Часть 1 ст. 65 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) закрепляет обязанность органа, ведущего уголовный процесс, принять предусмотренные законодательством меры по обеспечению безопасности некоторых участников уголовного процесса и других лиц (далее — защищаемое лицо), направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном процессе.
Необходимость введения названной нормы продиктована оказанием в ряде случаев открытого либо скрытого противоправного воздействия на потерпевших и других участников процесса. В качестве основных целей такого воздействия могут выступать следующие: изменение или дача заведомо ложных показаний; отказ или уклонение от дачи показаний; изменение, утаивание, уничтожение предметов, которые могли бы служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных; месть за участие в уголовном судопроизводстве <1>.
<1> Куницына, Е.В. Некоторые аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: правовое регулирование и направления развития / Е.В.Куницына // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
Противоправное воздействие может осуществляться лицами, совершившими преступления, их родственниками, знакомыми в криминальной среде, а также знакомыми, связь которых с этой средой не установлена. В противоправном воздействии могут принимать участие защитники обвиняемых, которые могут осуществлять связь между лицами, содержащимися под стражей, и находящимися на свободе соучастниками, в частности, передавать им указания, на кого из участников уголовного процесса и каким образом воздействовать.
Орган, ведущий уголовный процесс, при наличии достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, защищающего свои или представляемые права и интересы, а также иного участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе, обязан принять предусмотренные законом меры по обеспечению безопасности этих лиц и их имущества.
В соответствии с приведенной формулировкой меры безопасности применяются при наличии достаточных данных, которые и становятся основанием для применения таких мер. Достаточность данных — категория оценочная, поэтому вывод о наличии оснований для принятия мер безопасности делается исходя из конкретной ситуации по делу. В то же время полагаем необходимым избегать в этом принципиальном вопросе узкого подхода, предполагающего необходимость наличия некой формализованной угрозы участнику процесса для констатации наличия указанных оснований.
Реальная опасность для защищаемого лица может возникнуть гораздо ранее того момента, когда в отношении его уже осуществляется противоправное воздействие. Более того, проявленные публично заявления о планируемой расправе с потерпевшим, свидетелем или иным участником уголовного судопроизводства по степени реальности угрозы во многих случаях значительно уступают неявным, не высказанным вслух угрозам со стороны представителей преступного мира.
Так, угроза лицу может предполагаться априори, в силу самой специфики совершенного преступления (например, если речь идет о привлечении к уголовной ответственности представителей организованной преступной группы, которым инкриминируется совершение серии убийств). В этом плане четкой позиции придерживается Европейский суд по правам человека, согласно которой основанием для засекречивания данных о личности отдельных участников уголовного судопроизводства может быть не только факт поступления угрозы в отношении защищаемого лица, но и сама обстановка совершения преступления, иные обстоятельства, установленные по уголовному делу, которые прямо указывают на необходимость сокрытия сведений о нем <2>.
<2> Куницына, Е.В. Некоторые аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: правовое регулирование и направления развития / Е.В.Куницына // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
Меры по обеспечению безопасности применяются в отношении участника уголовного процесса, защищающего свои или представляемые права и интересы, а также иного участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке применения мер по обеспечению безопасности некоторых участников уголовного процесса и других лиц, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 N 130 (далее — Положение N 130), меры по обеспечению безопасности применяются в отношении:
- потерпевших;
- свидетелей;
- частных обвинителей;
- подозреваемых, обвиняемых, их защитников;
- законных представителей, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и частных обвинителей;
- экспертов, специалистов, переводчиков, понятых;
- гражданских истцов, гражданских ответчиков;
- членов семей защищаемых лиц, их близких родственников и иных лиц, которых они обоснованно считают близкими;
- имущества защищаемых лиц, их близких родственников и членов их семей либо иных лиц, которых они обоснованно считают близкими.
Значение понятия «члены семей защищаемых лиц, их близкие родственники и иные лица, которых они обоснованно считают близкими» содержится в ст. 6 УПК, ст. 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), ст. 2 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон N 289-З).
Согласно указанным нормам под близкими родственниками, членами семьи и близкими понимаются:
- близкие родственники — родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого либо лица, совершившего общественно опасное деяние;
- члены семьи — близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно с защищаемым лицом и ведущие с ним общее хозяйство;
- близкие — близкие родственники и члены семьи защищаемого лица либо иные лица, которых оно обоснованно признает своими близкими.
Меры по обеспечению безопасности вышеуказанных лиц могут приниматься как до возбуждения уголовного дела, в ходе расследования и судебного рассмотрения, так и после рассмотрения уголовного дела в суде до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для принятия мер безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 65 УПК решения о применении мер безопасности могут приниматься органами дознания, следователем, прокурором и судом в следующих случаях:
- при установлении органом, ведущим уголовный процесс, обстоятельств, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности;
- в случае получения органом, ведущим уголовный процесс, иной информации об обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности;
- по заявлению участника уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности.
При наличии (отсутствии) оснований для принятия мер безопасности выносится мотивированное постановление (определение).
Основанием применения мер безопасности к защищаемому лицу является угроза:
- убийства защищаемого лица;
- совершения насилия над защищаемым лицом;
- повреждения или уничтожения имущества защищаемого лица;
- осуществления других противоправных действий.
Под насилием следует понимать лишь физическое насилие. Угроза применения психического насилия не является основанием для принятия мер безопасности.
Обязательными условиями применения мер безопасности являются:
- реальность любой из этих угроз;
- установление факта угрозы органом, которому предстоит решить вопрос о применении мер безопасности;
- связь угрозы с участием защищаемого лица в уголовном судопроизводстве.
Условием применения мер безопасности также должно являться согласие защищаемого лица с данными мерами.
Применение мер безопасности практически бессмысленно в ситуациях, когда лицо против этого возражает. Нельзя, например, насильно изменить место жительства, работы или внешность защищаемого лица.
Вместе с тем меры безопасности могут существенно ограничивать некоторые конституционные права граждан, вторгаясь в сферу частной жизни, личной и семейной тайны, свободы передвижения и т.п.
Поводом для принятия решения о применении мер безопасности также является сообщение, содержащее сведения об угрозе противоправного воздействия, полученное органом, ведущим уголовный процесс, из органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо из других источников (пункт 2 части 2 ст. 65 УПК).
Под иной информацией, указанной в пункте 2 части 2 ст. 65 УПК, об обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности, в частности, следует понимать уведомление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ОРД), о необходимости применения к свидетелю мер безопасности в связи с тем, что он является лицом, оказывающим конфиденциальное содействие в раскрытии (выявлении) преступления, и в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности сведения о нем составляют государственную тайну.
Отказ по какой-либо причине органом, ведущим уголовный процесс, конфиденту в применении в отношении его мер безопасности не освобождает данный орган от обязанности по обеспечению сохранения в тайне сведений о личности конфидента, так как они составляют государственную тайну. В таком случае орган, ведущий уголовный процесс, обязан обращаться со всеми документами, содержащими подлинные сведения о личности конфидента (как теми, которые получены из органа, осуществляющего ОРД, так и образующимися в деятельности органа, ведущего уголовный процесс), по правилам секретного делопроизводства. В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 289-З лица, виновные в разглашении сведений о личности конфидентов, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Пункт 3 части 2 ст. 65 УПК содержит еще одно основание для применения мер безопасности, которым является письменное заявление лица, к которому обращена угроза.
Меры защиты в отношении несовершеннолетнего или совершеннолетнего нетрудоспособного лица осуществляются только по письменному согласию их родителей либо иных законных представителей.
Законодательство не требует получения согласия совершеннолетних членов семьи или лиц, проживающих совместно с защищаемым лицом, на применение мер безопасности в отношении защищаемого лица, если предполагаемые меры защиты затронут каким-либо образом их интересы.
Часть 3 ст. 65 УПК содержит запрет на разглашение сведений о применяемых в отношении защищаемых лиц мерах безопасности.
Согласно пункту 1 части 1 ст. 66 УПК неразглашение сведений о личности является одной из мер по обеспечению безопасности участника уголовного процесса.
Порядок реализации данной меры установлен в ст. 67 УПК, а также в ряде других нормативных правовых актов.
Запрет на разглашение сведений о применяемых в отношении защищаемых лиц мерах безопасности реализуется путем направления соответствующим должностным лицам предупреждения о неразглашении сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности.
Должностные лица органа, ведущего уголовный процесс, и органа, обеспечивающего применение мер безопасности, а равно должностные лица правоохранительных органов, иных организаций, виновные в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер безопасности либо в разглашении сведений о защищаемых лицах, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Умышленное разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса, их близких, совершенное лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, влечет уголовную ответственность, установленную ст. 408 УК.
В статье 66 УПК раскрывается система мер безопасности, которые могут применяться в отношении защищаемого лица, а их содержание конкретизируется в последующих статьях УПК.
Что касается вопроса о том, какие меры по обеспечению безопасности могут быть применены к защищаемому лицу, то уголовно-процессуальный закон закрепляет как процессуальные, так и непроцессуальные меры (последние в УПК названы иными мерами безопасности).
Согласно ст. 66 УПК к процессуальным мерам безопасности относятся:
- неразглашение сведений о личности;
- освобождение от явки в судебное заседание;
- закрытое судебное заседание.
К иным мерам безопасности отнесены следующие:
- использование технических средств контроля;
- прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров;
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- изменение паспортных данных и замена документов;
- запрет на выдачу сведений.
Решение о применении процессуальных мер безопасности исполняется органом, ведущим уголовный процесс. Порядок применения непроцессуальных мер безопасности осуществляется согласно ст. 73 УПК органами внутренних дел и государственной безопасности.
Применение такой меры безопасности, как разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании, определено ч. 2 ст. 23 УПК.
В частности, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими, разбирательство уголовного дела осуществляется в закрытом судебном заседании с соблюдением всех правил судебного производства.
По делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения, постановления суда.
Следует признать, что законодателем обоснованно сделано исключение из важнейшего принципа судопроизводства для случаев, когда гласность представляет угрозу безопасности лиц, содействующих правосудию и, следовательно, самому правосудию. При этом закрытость предполагает запрет свободного доступа граждан, которые непосредственно не принимают участия в уголовном судопроизводстве. Кроме того, существует возможность проводить закрытые судебные заседания, к примеру, по уголовным делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами, не в зданиях судов, а в помещениях следственных изоляторов, на территории исправительных учреждений и других охраняемых объектов <3>.
<3> Куницына, Е.В. Некоторые аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: правовое регулирование и направления развития / Е.В.Куницына // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
Содержание непроцессуальных мер безопасности отражено в ст. 69 — 72 УПК, а также Положении N 130.
Часть 3 ст. 66 УПК определяет, что с учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, имущественных и иных прав защищаемых лиц могут быть приняты и другие меры обеспечения безопасности, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Согласно ст. 4 Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства (заключено в г. Минске 28.11.2006) при осуществлении взаимодействия компетентных органов государств — участников Содружества Независимых Государств при обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства предусмотрена возможность применения по просьбе запрашивающей стороны следующих мер защиты, в том числе не названных в ст. 66 УПК:
- а) временное помещение защищаемого лица в безопасное место на территорию запрашиваемой стороны;
- б) переселение защищаемого лица для проживания на территорию запрашиваемой стороны;
- в) замена документов защищаемого лица;
- г) изменение внешности защищаемого лица;
- д) выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения;
- е) личная охрана, охрана жилища и имущества;
- ж) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- з) изменение места работы (службы) или учебы;
- и) применение дополнительных мер защиты в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Законом Республики Беларусь от 13.12.1999 N 340-З «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органа государственной охраны» установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органа государственной охраны, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на безопасность указанных лиц, их близких.
В рамках указанного нормативного правового акта для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и их близких, а также сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться следующие меры безопасности:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
- обеспечение конфиденциальности сведений;
- временное помещение в безопасное место;
- перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
- переселение на другое место жительства;
- изменение данных документа, удостоверяющего личность, и замена документов;
- изменение внешности.
Законодательство не устанавливает обязанность применения конкретных мер безопасности в зависимости от способов (форм) противоправного воздействия.
Наиболее часто в процессуальной практике применяется неразглашение сведений о личности.
Согласно ст. 67 УПК неразглашение сведений о личности заключается в изменении фамилии, имени, отчества, других анкетных данных, изменении сведений о месте жительства и работы (учебы) в заявлениях и сообщениях о преступлениях, материалах проверок, протоколах следственных и судебных действий, а также иных документах органов, ведущих уголовный процесс, путем замены этих данных иными. Также определено, что подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении данной меры безопасности незамедлительно направляются органом предварительного следствия или органом дознания прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, и хранятся им по правилам секретного делопроизводства.
В целях защиты информации о лицах, сообщивших о фактах совершения уголовных правонарушений, законодательство определяет случаи неуказания в сообщениях сведений о заявителях.
Согласно ч. 6 ст. 168 УПК в случае, когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи, близким родственникам и иным лицам, которых он обоснованно считает своими близкими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества и применением других противоправных действий, в заявлении гражданина о преступлении не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись.
В соответствии с ч. 8 ст. 193 УПК при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, членов семей, близких родственников и иных лиц, которых они обоснованно считают близкими, следователь, лицо, производящее дознание, вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель, свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь, лицо, производящее дознание, обязаны вынести постановление, в котором излагаются причины принятого решения о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия, указываются вымышленные данные о личности и приводится образец подписи, которые они будут использовать в протоколах следственных действий с его участием.
Производство следственных действий с участием защищаемого лица в ходе предварительного расследования, а также его допрос в судебном заседании могут осуществляться вне визуальной видимости других лиц, в том числе находящихся в зале судебного заседания, или с применением мер, обеспечивающих неузнаваемость защищаемого лица, о чем делается отметка в протоколе следственного действия или судебного заседания.
Возможность и необходимость использования таких средств вытекают из положений международно-правовых актов, предполагающих принятие участвующими в них государствами таких мер, которые могут потребоваться для обеспечения эффективной и надлежащей защиты тех, кто сообщает об уголовных преступлениях или иным образом сотрудничает со следствием или органами, осуществляющими уголовное преследование, а также свидетелей, дающих показания, касающиеся этих преступлений. Этими актами предусматривается принятие надлежащих мер, направленных на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести или запугивания участвующих в уголовном производстве свидетелей, в отношении их родственников и других близких им лиц, включая введение таких положений, которые разрешают в надлежащих случаях не разглашать информацию, касающуюся личности и местонахождения таких лиц, устанавливают ограничения на разглашение информации о них либо устанавливают правила доказывания, позволяющие свидетелям и экспертам давать показания таким образом, который обеспечивает их безопасность (статья 22 Конвенции Совета Европы N 173 «Об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173)» (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999); статья 24 Конвенции Организации Объединенных Наций «Против транснациональной организованной преступности» (заключена в г. Палермо 15.11.2000); статья 32 Конвенции Организации Объединенных Наций «Против коррупции» (заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003); пункт 17 Рекомендаций N R (2005) 9 от 20.04.2005 Комитета Министров Совета Европы «Комитет Министров — государствам-членам о защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием»).
В целях решения задач уголовного судопроизводства широкое распространение за рубежом получили мобильные комплексы для защиты свидетелей, которые состоят из двух подсистем, одна из которых устанавливается в изолированном помещении по месту нахождения свидетеля, другая — в зале судебных заседаний. Свидетель через монитор компьютера слышит и видит все, что происходит в зале заседания, свидетеля видит только судья, остальные участники процесса слышат измененный голос. Аппаратная система искажения речи работает в режиме реального времени, при этом разборчивость и смысл слов не теряются.
Первая проблема, которая встает при практической реализации указанных положений в Республике Беларусь, — это проблема технической оснащенности. Сюда относится, главным образом, отсутствие специальных помещений, где возможен допрос свидетелей без контакта с другими участниками процесса, а также аппаратуры для изменения голоса и специалистов по применению такой техники. Поэтому допрашивать защищаемых лиц часто приходится в импровизированных условиях, которые в ряде случаев не позволяют решать вопросы обеспечения их безопасности.
В условиях отсутствия соответствующей материально-технической базы для обеспечения неузнаваемости лица в отдельных случаях применяются маски, костюмы химзащиты, коробки из-под холодильников, смежные с залом судебного заседания комнаты и другие подсобные средства. В литературе описаны случаи, когда допрашиваемый свидетель стоял за дверью и, отвечая на поставленные перед ним вопросы, в целях искажения голоса держал возле рта пустую литровую банку. В другом случае свидетель был помещен для допроса в обычный шкаф, еще один допрашивался за занавеской <4>.
<4> Куницына, Е.В. Некоторые аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: правовое регулирование и направления развития / Е.В.Куницына // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
Второй проблемой является соблюдение процессуальных принципов гласности, устности и непосредственности исследования доказательств в условиях сохранения конфиденциальности защищаемого лица.
По мнению некоторых авторов, показания лица, допрошенного судом в условиях, исключающих его визуальное наблюдение другими участниками процесса, могут быть положены в основу обвинительного приговора лишь при условии их соответствия другим неопровержимым доказательствам и только в той части, в которой они могут быть проверены и оценены с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также в совокупности с другими доказательствами <5>.
<5> Куницына, Е.В. Некоторые аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: правовое регулирование и направления развития / Е.В.Куницына // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
В случае невозможности сохранить в тайне сведения о личности указанными выше способами на основании ч. 1 ст. 68 УПК возможно применение такой меры по обеспечению безопасности, как освобождение от явки в судебное заседание защищаемого лица.
При освобождении защищаемого лица от явки в судебное заседание в суде оглашаются показания, данные им на предварительном расследовании, воспроизводится звуко-, кино- либо видеозапись его допроса с соблюдением мер, обеспечивающих неузнаваемость.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 УПК допрос защищаемого лица может быть произведен при нахождении его вне зала судебного заседания с использованием видеотехнических средств, обеспечивающих его неузнаваемость.
Проведение процессуальных действий с применением видеосвязи должно способствовать непосредственному восприятию судом доказательств в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела.
Согласно ст. 100 УПК материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и иные носители информации признаются источниками доказательств, если получены, истребованы или представлены в порядке, предусмотренном ст. 103 УПК.
Применение технических средств, научно обоснованных способов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств при производстве процессуальных действий закрепляет ч. 3 ст. 192 УПК. Возможность использования видеотехнических средств прямо установлена ч. 3 ст. 68 УПК.
При принятии такого решения суд должен учитывать, что в силу положений ст. 281 УПК вопрос о лицах, подлежащих вызову в судебное заседание, относится к компетенции суда и что согласно ст. 68 УПК освобождение свидетеля от явки в суд допускается лишь в случае невозможности обеспечения его безопасности другими мерами. Также судом должна быть обсуждена возможность допроса защищаемых лиц вне зала судебного заседания с использованием видеотехнических средств, обеспечивающих их неузнаваемость.