Для начала рассмотрим следующую ситуацию.
Проверкой государственного учреждения выявлено нарушение бюджетного законодательства в части выплаты работникам надбавок за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе. В соответствии с предписанием контролирующего органа учреждению надлежит возвратить в республиканский бюджет денежные средства, использованные с нарушением бюджетного законодательства и уплатить штраф по делу об административном правонарушении. Учреждению предоставлена отсрочка исполнения предписания и постановления по делу об административном правонарушении. Пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 13.08.1996 N 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени» предусмотрен запрет на начисление и выплату всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, до полного погашения этими юридическими лицами задолженности перед бюджетом. Вправе ли учреждение начислять и выплачивать премии руководителям и главным специалистам (их заместителям) в период действия предоставленной отсрочки в описанной ситуации?
Единый порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь определен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». При этом порядок организации и осуществления контроля (надзора), конкретные права и обязанности как контролирующих (надзорных) органов, так и проверяемых субъектов установлены Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом N 510 (далее — Положение).
Так, в соответствии с пунктом 73 Положения на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, при наличии оснований выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.
При этом обязательным условием является указание в данном требовании (предписании) об устранении нарушений срока, в течение которого нарушения должны быть устранены, и срока информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений).
Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом (часть пятая пункта 73 Положения).
Однако в силу всякого рода обстоятельств, препятствующих своевременному устранению выявленных нарушений, проверяемый субъект имеет возможность, руководствуясь пунктом 11 статьи 146 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, обратиться с ходатайством в Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь с целью предоставления однократной отсрочки и (или) рассрочки возмещения в республиканский или соответствующие местные бюджеты незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства бюджетных средств и начисленных процентов на срок до шести месяцев (при этом хотелось бы отметить, что предыдущая редакция БдК не содержала нормы, регламентирующей предоставление отсрочки и (или рассрочки) возмещения начисленных процентов).
В случае удовлетворения ходатайства уполномоченными органами должно быть вынесено решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки, при этом на срок рассмотрения ходатайства (не позднее 15 дней со дня его поступления) бесспорное взыскание денежных средств приостанавливается.
Порядок и сроки исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа на юридическое лицо установлены статьей 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), согласно которой штраф (за исключением штрафа, взимаемого на месте) должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.
Следует учитывать, что при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, депортации, штрафа или конфискации дохода в установленные сроки, суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение административного ареста на срок до одного месяца, депортации, штрафа или конфискации дохода — на срок до шести месяцев (часть 1 статьи 14.7 ПИКоАП).
Согласно части 3 статьи 14.7 ПИКоАП об отсрочке, рассрочке исполнения административного взыскания выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки исполнения административного взыскания. Постановление объявляется лицу, подвергнутому административному взысканию, и направляется органу, исполняющему постановление о наложении административного взыскания.
Указом Президента Республики Беларусь от 13.08.1996 N 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени» (далее — Указ) урегулирован вопрос предоставления юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам на прибыль, на добавленную стоимость, на топливо, на недвижимость, по чрезвычайному налогу и акцизам (кроме налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), образовавшейся на 1 января 1996 г. по причине отсутствия денежных средств на их счетах в банках, а также по уплате пени за несвоевременное внесение указанных налогов в бюджет по состоянию на 1 января 1996 г.
Пунктом 2 Указа установлен запрет со дня вступления его в силу начисления и выплаты всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1 января 1996 г., до полного погашения этими юридическими лицами задолженности перед бюджетом.
Таким образом, в случае предоставления отсрочки и (или) рассрочки возмещения в республиканский или соответствующие местные бюджеты средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, а также уплаты административного штрафа по делу об административном правонарушении каких-либо ограничений учреждению в начислении и выплате всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) в период действия предоставленных отсрочек действующее бюджетное законодательство, а также ПИКоАП не устанавливают.