Легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем (часть 1)

Законодательство Республики Беларусь, старающееся своевременно реагировать на новые вызовы и угрозы безопасности человеку, обществу и государству, находится в состоянии перманентного обновления и совершенствования. Подтверждением тому явилась новая законодательная мера Национального собрания Республики Беларусь, принявшего в конце четвертой сессии Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 N 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон N 165-З), который вступает в силу, за исключением отдельных положений, с 04.01.2015.

В основу Закона N 165-З положен Закон Республики Беларусь от 19.07.2000 N 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности», который претерпел существенные изменения и дополнения и утратит силу с 04.01.2015.

С принятием Закона N 165-З регулирование сферы противодействия указанным преступным проявлениям подвергнуто актуализации и модернизации, обусловленными в первую очередь необходимостью приведения его в соответствие с мировыми тенденциями в этой сфере правового регулирования. Одновременно Законом N 165-З внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, входящих в систему национального законодательства, посвященного мерам административно-правового и уголовно-правового противодействия вышеназванным преступлениям.

Данная статья посвящена новеллам Закона N 165-З, предусматривающего изложение в новой редакции статьи 235 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), устанавливающей уголовную ответственность за легализацию («отмывание») средств, приобретенных преступным путем, а также вводящего административную ответственность юридического лица за совершение финансовой операции, повлекшей легализацию («отмывание») средств, полученных преступным путем.

История уголовной ответственности за легализацию преступного дохода

Уголовная ответственность за легализацию преступных доходов впервые введена в Республике Беларусь в мае 1997 г. в период действия Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года (далее — УК 1960), в который была включена статья 152-6 «Легализация преступных доходов» [1]. Такое решение было обусловлено переводом экономического механизма государства на рыночные рельсы, открытым характером экономики страны, все большим вовлечением ее в отношения с другими государствами, в которых такая ответственность была предусмотрена.

Введение уголовной ответственности за легализацию преступных доходов отвечало потребностям национальной правоприменительной практики, столкнувшейся с ростом преступности в стране, продолжавшимся до 2005 года включительно. Сказалось и то, что в структуре преступности возросло содержание таких компонентов, как международная, организованная и экономическая преступность, приносящая преступникам преступные доходы в таких объемах, которые преимущественно не могут быть направлены на личное потребление и не могут быть объяснены ссылками на законные источники их получения, а требуют совершения действий по приданию им видимости законно приобретенных (использование в легальной предпринимательской деятельности и др.). Предусмотрев уголовную ответственность за такие действия, законодатель преследовал цель лишить лиц, совершивших преступления, доходов от преступной деятельности, лишить их и иных лиц, знающих о преступном происхождении таких доходов, возможности использовать их в легальном гражданском обороте.

Статья 152-6 УК 1960, устанавливавшая уголовную ответственность за легализацию преступных доходов и применявшаяся в стране до 1 января 2001 г. крайне редко (например, в 2000 году по данной статье УК 1960 в стране был осужден один человек <1>), едва ли в полной мере отвечала международным стандартам в области противодействия этим преступлениям [2, с. 11 — 12], в концентрированном виде представленным на то время в Конвенции Совета Европы N 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141)» (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) (далее — Конвенция Совета Европы N 141) (до настоящего времени не ратифицирована Республикой Беларусь).

<1> Здесь и далее при отсутствии ссылок на источник приводятся данные официальной статистики Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь, имеющиеся в ежегодных формах N 1-Г «О состоянии преступности в Республике Беларусь» и N 10 «Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания» (прим. автора).

Статья 235 УК, действующего в стране в настоящее время, согласуется с положениями Конвенции Совета Европы N 141, хотя до 2010 года четырежды подвергалась тем или иным правкам. Проект Закона N 165-З, направленный на реализацию рекомендаций ФАТФ <2>, Договора государств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (подписан в г. Душанбе 05.10.2007), Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (заключен в г. Москве 19.12.2011) и иных международных обязательств Республики Беларусь, не мог не затронуть и сферу уголовной ответственности. Поэтому принятие статьи 235 УК в новой редакции, как представляется, отвечает современным потребностям белорусского государства.

<2> ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, англ. FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering)) — международная межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам.

Создана в 1989 году по решению стран «большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и внедрением международных стандартов в сфере ПОД/ФТ, отраженных в 40 рекомендациях ФАТФ в сфере ПОД и 9 специальных рекомендациях в сфере ФТ. В соответствии с пунктом 7 Резолюции Совета Безопасности ООН от 29.07.2005 N 1617 (2005) рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

Членами ФАТФ являются 34 страны и две международные организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны.

Республика Беларусь является членом Евразийской группы (EAG) ФАТФ, в состав которой входят также Китай, Индия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан (см.: Официальные сайты ООН, FATF и EAG [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/un/1617.pdf, http://www.fatf-gafi.org/pages/eurasiangroupeag.html и http://www.eurasiangroup.org/ru/page_1337628340_19.php. — Дата доступа: 19.07.2014) (прим. автора).

Уровень легализации преступных доходов

Проблема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, приобретает все большую актуальность как для отдельно взятых государств, так и для мирового сообщества в целом ввиду угрожающих масштабов этого общественно опасного явления, с одной стороны, сопутствующего и сопровождающего преступность (прежде всего экономическую и организованную), а с другой стороны — являющегося питательной средой, базой для расширения преступной деятельности, криминализации экономики, роста коррупции, финансирования терроризма и других негативных явлений. Об этом свидетельствуют, в частности, данные экспертов ФАТФ, согласно которым ежегодно в мире отмывается от 500 млрд.дол. до 1,5 трлн.дол. (для сравнения: 500 млрд.дол. — это примерно ежегодный объем всей экономики Испании, а 1,5 трлн.дол. — это 1,5 — 5 процентов валового мирового продукта) [3, с. 80; 4].

Экспертные или официальные данные о масштабах легализации преступных доходов в Республике Беларусь отсутствуют. Среди методов и индикаторов этого явления наиболее значимым является уровень теневой экономики, включающей уголовно наказуемую экономическую деятельность, который по разным оценкам в Республике Беларусь находится в интервале от 8 до 53 процентов ВВП (зарубежные эксперты и Всемирный банк приводят цифру, равную около 53 процентов ВВП; руководство Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь — от 8 до 15 процентов ВВП) (для сравнения: средний уровень теневой экономики в 27 странах — членах Европейского союза составил в 2013 году 18,4 процента от ВВП). Об уровне теневой экономики свидетельствуют и данные о доле наличного оборота в расчетной денежной массе, которая в Республике Беларусь составляет 17,2 процента (для сравнения: в Евросоюзе эта доля в среднем составляет 10 процентов) [5; 6].

Уровень легализации преступных доходов зависит и от уровня преступности, который с 2006 года имеет устойчивую тенденцию к снижению (в 2006 году зарегистрировано 191506 преступлений, в 2013 году — 96676 преступлений (94,7% к 2012 году)). Корреспондируют этим данным и данные судебной статистики, которые свидетельствуют о незначительном количестве лиц, осуждаемых в стране за преступления, предусмотренные статьей 235 УК (см. таблицу).

Таблица. Количество лиц, осужденных / оправданных (в отношении которых уголовное дело прекращено) по статье 235 УК

Год Часть 1 статьи 235 УК Часть 2 статьи 235 УК Часть 3 статьи 235 УК
количество лиц количество лиц количество лиц
осужденных оправданных (в отношении которых уголовное дело прекращено) осужденных оправданных (в отношении которых уголовное дело прекращено) осужденных оправданных (в отношении которых уголовное дело прекращено)
2001
2002
2003 1 2
2004 1 2
2005 2 2
2006 2 1 1 1
2007 1 1 9
2008 1
2009 2 1 20
2010 1
2011 1 1 1 2
2012 1
2013
Итого 8 10 2 35 2

Приведенные данные указывают, что за все время действия УК (с 2001 по 2013 год включительно) за легализацию преступного дохода в стране было осуждено 53 человека (в среднем 4 человека в год). Но эту цифру в сторону уменьшения существенно корректируют данные за 2007 и 2009 годы, в которые по части 3 статьи 235 УК было осуждено в общей сложности более половины лиц, осужденных по статье 235 УК за весь указанный период времени, а именно 29 человек — участников организованных преступных групп. При этом на организованные преступные группы пришлось 2/3, или 66,0 процентов, от числа всех лиц, осужденных по статье 235 УК.

В отдельные годы (2001, 2002, 2012, 2013) не было осуждено ни одного человека. В последние годы появились лица, в отношении которых судами уголовные дела прекращались или выносились оправдательные приговоры (3 человека, а всего за указанный период времени — 4 человека).

Представляется, что деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия легализации преступных доходов вряд ли может быть признана эффективной, о чем свидетельствует сопоставление приведенных данных с данными статистики регистрируемых преступлений этой категории. При незначительном количестве регистрируемых в стране фактов легализации преступных доходов, имеющем тенденцию к снижению (например, в 2011 году выявлено 36 преступлений, предусмотренных статьей 235 УК, в 2012 году — 23 преступления и в 2013 году — 9 преступлений [7]), количество осужденных за эти преступления в указанные годы равнялось соответственно 3,0 и 0 человек при 3 лицах, в отношении которых суды в эти годы прекратили уголовные дела или вынесли оправдательные приговоры.

Соотношение уголовной и административной ответственности за легализацию преступных доходов

Законом N 165-З изменены название статьи 235 УК и диспозиция части 1 статьи 235 УК. Санкции всех трех частей и диспозиции частей 2 и 3 статьи 235 УК остались неизменными. Существенным образом изменились части 1 и 2 примечаний к статье 235 УК.

Конституционный Суд Республики Беларусь в пункте 9 решения от 18.06.2014 N Р-929/2014 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — решение) признал Закон N 165-З соответствующим Конституции Республики Беларусь. При этом в решении не нашла отражения оценка новой редакции статьи 235 УК. Конституционный Суд Республики Беларусь ограничился лишь указанием на то, что в статье 235 УК реализованы требования, содержащиеся в международно-правовых актах, ратифицированных Республикой Беларусь, а также учтены положительные аспекты зарубежного и отечественного практического опыта противодействия террористической деятельности.

Изложение в новой редакции статьи 235 УК не привело к изменению непосредственного объекта рассматриваемого преступления. Как и ранее, под ним надлежит понимать установленный порядок осуществления экономической деятельности, предусматривающий запрет на введение в легальный гражданский оборот средств, приобретенных заведомо преступным путем.

Если ранее этот порядок включал лишь уголовно-правовой запрет (статья 235 УК), то со вступлением в силу Закона N 165-З этот запрет будет подкреплен административно-правовым запретом, вводящим административную ответственность юридического лица, использовавшего в своей деятельности средства, приобретенные преступным путем.

Введение административной ответственности юридического лица осуществлено посредством дополнения Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) статьей 11.79, в соответствии с которой совершение юридическим лицом финансовой операции со средствами, полученными заведомо для должностного лица этого юридического лица преступным путем, повлекшее придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению указанными средствами, будет влечь наложение штрафа на юридическое лицо в размере до ста процентов от суммы такой операции.

Такое законодательное решение следует признать отвечающим принципам уголовной и административной ответственности, закрепленным в УК и КоАП, в отличие от нарушающего эти принципы решения, принятого Национальным собранием Республики Беларусь в 2010 году, согласно которому основанием административной ответственности юридического лица признается преступление, за совершение которого должностное лицо этого юридического лица привлечено к уголовной ответственности (см. часть 7 статьи 4.8 КоАП) [8, с. 29; 9, с. 125 — 130].

В случае привлечения юридического лица к административной ответственности по статье 11.79 КоАП не обязательно, чтобы должностное лицо юридического лица было привлечено к уголовной ответственности по статье 235 УК. Достаточно соблюдения двух условий.

Первое условие: должностное лицо должно сознавать, что совершаемая им от имени юридического лица финансовая операция имеет своим предметом средства, полученные преступным путем.

Второе условие: совершенная должностным лицом финансовая операция повлекла придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению указанными средствами, т.е. такая операция фактически привела к легализации преступного дохода.

Если должностное лицо сознавало, что эта операция является частью действий по легализации преступных доходов, то осознанное участие в этой операции будет являться основанием для привлечения его к уголовной ответственности по статье 235 УК. Если должностное лицо не сознавало, что совершением финансовой операции преследуется цель легализации преступно добытых средств, его уголовная ответственность по статье 235 УК исключается. Однако при наличии обстоятельств, указанных в уголовном законе, за совершение такой финансовой операции должностное лицо юридического лица может подлежать уголовной ответственности за злоупотребление служебными полномочиями или за их превышение по статье 424 или 425 УК.

Как осуществляется легализация преступных доходов

Согласно статье 235 УК легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем, — это совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств.

В примечаниях к статье 235 УК впервые введены определения ключевых понятий, использованных законодателем при описании признаков рассматриваемого преступления.

Так, согласно частям 1 и 2 примечания к статье 235 УК под финансовой операцией понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления, а под средствами — денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Определения этих понятий («финансовая операция», «средства») приводятся в примечаниях к статье 235 УК в значениях, использованных в статье 1 Закона N 165-З, что следует приветствовать, т.к. это упрощает задачу правоприменителя при применении статьи 235 УК.

Предметом преступления (предметом финансовой операции) выступают как полученное преступным путем имущество (денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права), так и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

В соответствии со статьей 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) к результатам интеллектуальной деятельности относятся произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау), а также другие результаты интеллектуальной деятельности в случаях, предусмотренных ГК и иными законодательными актами.

Совершить финансовую операцию со средствами, полученными преступным путем, — значит совершить с ними сделку, под которой в силу статьи 154 ГК следует понимать действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. При этом преступление будет выполненным в полном объеме с момента совершения хотя бы одной финансовой операции со средствами, полученными преступным путем. Подобное толкование признается общепринятым в Республике Беларусь и нашло отражение не только в научной литературе [10, с. 193 — 194], но и в комментариях к УК [11, с. 496] и учебных пособиях [12, с. 326].

Как отмечалось ранее, за совершение юридическим лицом сделки со средствами, полученными преступным путем, при обстоятельствах, указанных в законе, установлена как уголовная ответственность должностного лица юридического лица (единоличного исполнительного органа юридического лица), так и административная ответственность юридического лица.

В соответствии со статьей 1 Закона N 165-З при осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие банковского счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств. При осуществлении депозитарных операций под финансовой операцией понимаются открытие счетов «депо», депозитарный перевод ценных бумаг.

Согласно статье 1 Закона N 165-З преступление, предусмотренное статьей 235 УК, признается выполненным независимо от формы и способа осуществления сделки с имуществом, полученным преступным путем.

Используя метод систематического толкования норм законодательных актов Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, можно прийти к выводу, что под средствами как предметом преступления надлежит понимать и доходы, полученные от использования средств, полученных в результате совершения преступления (например, при легализации денежных средств, полученных от продажи ранее похищенного имущества). Во избежание разночтений при решении рассматриваемого вопроса уместно было бы сформулировать данное положение в статье 235 УК, как это было сделано в 2010 году, например, при корректировке статьи 61 УК, в которой к предмету конфискации наряду с имуществом, приобретенным преступным путем, был отнесен доход, полученный от использования этого имущества, либо при корректировке части 1 статьи 235 УК, в которой к предмету легализации имущества, приобретенного преступным путем, путем использования этого имущества для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, был отнесен и полученный от него доход.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 17 мая 1997 г., N 40-З // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. — 1997. — N 20. — Ст. 352.

2. Лукашов, А. Организованная и экономическая преступность: новые законодательные меры борьбы с ней (вместо комментария к Закону о внесении изменений и дополнений в УК и УПК) / А.Лукашов, С.Данилюк // Национальная экономическая газета. — 1997. — N 34.

3. Журбин, Н.В. Противодействие легализации преступных доходов (мировой и российский опыт): монография / Н.В.Журбин. — М.: АПКиППРО, 2010.

4. Ежегодно в мире отмывается полтора триллиона долларов // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://afn.by/news/i/16459. — Дата доступа: 19.07.2014.

5. Ващило, А. Каков размер теневой экономики Беларуси / А.Ващило // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://liberalclub.biz/?p=14143. — Дата доступа: 19.07.2014.

6. Белстат оценивает теневую экономику Беларуси в 20 — 22% ВВП // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://afn.by/news/i/185619. — Дата доступа: 19.07.2014.

7. См.: Мицкевич, В. Проблемные вопросы применения мер уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем, и совершенствование правового регулирования в данной сфере / В.Мицкевич // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=151533. — Дата доступа: 19.07.2014.

8. Лукашов, А. Принципиальная беспринципность и административная ответственность за экономические преступления / А.Лукашов // Экономическая газета. — 2011. — N 2.

9. Лукашов, А.И. Преступление как основание административной ответственности юридических лиц / А.И.Лукашов // Уголовное право. — 2012. — N 1.

10. См.: Лукашов, А.И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации / А.И.Лукашов. — Минск: Тесей, 2002.

11. См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / под общ. ред. А.В.Баркова, В.М.Хомича. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2007.

12. См.: Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / под общ. ред. А.И.Лукашова. — Минск: Изд-во Гревцова, 2009.