Комментарий «Невыполнение поставок продукции для государственных нужд или нарушение сроков заключения государственного контракта на поставку либо договора поставки товаров для государственных нужд (комментарий к статье 12.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)»

Административная ответственность за невыполнение поставок продукции для государственных нужд или нарушение сроков заключения государственного контракта на поставку либо договора поставки товаров для государственных нужд установлена статьей 12.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

1. Частью 1 статьи 12.5 КоАП установлена ответственность за отказ (уклонение) от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным.

1.1. Объектом правонарушения является установленный порядок заключения контрактов (договоров) на поставку товаров для государственных нужд.

1.2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из двух альтернативных действий:

  • отказ или уклонение от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд;
  • отказ или уклонение от заключения договора поставки товаров для государственных нужд.

1.3. Поставка товаров для государственных нужд регулируется статьями 495 — 504 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), Законом Республики Беларусь от 24.11.1993 N 2588-XII «О поставках товаров для государственных нужд» (далее — Закон), Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 N 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 N 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».

1.4. В соответствии со статьей 1 Закона под государственными нуждами понимаются необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных и других задач. Под товарами понимаются продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, а также работы и услуги.

Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд.

1.5. Порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд регулируется статьей 498 ГК. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю).

Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в срок не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

В случаях, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен в срок не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса. Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.

1.6. Отказ (уклонение) поставщика (исполнителя) от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд будет иметь место в случае неподписания государственного контракта поставщиком (исполнителем) в тридцатидневный срок с момента получения проекта контракта (в том числе и при наличии разногласий по проекту контракта), либо в случае неподписания государственного контракта в двадцатидневный срок со дня проведения конкурса, если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд.

1.7. Порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд регулируется статьей 499 ГК.

Если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд.

Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, в срок не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

1.8. Отказ (уклонение) поставщика (исполнителя) от заключения договора поставки товаров для государственных нужд означает ненаправление им проекта договора покупателю, указанному в извещении о прикреплении, в тридцатидневный срок со дня получения извещения от государственного заказчика (если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен покупателем).

Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

1.9. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла.

Субъектами правонарушения являются: должностное лицо юридического лица — поставщика (исполнителя), наделенное полномочиями на заключение государственного контракта или договора; юридическое лицо — поставщик (исполнитель).

Санкция предусматривает ответственность в виде штрафа на должностное лицо в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста процентов от стоимости товаров, определенных в проекте государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд.

1.10. Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Дела об административных правонарушениях имеют право рассматривать хозяйственный суд и органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

2. Частью 2 статьи 12.5 КоАП установлена ответственность за непоставку (недопоставку) товаров для государственных нужд.

2.1. Объектом правонарушения является установленный порядок поставки товаров для государственных нужд.

2.2. Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении предусмотренных государственным контрактом или договором поставки товаров условий по срокам и объемам поставки. Условия по срокам и объемам поставки товаров являются обязательными при заключении государственного контракта или договора поставки товаров для государственных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (статья 495 ГК).

2.3. Непоставка товаров для государственных нужд представляет собой непередачу в предусмотренный контрактом (договором) срок всего объема товаров, а недопоставка — непередачу в установленный срок части товаров, т.е. передачу в установленный срок товаров не в полном объеме.

Статьей 501 ГК предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 476 — 493 ГК.

2.4. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла.

Субъектом правонарушения является юридическое лицо.

Санкция предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста процентов стоимости непоставленных (недопоставленных) товаров.

2.5. Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Дела об административных правонарушениях имеют право рассматривать хозяйственный суд и органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

3. Частью 3 статьи 12.5 КоАП установлена ответственность за заключение с нарушением установленных законодательством сроков заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение такого контракта либо договора является обязательным.

3.1. Порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение такого контракта либо договора является обязательным, рассмотрен выше.

В случае, когда поставщик (исполнитель) отказывается либо уклоняется от заключения государственного контракта или договора, ответственность его наступает в соответствии с частью 1 статьи 12.5 КоАП. Если поставщик (исполнитель) заключил государственный контракт или договор, но сделал это с нарушением установленных законодательством сроков, ответственность его наступает в соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП.

Ответственность в соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП за заключение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение такого контракта либо договора является обязательным, с нарушением установленных законодательством сроков несет также покупатель (другая сторона по государственному контракту или договору).

3.2. Заключение с нарушением установленных законодательством сроков заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение такого контракта либо договора является обязательным, означает, что поставщиком (исполнителем) либо покупателем при заключении договора не были соблюдены все те сроки, которые установлены законодательством для стадии подготовки и подписания государственного контракта или договора.

3.3. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме как умысла, так и неосторожности.

Субъектами правонарушения являются индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, выступающие поставщиком (исполнителем) или покупателем по государственному контракту или договору.

Санкция предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

3.4. Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Дела об административных правонарушениях имеют право рассматривать хозяйственный суд и органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.