Нарушение правил торговли и оказания услуг населению (комментарий к статье 12.17 КоАП Республики Беларусь) (часть 3)

1 (5). Частью 5 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлена ответственность за продажу товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения или при доставке их к месту хранения (реализации) либо сокрытие товаров или лекарственных средств от покупателей (нарушение правил торговли).

1.1 (5.1). Объектом правонарушения является установленный порядок продажи товаров и лекарственных средств в государственных организациях бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле» (далее — Закон о торговле) под товаром понимаются вещи (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 161-З «О лекарственных средствах» под лекарственным средством понимаются вещество или комбинация нескольких веществ природного, синтетического или биотехнологического происхождения, обладающие фармакологической активностью и в определенной лекарственной форме применяемые для профилактики и диагностики заболеваний, лечения и медицинской реабилитации пациентов, предотвращения беременности путем внутреннего или внешнего применения.

К торговым организациям относятся юридические лица, осуществляющие торговлю (т.е. предпринимательскую деятельность, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров) на территории Республики Беларусь (статьи 1, 2 Закона о торговле).

К организациям общественного питания относятся юридические лица, осуществляющие общественное питание как вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению (статья 10 Закона о торговле).

В соответствии с пунктами 1, 2 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 N 1590, к организациям бытового обслуживания относятся юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию бытовых услуг (действий по удовлетворению потребностей потребителя), к которым относятся:

  • ремонт, окраска и пошив обуви;
  • ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлических изделий;
  • изготовление и ремонт мебели;
  • химическая чистка и крашение, услуги прачечных;
  • техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования;
  • услуги бань и душевых, парикмахерских, услуги по прокату, аренде транспортных средств, ритуальные и обрядовые услуги;
  • услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII «О здравоохранении» к организациям здравоохранения относятся юридические лица, основной целью деятельности которых является осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности.

1.2 (5.2). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих альтернативных действий:

  • продажи товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения;
  • продажи товаров или лекарственных средств при доставке их к месту хранения (реализации);
  • сокрытия товаров или лекарственных средств от покупателей.

В соответствии со статьей 9 Закона о торговле розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.

В соответствии со статьей 10 Закона о торговле общественное питание осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.).

Не допускается продажа товаров или лекарственных средств помимо торговых объектов со складов, баз, из подсобных помещений торговых объектов, а также при доставке их к месту хранения или реализации.

Сокрытие товаров или лекарственных средств от покупателей представляет собой утаивание информации о их наличии для продажи, т.е. когда предназначенные для продажи товары или лекарственные средства фактически имеются в торговом объекте, однако не предлагаются к продаже покупателям.

1.3 (5.3). Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной виной.

Субъектом правонарушения является физическое лицо — работник государственной организации бытового обслуживания, торговли, общественного питания или здравоохранения (в т.ч. должностные лица).

Санкция: штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

1.4 (5.4). Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают: суд; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

2 (6). Частью 6 статьи 12.17 КоАП установлена ответственность за нарушение правил торговли, выразившееся в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним.

2.1 (6.1). Объектом правонарушения является установленный порядок реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон N 429-З) к алкогольным напиткам относятся водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов.

В соответствии со статьей 1.3 КоАП под слабоалкогольными напитками понимаются напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов, а под пивом — напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 и более процента.

2.2 (6.2). Объективная сторона правонарушения выражается в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона N 429-З на территории Республики Беларусь запрещается продажа алкогольных напитков лицам моложе 18 лет. В случае необходимости физические лица, приобретающие алкогольные напитки, обязаны предъявить документ, удостоверяющий их возраст.

Пунктом 40 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384, устанавливается запрет на продажу несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных (с объемной долей этилового спирта не более 7 процентов) напитков и пива. Данный запрет распространяется как на торговые объекты, так и на объекты общественного питания.

2.3 (6.3). Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной виной.

Субъектом правонарушения является физическое лицо — работник организации торговли или общественного питания.

Санкция: штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

2.4 (6.4). Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов внутренних дел; органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривает административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе.

3 (7). Частью 7 статьи 12.17 КоАП установлена ответственность за необеспечение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим реализацию алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, контроля за их продажей, повлекшее повторное совершение деяния, предусмотренного частью 6 комментируемой статьи.

3.1 (7.1). Объектом правонарушения является установленный порядок реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива.

Как уже было сказано, законодательством запрещена продажа в торговых объектах и объектах общественного питания алкогольных и слабоалкогольных (с объемной долей этилового спирта не более 7 процентов) напитков и пива несовершеннолетним в возрасте до 18 лет. Нарушение этого запрета влечет административную ответственность лица, осуществившего такую продажу, в соответствии с частью 6 статьи 12.17 КоАП.

3.2 (7.2). Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии лица, обязанного осуществлять контроль за реализацией алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива.

Контроль за реализацией алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива выражается в том числе и в недопущении их реализации несовершеннолетним в возрасте до 18 лет. Такой контроль возлагается на руководителя торгового объекта или объекта общественного питания либо на иное должностное лицо в соответствии с его должностными обязанностями или на индивидуального предпринимателя, которому принадлежит такой объект.

Контроль за реализацией алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива представляет собой совокупность действий, направленных на недопущение фактов нарушения правил и требований, предъявляемых законодательством к порядку реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива. К ним можно отнести, например, ознакомление под роспись продавцов со своими обязанностями, разъяснительную работу с ними, в т.ч. о мерах ответственности за данное правонарушение, систематический визуальный контроль за работой продавцов и т.д.

Ответственность должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанных осуществлять контроль за соблюдением порядка реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, по части 7 статьи 12.17 КоАП наступает в том случае, когда в результате необеспечения ими такого контроля повторно была осуществлена продажа алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним в возрасте до 18 лет. При этом не имеют значения прошедший срок между первой продажей и повторной, а также кто осуществлял первую продажу и повторную.

3.3 (7.3). Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектом правонарушения являются: должностное лицо юридического лица — организации торговли или общественного питания; индивидуальный предприниматель.

Санкция: штраф в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.

3.4 (7.4). Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов внутренних дел; органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривает административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе.

4 (8). Частью 8 статьи 12.17 КоАП установлена ответственность за реализацию товаров с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством.

4.1 (8.1). Объектом правонарушения является установленный порядок реализации товаров.

Статьей 9 Закона о торговле предусмотрено, что розничная торговля как вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, осуществляется через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты).

Розничная торговля может осуществляться в таких формах, как: комиссионная торговля, торговля на ярмарке, торговля по образцам, торговля с использованием автоматов, выездная торговля, посылочная торговля, торговля на рынке, иные формы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную торговлю (реализацию) товарами через торговые объекты, на ярмарках, на рынках или методом выездной торговли, осуществляемой в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта. Граждане вправе осуществлять реализацию товаров на ярмарках, на рынках.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также граждане вправе осуществлять розничную торговлю (реализацию) товарами на рынках только на торговых местах, которые представляют собой часть торгового прилавка, торгового ряда или территории рынка для установки передвижных средств развозной и разносной торговли, необходимую для выкладки и продажи товаров и ведения единого учета поступления и продажи товаров (пункт 2 Правил торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1623).

Рынок представляет собой имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок (территорию) с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными.

4.2 (8.2). Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении реализации (продажи) товаров в местах, запрещенных законодательством, такими способами, как с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений.

Реализация товаров в иных местах, кроме торговых объектов, ярмарок, установленных мест выездной торговли и торговых мест на рынке, законодательством не допускается (т.е. запрещается) любым способом: как просто с рук, так и с использованием различных приспособлений (лотков, тележек, автомобилей и др.).

Запрещенными местами реализации товаров как для субъектов предпринимательской деятельности, так и для граждан являются все иные места, за исключением мест реализации, предусмотренных всеми существующими формами торговли.

4.3 (8.3). Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом правонарушения является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров.

Санкция: предупреждение или штраф в размере до трех базовых величин.

4.4 (8.4). Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов внутренних дел; органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривает административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе.