Нарушение порядка осуществления игорного бизнеса, организация и проведение запрещенных азартных игр (комментарий к статье 12.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Административная ответственность за нарушение порядка осуществления игорного бизнеса, организацию и проведение запрещенных азартных игр установлена статьей 12.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

1. Частью 1 статьи 12.11 КоАП установлена ответственность за нарушение установленного порядка подтверждения соответствия игрового оборудования требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технического обслуживания игрового оборудования, регистрации объектов налогообложения в налоговых органах, непредъявление свидетельства (нотариально засвидетельствованной копии свидетельства) о регистрации объектов налогообложения.

  • 1.1. Объектом правонарушения является установленный порядок осуществления игорного бизнеса.

В соответствии с пунктом 1 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 N 9 (далее — Положение), игорный бизнес (деятельность в сфере игорного бизнеса) представляет собой деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между несколькими участниками азартной игры.

На территории Республики Беларусь разрешено осуществление следующих видов деятельности в сфере игорного бизнеса:

  • содержание букмекерской конторы;
  • содержание зала игровых автоматов;
  • содержание казино;
  • содержание тотализатора.

1.2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих альтернативных действий:

  • нарушение установленного порядка подтверждения соответствия игрового оборудования требованиям технических нормативных правовых актов в области нормирования и стандартизации, технического обслуживания игрового оборудования;
  • нарушение установленного порядка регистрации объектов налогообложения в налоговых органах;
  • непредъявление свидетельства (нотариально засвидетельствованной копии свидетельства) о регистрации объектов налогообложения.

1.3. Согласно пункту 1 Положения игровое оборудование включает в себя игровой стол, игровой автомат, иное оборудование, используемое для организации и проведения азартной игры.

1.4. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон) к техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие требованиям которых осуществляется оценка соответствия, относятся технические регламенты и государственные стандарты Республики Беларусь. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

1.5. Пунктами 10 — 11 Положения предусмотрено, что игровое оборудование, включенное в предусмотренный законодательством перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, и его техническое обслуживание подлежат обязательному подтверждению соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

При этом запрещается реализация, установка и ввод в эксплуатацию (использование) игрового оборудования, включенного в предусмотренный законодательством перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, но не прошедшего подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, а также игровых автоматов, не включенных в Государственный реестр моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь.

Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь представляет собой совокупность уполномоченных государственных органов, аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области технического нормирования и стандартизации, определяющих процедуры подтверждения соответствия и функционирование системы в целом.

Порядок подтверждения соответствия — это совокупность и последовательность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Подтверждение соответствия осуществляется аккредитованными органами по сертификации, а в случае декларирования соответствия — изготовителем (продавцом) в соответствии с Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 N 23.

Согласно статье 26 Закона перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, действует в отношении конкретного объекта оценки соответствия до вступления в силу технического регламента на этот объект оценки соответствия.

Статьей 36 Закона установлено, что с 1 января 2016 г. обязательному подтверждению соответствия подлежат только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов.

1.6. Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.07.2011 N 46 «О внесении изменений и дополнения в постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. N 60» из перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, содержащегося в приложении к постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60, исключено игровое оборудование, применяемое для организации и проведения азартных игр.

1.7. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2011 N 424 утверждено Положение о порядке ведения Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь, согласно пункту 3 которого Государственный реестр игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь, является информационным ресурсом Республики Беларусь, содержащим совокупность сведений о моделях игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь, их программном обеспечении, а также о выданных свидетельствах о включении моделей игровых автоматов в Государственный реестр игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь.

Государственный реестр моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь, утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.06.2011 N 29 (далее — Государственный реестр игровых автоматов).

Включение моделей игровых автоматов в Государственный реестр игровых автоматов, осуществляется в случае их соответствия требованиям технических нормативных правовых актов, перечень которых определяется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Номенклатура показателей, контролируемых при выполнении работ по обязательному подтверждению соответствия объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, установлена в следующих технических кодексах установившейся практики, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 N 23 «О внесении изменений в постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. N 70, от 10 февраля 2012 г. N 12, и об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»:

  • ТКП 5.1.02-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции. Основные положения»;
  • ТКП 5.1.03-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Декларирование соответствия продукции. Основные положения».

В отношении игровых автоматов действуют следующие технические кодексы установившейся практики и государственные стандарты, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 09.03.2011 N 11 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»:

  • ТКП 296-2011 (03220) «Автоматы игровые. Порядок проведения испытаний, экспертизы и технического освидетельствования»;
  • СТБ 2179-2011 «Автоматы игровые. Требования к техническому обслуживанию и ремонту»;
  • СТБ 2180-2011 «Автоматы игровые. Термины и определения»;
  • СТБ 2181-2011 «Автоматы игровые. Общие технические требования и методы испытаний».

1.8. Порядок регистрации объектов налогообложения в налоговых органах установлен налоговым законодательством.

В соответствии со статьей 308 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются: игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор.

Пунктом 1 Положения даны следующие определения этих объектов:

  • игровой стол — оборудование с игровым полем (игровыми полями), используемое для проведения азартной игры (азартных игр) с любым видом выигрыша, в которой (которых) организатор азартной игры через своих работников участвует как сторона и (или) наблюдатель;
  • игровой автомат — специальное механическое, электрическое, электронное, иное техническое оборудование, установленное в игорном заведении и используемое организатором азартной игры для проведения азартной игры с денежным выигрышем, который случайным образом определяется устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового автомата, с применением заложенной в устройство программы без непосредственного участия в указанной игре представителей организатора азартной игры;
  • касса тотализатора — специально оборудованное одно рабочее место, где принимаются ставки в играх тотализатора, учитывается их общая сумма, определяется размер выигрыша, производится его выплата;
  • касса букмекерской конторы — специально оборудованное одно рабочее место, где осуществляется прием ставок в букмекерских играх и выплата выигрышей; заключенный договор поручения, агентский или другой аналогичный договор, предусматривающий прием ставок в букмекерских играх и выплату выигрышей; электронный кошелек, открытый организатору букмекерской игры, на который принимаются ставки в букмекерской игре.

1.9. Общее количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида подлежит обязательной регистрации по письменному заявлению плательщика в налоговых органах по месту постановки на учет до их установки (использования) с обязательной выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. В свидетельстве указывается количество объектов налогообложения и их местонахождение.

Для регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговый орган представляются следующие документы:

  • письменное заявление плательщика с указанием адресов использования объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;
  • перечень игровых автоматов (для регистрации игровых автоматов);
  • копии документов, подтверждающих право собственности (хозяйственного ведения) плательщика на объекты налогообложения налогом на игорный бизнес;
  • копия сертификата соответствия Национальной системы игрового оборудования, включенного в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь;
  • копия договора на техническое обслуживание игровых автоматов;
  • копия договора поручения, агентского договора или других аналогичных договоров, предусматривающих прием ставок в букмекерских играх и выплату выигрышей (для регистрации касс букмекерской конторы);
  • копия документа, подтверждающего открытие электронного кошелька, на который принимаются ставки в букмекерской игре, если расчеты производятся с использованием платежных систем (для регистрации касс букмекерской конторы).

При представлении в налоговый орган копий документов плательщик обязан предъявить их оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии.

Налоговые органы в течение пяти рабочих дней с даты подачи плательщиком заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес выдают плательщику свидетельство либо письменно информируют его об отказе в регистрации с указанием причин отказа.

Объекты налогообложения налогом на игорный бизнес считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства.

Изменение в игорном заведении общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес разрешается только после регистрации этого изменения в налоговых органах. Регистрация таких изменений осуществляется в порядке, установленном для регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, за исключением случаев уменьшения общего количества объектов налогообложения и перемещения в игорных заведениях зарегистрированных объектов налогообложения без изменения их общего количества, которые регистрируются с выдачей нового свидетельства по заявлению плательщика в течение пяти рабочих дней с даты его подачи. При выдаче нового свидетельства ранее выданное свидетельство и его копии, заверенные налоговым органом, возвращаются плательщиком в налоговый орган в течение двух рабочих дней после получения нового свидетельства и его копий, заверенных налоговым органом.

Регистрация общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида осуществляется в соответствии с пунктом 1.3 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156.

1.10. Нарушением порядка регистрации объектов налогообложения является изменение в игорном заведении общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида без их регистрации в налоговых органах, осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса при отсутствии регистрации общего количества этих объектов.

1.11. В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 N 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь» контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении этой деятельности возложен на Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его территориальные органы, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, которые при проведении проверки вправе требовать и получать необходимые документы (их копии).

Должностные лица налоговых органов и органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь имеют право требовать от налогоплательщиков предъявления свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а плательщики обязаны его предъявить. Непредъявление такого свидетельства (либо нотариально засвидетельствованной его копии) образует состав административного правонарушения.

Форма свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 N 99 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г. N 11 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».

Одновременно с выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес заинтересованному лицу (его представителю) выдается необходимое количество заверенных налоговым органом копий свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, соответствующее количеству игорных заведений.

Статьей 308 НК установлено, что заверенная налоговым органом копия свидетельства должна храниться по месту нахождения объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

1.12. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла либо неосторожности.

Субъектами правонарушения являются: индивидуальные предприниматели; юридические лица.

Санкция: на индивидуального предпринимателя — штраф в размере от двадцати до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре; на юридическое лицо — штраф в размере от ста до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре.

1.13. Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и налоговых органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривает суд.

2. Частью 2 статьи 12.11 КоАП установлена ответственность за организацию и проведение запрещенных азартных игр.

2.1. Объектом правонарушения является установленный порядок осуществления игорного бизнеса.

2.2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий по организации и проведению запрещенных азартных игр.

В соответствии с пунктом 1 Положения азартная игра представляет собой основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками азартной игры между собой либо с организатором азартной игры.

Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере игорного бизнеса. Организация и проведение в Республике Беларусь азартных игр должны осуществляться только работниками организатора азартных игр.

2.3. Согласно пункту 4 Положения на территории Республики Беларусь разрешены организация и проведение следующих видов азартных игр: букмекерская игра; игра в карты; игра в кости; игра на игровых автоматах; игра тотализатора; цилиндрическая игра (рулетка). Все иные, кроме перечисленных выше, азартные игры являются запрещенными.

Пунктом 5 Положения установлено, что организация и проведение азартных игр, не предусмотренных законодательными актами, на территории Республики Беларусь запрещены.

Букмекерская игра — это азартная игра, в которой ее участник делает ставку на результат события (заключает пари с организатором азартной игры), а размер выигрыша определяется до начала этой игры и зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими, документально подтвержденными фактами.

Игра в карты — это азартная игра, в которой ее участники раскладом карт определяют выигрыш и его размер.

Игра в кости — это азартная игра, в которой ее участники выбрасыванием числа кости определяют выигрыш и его размер.

Игра на игровых автоматах — это азартная игра, в которой ее участники с использованием игровых автоматов случайным образом определяют выигрыш и его размер.

Игра тотализатора — это азартная игра, в которой ее участник делает ставку на прогноз результата события (заключает пари с другим участником азартной игры), а размер выигрыша зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими, документально подтвержденными фактами, а также от общей суммы внесенных ставок.

Цилиндрическая игра (рулетка) — это азартная игра, в которой ее участники, определяя комбинации чисел, символов и других знаков с помощью вращающегося устройства, выигрывают в зависимости от заранее установленной пропорции общей суммы сделанных ставок и выигрышей.

Правила организации и проведения азартных игр, за исключением игр на игровых автоматах, разрабатываются организаторами азартных игр с учетом требований законодательства и утверждаются по согласованию с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.03.2011 N 17 «О требованиях к правилам организации и проведения азартных игр, за исключением игр на игровых автоматах» установлены требования, которые предъявляются к правилам организации и проведения азартных игр.

Правила организации и проведения азартных игр на игровых автоматах определяются их программным обеспечением и технической документацией.

2.4. Организация и проведение азартных игр представляют собой деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между несколькими участниками азартной игры.

Участником азартной игры является физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим ее участником.

2.5. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла.

Субъектами правонарушения являются: индивидуальные предприниматели; юридические лица.

Санкция: штраф в размере от двадцати до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре.

2.6. Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и налоговых органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривает суд.