Квалификация административного правонарушения, предусмотренного ст. 23.29 «Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Непосредственным объектом незаконного пересечения Государственной границы Республики Беларусь являются общественные отношения в сфере установленного порядка пересечения Государственной границы Республики Беларусь.

Содержание пересечения Государственной границы заключается в физическом преодолении линии Государственной границы физическими лицами с использованием транспортных средств или иным способом, а также транспортируемыми грузами.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее — Закон о границе) Государственная граница Республики Беларусь — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь (суши, вод, недр, воздушного пространства).

Государственная территория — это пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом или в части).

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.

Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов, морские (последние в Республике Беларусь отсутствуют).

Воздушные границы — боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией Государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте около 100 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых воздушных границ государства.

В соответствии со ст. 24, 25 Закона о границе пересечение Государственной границы осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного сообщения либо в иных местах, определенных международными договорами Республики Беларусь. Сам пропуск через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров включает в себя осуществление пограничного и таможенного контроля (в пунктах упрощенного пропуска — пограничного контроля), а при необходимости — санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, автомобильного и иных видов контроля, производится в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы физическими лицами и транспортными средствами, прибывшими на территорию Республики Беларусь или убывающими за пределы Республики Беларусь, а также перемещения через Государственную границу товаров.

Основанием для пропуска через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров является наличие предусмотренных международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь действительных документов для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь.

В силу требований ст. 25 Закона о границе, ст. 2, 16 и 18 Закона Республики Беларусь от 11.11.2008 N 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» пересечение Государственной границы считается законным, если после фактического прибытия на территорию Республики Беларусь или перед фактическим убытием с территории Республики Беларусь в пункте пропуска через Государственную границу на это получено разрешение должностных лиц органов пограничной службы Республики Беларусь.

Иностранец может въезжать в Республику Беларусь, выезжать из Республики Беларусь по действительному паспорту или иному документу, его заменяющему, предназначенному для выезда за границу и выданному соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией, при наличии визы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или не определено международными договорами Республики Беларусь. Ими являются следующие основные документы:

  • дипломатический паспорт;
  • служебный (официальный) паспорт;
  • паспорт гражданина государства;
  • паспорт (книжка) моряка, при наличии судовой роли или выписки из нее;
  • свидетельство (удостоверение) на возвращение (проездной документ граждан государства — TRAVEL DOKUMENT).

Иные документы:

  • удостоверение лица без гражданства;
  • паспорт негражданина государства (например, в Латвийской Республике);
  • проездной документ для иностранных граждан и лиц без гражданства (дорожное удостоверение иностранного гражданина и лица без гражданства);
  • проездной документ, удостоверение беженца;
  • проездные документы Организации Объединенных Наций (выдаются в соответствии с разделом 24 статьи VII Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций от 13.02.1946);
  • удостоверение, летное свидетельство члена экипажа гражданского судна и инспектора по безопасности полетов гражданской авиации (во время следования в составе экипажа).

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.09.2009 N 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» документами для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь являются:

1. Паспорт гражданина Республики Беларусь.

2. Дипломатический паспорт гражданина Республики Беларусь — документ, подтверждающий гражданство и служебный статус граждан, право его владельца на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь и удостоверяющий личность владельца в целях выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь, а также пребывания за пределами Республики Беларусь.

Дипломатические паспорта выдаются:

  • Президенту Республики Беларусь;
  • Премьер-министру Республики Беларусь и его заместителям;
  • председателям Совета Республики, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и их заместителям;
  • Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместителям;
  • Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям;
  • Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и его заместителям;
  • Главе Администрации Президента Республики Беларусь и его заместителям;
  • Государственному секретарю Совета Безопасности Республики Беларусь и его заместителям;
  • Председателю Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителям;
  • Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям;
  • Председателю Правления Национального банка Республики Беларусь и его заместителям;
  • Управляющему делами Президента Республики Беларусь и его заместителям;
  • Председателю Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • Председателю Президиума Национальной академии наук Беларуси;
  • Председателю Национального статистического комитета Республики Беларусь;
  • министрам, председателям государственных комитетов;
  • директору государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации»;
  • Уполномоченному по делам религий и национальностей;
  • председателям областных и Минского городского исполнительных комитетов;
  • Исполнительному секретарю Содружества Независимых Государств (если он является гражданином Республики Беларусь);
  • помощникам Президента Республики Беларусь;
  • сотрудникам Службы безопасности Президента Республики Беларусь, сопровождающим Президента Республики Беларусь во время его визитов за пределы Республики Беларусь;
  • сотрудникам Министерства иностранных дел Республики Беларусь, занимающим дипломатические должности;
  • работникам дипломатических представительств и консульских учреждений, занимающим дипломатические должности, членам их семей;
  • торговым представителям, их заместителям, работникам торговых представительств Республики Беларусь, кроме административно-технического персонала, членам их семей;
  • дипломатическим курьерам Министерства иностранных дел Республики Беларусь;
  • инспекторам Национального агентства по контролю и инспекциям Министерства обороны Республики Беларусь;
  • другим лицам по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

3. Служебный паспорт гражданина Республики Беларусь — документ, подтверждающий гражданство и служебный статус граждан, право его владельца на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь и удостоверяющий личность владельца в целях выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь, а также пребывания за пределами Республики Беларусь.

Служебные паспорта выдаются:

  • судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (за исключением должностных лиц, которым выдаются дипломатические паспорта);
  • должностным лицам (за исключением должностных лиц, которым выдаются дипломатические паспорта) Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь, аппаратов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, министерств, государственных комитетов, государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации», аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Национального центра правовой информации Республики Беларусь, Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь;
  • Постоянному полномочному представителю Республики Беларусь при уставных и других органах Содружества Независимых Государств, иным должностным лицам, направляемым за пределы Республики Беларусь для работы в органах Содружества Независимых Государств;
  • заместителям председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов;
  • председателям Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Могилевского городских исполнительных комитетов и их заместителям;
  • председателям областных и Минского городского Советов депутатов;
  • должностным лицам, направляемым за пределы Республики Беларусь для замещения должностей в межгосударственных органах в соответствии с квотами, установленными для Республики Беларусь;
  • военным советникам и специалистам Республики Беларусь в иностранных государствах, направляемым за пределы Республики Беларусь в целях выполнения обязательств, определенных международными договорами Республики Беларусь в области военно-технического сотрудничества;
  • административно-техническому персоналу дипломатических представительств или консульских учреждений, торговых представительств Республики Беларусь и членам их семей;
  • членам экипажей государственных воздушных судов, гражданских воздушных судов государственных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, и представителям государственных авиакомпаний, которые работают за пределами Республики Беларусь;
  • другим лицам по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

4. Свидетельство на возвращение в Республику Беларусь — документ, подтверждающий право лиц на однократный въезд в Республику Беларусь в сроки, определенные в нем, и удостоверяющий личность владельца в целях однократного въезда в Республику Беларусь. Данное свидетельство не может быть использовано для выезда из Республики Беларусь.

Свидетельство на возвращение выдается:

  • гражданам — в случае утраты (хищения) паспорта гражданина Республики Беларусь, служебного или дипломатического паспорта либо истечения срока его действия во время их пребывания за пределами Республики Беларусь;
  • несовершеннолетним гражданам — в случае их рождения за пределами Республики Беларусь;
  • лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, беженцам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь, — в случае утраты (хищения) проездного документа во время их пребывания за пределами Республики Беларусь;
  • гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, имеющим недействительные документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, — в случае их депортации, выдворения в Республику Беларусь, выдачи Республике Беларусь.

5. Национальное удостоверение личности моряка Республики Беларусь — документ, подтверждающий право лиц на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь и удостоверяющий личность его владельца при следовании на судно или возвращении в Республику Беларусь в составе экипажа либо в индивидуальном порядке, а также на судне или при временном сходе на берег в порту иностранного государства в соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 13.05.1958 N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков». Выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь по национальному удостоверению личности моряка производится в составе экипажа при представлении судовой роли, а также в индивидуальном порядке или в составе группы, если это вызвано необходимостью, при наличии выписки из судовой роли или списка, заверенного руководителем государственного органа, иной государственной организации, командирующих работников на суда для выполнения служебных заданий.

Национальное удостоверение личности моряка выдается:

  • гражданам — членам экипажей судов, работникам государственных органов, иных государственных организаций, командируемым на суда для выполнения служебных заданий;
  • выходящим в рейсы совершеннолетним членам семей моряков, являющихся гражданами Республики Беларусь;
  • иностранцам, нанимающимся для работы на судах, зарегистрированных в Республике Беларусь.

6. Проездной документ Республики Беларусь — документ, подтверждающий право лиц на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь либо на однократный выезд из Республики Беларусь в сроки, определенные в нем, и удостоверяющий личность владельца в целях выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь.

Проездной документ выдается:

— беженцам или иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь;

— лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь;

— иностранным гражданам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, не имеющим в течение двух лет действительного паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства или международной организацией;

— иностранным гражданам и лицам без гражданства:

  • а) у которых аннулировано разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и нет действительного документа для выезда за границу;
  • б) выдаваемых иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, у которых нет действительного документа для выезда за границу;
  • в) депортируемым или высылаемым из Республики Беларусь, у которых нет действительного документа для выезда за границу. При невозможности его получения в трехмесячный срок органом внутренних дел выдается проездной документ сроком действия три месяца с проставлением отметки о депортации или высылке из Республики Беларусь без права возвращения по данному документу в Республику Беларусь.

Не достигшим шестнадцатилетнего возраста иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь, иностранным гражданам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, не имеющим в течение двух лет действительного документа для выезда за границу, лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, беженцам проездной документ выдается по письменному заявлению их законных представителей при наличии у этих иностранных граждан и лиц без гражданства вида на жительство, а у беженцев — удостоверения беженца.

В соответствии со ст. 16 Закона о границе, Положением о порядке обозначения Государственной границы Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 N 70 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь», Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками, которые с учетом особенностей характера местности, на которой они устанавливаются (суша, река, озеро), имеют различные формы и размеры.

Пограничный знак — сооружение (природный объект), предназначенное для обозначения прохождения Государственной границы на местности, состоящее из одного и более элементов (пограничные столбы, центровой полигонометрический столбик, буй или природный объект, например камень).

Кроме того, о приближении к Государственной границе могут свидетельствовать предупредительные аншлаги, инженерные сооружения и заграждения и т.д.

В настоящее время законодательством введена уголовная ответственность за умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, совершенное с использованием механического транспортного средства, судна внутреннего плавания (самоходного), судна смешанного (река-море) плавания (самоходного), маломерного моторного судна, судна с подвесным двигателем, гидроцикла, воздушного судна с двигателем. В данном случае исключается необходимость административной преюдиции, т.е. повторного умышленного незаконного пересечения Государственной границы, совершенного в течение года после привлечения к административной ответственности по ст. 23.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

При этом уголовная ответственность не наступает в случае прибытия в Республику Беларусь с нарушением правил пересечения Государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в умышленном действии, выразившемся в фактическом перемещении физического лица через Государственную границу Республики Беларусь любым способом (по суше, воздуху, воде или под водой), за исключением использования механического транспортного средства, судна внутреннего плавания (самоходного), судна смешанного (река-море) плавания (самоходного), маломерного моторного судна, судна с подвесным двигателем, гидроцикла, воздушного судна с двигателем, в любом направлении (как с территории Республики Беларусь на территорию сопредельного государства, так и в обратном направлении):

  • минуя установленные пункты пропуска, без ведома органов пограничной службы (тайно), без прохождения пограничного и таможенного контроля, независимо от наличия или отсутствия действительных документов, дающих право на пересечение Государственной границы Республики Беларусь;
  • с проникновением или попыткой такового на транспортные средства, сокрытия в них в целях незаконного выезда с территории Республики Беларусь или въезда на территорию Республики Беларусь;
  • открыто в установленных пунктах пропуска, но с использованием заведомо поддельных документов на право пересечения Государственной границы.

Использование при умышленном незаконном пересечении Государственной границы Республики Беларусь заведомо поддельного документа на право пересечения Государственной границы, кроме того, может повлечь уголовную ответственность по ст. 380 «Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков» Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Состав правонарушения — формальный, т.е. правонарушение признается оконченным с момента незаконного пересечения Государственной границы Республики Беларусь либо покушения на такое пересечение.

Покушением на умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение данного административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

Субъектом выступает дееспособное физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста. Однако необходимо отличать понятие «субъект правонарушения», предусмотренное ст. 23.29 КоАП, от понятия «нарушитель Государственной границы Республики Беларусь», которое закреплено в ст. 31 Закона о границе. В соответствии с указанной нормой нарушителями Государственной границы являются:

  • физические лица, пересекшие или пытающиеся пересечь Государственную границу вне установленных мест ее пересечения или с нарушением установленных правил ее пересечения и пропуска через Государственную границу;
  • физические лица, проникшие или пытающиеся проникнуть на транспортные средства в целях незаконного выезда с территории Республики Беларусь;
  • иностранные водные суда, зашедшие в принадлежащую Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов в нарушение установленных правил захода и пребывания в этой части вод;
  • воздушные суда и другие летательные аппараты, пересекшие Государственную границу с нарушением установленного порядка пересечения Государственной границы.

Субъективная сторона: как умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь с территории сопредельного государства, так и умышленное незаконное пересечение Государственной границы из Республики Беларусь характеризуются умышленной формой вины и осуществляются только с прямым умыслом.

Сам факт умышленного незаконного пересечения границы не может не осознаваться субъектом этого правонарушения, который желает совершить это деяние и добивается этого своими действиями.

Ответственность состоит в наложении предупреждения с депортацией либо штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации.