Контрольная деятельность: новшества 2012 года (часть 1)

С 1 октября 2012 г. изменились правила осуществления контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Основным документом, консолидирующим правила осуществления совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510). Вместе с тем практика применения Указа N 510 потребовала кардинального изменения действующих принципов и порядка осуществления контрольной и надзорной деятельности с учетом политики государства, направленной на либерализацию условий осуществления хозяйственной деятельности в Республике Беларусь (Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»).

Решение накопленных вопросов нашло отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 332), которым внесены изменения и дополнения в Указ N 510.

Указом N 332 предусмотрены изменения в порядке назначения и проведения проверок, в том числе проводимых по поручениям органов уголовного преследования и судов, в регулируемых сферах контрольной и надзорной деятельности, в оформлении результатов проверок и их реализации, в правилах признания проверок незаконными, изменения прав и обязанностей участников контрольной (надзорной) деятельности.

Указом N 332 разграничиваются такие формы контроля, как проверка и мониторинг, вводится определение термина «проверка» и устанавливается порядок проведения мониторинга.

Под проверкой понимается форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.

Под мониторингом понимается форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

Порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь в форме проверок, как и ранее, регламентирован в Положении о порядке организации и проведения проверок, утвержденном Указом N 510 (далее — Положение о проверках). Порядок проведения контролирующими и надзорными органами мониторинга установлен в Положении о проведении мониторинга, также утвержденном Указом N 510 (далее — Положение о мониторинге).

Указом N 332 предусмотрено, что проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов. Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности (пункт 15 Указа N 510).

К примеру, на основании статьи 23.82 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) противозаконное ограничение прав и интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Из Указа N 510 исключены нормы, определяющие обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением в сфере бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств и налогового законодательства (пункт 18 Указа N 510). Следует обратить внимание, что данные нормы ранее были перенесены в КоАП. Так, согласно статье 5.5 КоАП не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, следующие деяния индивидуального предпринимателя или юридического лица:

  • неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более одного процента от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более десяти базовых величин.

Указом N 332 изменена также качественная характеристика контрольной деятельности. Одним из принципов осуществления контрольной (надзорной) деятельности предусмотрено предупреждение совершения правонарушений (пункт 3 Положения о проверках). Отмечается направленность на сотрудничество и взаимодействие с проверяемыми субъектами, на профилактику и предупреждение совершения правонарушений. К мерам профилактического и предупредительного характера отнесены (пункт 15 Указа N 510):

  • проведение мониторинга, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
  • проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применение его положений на практике;
  • информирование субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
  • проведение семинаров, круглых столов и др.

Как и ранее, контроль за выполнением Указа N 510 контролирующими органами, осуществляющими контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов, возложен на Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Вместе с тем Указом N 332 внесено дополнение, согласно которому надзор за выполнением Указа N 510 контролирующими и надзорными органами возложен на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Мониторинг

Указом N 332 введена новая форма контроля — мониторинг. Мониторинг отнесен к мерам профилактического и предупредительного характера, реализуемым контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с проверяемыми субъектами.

Мониторинг заключается в анализе деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства.

Алгоритм проведения мониторинга заключается в следующих действиях:

1) решение о проведении мониторинга — принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем;

2) проведение мониторинга: наблюдение, анализ, оценка, установление причинно-следственных связей — проводится должностным лицом контролирующего (надзорного) органа.

При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе:

  • входить на территорию и (или) объекты субъекта, являющиеся общедоступными. На территорию и (или) объекты, не являющиеся общедоступными, должностные лица вправе входить только с согласия субъекта;
  • использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора);

3) требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств — выносится должностным лицом контролирующего (надзорного) органа.

Основанием для вынесения такого требования является обнаружение в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.

Порядок вынесения требования установлен в пункте 74 Положения о проверках.

Требование (предписание) выносится в день выявления нарушения, вручается немедленно либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, проверяемому субъекту или его представителю и вступает в силу с момента его получения субъектом или его представителем.

В случае невозможности вынесения требования (предписания) в день выявления нарушения данное требование (предписание) выносится должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным рассматривать материалы проверки, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений. Требование (предписание) должно содержать указание на срок такого приостановления (запрета) и срок информирования контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку, об устранении нарушений, повлекших приостановление (запрет);

4) утверждение требования (предписания) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств — осуществляется должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным рассматривать материалы проверки.

Требование (предписание) утверждается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его вручения (направления).

При необходимости выносится решение о полной или частичной отмене требования (предписания), уменьшении срока приостановления (запрета) и (или) срока информирования об устранении нарушений, повлекших приостановление (запрет). Такое решение в день его вынесения вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о получении) проверяемому субъекту или его представителю;

5) уведомление об устранении нарушений, повлекших приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств — направляется субъектом контролирующему (надзорному) органу.

Уведомление представляется письменно в контролирующий (надзорный) орган, вынесший соответствующее требование (предписание), и в пределах установленного в нем срока;

6) решение о возобновлении деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств либо о продлении срока действия приостановления (запрета) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств — принимается должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным рассматривать материалы проверки.

Решение принимается не позднее двух рабочих дней со дня получения уведомления об устранении нарушений.

При необходимости продления срока действия приостановления (запрета) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств контролирующий (надзорный) орган обращается в суд с заявлением о продлении приостановления (запрета). При этом до принятия судом решения по заявлению контролирующего (надзорного) органа действие приостановления (запрета) сохраняется;

7) оформление аналитической (информационной) записки по результатам мониторинга — осуществляется должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, проводившим мониторинг;

8) решение об учете результатов мониторинга — принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем, если в ходе мониторинга несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта не выявлены;

9) решение о направлении в адрес субъекта рекомендаций по устранению выявленных нарушений (недостатков) — принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем, если в ходе мониторинга обнаружены нарушения (недостатки), при условии что рекомендации по их устранению не выносились.

Рекомендации вручаются при обнаружении в ходе мониторинга на территории и (или) объектах субъекта нарушений (недостатков), не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.

Рекомендации вручаются субъекту должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, проводящим мониторинг, под роспись либо направляются в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга или принятия решения руководителем (его заместителем) контролирующего (надзорного) органа о направлении рекомендаций. Рекомендации направляются заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства) субъекта. Субъект считается ознакомленным надлежащим образом с рекомендациями, а рекомендации — полученными по истечении трех дней со дня такого направления;

10) добровольное устранение субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), указанных в рекомендациях.

При добровольном устранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный контролирующим (надзорным) органом срок данным органом не применяются меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц. Однако данный мораторий не применяется при повторном выявлении нарушений (недостатков), выявленных этим контролирующим (надзорным) органом при проведении предыдущего мониторинга;

11) информирование об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), указанных в рекомендациях, — осуществляется субъектом в адрес контролирующего (надзорного) органа в установленный им срок;

12) решение о применении мер ответственности — принимается в отношении субъекта и (или) его должностных лиц руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем. Основанием для принятия такого решения является невыполнение субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Таким образом, мониторинг направлен на предупреждение правонарушений и в случае установления нарушений в ходе его проведения субъекту предоставляется возможность их устранения.