Ключевым свойством права в правовой системе является его эффективность. Эффективность права в социологическом понимании определяется степенью соответствия государственно-рекомендуемой модели поведения социальным ожиданиям, а также стереотипом поведения, оцениваемого социумом как правомерное [1, с. 8]. В данном случае право следует рассматривать как средство управления обществом и способ согласования различных интересов [2, с. 2].
Согласно п. 4 Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10.04.2002 N 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь», одной из предпосылок повышения эффективности нормативных правовых актов является определение экономических, социальных, политических и иных последствий принятия нормативных правовых актов [3]. При этом в научной литературе высказывается мнение, что одним из критериев оценки эффективности правовых норм выступает характеристика криминогенности норм права, т.е. анализ корректности нормативных правовых актов, адекватности создаваемых правовых механизмов воздействия на социум, наличие (отсутствие) коллизий и пробелов, которые могут способствовать нарушению законности и правопорядка [4, с. 1].
Статьей 49-1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» предусмотрено, что проекты нормативных правовых актов подлежат криминологической экспертизе в случаях и порядке, установленных Президентом Республики Беларусь [5]. Указом Президента Республики Беларусь от 29.05.2007 N 244 «О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь» утверждено Положение о порядке проведения криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь (далее — Положение). Согласно пункту 2 Положения криминологической экспертизой является исследование содержания проекта закона в целях выявления в нем норм, реализация которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в финансово-экономической сфере, в сферах правоохранительной деятельности (включая борьбу с преступностью и коррупцией), государственной службы и других сферах общественных отношений [6]. Прогнозирование социально-правовых последствий принятия нормативных правовых актов, осуществляемое при проведении криминологической экспертизы, должно базироваться на прочном фундаменте знаний обо всем комплексе явлений, детерминирующих преступность [7].
Уголовно-правовые средства борьбы с таким негативным общественным явлением, как коррупция, зачастую являются недостаточно эффективными. Это обусловлено тем, что коррупционные преступления обладают высокой степенью латентности и носят деструктивный характер по отношению к системе государственного управления, разлагая ее изнутри. В связи с этим особое значение приобретают меры, направленные на предотвращение «заражения» механизма государства проявлениями коррупции, то есть модернизацию законодательства с целью устранения из него положений, способствующих совершению, в частности, коррупционных преступлений.
Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» в абзаце втором статьи 22 рассматривает криминологическую экспертизу в качестве одной из основных мер общей профилактики правонарушений [8]. Статья 5 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» определяет систему мер борьбы с коррупцией, в которой наряду с другими мерами отдельно выделено проведение в установленном порядке криминологической экспертизы проектов правовых актов Республики Беларусь для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике [9]. Ключевой мерой в данной ситуации призвана стать такая разновидность криминологической экспертизы, как антикоррупционная экспертиза.
Следует обратить внимание, что так называемая антикоррупционная экспертиза в законодательстве Республики Беларусь не нашла своего легального закрепления, но известна правовой науке (например, работы Н.А.Полящука). Антикоррупционную экспертизу в настоящее время принято рассматривать как разновидность криминологической экспертизы, задача которой заключается в выявлении любых криминогенных проявлений, включая и коррупционные проявления.
Антикоррупционная экспертиза в качестве вида криминологической экспертизы названа в модельном законе «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятом постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 15.11.2003 N 22-15 (далее — Модельный закон) [10]. Интерес представляет тот факт, что в ряде зарубежных государств понимание антикоррупционной экспертизы и криминологической экспертизы отождествляется. Такой же подход имеет место и в международных правовых договорах о борьбе с коррупцией и преступностью. Так, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003) в пункте 3 статьи 5 закрепила норму, ставшую основой для антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов [11].
В свою очередь, часть шестая статьи 2 Модельного закона предусматривает, что антикоррупционная экспертиза представляет собой деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов [10]. Объектом такой экспертизы следует считать нормативные правовые акты, подлежащие криминологической экспертизе в соответствии с законодательством государств — участников Содружества Независимых Государств (в Республике Беларусь — в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 N 230 «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы» [12]). Основанием выделения в качестве отдельного вида антикоррупционной экспертизы является наличие специальной цели — выявление так называемых коррупционных факторов. Данный термин разработан в юридической науке и был воспринят российскими правоприменителями. Это выразилось в принятии документа методологического характера — «Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательства» [13]. Указанный документ в понятие «коррупционные факторы» вкладывает следующее значение: нормативно-правовые конструкции и решения, которые увеличивают коррупционную опасность в силу наличия норм, допускающих их произвольную трактовку и применение государственными служащими. Соответственно предметом проведения антикоррупционной криминологической экспертизы является выявление таких факторов, как:
- коррупционные факторы, связанные с реализацией властных полномочий в качестве дискреционных (например, злоупотребление правом заявителя, заполнение законодательных пробелов при помощи нормативного правового акта органа исполнительной власти и др.);
- коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов (например, отсутствие контроля за государственными органами и служащими, отсутствие административных процедур);
- коррупционные факторы системного характера (например, ложные цели и приоритеты, нормативные коллизии);
- специфические коррупционные факторы, связанные с юрисдикционными полномочиями государственных органов по привлечению виновных лиц к ответственности. Например, чрезмерная дифференциация административных правонарушений и административных наказаний, фактическая возможность переквалификации уголовного преступления на административное правонарушение [14].
Таким образом, проведение криминалистической экспертизы в Республике Беларусь призвано стать не только мерой общей профилактики правонарушений, но и профилактическим и превентивным средством борьбы с коррупционными преступлениями. Данный вопрос особенно актуален в контексте развития антимонопольного законодательства. Согласно мнению Калинина С.А., правоприменитель должен принимать участие в правотворческом процессе, в том числе и в проведении экспертизы, поскольку он главным образом заинтересован в создании адекватного правового регулирования [1, с. 3]. Значительную роль в криминологическом анализе социального действия норм права могут играть органы внутренних дел Республики Беларусь, способные эмпирически описывать фактические результаты социального действия права, что может являться одним из начальных этапов механизма обратной связи правовой системы и дальнейшего криминологического анализа социального действия права [2, с. 6].
Однако при всех достоинствах данного вида криминологической экспертизы встает вопрос о необходимой и достаточной степени ее обязательности и возможности распространения на нее норм, устанавливающих случаи обязательного проведения криминологической экспертизы. Данная проблема связана с тем, что официальный статус антикоррупционной экспертизы неизбежно повышает возможности для использования самой экспертизы в качестве рычага того же коррупционного воздействия [14]. Поэтому исключительное значение обретает ясность регламентации процедуры проведения экспертизы, ее методологических основ, отбора нормативных актов на экспертизу, а также непосредственных субъектов проведения криминологической экспертизы на предмет выявления коррупционных факторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Калинин, С.А. О прогнозировании эффективности применения нормативных правовых актов в Республике Беларусь // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.law.bsu.by/content/490. — Дата доступа: 10.12.2013.
2. Калинин, С.А. Некоторые аспекты криминологического анализа социального действия права // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.law.bsu.by/content/490. — Дата доступа: 10.12.2013.
3. О концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2002 г., N 205 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.
4. Калинин, С.А. Основы методологии исследования криминогенности правовых норм // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.law.bsu.by/content/490. — Дата доступа: 10.12.2013.
5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., N 361-З.
6. О криминологической экспертизе: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 мая 2007 г., N 244.
7. Топорикова, О.О. Информационное обеспечение криминологической экспертизы проектов законов // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.
8. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., N 453-З.
9. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г., N 165-З.
10. О модельном законе «Основы законодательства об антикоррупционной политике»: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 22-15 (принято в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003).
11. Полящук, Н.А. Институт криминологической (антикоррупционной) экспертизы в международно-правовых документах о борьбе с преступностью и коррупцией // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.
12. О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 июня 2011 г., N 230 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.
13. Краснов, М.А. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупционность / М.А.Краснов, Э.В.Талапина, В.Н.Южаков // Журнал российского права. — 2005. — N 2. — С. 77 — 88.
14. Талапина, Э.В. Об антикоррупционной экспертизе / Э.В.Талапина // Журнал российского права. — 2007. — N 5. — 52 — 66.