Механизм правовой защиты: понятие и стадии
Слово «механизм» с этимологической точки зрения означает внутреннее устройство, совокупность состояний и процессов, составляющих какое-либо явление, устройство для передачи и преобразования, представляющее собой систему тел (звеньев), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает движение остальных тел системы [1, с. 415]. Таким образом, интересующий нас термин понимается как движение, динамика, согласованное взаимодействие составных частей (элементов) единого целого, необходимые для этого движения (согласования) средства, способы, процедуры, факторы, условия ради достижения положительных целей (результатов), стадии и т.д. Нередко юристы понимают этот термин как систему юридических средств, систему средств и факторов, систему условий и средств [2, с. 85], а правовые средства — как правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и действия (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей [3, с. 722].
В юридической науке прописаны такие разновидности правового механизма, как механизм правотворчества, механизм правообразования, социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод, механизм правового регулирования, механизм регулирующего воздействия права, механизм государственной защиты прав и свобод, механизм правоприменения, механизм правореализации, механизм обеспечения прав и свобод, правоохранительный механизм [4]. Среди них достойное место занимает и интересующий нас механизм правовой защиты. Тем не менее, чтобы раскрыть понятие механизма правовой защиты в полной мере, особое внимание следует обратить на такой феномен, как механизм правового регулирования, ибо он в наибольшей степени позволяет решить поставленные перед нами задачи и дать ответы на актуальные вопросы исследования.
Наиболее значительный вклад в развитие учения о механизме правового регулирования внес известный российский ученый С.С.Алексеев. Ученый установил, что механизм правового регулирования представляет собой последовательность определенных стадий, состоящих из соответствующих элементов. На первой стадии (формирование и действие юридических норм) происходит регламентирование общественных отношений, нуждающихся в правовом опосредовании. Нормы права как элементы этой стадии направляют поведение участников общественных отношений, устанавливают определенный правовой режим. Вторая стадия — возникновение правоотношений. Конкретные права и обязанности субъектов правоотношений возникают при наличии фактических обстоятельств (юридических фактов). Этой стадии сопутствуют элементы-правоотношения. Правоотношения являются условием возможного приведения в действие специальных (правоохранительных, правозащитных) юридических средств по обеспечению субъективных прав и правовых обязанностей. Третья стадия представляет собой реализацию субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии заложенные в юридических нормах программы поведения претворяются в жизнь, становятся реальностью. В качестве элементов этой стадии выступают акты реализации прав и обязанностей, индивидуальные предписания [5, с. 12]. В дальнейшем С.С.Алексеев развил свое учение и указал на возможность существования четвертой (факультативной) стадии (применение права), которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. На этой стадии компетентный властный орган издает индивидуальные акты. Ей соответствуют индивидуальные предписания применения права. Стадия применения права характеризуется тем, что «компетентный властный орган (прежде всего суд) издает властный индивидуальный акт» [6, с. 280 — 282].
Современные авторы также указывают на четыре стадии правового регулирования: регламентацию общественных отношений; возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; реализацию субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном фактическом поведении; применение права. Ученые отмечают, что на первой стадии с помощью норм права формулируется правило поведения, направленное на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих справедливого упорядочения. На этой стадии выявляется круг интересов, правоотношений, прогнозируются возможные препятствия, закладываются правовые средства их преодоления. Нормы права представляют собой исходную юридическую базу для правового регулирования. От вида правовой нормы (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права. На второй стадии с помощью правоотношений определяется, кто и как будет выполнять требования норм права. Общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам права. На этой стадии фиксируются субъективные права и юридические обязанности. На третьей стадии субъективные права и юридические обязанности реализуются. Акты реализации прав и обязанностей — это фактическое поведение субъектов, выражаемое в трех формах: соблюдение, исполнение, использование. Третьей стадией заканчивается нормальное действие механизма правового регулирования, ибо обеспечивается желаемое законодателем фактическое, реальное поведение субъектов права. Четвертая стадия (стадия правоприменения) возникает, когда не удается реализовать право беспрепятственно. В таком случае на помощь управомоченному субъекту должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения связано с негативными обстоятельствами: с реальной опасностью невыполнения (ненадлежащего выполнения) своих обязательств обязанным лицом либо с правонарушением или угрозой правонарушения. Акты применения права (правоприменительные акты) — это властные веления компетентных органов, гарантирующие осуществление права и обязанностей. Запрещения, дозволения, обязывания, рекомендации являются способами (приемами) правового регулирования и обеспечиваются соответствующими нормами (запрещающими, управомочивающими, обязывающими, рекомендательными) [7].
В то же время некоторые исследователи рассматривают пять стадий механизма правового регулирования, включая такую дополнительную стадию, как юридический факт (юридический состав) [2]. Однако это не нарушает общего подхода к исследуемой проблеме, а только конкретизирует перечень стадий, так как для возникновения стадии правоотношений необходимы соответствующие юридические факты. Соответственно с указанными стадиями корреспондируют следующие элементы механизма: нормы права, юридические факты, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, правоприменительные акты [8].
Общее учение о стадиях и элементах механизма правового регулирования можно использовать и для разработки понятия структуры механизма правовой защиты, в том числе национальных экономических интересов. Однако необходимо учитывать, что механизм правового регулирования в основном предназначен для функционирования в нормальных условиях возникновения и осуществления субъективных прав, исполнения обязанностей, в то время как механизм правовой защиты предназначен для защиты прав участников правовых отношений в особых условиях, когда обязательства обязанным субъектом (участником субъектной связи) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, или последний создает препятствия в осуществлении (использовании) уполномоченным лицом своих прав, совершает правонарушение, причиняет вред, совершает иные негативные правовые действия (бездействие).
Как в нормальной, так и в нестандартной ситуации (при действии как механизма правового регулирования, так и механизма правовой защиты) необходимы нормы позитивного права, наличие регулятивных правоотношений, участники которых наделены конкретными субъективными правами и обязанностями, и юридические факты, свидетельствующие о наличии неправомерных (или правомерных) действий, поступков, нарушающих права и законные интересы субъектов регулятивных правоотношений. Дополнительными (обязательными) составляющими механизма защиты являются правоприменительные акты юрисдикционных органов и их должностных лиц (применяющих в действительности правовые меры защиты и ответственности), а также акты самозащиты управомоченных лиц, осуществляющих самозащитные (фактические и юридические) действия на основе дозволительных норм. При этом обязательным компонентом механизма защиты (в отличие от механизма правового регулирования) являются и охранительные правоотношения, возникающие в связи с правонарушениями, иными негативными проявлениями, и действующие в целях восстановления нарушенных (нарушаемых) регулятивных субъективных прав, осуществление которых стало затруднительным или вовсе невозможным [9]. В широком понимании в состав исследуемого механизма входят также организационно-субъектные составляющие (круг субъектов защиты, их правовое положение), обеспечительные (гарантийные) элементы, благоприятная правовая среда [10].
Следовательно, механизм защиты является частью механизма правового регулирования и строится на его основе, т.е. правовое регулирование может быть позитивным, опосредующим общественные отношения в их нормальном, ненарушенном состоянии (развитии) и может выступать в целях защиты нарушенных прав и законных интересов, регулировать отношения в конфликтных ситуациях. С.С.Алексеев подчеркивает охранительную функцию правового регулирования, суть которой — вытеснение, ликвидация тех отношений, которые не соответствуют требованиям экономического базиса [5]. А.П.Вилейта также полагает, что ни правовая охрана, ни правовая защита невозможны без правового регулирования [11, с. 46]. Правовое регулирование — это одна из форм воздействия права на социальные связи, оно связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном [12, с. 11].
Таким образом, как и механизм правового регулирования, механизм правовой защиты содержит стадии и соответствующие им составляющие, но имеет специфические особенности, обусловленные ненормальным осуществлением регулятивных юридических обязанностей со стороны обязанного субъекта (участника субъектной связи), возникновением в связи с этим обстоятельством охранительных правоотношений, применением мер защиты в отношении управомоченного лица и мер ответственности к правонарушителю, наличием у пострадавшего субъекта (участника субъектной связи, управомоченного лица, обладателя субъективного права) права на защиту. Механизм правовой защиты требует от правоприменительных (правозащитных) органов, соответствующих должностных лиц применять нормы права, возлагает на нарушителя обязанность исполнять требования управомоченного лица, индивидуальные правоприменительные акты, претерпевать лишения имущественного и организационного характера. Если необходимые восстановительные, предупредительные меры не были осуществлены обязанным лицом в добровольном порядке, а меры самозащиты оказались безрезультатными, то управомоченное лицо может обратиться по своему усмотрению за помощью к юрисдикционным и иным правозащитным органам в установленном законом порядке для защиты нарушенных прав в рамках правоприменения (правоприменительной стадии).
На основании изложенного можно сделать вывод, что под механизмом правовой защиты понимаются эффективно действующая, динамичная, внутренне согласованная, взаимно обусловленная система правозащитного регулирования и защиты, элементов защиты, используемых в определенной взаимосвязи и последовательности; совокупность регулятивных и охранительных норм права, субъективных прав и юридических обязанностей, охранительных правоотношений, правоприменительных актов, фактических и юридических действий по самозащите и защите; комплекс правовых способов, средств (инструментов, форм), организационных, процессуальных (процедурных) норм, приемов и технологий защиты права, стадий, иных факторов и условий в целях предупреждения возможных и пресечения совершаемых правонарушений; устранение препятствий в осуществлении прав; восстановление нарушенных прав и законных интересов обратившегося за защитой лица (правообладателя); укрепление конституционного правопорядка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Словарь иностранных слов / отв. ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. — М., 2003. — 820 с.
2. Мордовец, А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А.С.Мордовцев. — Саратов, 1996. — 286 с.
3. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. — М., 2005. — С. 722 — 731.
4. Белянская, О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.В.Белянская. — Тамбов, 2003. — 26 с.
5. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С.Алексеев. — М., 1966. — 187 с.
6. Алексеев, С.С. Общая теория права: учебник / С.С.Алексеев. — М., 1981. — 354 с.
7. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. / отв. ред. М.Н.Марченко. — М., 2007. — Т. 3. — 698 с.
8. Абрамова, А.Л. Эффективность механизма правового регулирования / науч. ред. В.В.Сорокин. — Барнаул, 2005. — 188 с.
9. Вавилин, Е.В. Осуществление и защита гражданских прав / Е.В.Вавилин. — М.: «Волтерс Клувер», 2009. — 225 с.
10. Вавилин, Е.В. Развитие российского законодательства в сфере осуществления и защиты гражданских прав / Е.В.Вавилин // Гражданское право. — 2009. — N 1. — С. 11 — 14.
11. Вилейта, А.П. Личные неимущественные правоотношения по советскому гражданскому праву: дис. … канд. юрид. наук / А.П.Вилейта. — Вильнюс, 1966. — С. 46.
12. Бутнев, В.В. Понятие механизма защиты субъективных прав / В.В.Бутнев // Механизм защиты субъективных гражданских прав. — Ярославль, 1990. — С. 5 — 17.