Конституционные основы смертной казни в Республике Беларусь

В последние 5 — 10 лет в научной литературе представители общественности, практики достаточно активно обсуждают вопрос о существовании смертной казни в Республике Беларусь. Обращение в данной публикации к вопросу о смертной казни и прежде всего ее заголовок не свидетельствуют о том, что автор выступает за сохранение данного вида наказания. Отразим некоторые явления в динамике.

1. Как известно, решение о подготовке проекта новой (пятой) Конституции Республики Беларусь (далее — проект Конституции) было принято в июне 1990 г., а в июле того же года была сформирована Конституционная комиссия. Под ее эгидой были созданы две рабочие группы, которые готовили самостоятельно свои проекты. В итоге после обсуждения на совместном заседании обеих групп был взят за основу проект, подготовленный рабочей группой во главе с заместителем Председателя Верховного Совета БССР В.И.Шолодоновым. В проекте Конституции, подготовленном этой рабочей группой по состоянию к сентябрю 1991 г., вопрос о смертной казни фиксировался следующим образом: гражданин Белорусской ССР (на тот момент еще не был принят закон о переименовании нашего государства в Республику Беларусь) имеет право на жизнь. Никто не может быть лишен жизни иначе как по приговору суда в качестве исключительной меры наказания в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 57 проекта Конституции). То есть предусматривалась широкая формулировка, отдающая на усмотрение законодателя определение случаев, в связи с которыми могло быть установлено лишение жизни по приговору суда. В редакциях проектов Конституции, рассмотренных на заседании Конституционной комиссии Республики Беларусь 30 сентября 1991 г., а также в проекте Конституции, одобренном в первом чтении 11 ноября 1991 г., последующих проектах Конституции от 6 апреля 1992 г., от 8 октября 1992 г. соответствующие нормы (ст. 24, 25) выглядели следующим образом: «неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь. Республика защищает от незаконных посягательств на жизнь и здоровье человека». Такая редакция свидетельствовала о желании уйти от какого-либо упоминания о смертной казни (лишении жизни по приговору суда). Однако сама формулировка, согласно которой республика защищает от незаконных посягательств на жизнь и здоровье человека, могла быть истолкована еще шире, нежели это было в самом первом проекте Конституции, т.е. подготовленном к сентябрю 1991 г.

Впервые близкая к нынешнему содержанию статьи 24 действующей Конституции Республики Беларусь редакция (также статья за номером 24) появилась в проекте Конституции по состоянию на 11 марта 1993 г. Согласно ст. 24 проекта Конституции каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за тягчайшие преступления и только по приговору суда. В этой статье речь шла о тягчайших преступлениях. В проекте Конституции по состоянию на 4 мая 1993 г. первые две части статьи 24 остались неизменными, а третья часть была изложена следующим образом: «смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только по приговору суда». Эта формулировка (как более точная) вошла в окончательную редакцию Конституции Республики Беларусь, которая была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 г.

2. На референдум 24 ноября 1996 г. наряду с иными вопросами был вынесен в качестве консультативного вопрос об отношении граждан к смертной казни. За отмену смертной казни проголосовали 17,93% граждан, принявших участие в голосовании (1108226 чел.), против проголосовали 80,44% граждан (4972535 чел.). Обратим внимание на два важных обстоятельства, которые в определенной мере определили указанные цифры. В силу сложившейся на тот момент обстановки в значительно меньшей степени уделялось внимание дискуссии относительно смертной казни. Кроме того, криминогенная обстановка на тот момент, как и в период подготовки проектов Конституции 1994 года, была такой, что не формировала у граждан позицию в пользу отмены смертной казни как средства защиты от преступных элементов за совершение особо тяжких преступлений. Для сведения сообщим о количестве ежегодно совершаемых в этот период убийств: в 1995 году их было совершено 1117, в 1996 году — 1130, в 1997 году — 1195, в 1998 году — 1228, в 1999 году — 1180.

3. До 1999 года включительно осужденных к смертной казни ежегодно насчитывались десятки. В 1995 и 1996 годах к смертной казни было приговорено соответственно 37 и 29 человек. После референдума, когда большинство высказалось за сохранение смертной казни, т.е. в 1997 и 1998 годах было уже приговорено 46 и 47 человек соответственно, а в 1999 году — 13 человек. Начиная с 2000 г. единицы граждан приговаривались к смертной казни (в 2000, 2001, 2002, 2003 годах — соответственно 4, 7, 4, 4 человека). В этот период менее двух десятков лиц ежегодно было приговорено к пожизненному заключению (соответственно — 18, 11, 15, 12 человек). Почему мы обращаемся к этому периоду? Потому что именно в этот период был ощутимый рост убийств. По сути, можно говорить о пике этих преступлений. Обратим внимание на то, что в 2012 году не было вынесено ни одного приговора о смертной казни. Роста преступности не произошло.

4. 11 марта 2004 г. (почти через десять лет после принятия Конституции Республики Беларусь) Конституционный Суд Республики Беларусь вынес Заключение N З-171/2004 «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни» (далее — Заключение). Исходя из проведенного анализа норм Конституции Республики Беларусь, международных актов, Конституционный Суд Республики Беларусь в своем Заключении отметил, что норма части третьей статьи 24 Конституции Республики Беларусь предвосхитила отмену смертной казни. Она была ориентирована на создание условий в рамках временного отрезка (своего рода переходного этапа) для отказа от исключительной меры в виде смертной казни. Вместе с тем такая редакция статьи 24 Конституции Республики Беларусь не позволяла Конституционному Суду Республики Беларусь в своем Заключении признать в полной мере нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) не соответствующими Основному Закону Республики Беларусь. В заключении была зафиксирована необходимость некоторой корректировки УК, а также возможность в качестве первого шага объявления моратория на вынесение приговоров о смертной казни.

Известно, что смертная казнь как вид наказания отменяется самим парламентом, конституционными судами (признается неконституционной). Часто приводятся примеры, свидетельствующие о том, что народ в большинстве против отмены смертной казни, но уполномоченный субъект берет на себя ответственность и принимает соответствующее решение. Когда соответствующие решения о полной отмене смертной казни выносят конституционные суды, обнаружившие неконституционность норм национального Уголовного кодекса, то возникает резонный вопрос: кто ответит за приведенные в исполнение приговоры, вынесенные на основе противоречащего Основному Закону УК? Поэтому наиболее удачной в редакционном отношении является статья 24 Конституции Республики Беларусь.

5. Сравнивая ситуацию в нашей республике с ситуацией в зарубежных европейских странах, Соединенных Штатах Америки, Канаде, экспертам было бы полезно учитывать те данные, которые свидетельствуют о числе лиц, предположительно совершивших преступления, погибших при задержании от рук полицейских. Полагаем, что их удельный вес существенно превысит число лиц, приговариваемых к смертной казни в Республике Беларусь и пострадавших при задержании милицией в результате применения огнестрельного оружия. Известно, насколько свободно полицейские применяют огнестрельное оружие даже по отношению к лицу, совершившему преступление, не относящееся по нашей классификации к тяжким или особо тяжким.

6. На наш взгляд, европейский стандарт, предполагающий отказ от применения смертной казни в мирное время, для Республики Беларусь как европейской страны приемлем. Полезно делать дальнейшие шаги в этом направлении, формируя соответствующим образом правоприменительную практику, повышая правовое сознание граждан, воздействуя на криминогенную ситуацию с целью сокращения преступности (прежде всего тяжких и особо тяжких преступлений). В качестве технико-юридической меры можно было принять закон о приостановлении действия норм УК о смертной казни на определенный период (например, на год). К моменту окончания действия этого закона его можно было бы с учетом развития событий пролонгировать.

7. Совет Европы, высказывая требование об отмене Республикой Беларусь смертной казни и ставя это в качестве одного из условий приема в состав данной международной организации, на наш взгляд, должен учитывать практику приема других государств, которым устанавливался переходный период для приведения законодательства в соответствие с Конвенцией Совета Европы N 5 «О защите прав человека и основных свобод (ETS N 5)» (заключена в г. Риме 04.11.1950).