Актуальные вопросы Евразийского экономического союза (часть 2)

Применимы ли к поставщикам или получателям услуг, самим услугам, отнесенным к секторам единого рынка услуг (ЕРУ), изъятия из режимов, а также дополнительные ограничительные меры, в том числе количественного и инвестиционного характера?

В соответствии с п. 38 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (далее — Протокол N 16) (приложение 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор)) стороны Договора (стороны) обязаны предоставлять лицам любого другого государства-члена право на поставку и получение услуг на условиях, указанных в п. 21, 24, 27, 29, 30 и 32 Протокола N 16, без ограничений, изъятий и дополнительных требований, за исключением условий и ограничений, предусмотренных приложением 2 к Протоколу N 16 (горизонтальные ограничения: собственность на землю, государственная поддержка; недропользование и т. п.).

Таким образом, к поставщикам или получателям услуг, самим услугам, отнесенным к секторам ЕРУ, неприменимы:

  • изъятия из режимов и дополнительные ограничительные меры, в том числе количественного и инвестиционного характера (перечислены в п. 30 и 32 Протокола N 16);
  • любые иные ограничения и требования, возможность использования которых предусмотрена Договором, в том числе ограничения и требования, предусмотренные п. 15, 16, 17, 73 Протокола N 16.

Необходимо ли для оказания услуг (выполнения работ) в секторах, отнесенных к ЕРУ, учреждать юридическое лицо либо представительство или только филиал юридического лица?

На основании п. 38 Протокола N 16 лицам любого государства-члена предоставлено право на поставку и получение услуг без секторальных ограничений и изъятий. При этом в рамках ЕРУ субъектам бизнеса одной стороны предоставляется возможность оказывать свои услуги на территории другого государства-члена без учреждения в форме юридического лица, что не исключает необходимость открытия представительства или филиала по выбору услугодателя.

В соответствии с Протоколом N 16 представительства и филиалы являются обособленными подразделениями юридических лиц, а не самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем по секторам услуг, отнесенным к единому рынку, для оказания субъектом бизнеса одной стороны своих услуг на территории другой стороны требуется учреждение представительства или филиала.

Поскольку определение понятия «учреждение» в понятийном аппарате Протокола N 16 охватывает любую форму — как представительство, так и филиал (равно как и в ранее действовавшем Соглашении о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства (заключено в г. Москве 09.12.2010)) и при отсутствии в перечне изъятий по форме учреждения ограничений (Решение Высшего Евразийского экономического совета N 112 «Об утверждении индивидуальных национальных перечней ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках Евразийского экономического союза для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (принято в г. Москве 23.12.2014) (далее — Решение ВЕЭС N 112) содержит закрытый перечень ограничений, априори не распространяемый на ЕРУ на основании п. 38 Протокола N 16 и норм Решения ВЕЭС N 112), любое лицо в рамках ЕРУ может выбрать любую форму учреждения — как филиал, так и представительство. При отсутствии возможности действовать в качестве филиала лицо будет работать в качестве представительства, и норма любого акта национального законодательства, например запрещающая такому лицу осуществлять хозяйственную или предпринимательскую деятельность в любой форме, предусмотренной Протоколом N 16 в отношении этого лица, не будет на него распространяться как прямо противоречащая Протоколу N 16.

Нужно ли лицу одного государства-члена заново получать лицензию или разрешение в соответствии с внутренним законодательством другого государства — члена ЕАЭС, на территории которого такое лицо собирается осуществлять деятельность или поставку услуг (в том числе в рамках ЕРУ)?

На основании п. 38 Протокола N 16 любая из сторон обязана в рамках ЕРУ предоставлять лицам любого другого государства-члена право на поставку и получение услуг с признанием разрешений, полученных поставщиками услуг на территории своей страны.

Вместе с тем в секторах услуг, не отнесенных к ЕРУ, и в иных видах деятельности, в случае если согласно законодательству стороны тот или иной вид деятельности подлежит лицензированию либо требуется иное разрешение на его осуществление, лицам любых государств-членов (в том числе лицам, учрежденным ими) также потребуется получение таких же разрешительных документов, как и предпринимателям-резидентам этой стороны. Однако данное правило не действует, если сторона зарезервировала за собой секторальные или горизонтальные ограничения, указанные в Решении ВЕЭС N 112 или приложении 2 к Протоколу N 16.

Все стороны закрепили в своих национальных перечнях (Решении ВЕЭС N 112) «зонтичное» изъятие по всем лицензируемым видам деятельности в части обязательного требования учреждения в форме юридического лица этого государства — члена Евразийского экономического союза (далее — Союз). Однако это ограничение не распространяется на сектора услуг, отнесенных к перечню секторов, где функционирует ЕРУ.

Каким образом в рамках ЕРУ подлежат уплате налоги (подоходный налог, налог на прибыль, НДС и т.д.)?

Взимание косвенных налогов (акцизы, НДС) осуществляется в государстве-члене, на территории которого такая услуга была поставлена, т.е. по национальному режиму (п. 2 ст. 72 Договора).

В отношении прямых налогов, взимаемых с физических лиц при найме работников-резидентов другого государства-члена, Договором также устанавливаются нормы, согласно которым доход такого работника облагается налогом по ставкам, установленным в государстве-члене, где данный работник работает (национальный режим) (ст. 73 Договора).

Кроме того, вопросы прямых налогов предусматриваются в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, участниками которых являются стороны.

На основании п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору) (далее — Протокол N 18) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением реализации работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) по общему правилу определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:

1) работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена;

2) работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена;

3) услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена;

4) налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются:

  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;
  • работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;
  • услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.

Указанные в подп. 4 п. 29 Протокола N 18 положения применяются также при:

  • передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;
  • аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;
  • оказании услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

5) работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп. 1 — 4 пункта 29 Протокола N 18.

По ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК Российской Федерации) местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

  1. работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
  2. работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
  3. услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

В случае если налогоплательщиком выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг, порядок налогообложения которых регулируется разделом XVII «Налоги и налогообложение» Договора, и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

Аналогичным образом в п. 3 ст. 148 НК Российской Федерации определяется место реализации работ в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг).

По статье 148 НК Российской Федерации местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение подп. 4 п. 1 статьи 148 НК Российской Федерации применяется при:

  • передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
  • предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг) (п. 4 статьи 149 НК Российской Федерации).

Каким из 4 способов, предусмотренных подп. 22 п. 6 Протокола N 16, можно поставлять строительные услуги в рамках ЕРУ?

Строительные услуги в рамках ЕРУ по усмотрению услугодателя могут быть поставлены любым возможным способом:

1) с территории одного государства-члена на территорию любого другого государства-члена (трансгранично) (например, услуги в инженерных областях в части: выполнения проектно-конструкторских работ и консультирования, оказания услуг по архитектурно-проектировочным работам, услуги в области градостроительного проектирования, включая услуги: по разработке проектов программ землепользования; по проведению исследований, касающихся экологических последствий и экономической оценки программ развития городов; услуги в области ландшафтной архитектуры в части: планирования и проектировки эстетического ландшафта парков, коммерческих земельных участков, земельных участков под жилье; подготовки планов земельных участков, рабочих чертежей, технических условий; подготовки эскизов рельефа местности; подготовки сметы затрат на намечаемые посадки растений и создание таких объектов, как аллеи, ограды и площадки для парковки транспорта);

2) на территории одного государства-члена лицом этого государства-члена получателю услуг другого государства-члена (потребление за рубежом);

3) поставщиком услуг одного государства-члена путем учреждения на территории другого государства-члена (путем коммерческого присутствия);

4) поставщиком услуг одного государства-члена путем присутствия его физических лиц на территории другого государства-члена.

Например, путем направления строительной бригады для строительства тех или иных объектов на краткосрочный период (в том числе на основании договора консорциума или иных подобных соглашений), если услуга оказывается более 30 дней, нужно учреждать филиал или представительство для уплаты налогов. В противном случае контролирующими и правоохранительными органами данная деятельность (без открытия филиала или представительства) может быть квалифицирована как незаконная предпринимательская.

Применимы ли нормы Всемирной торговой организации (ВТО) на территории Союза?

Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан в г. Минске 19.05.2011) (далее — Договор о функционировании ТС) не утратил силу и в связи с созданием ЕАЭС.

Положения Договора о функционировании ТС предусматривают, что с даты присоединения России к ВТО положения соглашений ВТО, а также обязательства, зафиксированные в протоколе о присоединении России к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых делегированы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, Комиссия) Россией, становятся частью правовой системы Союза.

В компетенцию ЕЭК в настоящее время входит часть вопросов, включенных в нормативную базу ВТО, за исключением вопросов Генерального соглашения по торговле услугами (далее — ГАТС), Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС) Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам (далее — ТРИМС) и ряда соглашений ВТО с ограниченным числом участников.

По указанным вопросам на уровне ЕЭК принимаются решения, обязательные для исполнения государствами — членами ЕЭАС. В связи с этим важно, с одной стороны, учитывать при разработке актов Союза нормативную базу ВТО, а с другой стороны, иметь возможность согласованно влиять на разработку новых правил многосторонней торговой системы.

Но ограниченная компетенция ЕЭК в части регулирования внешнеторговой деятельности с третьими странами не означает неприменения к отношениям, регулируемым внутри Союза, норм базовых соглашений ВТО (Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТС, ТРИМС, ТРИПС).

Согласно Договору о функционировании ТС сотрудничество Комиссии с ВТО идет в направлении выполнения обязательств действующих членов ВТО (России и Армении), содействия процессу присоединения к ВТО Казахстана и Беларуси, а также работы по координации позиций сторон Договора о функционировании ТС в отношении вопросов ВТО, которые находятся в компетенции ЕЭК.

Таким образом, теперь при рассмотрении любого спорного вопроса, связанного с внешней торговлей товарами, в качестве аргумента заинтересованный представитель бизнеса может приводить не только нормы национального и наднационального законодательства, но и документы ВТО. Это делает право Союза более понятным и прозрачным, а также ограничивает «гибкость» нормотворчества по вопросам, которые уже окончательно урегулированы в ВТО.

Могут ли лица государств — членов Договора с 1 января 2015 г. декларировать товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, таможенным органам любого из государств — членов ЕАЭС?

В Евразийском экономическом союзе действует п. 1 ст. 368 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза (подписан в г. Минске 27.11.2009)) (далее — ТмК ТС), который обязывает хозяйствующих субъектов декларировать товары только таможенным органам того государства — члена ЕАЭС, где зарегистрирован декларант и в котором он является налогоплательщиком. Это ограничение не распространяется на товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита, товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства, а также международные организации.

Принцип резидентства при таможенном декларировании — это один из немногих барьеров, сохранившихся в Евразийском экономическом союзе в таможенном регулировании, устранение которого является одной из главных задач, решаемых новым Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС).

Также не решен вопрос взаимного признания электронной цифровой подписи, необходимой для обеспечения права декларанта подавать декларации на товары таможенным органам любого государства — члена ЕАЭС при электронном декларировании.

Когда будет принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза? Какие новеллы могут быть им предусмотрены?

Разработка проекта ТК ЕАЭС ведется с конца 2013 года; планируется, что он вступит в силу в 2016 году. Текущая версия проекта ТК ЕАЭС размещена на официальном веб-сайте ЕЭК в разделе «Таможенное сотрудничество» подраздел «Горячий документ».

ТК ЕАЭС будут предусмотрены следующие новации:

  • закрепление приоритета электронного таможенного декларирования;
  • непредставление при подаче декларации на товары документов, на основании которых заполнена такая декларация;
  • автоматический выпуск товаров;
  • установление подходов, позволяющих реализовать механизм «одного окна» при совершении таможенных операций;
  • сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации;
  • унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, с указанием одного кода по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
  • определение порядка принятия предварительных решений о происхождении товара;
  • устранение административного барьера, связанного с необходимостью обращения в таможенный орган для продления сроков временного хранения товаров (установлен срок временного хранения 4 месяца, а для определенной категории товаров — 6 месяцев);
  • увеличение срока завершения действия таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада при прекращении функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов соответственно (с 4 до 6 месяцев);
  • усовершенствование института уполномоченных экономических операторов.

Какие особенности таможенных процедур, требование дополнительных документов, дополнительные пошлины, платежи, налоги действуют для перевозки товаров с таможенной территории ЕАЭС на таможенную территорию ЕАЭС через территории, не являющиеся таможенной территорией ЕАЭС?

Перемещение товаров ЕАЭС с таможенной территории ЕАЭС на таможенную территорию ЕАЭС через территории иностранных государств осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, определенной гл. 32 ТмК ТС.

Особенностей применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых самостоятельно физическими лицами через территорию иностранных государств, не предусмотрено. При таком перемещении личные вещи рассматриваются как временно вывезенные с таможенной территории ЕАЭС и обратно ввозимые на такую территорию.

При перемещении товаров для личного пользования в пределах стоимостных и (или) весовых норм беспошлинного ввоза (стоимость не превышает сумму, эквивалентную 10000 евро, общий вес не превышает 50 килограммов при ввозе воздушным видом транспорта; стоимость не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, общий вес не превышает 50 килограммов при ввозе иными видами транспорта, отличными от воздушного) отсутствует необходимость их таможенного декларирования как при ввозе, так и при вывозе.

Если стоимость и (или) вес таких товаров превышают нормы беспошлинного ввоза, то при вывозе таких товаров целесообразно подать пассажирскую таможенную декларацию, представление которой при ввозе данных товаров служит основанием для их ввоза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Каковы предельные сроки нахождения транспортного средства, зарегистрированного в одном государстве — члене ЕАЭС, на территории другого государства — члена ЕАЭС без переоформления?

Положениями таможенного законодательства Таможенного союза не регулируются сроки нахождения транспортного средства, произведенного и зарегистрированного на территории государства — члена ЕАЭС, в отношении которого не установлены ограничения по пользованию и распоряжению в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, на территории другого государства — члена ЕАЭС.

Вопросы регистрации и допуска транспортных средств к участию в движении по дорогам общего пользования регулируются национальным законодательством государств — членов ЕАЭС.

Будет ли упрощен порядок регистрации транспортных средств на территории Союза?

Для обеспечения свободного обращения транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники в ЕАЭС и определения порядка оформления их паспортов по единым формам 15 августа 2014 г. подписано Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (заключено в г. Москве 15.08.2014) (далее — Соглашение о единых формах паспорта ТС).

Соглашением о единых формах паспорта ТС установлено, что электронные паспорта оформляются с 1 июля 2015 г., а до их введения в действие оформляются единые бумажные паспорта.

ЕЭК разработает и утвердит необходимые для реализации Соглашения о единых формах паспорта ТС следующие документы:

  • единые формы паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства), паспорта самоходной машины и других видов техники, основные требования к ним и порядок их заполнения;
  • порядок формирования и ведения Единого реестра уполномоченных органов (организаций) и организаций-изготовителей, осуществляющих оформление паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин и других видов техники;
  • порядок обмена сведениями о бланках паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин и других видов техники;
  • порядок оформления и применения электронных паспортов и др.

Для организации работ по подготовке указанных документов и проведению мероприятий, необходимых для введения единых форм паспортов и организации систем электронных паспортов, Комиссией создана рабочая группа и утвержден ее состав. С учетом предложений государств-членов помимо представителей ЕЭК в ее состав включены представители уполномоченных органов сторон и бизнес-сообщества, участвовавшие в разработке Соглашения о единых формах паспорта ТС.

В качестве администратора систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники определено ОАО «Электронный паспорт».

Как реагирует ЕЭК в случае принятия таможенными органами государств — членов ЕАЭС в отношении одного и того же товара предварительных решений с различными кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее — ТН ВЭД ЕАЭС)?

В подобных случаях для целей обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС п. 7 ст. 52 ТмК ТС предусмотрено, что Комиссия принимает решения по классификации отдельных видов товаров.

В целях реализации этого положения действует Порядок принятия Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.12.2013 N 284, согласно которому по инициативе таможенного органа государства — члена Союза Комиссия принимает решение о классификации отдельного вида товара.

В случае принятия ЕЭК решения о классификации отдельного вида товара предварительные решения, принятые таможенным органом государства — члена Союза в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или внесению в них изменений.

Какими критериями (описание, характеристики и свойства товара или классификационный код товара, приведенные в разрешительных документах) необходимо руководствоваться участнику внешнеэкономической деятельности при декларировании товара?

В п. 4 ст. 52 ТмК ТС указано: «Коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных п. 4 ст. 180 ТмК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров». Ориентироваться нужно на описание (свойства, характеристики) товара.

Как осуществляется классификация товаров, перемещаемых в определенный период времени через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде?

ТмК ТС не регулирует вопросы принятия решений по классификации товаров в несобранном или разобранном виде.

Вместе с тем в соответствии со ст. 194 ТмК ТС законодательством государств-членов могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров при их перемещении в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

Статья 21 проекта ТК ЕАЭС предусматривает полномочия таможенных органов по принятию решений по классификации товаров в несобранном или разобранном виде. Такие решения являются обязательными на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие решения, а также на территории другого государства-члена при таможенном декларировании в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита компонентов товаров, в отношении которых выданы такие решения и которые перемещаются через таможенную границу ЕАЭС в течение определенного периода времени одним или несколькими транспортными средствами.