Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц (комментарий к статье 9.13 КоАП)

За нарушение порядка рассмотрения обращений организации, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и их работники несут ответственность в соответствии с законодательными актами (статья 26 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях)).

Административная ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц установлена статьей 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

1. Объект правонарушения.

Объектом правонарушения является установленный порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц определен Законом об обращениях, Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее — Указ N 498), Положением о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 N 1786 (далее — Положение).

1.1. Если рассматривать объект административного правонарушения, предусмотренный статьей 9.13 КоАП, следует отметить, что применительно к указанной статье речь идет об обращениях граждан и юридических лиц в значении, определенном в абзаце 2 статьи 1 Закона об обращениях. Понятие «обращение» носит собирательный характер и включает индивидуальные или коллективные заявления, предложения, жалобы, изложенные в письменной, электронной или устной форме:

  • заявление — ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц);
  • предложение — рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
  • жалоба — требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, — гражданин);
  • письменное обращение — обращение заявителя, изложенное в письменной форме;
  • электронное обращение — обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • устное обращение — обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема;
  • индивидуальное обращение — обращение одного заявителя;
  • коллективное обращение — обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам).

1.2. В свою очередь, действие Закона об обращениях согласно статье 2 Закона об обращениях распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, не попадающих в сферу действия Закона об обращениях.

Соответственно не является объектом административного правонарушения по статье 9.13 КоАП установленный порядок:

1) переписки государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами;

2) рассмотрения обращений в соответствии с:

  • законодательством о конституционном судопроизводстве;
  • гражданским законодательством;
  • гражданским процессуальным законодательством;
  • хозяйственным процессуальным законодательством;
  • уголовно-процессуальным законодательством;
  • законодательством, определяющим порядок административного процесса;
  • законодательством об административных процедурах;

3) рассмотрения иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения <1> (статья 2 Закона об обращениях).

<1> Необходимость рассмотрения сообщений, поступающих в ходе проведения прямых телефонных линий и «горячих линий», предусмотрена пунктом 8-1 Указа N 498. Порядок проведения прямых телефонных линий и «горячих линий» регламентирован отдельно постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2012 N 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц», в соответствии с частью 2 подпункта 1.1 пункта 1 которого граждане и юридические лица обращаются на «горячую линию» организации по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с ее деятельностью, то есть по вопросам, не являющимся заявлениями, предложениями либо жалобами.

Также не является объектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП, установленный порядок организации работы с книгой замечаний и предложений, так как в Особенной части КоАП содержится специальная норма — статья 9.24 КоАП, которая устанавливает ответственность за нарушение законодательства о книге замечаний и предложений.

2. Объективная сторона правонарушения.

Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» статья 9.13 КоАП изложена в новой редакции. Если в предыдущей редакции статья 9.13 КоАП предусматривала административную ответственность за любое нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, то новая редакция максимально конкретизировала объективную сторону рассматриваемого правонарушения, однозначно определив нарушения в сфере законодательства об обращениях, за которые предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении любого из следующих нарушений:

  • отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица;
  • нарушение установленных сроков рассмотрения обращения гражданина или юридического лица;
  • неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения гражданина или юридического лица;
  • неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения гражданина или юридического лица;
  • непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя.

Перечень нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, за которые предусмотрена административная ответственность, является закрытым. В иных случаях при обнаружении нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц может быть принято решение о привлечении ответственных должностных лиц организации к дисциплинарной, а не административной ответственности.

2.1. За отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица статьей 9.13 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Заявители имеют право подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием (статья 7 Закона об обращениях). Согласно статье 13 Закона об обращениях отказ в приеме обращений не допускается. Все обращения (в письменной, электронной или устной форме), поданные заявителями, нарочным (курьером), по почте, изложенные в ходе личного приема, подлежат обязательному приему и регистрации в порядке, установленном Законом об обращениях.

Порядок ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц, в том числе порядок приема и регистрации обращений, определен Положением.

Согласно пункту 5 Положения поступающие в государственный орган, иную организацию обращения заявителей регистрируются в день их поступления в установленном порядке. Обращения заявителей, поступившие в государственный орган, иную организацию в нерабочий день (нерабочее время), регистрируются не позднее чем в первый следующий за ним рабочий день.

Регистрация обращений заявителей осуществляется с использованием одной из регистрационно-контрольных форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольных карточках), журнальной. Регистрационно-контрольная форма регистрации обращений граждан и юридических лиц содержит реквизиты, необходимые для обеспечения учета, контроля, анализа работы с обращениями заявителей, поиска документов, связанных с рассмотрением обращений. Только после регистрации обращение направляется на рассмотрение руководителям государственных органов, иных организаций или уполномоченным ими должностным лицам (пункт 14 Положения), а также начинается течение сроков для разрешения обращения (статья 17 Закона об обращениях).

Даже если:

— обращение не соответствует требованиям, предъявляемым к обращениям;

— обращение подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;

— обращение содержит вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, не относится к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касается качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

— пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;

— заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;

— с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам, такое обращение все равно должно быть принято, зарегистрировано, и только после этого руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, к которым поступило обращение, или уполномоченным ими должностным лицом может быть принято решение об оставлении такого обращения без рассмотрения по существу (статья 15 Закона об обращениях), о направлении обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией (пункт 3 статьи 10 Закона об обращениях), о восстановлении срока подачи заявления, пропущенного по уважительной причине (решение принимает только руководитель организации или индивидуальный предприниматель) (пункт 2 статьи 11 Закона об обращениях), и т.д.

Следует отметить, что имеются некоторые особенности при приеме устных обращений, т.е. обращений, которые изложены в ходе личного приема (абзац 9 статьи 1 Закона об обращениях). Согласно статье 13 Закона об обращениях отказ в приеме обращений (в том числе и устных) не допускается. Согласно пункту 22 Положения устные обращения регистрируются в регистрационно-контрольной форме, в которой также отмечается результат решения изложенных в устном обращении вопросов. Ответы на рассмотренные по существу устные обращения подлежат объявлению заявителям непосредственно в ходе личного приема.

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона об обращениях должностные лица организаций, проводящие личный прием, не вправе отказать в личном приеме при обращении по вопросам, относящимся к компетенции этих организаций, в порядке, установленном Законом об обращениях, за исключением случаев, когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.

То есть, исходя из буквального толкования вышеприведенного положения, должностные лица организаций, проводящие личный прием, вправе отказать заявителю в личном приеме:

  • при обращении по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций;
  • если уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;
  • если переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.

В таком случае должностные лица организаций, проводящие личный прием, отказывают не в приеме обращения, а в личном приеме. Если же граждане, их представители, представители юридических лиц уже попали на личный прием, то отказ в принятии любого их обращения в данной ситуации будет являться нарушением законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

Даже в том случае, если в ходе личного приема:

— не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;

— обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;

— заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;

— заявитель допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений,

устные обращения должны быть приняты. По указанным обращениям принимается решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу, о чем объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения (пункт 4 статьи 15 Закона об обращениях). Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием, соответствующие должностные лица не рассматривают обращение по существу, а разъясняют, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.

2.2. Нарушение установленных сроков рассмотрения обращения гражданина или юридического лица влечет за собой ответственность по статье 9.13 КоАП.

Согласно пункту 3 статьи 17 Закона об обращениях письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

Организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом об обращениях, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях (пункт 3 статьи 10 Закона об обращениях).

Электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в сроки, установленные для рассмотрения письменных обращений (статья 25 Закона об обращениях).

Ответы на рассмотренные по существу устные обращения подлежат объявлению заявителям в ходе личного приема (пункт 22 Положения). Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в сроки, установленные для письменных обращений (пункт 4 статьи 10 Закона об обращениях).

Рассмотрение вышестоящей организацией жалобы по существу при обжаловании ответов на обращения осуществляется в сроки, установленные для рассмотрения обращений (пункт 5 статьи 20 Закона об обращениях).

При этом течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня регистрации обращения в организации и исчисляется в месяцах или календарных днях. Срок рассмотрения обращений, направленных в организации для рассмотрения в соответствии с их компетенцией, исчисляется со дня регистрации обращений в этих организациях (пункт 1 статьи 17 Закона об обращениях).

Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.

Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день (пункт 2 статьи 17 Закона об обращениях).

2.3. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается также в неинформировании заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения гражданина или юридического лица.

Согласно статье 7 Закона об обращениях заявители имеют право получать ответы на обращения. В свою очередь организации, индивидуальные предприниматели обязаны информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений (статья 9 Закона об обращениях).

При этом письменные ответы на письменные обращения, ответы на электронные обращения, направленные на адрес электронной почты заявителя, должны соответствовать требованиям, предусмотренным в статье 18 Закона об обращениях, а именно:

— ответы должны излагаться на языке обращения;

— ответы должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости — со ссылками на нормы актов законодательства);

— ответы должны содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей;

— в ответах на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия), информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными;

— если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования;

— ответы должны быть подписаны руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченными ими должностными лицами.

Заявителю в обязательном порядке должен быть направлен письменный ответ в случае, если принято решение по результатам рассмотрения обращения по существу:

— об удовлетворении обращения;

— об отказе в удовлетворении обращения;

— частичном отказе в удовлетворении обращения,

так как согласно пункту 1 статьи 14 Закона об обращениях письменные обращения считаются рассмотренными по существу только в том случае, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.

При оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 15 Закона об обращениях, заявитель также должен быть письменно уведомлен о решении, принятом руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, к которым поступило обращение, или уполномоченным должностным лицом. Согласно части 2 пункта 3 статьи 15 Закона об обращениях при оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу, за исключением случая, предусмотренного абзацем 7 пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях, и наличии данных о месте жительства (месте пребывания) и (или) месте работы (учебы) либо месте нахождения заявителя в течение пяти дней заявитель письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению.

В случаях, предусмотренных абзацами 3 и 4 пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях, заявителям также разъясняется, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях. Также согласно пункту 3 статьи 10 Закона об обращениях организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом об обращениях, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее пяти дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений.

Законодатель определил случаи, когда письменные ответы на обращения могут не направляться заявителям:

1) если для решения изложенных в обращениях вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии заявителей. Результаты рассмотрения указанных обращений по существу оформляются посредством совершения заявителями соответствующих записей на обращениях, заверяемых подписями заявителей, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг) (часть 2 пункта 1 ст. 14 Закона об обращениях);

2) при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются (пункт 3 ст. 14 Закона об обращениях);

3) при рассмотрении анонимных обращений, то есть обращений заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения. Такие обращения не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (статья 23 Закона об обращениях);

4) при поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя (пункт 2 статьи 21 Закона об обращениях).

Заявители имеют право получать ответы также и на устные обращения. Устные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и ответы объявлены заявителям в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения (пункт 2 статьи 14 Закона об обращениях). Согласно пункту 22 Положения результат решения изложенных в устном обращении вопросов отмечается в регистрационно-контрольной форме, в которой зарегистрированы устные обращения. Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием, соответствующие должностные лица не рассматривают обращение по существу, а разъясняют, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении (пункт 4 статьи 10 Закона об обращениях).

Рассмотрение электронных обращений имеет свои особенности, поэтому порядок уведомления заявителей об оставлении их электронных обращений без рассмотрения по существу, о направлении электронных обращений для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, прекращении переписки, продлении срока рассмотрения обращений определен отдельно в статье 25 Закона об обращениях. Согласно пункту 5 статьи 25 Закона об обращениях ответы на электронные обращения, а также уведомления заявителей направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях. На электронные обращения могут быть даны письменные ответы (письменные уведомления) в том случае, если;

— заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (письменное уведомление);

— в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты;

— решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято руководителем государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения, или уполномоченным ими лицом.

Ответы на электронные обращения, направляемые на адрес электронной почты заявителя, также должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1 статьи 18 Закона об обращениях, а также содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя государственного органа или иной государственной организации или лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения. Согласно пункту 23 Положения при использовании систем электронного документооборота, предусматривающих применение электронной цифровой подписи, ответы на электронные обращения в электронном виде, направленные на адрес электронной почты заявителя, подписываются электронной цифровой подписью руководителей государственных органов, иных организаций или уполномоченных ими должностных лиц.

В случае, если поступающие в государственный орган, иную государственную организацию электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер, ответы на такие обращения по решению его (ее) руководителя либо лица, уполномоченного им в установленном порядке подписывать ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям (часть 2 подпункта 1.2 пункта 1 Указа N 498). Под массовым характером понимается поступление в государственный орган, иную государственную организацию более десяти обращений.

2.4. Неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения гражданина или юридического лица.

Заявители имеют право знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений (статья 7 Закона об обращениях). Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 5 Закона об обращениях должностные лица и иные работники организаций, индивидуальные предприниматели и их работники не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений.

Заявителям должно быть отказано в ознакомлении с материалами, даже если они непосредственно относятся к рассмотрению обращения гражданина, если в них:

— затрагиваются права, свободы и (или) законные интересы других лиц. В данном случае речь идет в первую очередь о праве на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, а также о праве на защиту чести и достоинства, которые гарантированы статьей 28 Конституции Республики Беларусь. Для отказа в ознакомлении с материалами достаточно того, чтобы права, свободы и (или) законные интересы других лиц могли потенциально быть затронуты;

— содержатся сведения, составляющие государственные секреты. Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 19.07.2010 N 170-З «О государственных секретах» государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) — это сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— содержатся сведения, составляющие коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) охраняется в качестве нераскрытой информации, если она составляет служебную тайну или коммерческую тайну. Информация, составляющая служебную тайну или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными законодательством. К охраняемой законом тайне относится также банковская тайна. Так, в статье 121 Банковского кодекса Республики Беларусь определено, что сведения о счетах и вкладах (депозитах), в том числе о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению. Согласно пункту 6 статьи 65 Налогового кодекса Республики Беларусь сведения о плательщике (ином обязанном лице) с момента постановки его на учет признаются налоговой тайной, такие сведения также охраняются законом.

В иных случаях отказ в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, является нарушением законодательства об обращениях граждан, за которое предусмотрена административная ответственность.

2.5. Непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя также является нарушением законодательства об обращениях, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 9.13 КоАП.

Согласно статье 9 Закона об обращениях организации, индивидуальные предприниматели обязаны принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителей. Устные и письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и заявителям даны ответы (статья 14 Закона об обращениях).

В целях принятия дополнительных мер по защите и обеспечению реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, надлежащему рассмотрению их обращений государственными органами и иными организациями был принят Указ N 498.

Согласно пункту 1 Указа N 498 обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:

— в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;

— в других организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих организаций.

Обращения, поступившие на имя Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам обжалования решений государственных органов, иных организаций, подчиненных (подотчетных) непосредственно Президенту Республики Беларусь, могут рассматриваться от имени Президента Республики Беларусь Администрацией Президента Республики Беларусь.

Указом N 498 утвержден перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения (далее — перечень). Перечень содержит четкие предписания, какие органы компетентны рассматривать вопросы в той или иной сфере жизнедеятельности населения и какие органы являются вышестоящими. Обращения подлежат рассмотрению по существу в указанных в перечне местных органах, если изложенные в них вопросы относятся к соответствующим сферам жизнедеятельности населения.

При этом решения этих местных органов по обращениям могут быть обжалованы в указанные в перечне соответствующие вышестоящие органы (пункт 2 Указа N 498).

3. Субъект и субъективная сторона правонарушения.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъект правонарушения специальный: руководитель организации, уполномоченное должностное лицо, индивидуальный предприниматель.

4. Санкция, органы, уполномоченные на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении.

Санкция статьи 9.13 КоАП предусмотрена в виде штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

  • сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (пункт 2 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП));
  • прокурор (пункт 7 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП);
  • органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (за правонарушения, совершенные должностными лицами контролирующих органов) (пункт 16 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП).

Дела об административных правонарушениях по статье 9.13 КоАП рассматривают органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, суды.