Комментарий «Лжепредпринимательство (комментарий к статье 12.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)»

Административная ответственность за лжепредпринимательство установлена статьей 12.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

1. Под лжепредпринимательством понимается создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

2. Объектом правонарушения является установленный порядок осуществления экономической (хозяйственной) деятельности, обеспечивающий ее законность.

Согласно статье 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Пунктом 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (далее — Положение), определено, что государственной регистрации подлежат создаваемые (реорганизуемые) юридические лица. Создателями (учредителями) юридического лица могут выступать как физические лица, так и юридические лица.

Создание юридического лица представляет собой как государственную регистрацию вновь создаваемого юридического лица, так и государственную регистрацию юридических лиц, возникших в результате реорганизации. При этом не имеет значения организационно-правовая форма юридического лица. Создание юридического лица — это любая организационная и иная деятельность, результатом которой стало возникновение юридического лица, обладающего правоспособностью. В то же время приобретение в любой форме уже созданной организации не подпадает под действие статьи 12.12 КоАП.

3. Государственной регистрации подлежат юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, т.е. преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющим полученную прибыль между участниками, а также относящиеся к некоммерческим организациям, т.е. не имеющим извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющим полученную прибыль между участниками (пункт 1 Положения).

4. Согласно статье 48 ГК юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора, в которых должны определяться цели деятельности. В учредительных документах некоммерческих организаций, а также в предусмотренных законодательными актами случаях в учредительных документах коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица.

В соответствии с пунктом 19 Положения в уставе (учредительном договоре) юридического лица могут (по желанию собственника, участников) указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, а регистрирующему органу запрещается требовать указания в уставе (учредительном договоре) юридического лица и свидетельстве индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности.

5. Лжепредпринимательство не является разновидностью предпринимательской деятельности, оно никак не связано ни с предпринимательской, ни с иной экономической деятельностью. Закон прямо указывает на отсутствие намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, в том числе хозяйственную деятельность некоммерческих организаций.

Лжепредпринимательство состоит в том, что заведомо создается законный по форме, но фиктивный по намерению его создателей субъект хозяйствования (юридическое лицо), который предназначен не для осуществления уставной деятельности, а для использования его как прикрытия для реализации иных целей или запрещенной деятельности.

6. Объективная сторона лжепредпринимательства включает в себя действия по созданию юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность.

Обязательной характеристикой созданного лжепредпринимательского субъекта хозяйствования является отсутствие у его создателей намерения осуществлять уставную деятельность, т.е. отсутствие намерения субъекта выполнять действия, вытекающие из факта существования юридического лица. Отсутствие такого намерения может выражаться в неосуществлении такой деятельности в течение времени, которое необходимо и достаточно для этого в соответствии с обычаями делового оборота. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа в случае неосуществления предпринимательской (уставной) деятельности в течение двенадцати месяцев подряд.

7. Доказывание отсутствия намерения осуществлять уставную деятельность аналогично доказыванию совершения мнимой сделки в соответствии со статьей 171 ГК. О наличии такого намерения могут свидетельствовать, в частности, отсутствие необходимого для ведения хозяйственной деятельности персонала, отсутствие помещений, непредставление документов в лицензирующий орган для получения лицензии, если предполагаемая деятельность лицензируется, и т.п.

Отсутствие намерения осуществлять уставную деятельность составляет суть лжепредпринимательства. Отсутствие такого намерения должно присутствовать в момент государственной регистрации (создания) юридического лица.

Оно может проявиться вовне в объективном поведении руководства юридического лица:

  • сделки не совершаются вовсе, отсутствует прибыль от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, пользования имуществом;
  • совершаются лишь мнимые, притворные и иные недействительные сделки, что является способом сокрытия незаконной деятельности;
  • уставная деятельность осуществляется, но это не было целью создания субъекта хозяйствования, такая деятельность осуществляется лишь с целью прикрытия незаконной деятельности.

Лжепредпринимательский субъект хозяйствования должен реально осуществлять деятельность, которая указана в статье 12.12 КоАП в качестве целей его создания: прикрываясь государственной регистрацией, юридическое лицо незаконно получает ссуды, кредиты; занижает прибыль, доходы или другие объекты налогообложения по той деятельности, которая ведется в рамках другого субъекта хозяйствования; получает иную имущественную выгоду; занимается запрещенной деятельностью.

8. Обязательным элементом состава правонарушения является наличие хотя бы одной из четырех указанных в законе целей действия юридического лица: получение ссуд, кредитов; сокрытие прибыли, доходов или других объектов налогообложения; извлечение иной имущественной выгоды; прикрытие запрещенной деятельности.

9. Цели получения ссуд, кредитов, а также освобождения от налогов (сокрытие прибыли, доходов и других объектов налогообложения) являются простыми, в то время как извлечение иной имущественной выгоды и прикрытие запрещенной деятельности представляют собой усложненную завуалированную цель лжепредпринимательства.

Получение кредита достигается путем заключения кредитного договора, по которому, как это предусмотрено статьей 771 ГК, банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Банковский кодекс Республики Беларусь не содержит понятия «ссуда», в то же время законодательство, регулирующее банковскую деятельность, зачастую отождествляет понятия ссуды и кредита.

10. Освобождение от налогов может предполагать создание субъекта хозяйствования в такой организационно-правовой форме, которая согласно действующему законодательству предоставляет возможность освобождения от уплаты определенных видов налогов или их минимизации.

Для уклонения от уплаты налогов лжепредпринимательство используется широко, и способы для этого могут быть различными: от прямого сокрытия доходов и иных объектов налогообложения до легального рассредоточения прибыли по нескольким расчетным счетам и снижения налогооблагаемой базы либо осуществление различных вариантов реорганизации предприятий-должников, в результате которой создаются не обремененные обязательствами дочерние фирмы.

11. Цель извлечения имущественной выгоды преследуется в результате создания лжепредпринимательских субъектов хозяйствования в определенной организационно-правовой форме и проведения различных сделок, в том числе мнимых и притворных, обеспечивающих возможность получения льготного кредитования или льготного налогообложения, освобождения от уплаты платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, получения льгот, преимуществ и выгод, освобождения от различных обременений и т.д.

12. Прикрытие запрещенной деятельности предполагает совершение мнимых и притворных сделок от лица субъекта хозяйствования, обеспечивающих прикрытие для осуществления такой деятельности, которая запрещена действующим законодательством (налоговым, природоохранным и др.).

Создание юридического лица при лжепредпринимательстве может преследовать одну или несколько из указанных в уголовном законе целей.

13. В случае, когда создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды повлекло причинение ущерба в крупном размере, наступает уголовная ответственность в соответствии со статьей 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

14. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла.

Субъектами правонарушения являются: физические лица; юридические лица.

Санкция: на физических лиц — штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин; на юридические лица — штраф в размере от ста до пятисот базовых величин.

15. Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и налоговых органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и суд.