Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.2012 N 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения» (далее — Указ N 140) и иные акты законодательства Республики Беларусь обусловили необходимость совершенствования административного законодательства, в том числе предусматривающего ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела.
В этих целях Государственный таможенный комитет Республики Беларусь разработал и внес предложения по изложению главы 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в новой редакции.
Предложенная редакция норм КоАП, в которых изложены признаки составов административных таможенных правонарушений была утверждена Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон), который вступил в силу с 28 августа 2013 г.
Закон исключает из категории административных таможенных правонарушений отдельные виды деяний, ответственность за которые была предусмотрена главой 14 КоАП в редакции от 28.08.2012, а именно:
- неуведомление перевозчиком таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (статья 14.9 КоАП в редакции от 28.08.2012);
- непредставление к таможенному оформлению транспортных средств международной перевозки (статья 14.18 КоАП в редакции от 28.08.2012);
- несоблюдение порядка ввоза в Республику Беларусь товаров, запрещенных и (или) ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь (статья 14.3 КоАП в редакции от 28.08.2012);
- распоряжение товарами, подлежащими маркировке акцизными марками Республики Беларусь и ввезенными через белорусско-российскую границу, до завершения операций таможенного контроля (статья 14.19 КоАП в редакции от 28.08.2012).
Ранее за совершение административных правонарушений (далее — АП), предусмотренных частями четвертой и пятой статьи 14.1 КоАП в редакции от 28.08.2012, применялась безальтернативная конфискация предметов АП независимо от того, в чьей собственности они находятся. Законом введена альтернатива конфискации за аналогичные правонарушения, предусмотренные частью второй статьи 14.1 КоАП и частью третьей статьи 14.5 КоАП.
Увеличилось количество статей КоАП, санкции по которым предусматривают такой вид административного взыскания, как предупреждение. В соответствии с Законом административное взыскание в виде предупреждения применяется за правонарушения, выразившиеся в:
- нарушении сроков представления таможенной декларации либо непредставлении документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (статья 14.8 КоАП);
- нарушении порядка ведения учета товаров либо порядка представления отчетности (статья 14.9 КоАП);
- несоблюдении порядка таможенного транзита (статья 14.10 КоАП);
- непринятии мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (статья 14.11 КоАП);
- проведении операций с товарами без разрешения таможенного органа (статья 14.12 КоАП);
- нарушении требований и (или) условий временного хранения товаров (статья 14.14 КоАП);
- нарушении требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем (статья 14.15 КоАП), и к зонам таможенного контроля (статья 14.16 КоАП).
В главе 14 КоАП в редакции от 28.08.2012 административное взыскание в виде предупреждения предусматривалось лишь по четырем статьям.
Закон отменил административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за:
- нарушение порядка ведения учета товаров либо представления отчетности;
- непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;
- проведение операций с товарами без разрешения таможенного органа;
- нарушение требований и (или) условий временного хранения товаров и за нарушение требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем.
Установлена дополнительная возможность освобождения юридических лиц от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 8.3 КоАП, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, и статьей 8.8 КоАП за правонарушения, не связанные с получением выгоды имущественного характера.
Под выгодой имущественного характера понимается доход, который юридическое лицо получило (могло получить), либо затраты, которых юридическое лицо избежало (могло избежать) в результате совершения должностным лицом или иным работником юридического лица АП.
Закон внес соответствующие изменения в часть 3 статьи 6.10 КоАП, предусматривающую в соответствии с Указом N 140 основания для неприменения конфискации в отношении товаров, являющихся предметами административного таможенного правонарушения, за совершение которого предусмотрена конфискация таких товаров, приобретенных после его совершения лицом, не совершавшим это административное таможенное правонарушение. Такие товары не подлежат конфискации при соблюдении следующих условий:
- они помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке, установленном международными договорами и иными актами законодательства;
- были приобретены на территории Республики Беларусь у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если приобретатель не знал и не мог знать о совершении АП;
- если они были приобретены в розничной торговле.
С учетом внесенных Законом изменений в статью 7.9 КоАП при условии отсутствия у лица, в отношении которого ведется административный процесс, отягчающих вину обстоятельств предусматривается уменьшение налагаемого административного взыскания в виде штрафа на юридическое и физическое лицо за совершенное правонарушение в два раза при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность по любой из статей, предусмотренных Особенной частью КоАП, а не только по определенным правонарушениям, как это было установлено ранее.
Действовавшие ранее нормы частей третьей и четвертой статьи 14.1 КоАП в редакции от 28.08.2012, предусматривающие административную ответственность за перемещение через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля товаров стоимостью до 40 и более 40 базовых величин (БВ), и нормы частей первой и второй статьи 14.10 КоАП в редакции от 28.08.2012, предусматривающие ответственность за несоблюдение автомобильным и железнодорожным перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенной процедуры таможенного транзита, в действующей редакции КоАП объединены по составам (в часть вторую статьи 14.1 КоАП и статью 14.10 КоАП) с установлением минимальных размеров санкций, ранее предусматривавшихся за данные правонарушения.
Так, если ранее за перемещение через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля товаров стоимостью более 40 БВ налагалось административное взыскание в виде штрафа на физическое лицо — от 20 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя — от 50 до 150 БВ, на юридическое лицо — от 100 до 800 БВ, то в соответствии с действующей редакцией части второй статьи 14.1 КоАП верхние пределы административных штрафов за аналогичное правонарушение минимизированы:
- на физическое лицо — до 30 БВ;
- на индивидуального предпринимателя — до 100 БВ;
- на юридическое лицо — до 500 БВ.
Нижние пределы штрафных санкций установлены статьей 6.5 КоАП:
- для физического лица — 1/10 БВ;
- для индивидуального предпринимателя — 2 БВ;
- для юридического лица — 10 БВ.
Также новая редакция статьи 14.10 КоАП отменяет ответственность юридического лица за несоблюдение перевозчиком, осуществляющим перевозку товара железнодорожным транспортом, срока таможенной процедуры таможенного транзита.
В части изменений, вносимых Законом в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), следует отметить установление с 28.08.2013 определенных условий обжалования действий и решений должностного лица органа, ведущего административный процесс, предусмотренных главой 7 ПИКоАП, и обжалования (опротестования) постановления по делу об АП, предусмотренного главой 12 ПИКоАП.
Часть первая статьи 7.3 ПИКоАП дополнена положением, определяющим срок подачи жалобы на постановление о прекращении дела об АП, вынесенное по окончании подготовки дела об АП к рассмотрению. Такая жалоба может быть подана вышестоящему должностному лицу органа, ведущего административный процесс, в вышестоящий государственный орган — прокурору или суд — в течение 15 дней со дня вынесения такого постановления.
Статья 7.5 ПИКоАП определяет конкретные решения, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения жалобы, а именно:
- оставить без удовлетворения;
- удовлетворить полностью или частично;
- отменить постановление о прекращении дела об АП, вынесенное по окончании подготовки дела об АП к рассмотрению, и направить материалы на новую подготовку дела к рассмотрению, за исключением случаев, когда по материалам, имеющим отношение к административному правонарушению, судом вынесено постановление, предусмотренное частью 3 статьи 11.10 ПИКоАП. Копия такого решения в течение трех суток высылается лицу, подавшему жалобу.
Глава 12 ПИКоАП (обжалование и опротестование постановления по делу об АП) дополнена статьей 12.1-1, определяющей содержание жалобы на постановление по делу об АП и условия ее возвращения для устранения недостатков.
С учетом установленных требований в жалобе на постановление по делу об АП должны быть указаны:
- должностное лицо (суд, орган), которому адресуется жалоба;
- фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле об АП;
- обжалуемое постановление по делу об АП (дата, номер, орган, вынесший постановление);
- доводы для отмены или изменения постановления по делу об АП.
Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана подающим ее лицом либо его представителем. К жалобе, поданной защитником или представителем, прилагается документ, подтверждающий их полномочия. К жалобе, подаваемой в суд, должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Жалоба, не соответствующая указанным требованиям, считается поданной, но возвращается должностным лицом (судом, органом), уполномоченным ее рассматривать, с назначением срока для устранения недостатков. В случае несоблюдения назначенного срока жалоба считается неподанной.
Статьями 12.8 и 12.14-2 ПИКоАП определены порядок рассмотрения жалобы (протеста) судом, должностным лицом, уполномоченным ее рассматривать, и содержание постановления, выносимого по результатам ее рассмотрения. Нарушение требований процессуальных норм, в том числе предусматривающих порядок рассмотрения жалобы в соответствии с частью второй статьи 2.2 ПИКоАП, влечет установленную законом ответственность и признание решений, принятых по делу об АП, не имеющими юридической силы.
ПИКоАП дополнен главой 13-1, регламентирующей порядок и условия возмещения вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.
В соответствии со статьями 13-1.1 и 13-1.2 ПИКоАП в случае признания действий и решений суда, органа, ведущего административный процесс, незаконными физическое лицо имеет право на возмещение вреда жизни или здоровью, имущественного и морального вреда, восстановление нарушенных трудовых и иных личных неимущественных прав, а юридическое лицо — на возмещение имущественного вреда и восстановление деловой репутации.
Право на возмещение вреда имеет лицо, в отношении которого дело об АП прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5, 6, 9 и 10 части 1, пунктами 1, 2, 7 и 8 части 2 статьи 9.6 ПИКоАП. В случае смерти физического лица, в отношении которого дело об АП по указанным выше основаниям было прекращено, право на возмещение вреда переходит к лицам, признанным в установленном законом порядке его наследниками. Вместе с тем, если лицо добровольно оговорило себя в совершении АП, вред возмещению не подлежит.
Главой 13-1 ПИКоАП установлена также обязанность органа, ведущего административный процесс, устранить последствия причинения лицу морального вреда в случае прекращения дела об АП по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5, 6, 9 и 10 части 1, пунктами 1, 2, 7 и 8 части 2 статьи 9.6 ПИКоАП.
В соответствии с частью 2 статьи 13-1.4 ПИКоАП в случае прекращения дела об АП по указанным выше основаниям орган, ведущий административный процесс, обязан:
- принести лицу официальные извинения за причиненный вред;
- опубликовать в СМИ опровержение порочащих лицо сведений, если таковые были опубликованы в ходе ведения административного процесса;
- направить по требованию физического лица, его законного представителя (наследника) в срок до 10 дней сообщение об отмене незаконных решений по месту его работы, службы, учебы или жительства (пребывания).
Моральным вредом, последствия которого подлежат устранению в установленном порядке, признается причинение нравственных или физических страданий действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, в том числе унижение его чести и достоинства, а также причинение ущерба деловой репутации.
Полагается, что внесенные Законом изменения будут в полной мере способствовать защите и соблюдению прав, свобод и законных интересов личности, защите права собственности юридических и физических лиц, сохранению стабильности и спокойствия в обществе.
Вместе с тем необходимость дальнейшего совершенствования административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, унификации составов административных таможенных правонарушений и санкций за их совершение сегодня активно обсуждается государствами — членами Таможенного союза, что предполагает возможное внесение в скором будущем очередных корректив в действующее законодательство Республики Беларусь по вопросам административной и уголовной ответственности.