Контрабанда и ее квалифицирующие признаки

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания.

Признаками преступления являются: общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость.

Под составом преступления понимают систему объективных и субъективных элементов и признаков, установленных в уголовном законе, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление.

К элементам состава преступления относятся: объект преступления; объективная сторона преступления; субъект преступления; субъективная сторона преступления.

К преступлениям, по которым таможенные органы как органы дознания осуществляют предварительное расследование на основании ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, статьи 7 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 321 Таможенного кодекса Республики Беларусь, относятся дела о:

  • контрабанде (ст. 228 УК);
  • незаконном экспорте или передаче в целях экспорта объектов экспортного контроля (ст. 229 УК);
  • невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК);
  • уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК).

Как показывают практика и исторический опыт, механизмы осуществления правонарушений и преступлений в таможенной сфере постоянно совершенствуются. Такие преступления, как контрабанда, становятся более изощренными, хорошо организованными, всесторонне подготовленными и, как следствие этого, умело замаскированными.

Объект и объективная сторона контрабанды

Действующее уголовное законодательство выделяет две группы предметов контрабанды, правовое положение которых является неоднозначным. Такое деление имеет большое значение для правильной квалификации содеянного, что, в свою очередь, позволяет отграничить контрабанду от иных сходных преступлений, а также правонарушений, влекущих административную ответственность.

Первую группу составляют товары и ценности, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь. Незаконное перемещение указанных предметов через таможенную границу влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 228 УК лишь при установлении крупного размера. В соответствии с примечанием к ст. 228 УК под крупным размером при контрабанде предметов первой группы понимаются случаи, когда стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Уголовный закон не раскрывает перечень предметов первой группы. Это сделало бы ст. 228 УК громоздкой и неудобной при пользовании. Кроме того, нужно обеспечить возможность при необходимости уточнять и дополнять перечень предметов этой группы без внесения изменений и дополнений в УК. По этим причинам перечень предметов контрабанды первой группы определяется подзаконными актами.

Вторую группу составляют предметы, изъятые из свободного гражданского оборота ввиду их опасных свойств. В соответствии с ч. 2 ст. 228 УК к ним относятся наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные, взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, его составные части или компоненты и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое, другие виды оружия массового поражения или его составные части, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Спецификой состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК, является то, что преступным признается перемещение указанных предметов независимо от их размера.

Часть 1 ст. 228 УК, которая предусматривает ответственность за контрабанду предметов первой группы, и ч. 2 ст. 228 УК, предусматривающая ответственность за контрабанду предметов второй группы, содержат два основных состава, которые помещены в одну статью с целью дифференциации ответственности за содеянное.

При незаконном перемещении через таможенную границу Республики Беларусь предметов, изъятых из свободного гражданского оборота, причиняется вред либо создается угроза причинения вреда в первую очередь общественной безопасности и здоровью населения, в связи с чем указанные общественные отношения следует рассматривать в качестве основного объекта, а интересы государства в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности — в качестве дополнительного объекта. Таким образом, контрабанда представляет собой многообъектное преступление.

Таким образом, объектом контрабанды является совокупность общественных отношений, затрагивающих экономические интересы государства в сфере внешнеэкономической деятельности, а также основы общественной безопасности и здоровье населения.

Предмет контрабанды, то есть любой элемент общественных отношений, носящий материальный характер, на который воздействует лицо в процессе совершения общественно опасного деяния, является обязательным признаком исследуемого состава преступления. В статье предусмотрен исчерпывающий перечень предметов контрабанды, которые можно разделить на две группы.

Объективная сторона контрабанды выражается в действиях, направленных на незаконное перемещение через таможенную границу товаров и ценностей, ограниченных или запрещенных к такому перемещению, в крупном размере либо предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 228 УК, помимо таможенного контроля с сокрытием от такового либо с обманным использованием документов или средств идентификации, а также перемещении, сопряженном с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

Под перемещением товаров и ценностей помимо таможенного контроля следует понимать перемещение предметов вне определенных мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.

В связи с тем что таможенное оформление производится, как правило, в пунктах таможенного оформления соответствующими должностными лицами таможенных органов в течение времени работы размещенного в этом пункте структурного подразделения таможенного органа, а в некоторых случаях по просьбе заинтересованных лиц — в иных местах и в иное время, перемещение предметов в нарушение указанных требований образует сокрытие от таможенного контроля как способ совершения контрабанды.

Как перемещение помимо таможенного контроля рассматривается и транзитное перемещение товаров и ценностей через таможенную границу Республики Беларусь при отсутствии законных оснований для такого перемещения, так как в этом случае таможенный контроль практически не производится, создаются благоприятные возможности для незаконного перемещения предметов контрабанды.

Незаконным уголовный закон признает также перемещение предметов с сокрытием от таможенного контроля. Под сокрытием понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также придание одним товарам вида других.

Тайник представляет собой тщательно замаскированное помещение, емкость, иное пространство, которые специально изготавливаются для сокрытия в них товаров, местонахождение которых неизвестно другим лицам, и их трудно обнаружить при внешнем обычном осмотре. Тайник может быть оборудован между стенками грузового контейнера, в колесе автомобиля, в двойном корпусе бензобака и так далее.

Использование оборудованных или приспособленных для сокрытия конструктивных емкостей, предметов, которые предварительно подвергались разборке, монтажу и т.п. без внесения конструктивных изменений, также является одним из видов сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля.

Кроме того, сокрытием от таможенного контроля является перемещение предметов способом, затрудняющим их обнаружение. Это может быть сокрытие товаров и ценностей в переносимых личных вещах, использование естественных полостей человеческого тела, а также предметов багажа.

Сокрытием от таможенного контроля является и придание одним предметам вида других. Так, в некоторых случаях контрабанда может перемещаться под видом иной продукции, например, спирт может перемещаться под видом аммиачного раствора с добавлением химических реагентов, вследствие которых исчезает запах.

Незаконным признается также перемещение предметов с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. В данном случае речь идет о таможенных и иных документах, подтверждающих сведения о перемещаемом товаре, его количестве и иные сведения.

Обманное использование документов или средств идентификации означает представление таможенному органу поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного, но относящегося к другим товарам и ценностям.

От обманного использования таможенных и иных документов следует отличать недекларирование либо заведомо недостоверное декларирование.

Под недекларированием либо заведомо недостоверным декларированием понимается незаявление в установленной письменной, устной или иной форме сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Таким образом, речь идет о случаях, когда лицо преднамеренно искажает сведения о фактах, необходимых для таможенного контроля, путем сообщения не соответствующих действительности сведений о перемещаемых вещах либо не сообщает сведения о таких фактах, которые имеют существенное значение при производстве таможенного контроля.

Порядок декларирования, то есть порядок заявления точных и достоверных сведений о перемещаемых предметах, целях их перемещения, перечень сведений, подлежащих заявлению при таможенном оформлении, устанавливаются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Для предметов, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу, установлена обязательная письменная форма декларирования.

Контрабанда определена законодателем в качестве преступления с формальным составом. Уголовную ответственность влечет само деяние независимо от наступивших последствий. Понимание перемещения как совершения различного рода действий, свидетельствующих о намерении вывезти предметы за пределы таможенной территории, практически исключает возможность добровольного отказа от совершения преступления и означает, что при вывозе товаров и ценностей контрабанда должна признаваться преступлением с усеченным составом.

Субъект и субъективная сторона контрабанды

Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, то есть лицо, совершающее контрабанду, сознает общественно опасный характер своего деяния и желает совершить контрабанду.

При контрабанде предметов первой группы прямой умысел характеризуется тем, что лицо сознает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу товары или ценности, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их перемещение, и желает их незаконно переместить.

Умысел при контрабанде предметов, указанных в ч. 2 ст. 228 УК, характеризуется осознанием лицом того факта, что имеет место незаконное перемещение через таможенную границу Республики Беларусь предметов контрабанды второй группы, и желанием переместить их незаконным способом.

Незаконное перемещение предметов при наличии косвенного умысла является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия в содеянном состава преступления. Недекларирование либо недостоверное декларирование, например, вследствие заблуждения относительного того, что конкретные предметы, по мнению лица, не обязательны для декларирования, свидетельствует об отсутствии субъективной стороны контрабанды.

При отсутствии прямого умысла лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за контрабандную деятельность. Такие лица действуют, как правило, по небрежности либо вовсе при отсутствии вины в уголовно-правовом смысле. Мотивы и цель контрабанды не являются признаками состава преступления и на квалификацию содеянного не влияют, однако выяснение подлинных мотивов и целей контрабанды имеет важное значение, так как они должны учитываться судом при назначении наказания. Как правило, мотивы и цель при контрабанде являются корыстными.

Субъектом контрабанды является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Это может быть гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Квалифицированный состав контрабанды

Квалифицированный состав контрабанды — это действия, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 228 УК, совершенные:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • лицом, ранее судимым за контрабанду;
  • должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;
  • с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;
  • в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ (ч. 3 ст. 228 УК).

Совершение контрабанды группой лиц по предварительному сговору законодателем отнесено к преступлениям, совершаемым с обстоятельствами, отягчающими ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 УК преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления. Таким образом, обязательными условиями для квалификации деяния по признаку совершения контрабанды группой лиц по предварительному сговору являются:

  • наличие группы в составе хотя бы двух физических лиц, вменяемых и достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • наличие предварительного сговора, т.е. предварительной договоренности исполнителей (соглашения) о совершении преступного посягательства, хотя бы незадолго до его начала. Сговор возможен как в форме устного или письменного соглашения, так и с помощью условных знаков либо жестикуляции;
  • совместное участие хотя бы двух лиц в совершении преступления в качестве исполнителей (соисполнителей). Соисполнителями контрабанды признаются лица, которые совместно участвовали в оформлении и перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь либо выполняли какую-то часть этих действий;
  • наличие умысла на совместное совершение преступного деяния.

Контрабанда считается совершенной лицом, ранее судимым за контрабанду, если одно или несколько таких преступлений совершены в течение сроков судимости за предшествующую контрабанду. Статья 45 УК определяет, что осуждение лица за совершенное им преступление создает правовое состояние судимости, которая заключается в возможности применения к осужденному мер уголовной ответственности. При этом лицо считается судимым со дня вступления приговора в законную силу вплоть до погашения или снятия судимости.

Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своих служебных полномочий. В ст. 4 УК устанавливается понятие должностного лица, под которым, в частности, понимаются государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе. Таким образом, ответственность за данный квалифицированный вид контрабанды могут нести должностные лица любых юридических лиц, в том числе и должностные лица таможенных органов.

Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, является квалифицирующим признаком, указанным в ч. 3 ст. 228 УК, и предполагает применение только физического насилия, которое может выразиться в ограничении свободы, умышленном причинении боли, нанесении телесных повреждений, включая менее тяжкие.

Не могут быть отнесены к насилию, а следовательно, квалифицироваться как деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 228 УК, попытки открыто переместить предметы контрабанды через таможенную границу вопреки запрету лица, осуществляющего таможенный контроль, а также осуществляемые с той же целью попытки вырваться из рук.

Применение насилия к должностным лицам таможенных органов, деятельность которых не связана с осуществлением таможенного контроля, квалифицируется как преступление против порядка управления, что предусмотрено ст. 366 УК.

Совершение контрабанды в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ является квалифицирующим признаком, указанным в ч. 3 ст. 228 УК.

Особо квалифицированный состав: действия, предусмотренные ч. 1, 2 и 3 ст. 228 УК, совершенные организованной группой (ч. 4 ст. 228 УК).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 УК преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.

Преступление, совершенное организованной группой, следует отличать от преступного деяния, совершенного группой лиц по предварительному сговору. Группа превращается в организованную в случае, если:

  • преступление совершается устойчивой группой лиц;
  • преступление совершается управляемой группой лиц;
  • преступление совершается по предварительной договоренности.

Об устойчивости группы могут свидетельствовать следующие факторы: участники группы объединились на более или менее продолжительное время для осуществления преступной деятельности; подготовке преступлений предшествует тщательное планирование; уточнение и конкретизация деталей преступного посягательства; подбор соучастников; обеспечение мер по сокрытию преступления; строгая централизация управления, жесткая дисциплина и др.

Управляемость группы предполагает наличие разветвленной иерархической структуры взаимоотношений, установление связи с элементами руководства и подчинения, а также распределение ролей между ее участниками.

Обязательным условием существования организованной группы является сговор (соглашение) нескольких лиц на более или менее продолжительный срок, в течение которого планируются подготовка и осуществление преступной деятельности (намечаются объекты преступного посягательства, намечаются сроки совершения преступления, приобретаются орудия преступления, готовятся транспортные средства и т.д.).