Нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий и порядка реализации алкогольных напитков и табачных изделий (комментарий к статье 12.26 КоАП) (часть 2)

1 (3). Частью 3 статьи 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлена ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленных запретов в отношении рекламы табачных изделий, выразившееся в размещении (распространении) рекламы табачных изделий, бесплатном (безвозмездном) распространении табачных изделий, а равно предложении гражданам, покупающим табачные изделия или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари.

1.1 (3.1). Объектом правонарушения является установленный порядок рекламы табачных изделий.

Согласно пункту 1-1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» табачные изделия представляют собой продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли.

Табачные изделия могут быть двух видов:

  • курительные табачные изделия — это табачные изделия, предназначенные для курения (сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак трубочный и курительный, махорка-крупка курительная и другие);
  • некурительные табачные изделия — это табачные изделия, предназначенные для сосания (снюс, насвай и другие), жевания или нюханья (табак сосательный, табак жевательный, табак нюхательный).

1.2 (3.2). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:

  • размещение (распространение) рекламы табачных изделий;
  • бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, в том числе использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари;
  • предложение гражданам, покупающим табачные изделия или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари.

1.3 (3.3). В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» запрещаются размещение (распространение) рекламы табачных изделий, бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, в том числе использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари, а также предложение гражданам, покупающим табачные изделия или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари.

Любая реклама табачных изделий в Республике Беларусь полностью запрещена. Согласно пункту с) статьи 1 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения «По борьбе против табака» (заключена в г. Женеве 21.05.2003, ратифицирована Законом Республики Беларусь от 14.06.2005 N 26-З «О ратификации Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака») реклама и стимулирование продажи табака означает любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия с целью, результатом или вероятным результатом стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.

1.4 (3.4). Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектами правонарушения являются: индивидуальный предприниматель; должностное лицо юридического лица.

Санкция: штраф в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

1.5 (3.5). Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговых органов; органов внутренних дел; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговые органы; районный (городской) суд.

2 (4). Частью 4 статьи 12.26 КоАП установлена ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленного порядка реализации табачных изделий, выразившееся в розничной торговле индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом табачными изделиями в местах и формах, в которых в соответствии с законодательными актами она запрещена, а также в продаже табачных изделий несовершеннолетним.

2.1 (4.1). Объектом правонарушения является установленный порядок реализации табачных изделий.

Порядок реализации табачных изделий регулируется пунктами 31 — 32 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28.

2.2 (4.2). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:

1) в осуществлении розничной торговли в следующих местах и формах:

  • из разносных мелкорозничных средств;
  • с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств;
  • без акцизных и (или) специальных марок установленного образца;
  • без нанесенных на потребительскую тару (упаковку) этих изделий сведений на русском или белорусском языке, предупреждающих о вреде курения, о запрете продажи этих изделий гражданам в возрасте до 18 лет;
  • в спортивных сооружениях и на их территориях;
  • в диетических столовых и детских кафе;
  • в организациях торговли, их отделах и секциях, продающих товары для детей;
  • в учебных заведениях, лечебных, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях;
  • в зданиях (помещениях) учреждений (организаций) здравоохранения, культуры, образования, спорта;
  • без документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для подтверждения качества данных изделий;
  • из открытых потребительских упаковок этих изделий, на вес, поштучно, за исключением торговли сигарами и сигариллами в индивидуальной упаковке;
  • с применением интернет-технологий;

2) в продаже табачных изделий несовершеннолетним (гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лет).

2.3 (4.3). Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектами правонарушения являются: индивидуальный предприниматель; должностное лицо юридического лица.

Санкция: штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

2.4 (4.4). Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговых органов; органов внутренних дел; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговые органы; районный (городской) суд.

3 (5). Частью 5 статьи 12.26 КоАП установлена ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленного порядка реализации алкогольных напитков, выразившееся в розничной торговле индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом алкогольными напитками с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств, а также в автолавках (автомагазинах), не относящихся к системе потребкооперации.

3.1 (5.1). Объектом правонарушения является установленный порядок реализации алкогольных напитков.

3.2 (5.2). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:

  • осуществление розничной торговли алкогольными напитками с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств;
  • осуществление розничной торговли алкогольными напитками в автолавках (автомагазинах), не относящихся к системе потребкооперации.

3.3 (5.3). Согласно подпункту 1.14 пункта 1 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон) запрещается розничная торговля алкогольными напитками:

  • в мелкорозничной торговой сети, за исключением автолавок (автомагазинов), относящихся к системе потребительской кооперации, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками в сельской местности;
  • с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств.

3.4 (5.4). Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектами правонарушения являются: индивидуальный предприниматель; должностное лицо юридического лица.

Санкция: штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

3.5 (5.5). Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговых органов; органов внутренних дел; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговые органы; районный (городской) суд.

4 (6). Частью 6 статьи 12.26 КоАП установлена ответственность за розничную торговлю этиловым спиртом, а также этиловым спиртом, относящимся к алкогольной продукции.

4.1 (6.1). Объектом правонарушения является установленный порядок реализации непищевого этилового спирта и этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции.

Статьей 2 Закона установлено, что непищевой этиловый спирт — это этиловый ректификованный технический спирт, этиловый денатурированный спирт, получаемый из пищевого или непищевого сырья, другие виды непищевых продуктов с объемной долей этилового спирта более 80 процентов по перечню товаров с указанием кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции и непищевому этиловому спирту, к которым применяются меры государственного регулирования их производства и оборота, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2005 N 1217.

Исключение составляют побочные продукты спиртовой промышленности, красители, пигменты, пестициды и прочие агрохимические продукты, краски, лаки, эмали и другие аналогичные продукты, предназначенные для получения покрытий, типографской краски, мастики, глицерина, а также лекарственные и ветеринарные средства, изделия медицинского назначения и парфюмерно-косметические средства с объемной долей этилового спирта более 80 процентов.

Этиловый спирт, относящийся к алкогольной продукции, — это этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья.

Согласно подпункту 1.16 пункта 1 статьи 11 Закона запрещается розничная торговля непищевым этиловым спиртом.

Розничная торговля этиловым спиртом, относящимся к алкогольной продукции, также запрещена.

4.2 (6.2). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:

  • осуществление розничной торговли непищевым этиловым спиртом;
  • осуществление розничной торговли этиловым спиртом, получаемым из пищевого сырья.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле» розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.

4.3 (6.3). Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектами правонарушения являются: работник (в т.ч. должностное лицо) юридического лица или работник индивидуального предпринимателя; индивидуальный предприниматель; юридическое лицо.

Санкция: штраф в размере от десяти до пятнадцати базовых величин; на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией спирта.

4.4 (6.4). Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговых органов; органов внутренних дел; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривает районный (городской) суд.