XXI век является информационным веком и характеризуется, прежде всего, масштабным и повсеместным внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества. Органы государственной власти и управления, являясь неотъемлемой составляющей современного общества, должны принимать в этом процессе самое непосредственное участие. Такое участие должно выражаться в первую очередь в четкой регламентации абсолютно всех процессов, связанных с информатизацией общественных институтов. Государственные органы, являясь также общественным институтом и вследствие этого — объектом информатизации, должны регламентировать не только прохождение этого процесса в общественных институтах более низких уровней, но и, прежде всего, внутри своей системы.
На сегодня во всех развитых странах органы государственной власти и управления являются приоритетной сферой внедрения и применения информационно-коммуникационных технологий. Экономическая составляющая деятельности государственных органов образует наиважнейшее звено этого общественного института, нуждающееся в ускоренном процессе информатизации. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 N 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» (далее — Стратегия) [3], основной целью реализации этого документа в экономической сфере является обеспечение в ближайшей перспективе поступательного развития отечественной экономики на основе информационно-технологических инноваций.
Электронные государственные закупки, входящие в компонент экономической составляющей деятельности государственных органов любого развитого государства, организационно входят и в национальную (отечественную) экономику. Вследствие этого в Стратегии одним из приоритетных направлений формирования электронной экономики является развитие электронных государственных закупок.
Современный этап развития сферы государственных закупок в Республике Беларусь характеризуется, прежде всего, недостаточным уровнем правового обеспечения таких процедур. Ведь именно правовое обеспечение и создает основу для возможной реализации электронных государственных закупок, их программно-технологического (эксплуатация информационных систем, использование баз и банков данных), организационного (процессы лицензирования, сертификации) и информационного обеспечения (унификация требований по представлению и кодированию информации, процессы документирования).
Электронные государственные закупки, представляющие собой результат внедрения и последующего применения информационных технологий в данной сфере, и вовсе остаются не урегулированными. В связи с этим международная правовая регламентация процессов, связанных с осуществлением электронных государственных закупок, на сегодня объективно необходима по причине того, что именно на международном уровне определяются и должны определяться основные (базисные) проблемы развития любой сферы. Таким образом, международные нормативные правовые акты (НПА) — основной результат регламентации — должны являться ориентирами для создания и / или совершенствования национальных НПА.
Основными международными НПА, регулирующими сферу электронных государственных закупок, являются: Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли «Об электронных подписях» (принят в г. Вене 05.07.2001) (далее — Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях»), который сопровождается Руководством по его применению, и Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли «О закупках товаров (работ) и услуг» (принят в г. Нью-Йорке 15.06.1994) (далее — Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг»), который сопровождается Руководством по его применению; Соглашение по правительственным закупкам Всемирной торговой организации (ВТО) 1994 года (далее — Соглашение).
Главной целью издания Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях» [4] является развитие и расширение практики применения электронных методов удостоверения подлинности документов, использующихся в торговых процессах, в том числе при осуществлении государственных закупок. Являясь базовым актом при составлении систем документации в электронном виде (предквалификационная, тендерная и др.), Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях» позволяет активно расширять сферу электронных государственных закупок.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» [5] также имеет большое значение для организации и проведения государственных закупок, в том числе электронных. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» содержит основные методы и принципы проведения государственных закупок, определяет терминологический аппарат в данной сфере, что делает возможным использование этого акта в качестве образца при составлении национальных НПА. Ключевой же целью принятия данного документа явилось максимальное развитие конкуренции и обеспечение справедливого отношения к поставщикам (подрядчикам) при процедуре осуществления государственных закупок.
Основным альтернативным источником Типового закона ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» является Соглашение [6]. Целями принятия данного акта является развитие международной торговли и запрет дискриминации иностранных поставщиков. Структура содержания Соглашения по основным пунктам аналогична структуре Типового закона ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг». Основным же минусом Соглашения является невозможность его ратификации и применения на сегодняшний день в странах, не являющихся членами ВТО. Тем не менее данный акт может служить основным (базисным) источником при формировании и усовершенствовании национального законодательства в данной сфере.
И, несмотря на то что правовые нормы, содержащиеся в представленных международных нормативных правовых актах, являются диспозитивными, тем не менее, таким нормам присущ, прежде всего, учредительный характер. Последнее выражается в том, что именно эти НПА определяют терминологический аппарат сферы, систему осуществления электронных государственных закупок, регулируют взаимоотношения между сторонами при заключении сделок, а также устанавливают вектор развития национальных правовых систем в данной сфере. В связи с этим данные нормативные правовые акты могут служить отличной нормативно-правовой базой для создания / реформирования национального законодательства.
Подводя итог, необходимо отметить, что электронные государственные закупки в Республике Беларусь пока еще не получили широкого распространения. Для того чтобы наладить этот процесс, необходимо на первоначальной стадии уделить внимание его нормативно-правовому обеспечению и упорядочению терминологического аппарата посредством нормативных правовых актов. Имеется в виду, прежде всего, создание и (или) реформирование соответствующей нормативно-правовой базы. Этот процесс должен происходить поэтапно, и в нем должны быть задействованы все органы государственной власти и управления, а не только органы, в компетенцию которых входят такие вопросы. Приходится отмечать, что действующее белорусское законодательство несколько не отвечает современным требованиям организации государственных закупок. Нормы, содержащиеся в некоторых отечественных нормативных правовых актах (например, Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» [1]; Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 N 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» [2]), морально устарели и не соответствуют мировым тенденциям развития отрасли. Тем не менее следует отметить заинтересованность государства в лице органов государственной власти и управления в развитии электронных форм осуществления государственных закупок и в связи с этим в окончательном переходе Республики Беларусь к электронной экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. О государственных закупках товаров (работ, услуг) [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г.
2. О государственных закупках в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 нояб. 2008 г.
3. О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 авг. 2010 г., N 1174
4. Об электронных подписях [Электронный ресурс]: Типовой закон ЮНСИТРАЛ, 5 июля 2001 г.
5. О закупках товаров (работ) и услуг [Электронный ресурс]: Типовой закон ЮНСИТРАЛ, 15 июня 1994 г.
6. О правительственных закупках [Электронный ресурс]: Соглашение ВТО // WTO AGREEMENT ON GOVERNMENT PROCUREMENT. — 2015. — Режим доступа: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/gpr-94.pdf. — Дата доступа: 28.10.2015.