1 (3). Частью 3 статьи 12.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлена ответственность за производство табачных изделий на основном технологическом оборудовании, не прошедшем государственной регистрации (перерегистрации), на оборудовании, не оснащенном исправными и поверенными приборами учета готовой продукции, прошедшими государственные испытания (включенными в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь) или метрологическую аттестацию, либо на оборудовании с отключенными приборами учета готовой продукции или с приборами учета готовой продукции, не соответствующими иным требованиям законодательных актов.
1.1 (3.1). Объектом правонарушения является установленный порядок производства табачных изделий.
В соответствии с пунктом 1-1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Декрет N 28) под табачными изделиями понимаются продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли. При этом табачные изделия могут быть двух видов: курительные и некурительные.
Курительные табачные изделия представляют собой табачные изделия, предназначенные для курения (сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак трубочный и курительный, махорка-крупка курительная и другие).
Некурительные табачные изделия представляют собой табачные изделия, предназначенные для сосания (снюс, насвай и другие), жевания или нюханья (табак сосательный, табак жевательный, табак нюхательный).
1.2 (3.2). Пунктом 11-1 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом N 28, установлено, что основное технологическое оборудование для производства табачных изделий, находящееся в собственности, хозяйственном ведении юридических лиц, подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Положение о государственной регистрации основного технологического оборудования для производства табачных изделий утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2005 N 1235.
Основное технологическое оборудование для производства табачных изделий должно быть оснащено исправными и поверенными (т.е. имеющими поверительные клейма) приборами учета готовой продукции, прошедшими государственные испытания (включенными в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь) или метрологическую аттестацию. Ведение Государственного реестра средств измерений Республики Беларусь осуществляется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.
Порядок использования приборов учета готовой продукции установлен главой 3 (пункты 13 — 19) Положения о порядке учета табачных изделий с помощью приборов учета готовой продукции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2005 N 62 (далее — Положение N 62).
1.3 (3.3). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий:
- производство табачных изделий на основном технологическом оборудовании, не прошедшем государственной регистрации (перерегистрации);
- производство табачных изделий на основном технологическом оборудовании, не оснащенном исправными и поверенными приборами учета готовой продукции;
- производство табачных изделий на основном технологическом оборудовании, оснащенном приборами учета готовой продукции, не прошедшими государственные испытания (не включенными в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь) или метрологическую аттестацию;
- производство табачных изделий на основном технологическом оборудовании с отключенными приборами учета готовой продукции или с приборами учета готовой продукции, не соответствующими иным требованиям законодательных актов.
1.4 (3.4). Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Субъектом правонарушения являются: физическое лицо — работник организации-производителя (в т.ч. должностное лицо); юридическое лицо.
Санкция: штраф в размере от пятидесяти до ста базовых величин; на юридическое лицо — штраф в размере от четырехсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
1.5 (3.5). Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; органов внутренних дел; налоговых органов.
Дела об административных правонарушениях рассматривают: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; суд.
2 (4). Частью 4 статьи 12.21 КоАП установлена ответственность за нарушение установленного порядка учета табачных изделий с применением приборов учета готовой продукции.
2.1 (4.1). Объектом правонарушения является установленный порядок учета табачных изделий.
Положением N 62, установлен порядок учета табачных изделий при их производстве с помощью автоматических средств измерения количества произведенной продукции (приборов учета), технические требования к приборам учета, порядок их монтажа, эксплуатации, технического и метрологического обслуживания.
Учет осуществляется в целях контроля за достоверностью первичного (цехового) учета производимых табачных изделий в форме автоматизированного (контрольного) учета табачных изделий. Производители табачных изделий обязаны использовать при изготовлении табачных изделий приборы учета.
2.2 (4.2). Пунктом 13 Положения N 62 предусмотрено, что основное технологическое оборудование для производства табачных изделий должно быть оснащено исправными и поверенными приборами учета готовой продукции, прошедшими государственные испытания (включенными в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь) или метрологическую аттестацию. Ведение Государственного реестра средств измерений Республики Беларусь осуществляется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.
Приборы учета должны иметь установленные средства контроля, фискальную память, обеспечивающую долговременное хранение и защиту от несанкционированного изменения учетных данных, возможность подключения и совместной работы с IBM-совместимым компьютером. Средства контроля представляют собой защитные технические средства, выполненные в виде знака установленной формы из материалов, обеспечивающих невозможность несанкционированной замены блока фискальной памяти или изменения в нем фискальных данных.
2.3 (4.3). Порядок учета табачных изделий установлен главой 2 (пункты 6 — 12) Положения N 62. Требования, предъявляемые к организации учета табачных изделий, следующие:
А. Руководитель организации, производящей табачные изделия:
- назначает ответственных за контроль технического состояния приборов учета и оформление документации контрольного учета табачных изделий;
- незамедлительно сообщает инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о каждом факте сверхнормативных расхождений учетных показателей, отказа приборов учета и несанкционированного вмешательства в их работу, принимает меры по устранению и предупреждению таких фактов;
- обеспечивает своевременный ремонт и поверку приборов учета табачных изделий.
Б. Во всех цехах (участках) упаковки определяются ответственные за соблюдение условий эксплуатации приборов учета, а также проводится соответствующее обучение лиц, связанных с учетом табачных изделий. Должностные инструкции работников, связанных с организацией и осуществлением учета табачных изделий, должны предусматривать ответственность за несоблюдение порядка учета в соответствии с их компетенцией. В организациях разрабатываются рабочие инструкции по эксплуатации приборов учета и ведению соответствующей документации.
В. Подача продукции при выключенном питании приборов учета запрещена и должна быть блокирована отсечным устройством. Для этого цепи питания приборов учета и отсечного клапана замыкаются на отдельный коммутатор с пломбированием его корпуса комиссией организации — изготовителя табачных изделий, состоящей из 5 человек. В состав комиссии включается представитель налогового органа.
Г. По окончании каждой рабочей смены ответственными работниками цеха (участка) упаковки производится запись показаний приборов учета в специальных журналах регистрации результатов автоматизированного учета табачных изделий по установленной в приложении к Положению N 62 форме. Страницы журнала должны быть пронумерованы, журнал прошнурован, скреплен печатью организации и завизирован работником налогового органа. Снятие показаний приборов учета производится в соответствии с паспортом и инструкцией по эксплуатации прибора учета табачных изделий.
Расхождение между результатами измерения количества единиц табачных изделий с помощью приборов учета и данными первичного (цехового) учета табачных изделий в процентах по отношению к данным первичного (цехового) учета не должно превышать предел допустимой относительной погрешности прибора учета, указанной в паспорте прибора.
Д. В случае превышения допустимой величины расхождения данных контрольного и основного учета должностные (ответственные) лица цеха (участка) упаковки обязаны:
- провести производственно-технологическое расследование причин нарушения учета;
- оформить акт (протокол) о факте и причинах нарушения учета;
- в письменной форме сообщить руководителю организации о факте превышения допустимой величины расхождения между основными и контрольными данными учета продукции и результатах производственно-технологического расследования (в срок не более одних суток).
Е. В случае обнаружения неисправности прибора учета руководитель цеха (участка) упаковки табачных изделий обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю организации, а по факту отказа прибора учета составить акт технического осмотра с привлечением специалиста технической службы организации. Неисправный прибор учета может быть заменен на иной прибор учета.
Ж. Результаты учета табачных изделий первой рабочей смены после ввода прибора учета в эксплуатацию должны анализироваться и оформляться комиссией, состоящей из представителей организации, производящей табачные изделия, организации, осуществляющей изготовление и (или) ввоз на территорию Республики Беларусь приборов учета, и (или) обслуживающей организации.
2.4 (4.4). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий, нарушающих любое из вышеуказанных требований, предъявляемых к организации учета табачных изделий, и установленных пунктами 6 — 12 Положения N 62.
2.5 (4.5). Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо.
Санкция: штраф в размере от двадцати до ста базовых величин.
2.6 (4.6). Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; органов внутренних дел; налоговых органов.
Дела об административных правонарушениях рассматривают: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; суд.