Нет, не является. Стикер наносится изготовителем или поставщиком (импортером) продукции до ее передачи организации розничной торговли.
Обязанность своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах в соответствии с нормативными предписаниями пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон) лежит как на изготовителе, так и на продавце, поставщике, представителе изготовителя, продавца, поставщика (далее — представитель).
Основной объем информации о товаре (перечень необходимой информации) определен пунктом 2 статьи 7 Закона, частью второй пункта 15 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 N 703 (далее — Правила продажи товаров), и должен быть доведен до сведения потребителя на белорусском или русском языке четким и разборчивым шрифтом. При этом информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя (пункт 9 статьи 7 Закона). Способы предоставления такой информации определяются законодательством.
Так, пунктом 4.3 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1400-2009 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.01.2009 N 3 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — СТБ 1400-2009), определено, что информация для потребителей должна предоставляться непосредственно с конкретным товаром в виде текста, условных наименований и тому подобного посредством указания такой информации на товаре, таре и (или) упаковке, этикетке, листах-вкладышах и (или) в прилагаемых к нему эксплуатационных документах (формулярах, паспортах и т.п.) и (или) в сопровождающих товар иной технической документации с учетом требований, предъявленных к способам маркировки для соответствующих видов товаров.
Информация о товаре, предоставляемая потребителю в соответствии с Законом и СТБ 1400-2009, должна соответствовать и располагаться согласно техническим нормативным правовым актам, устанавливающим требования к конкретным товарам (при наличии технической документации к ним). При этом информация, имеющаяся на товаре (например, серийный номер и т.п.), должна полностью совпадать с информацией, находящейся в прилагаемой документации, в том числе и на упаковке.
При выборе месторасположения информации следует учитывать соотношение ее объемов, габаритных размеров товара или упаковки (тары).
При недостатке места на товаре или упаковке (таре) или в случае, если нанесение информации технологически затруднено, часть информации допускается помещать на листке-вкладыше, прилагаемом к каждой упаковочной единице (таре), или указывать в документации, сопровождающей товар (пункт 7.6 СТБ 1400-2009).
Кроме того, пунктами 77 и 78 Правил продажи товаров в отношении технически сложных товаров определено, что выставленные в торговом зале для продажи технически сложные товары должны иметь товарные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товаров, а также краткие аннотации, содержащие их основные технические характеристики, в том числе о классе энергоэффективности. А при продаже запасных частей к технически сложным товарам продавец обязан предоставить покупателю помимо сведений, указанных в части второй пункта 15 Правил продажи товаров, данные о марке, модели, годе выпуска, иных признаках запасных частей, позволяющих установить, что эта запасная часть соответствует конкретному технически сложному товару.
При передаче технически сложных товаров согласно пункту 81 Правил продажи товаров покупателю одновременно передаются установленные производителем товаров комплект принадлежностей и эксплуатационные документы (инструкция по эксплуатации, технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием наименования продавца, даты и места продажи, а также других реквизитов, предназначенных для заполнения продавцом).
Таким образом, законодательством предусмотрен широкий круг возможностей и способов предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о товаре.
Вместе с тем в целях обеспечения потребителей необходимой и достоверной информацией о товаре на упаковку может наноситься дополнительная маркировка, например в случае необходимости приведения маркировки продукции, реализуемой организациями розничной торговли и (или) индивидуальными предпринимателями, в соответствие с действующим законодательством.
Так, в соответствии с пунктом 4 письма Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.10.2009 N 10-15/3526/07-05/2033/02-12/745 «О нанесении дополнительной маркировки» (далее — Письмо) дополнительная маркировка осуществляется с помощью этикетки, ярлыка и т.п., размещаемых на потребительской упаковке продукции.
Стикер также рассматривается как дополнительная маркировка товара и может размещаться на потребительской упаковке продукции, как правило, на поле потребительской упаковки, не нарушая ее эстетический вид (подпункт 5.1 пункта 5 Письма). При этом в силу пункта 2 Письма нанесение дополнительной маркировки осуществляется изготовителем или поставщиком (импортером) продукции до ее передачи организации розничной торговли и (или) индивидуальному предпринимателю для розничной продажи.
Таким образом, обязанность нанести стикер на товар возникает у изготовителя или поставщика (импортера) только в случае необходимости приведения маркировки продукции в соответствие с действующим законодательством.