Нарушение порядка оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий (комментарий к статье 12.23 КоАП) (часть 1)

Административная ответственность за нарушение порядка оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий установлена статьей 12.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

1. Частью 1 статьи 12.23 КоАП установлена ответственность за ввоз в Республику Беларусь, перевозку по ее территории, хранение на ней юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем табачных изделий, не маркированных в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь и (или) без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность ввоза, приобретения, производства указанных изделий, либо с документами, содержащими недостоверные сведения, а также торговлю этими изделиями.

1.1. Объектом правонарушения является установленный порядок оборота табачных изделий.

В соответствии с пунктом 1-1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Декрет N 28) под табачными изделиями понимаются продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли. Табачные изделия подразделяются на курительные и некурительные.

Курительные табачные изделия — это табачные изделия, предназначенные для курения (сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак трубочный и курительный, махорка-крупка курительная и другие).

Некурительные табачные изделия — это табачные изделия, предназначенные для сосания (снюс, насвай и другие), жевания или нюханья (табак сосательный, табак жевательный, табак нюхательный). При этом запрещается производство и оборот некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания, изготовленных из табака, извести и другого нетабачного сырья либо частично или полностью изготовленных из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Под оборотом табачных изделий понимаются хранение, импорт, экспорт табачных изделий, оптовая и (или) розничная торговля ими.

1.2. В соответствии с пунктом 14 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом N 28 (далее — Положение), маркировке акцизными марками подлежат ввозимые на территорию Республики Беларусь, в том числе с территории государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 (далее — Договор о таможенном союзе), табачные изделия (кроме изделий, указанных в пункте 18 Положения), а также произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для оборота на ее территории табачные изделия.

Согласно пункту 18 Положения маркировке акцизными марками не подлежат табачные изделия:

  • ввезенные организаторами и участниками международных выставок, ярмарок в качестве образцов и экспонатов, а также ввезенные в качестве образцов для сертификационных испытаний, осуществления контроля качества, безопасности, подлинности табачных изделий в количестве, установленном нормативными документами;
  • предназначенные для собственного потребления должностными лицами иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, приравненными к ним по объему привилегий сотрудниками органов и миссий международных организаций, а также членами их семей;
  • предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли, на воздушных, морских и речных судах, выполняющих рейсы в иностранные государства;
  • перемещаемые через территорию Республики Беларусь транзитом;
  • ввозимые гражданами в пределах норм, установленных законодательством;
  • произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для вывоза за пределы Республики Беларусь.

Специальными марками подлежат маркировке табачные изделия, обращенные в доход государства. Маркировка осуществляется организациями, реализующими такие изделия.

Табачные изделия, произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для вывоза с территории Республики Беларусь, должны быть промаркированы их производителем в соответствии с требованиями законодательства страны назначения до отгрузки с места производства.

1.3. В соответствии с пунктом 16 Положения акцизные марки наносятся на потребительскую тару (упаковку) ввозимых табачных изделий за пределами территории Республики Беларусь.

Ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории и (или) хранение на ней табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными и (или) специальными марками, торговля ими без нанесенных акцизных и (или) специальных марок запрещаются.

Образцы акцизных и специальных марок, а также порядок маркировки ими табачных изделий утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2008 N 1610 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. N 16».

1.4. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:

  • ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней табачных изделий, не маркированных в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь;
  • ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней табачных изделий без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность ввоза, приобретения, производства указанных изделий, либо с документами, содержащими недостоверные сведения;
  • торговля табачными изделиями, не маркированными в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь и (или) без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность ввоза, приобретения, производства указанных изделий, либо с документами, содержащими недостоверные сведения.

1.5. Под сопроводительными документами понимаются первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами (например, товарно-транспортные накладные формы ТТН-1, товарные накладные на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная»), международные товарно-транспортные накладные (CMR-накладные), а также другие документы, обязательное наличие которых при совершении той или иной хозяйственной операции предусмотрено законодательством Республики Беларусь, законодательством Таможенного союза и международными договорами Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 2.14 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 N 8, не соответствующим действительности является сопроводительный документ, если момент его оформления не совпадает с моментом начала совершения указанной в нем хозяйственной операции либо если он оформлен на бланке первичного учетного документа, приобретенного в нарушение установленного законодательством Республики Беларусь порядка, либо информация о признании недействительным или об аннулировании которого имеется в электронном банке данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках, либо если в нем указаны сведения о товаре, не соответствующие фактически совершаемой с этим товаром хозяйственной операции.

1.6. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектом правонарушения являются: работник (в т.ч. должностное лицо) юридического лица или работник индивидуального предпринимателя; индивидуальный предприниматель; юридическое лицо.

Санкция: штраф в размере от пятидесяти до ста базовых величин; на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — штраф в размере от двухсот пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией ввозимых, перевозимых, хранимых, реализуемых табачных изделий.

2. Частью 2 статьи 12.23 КоАП установлена ответственность за ввоз в Республику Беларусь, перевозку по ее территории, хранение на ней алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками и (или) без сопроводительных документов либо с не соответствующими действительности документами, подтверждающими легальность их ввоза, приобретения, производства, а также торговлю этими напитками.

2.1. Объектом правонарушения является установленный порядок оборота алкогольных напитков.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон) к алкогольным напиткам относятся: водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов.

Под оборотом алкогольных напитков понимаются экспорт, импорт, хранение, оптовая и (или) розничная торговля ими.

Акцизная марка Республики Беларусь представляет собой бланк строгой отчетности с определенными степенями защиты, предназначенный для маркировки произведенных в Республике Беларусь или ввозимых на территорию Республики Беларусь алкогольных напитков.

Специальная марка — это марка, предназначенная для маркировки алкогольных напитков, задержанных или изъятых правоохранительными и контролирующими органами, а также конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом.

2.2. В соответствии со статьей 19 Закона маркировке акцизными марками подлежат алкогольные напитки, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и произведенные в Республике Беларусь, разлитые в потребительскую тару (упаковку) и предназначенные для оборота на ее территории.

Не подлежат маркировке акцизными марками алкогольные напитки:

  • разлитые в потребительскую тару (упаковку) вместимостью до 50 кубических сантиметров включительно;
  • ввозимые организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
  • ввозимые и предназначенные для официального использования иностранными дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также приравненными к ним органами и миссиями международных организаций;
  • ввозимые для собственного потребления дипломатическими агентами, должностными лицами консульских учреждений и приравненными к ним сотрудниками органов и миссий международных организаций, а также членами их семей;
  • ввозимые и предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли;
  • ввозимые и предназначенные для реализации в вагонах-ресторанах, купе-буфетах, купе-барах поездов, формирующихся за пределами Республики Беларусь, на воздушных, морских и речных судах, выполняющих международные рейсы. Объем и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь не подлежащих маркировке акцизными марками алкогольных напитков, ввозимых и предназначенных для реализации в вагонах-ресторанах, купе-буфетах, купе-барах поездов, формирующихся за пределами Республики Беларусь, на воздушных, морских и речных судах, выполняющих международные рейсы, определяются Советом Министров Республики Беларусь;
  • ввозимые в качестве образцов для сертификационных испытаний в необходимых количествах, установленных техническими нормативными правовыми актами;
  • ввозимые в качестве образцов производителем алкогольной продукции для проведения оценки качества (испытаний) и органолептических показателей планируемых к поставке напитков на основании заключенных договоров в количестве не более 5000 кубических сантиметров в отношении каждого образца;
  • перевозимые через таможенную территорию Республики Беларусь транзитом;
  • ввозимые физическими лицами в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь;
  • произведенное в Республике Беларусь шампанское;
  • оригинальные алкогольные напитки.

Алкогольные напитки, предназначенные для реализации за пределы Республики Беларусь, кроме государств — участников Договора о Таможенном союзе, акцизными марками не маркируются.

Алкогольные напитки, предназначенные для вывоза с территории Республики Беларусь на территорию государств — участников Договора о Таможенном союзе, должны быть маркированы их производителем в соответствии с требованиями законодательства страны назначения до момента их отгрузки с места производства.

Алкогольные напитки с поврежденными акцизными марками подлежат перемаркировке предназначенными для этого акцизными марками. Алкогольные напитки, маркированные акцизными марками, выводимыми из обращения, дополнительно маркируются контрольными марками.

Маркировке специальными марками подлежат алкогольные напитки, задержанные или изъятые правоохранительными и контролирующими органами, а также конфискованные либо обращенные в доход государства иным способом.

2.3. В соответствии со статьей 20 Закона акцизные марки, предназначенные для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории, имеют различия в зависимости от вида алкогольного напитка и объема его розлива.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2008 N 618 «О некоторых вопросах оборота алкогольных напитков» утверждены образцы всех видов акцизных марок и специальных марок, а также порядок маркировки ими алкогольных напитков.

2.4. Статьей 21 Закона предусмотрено, что импортируемые алкогольные напитки маркируются акцизными марками за пределами таможенной территории Республики Беларусь или на таможенной территории Республики Беларусь в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, под контролем таможенных органов в местах, определяемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Алкогольные напитки, подлежащие маркировке акцизными марками образца, соответствующего виду алкогольного напитка и (или) объему его розлива, но не маркированные ими, а также маркированные акцизными марками с нарушением порядка маркировки, рассматриваются как не маркированные акцизными марками.

За правильность маркировки алкогольных напитков и подлинность акцизных марок в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь несут ответственность собственник этих напитков, а также лицо, обладающее правами владения и распоряжения указанными напитками (кроме лиц, приобретших алкогольные напитки в розничной торговой сети).

2.5. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:

  • ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками;
  • ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней алкогольных напитков без сопроводительных документов либо с не соответствующими действительности документами, подтверждающими легальность их ввоза, приобретения, производства;
  • торговля алкогольными напитками, не маркированными в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, или без сопроводительных документов либо с не соответствующими действительности документами, подтверждающими легальность их ввоза, приобретения, производства.

(О не соответствующих действительности сопроводительных документах см. п. 1.5 настоящего комментария.)

2.6. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектом правонарушения являются: физическое лицо; индивидуальный предприниматель; юридическое лицо.

Санкция: на физическое лицо — штраф в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин; на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — штраф в размере от двухсот пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией ввозимых, перевозимых, хранимых, реализуемых алкогольных напитков, а также выручки, полученной от их реализации (выполнения работ, оказания услуг).