представление, внесенное прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий, подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.
Состав правонарушения формальный, т.е. для привлечения лица к административной ответственности достаточно совершения им лишь противоправного деяния (действия или бездействия), указанного в Особенной части КоАП, независимо от наступивших последствий. Данное правонарушение признается оконченным с момента совершения виновным должностным лицом действий, направленных к прекращению продолжения правонарушения, или наступления событий, препятствующих дальнейшему совершению указанных противоправных деяний (действий или бездействий).
Субъект правонарушения специальный, а именно должностное лицо, на которое возложена обязанность устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения. В абз. 3 ст. 1.3 КоАП должностное лицо определено как физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины. Для данного правонарушения форма вины не влияет на квалификацию деяния, но имеет значение при выборе (установлении) меры административной ответственности.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
Органами, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 24.3 КоАП, являются:
- единолично судья районного (городского) суда (ч. 1 ст. 3.2 ПИКоАП);
- единолично судья хозяйственного суда (ч. 2 ст. 3.2 ПИКоАП);
- органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ч. 1 ст. 3.7 ПИКоАП).