Часто при проведении контрольных мероприятий выявляются нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования в области учета, инвентаризации и хранения драгоценных металлов, что многих субъектов хозяйствования повергает в шок. Как же так: «на предприятии, кроме перьевой ручки директора, золота нет?!»
Вместе с тем в соответствии с Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 N 34 (далее — Инструкция), учету подлежат драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий), находящиеся в любом виде и состоянии, в том числе в ломе и отходах производства и потребления.
Таким образом, в каком бы виде и где бы не находились драгметаллы, они подлежат учету.
Сегодня у каждого субъекта в зависимости от штата сотрудников имеются десятки компьютеров, АТС и другой техники, содержащей в себе драгметаллы. Но при отсутствии надлежащего учета каждая единица основных средств либо малоценных предметов, содержащих в себе драгметаллы, может повлиять на сумму административного штрафа.
Так, частью 3 статьи 11.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо за нарушение установленного порядка учета драгоценных металлов от тридцати до ста процентов от стоимости указанных металлов во всех видах и состояниях.
С учетом изложенного на практике имеют место случаи применения штрафных санкций, хотя и в минимальных размерах, однако реальные суммы составляют сотни миллионов рублей.
Для наглядности приведем пример.
Так, в одной АТС содержатся практически все виды драгоценных металлов, общая сумма которых составляет около 700 млн.руб. Соответственно даже минимальный штраф будет составлять более 200 млн.руб.
Кроме того, в мониторах содержится около 0,05 грамма золота, 0,24 грамма серебра, 0,00072 грамма платины, а также иных драгметаллов платиновой группы. Даже в охранно-пожарной сигнализации находится около 0,009 грамма золота и 0,04 грамма серебра.
Необходимо особо подчеркнуть, что законодательством предусмотрена административная ответственность как юридического лица, так и индивидуальных предпринимателей. Размер штрафа при этом также составляет от тридцати до ста процентов от стоимости драгметаллов во всех видах и состояниях. При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 Инструкции порядок обращения с драгоценными металлами, ломом и отходами, их содержащими, должен соблюдаться юридическими лицами независимо от форм собственности и подчиненности, а также воинскими формированиями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующими изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющими сбор, заготовку, первичную обработку и переработку (в том числе рекуперацию драгоценных камней) лома и отходов с наличием драгоценных металлов и драгоценных камней.
Что касается применения мер административной ответственности к должностным лицам, то частью 3 статьи 11.4 КоАП установлен штраф в фиксированных суммах в размере от пяти до пятидесяти базовых величин.
Как правило, в организациях учет драгоценных металлов осуществляет бухгалтер, однако наряду с ним административной ответственности могут подлежать и иные работники.
Так, согласно пункту 19 Инструкции в организациях приказом руководителя должны назначаться работники, на которых возлагаются контроль за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней и ответственность за сбор, хранение, учет лома и отходов, а также за выполнение объемов их поставки для государственных нужд.
Пунктом 31 Инструкции установлено, что ответственность за организацию оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней несет главный бухгалтер, а за выполнение требований по учету в подразделениях — руководители структурных подразделений.
Что касается руководителя, то в соответствии с пунктом 94 Инструкции ответственность за неправильное и несвоевременное проведение инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней несет руководитель организации, если иное не предусмотрено приказами и распоряжениями.
Необходимо обратить внимание, что диспозиция части 3 статьи 11.4 КоАП содержит в себе оговорку: «если в этих действиях нет состава преступления». Между тем статья 223 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за сделки с драгоценными металлами и камнями, совершенные в нарушение установленных правил. Поэтому допущенные нарушения учета драгметаллов не влекут уголовной ответственности.
Что же делать, ведь ведение учета драгоценных металлов — это кропотливый труд не одного дня, который включает в себя определение количества драгметаллов и их стоимость, инвентаризацию, хранение и т.д.?
К облегчению субъектов предпринимательской деятельности законодатель в 2010 году упростил порядок ведения учета драгметаллов, внеся соответствующие изменения в Инструкцию.
Так, частью третьей пункта 34 Инструкции определено, что организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».
Таким образом, организация самостоятельно определяет, будет ли вести полный учет драгметаллов в соответствии с Инструкцией, с определением их массы и стоимости в составе оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств с указанием этого в бухгалтерских регистрах либо применит упрощенный порядок: на основании решения руководителя учинит соответствующую запись в учетных документах.
Но что же делать, если нарушение все же допущено, протокол составлен, назначено время вынесения постановления о привлечении к административной ответственности и уже не избежать штрафа?
Необходимо в первую очередь устранить нарушение, поскольку одним из обстоятельств, смягчающих административную ответственность, установленных статьей 7.2 КоАП, является добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание. Данное обстоятельство будет обязательно учтено при вынесении постановления.
Кроме того, орган, ведущий административный процесс, может признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, в том числе не перечисленные в статье 7.2 КоАП.
Вместе с тем следует иметь в виду, что наряду с обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, статьей 7.3 КоАП установлен исчерпывающий перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств, таких, например, как: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; совершение административного правонарушения повторно; совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей и т.д.
При этом необходимо учитывать, что в отличие от смягчающих обстоятельств орган, ведущий административный процесс, не может признать отягчающим ответственность иное обстоятельство, не указанное в статье 7.3 КоАП.
В завершение необходимо отметить, что привлечение субъектов предпринимательской деятельности и их должностных лиц к административной ответственности — процедура малоприятная, и, чтобы сберечь не только деньги, но и время, свои нервы, им необходимо с большей ответственностью отнестись к порядку учета драгоценных металлов.