Неприкосновенность как элемент конституционно-правового статуса Президента (Республика Беларусь и зарубежный опыт)

Институт президентства является ключевым в системе высших органов государственной власти. В демократическом правовом государстве он действует в соответствии с конституционным принципом разделения властей. Рациональное устройство и функционирование института президентства является необходимым условием обеспечения конституционализма в государстве. Во многих государствах этот институт давно стал устойчивым и традиционным. Однако это не означает, что существует какая-то универсальная модель института президентства. В различных государствах она разная исходя не только из конституционной доктрины и политической практики, но и национальных особенностей. Вместе с тем в каждом государстве элементом правового статуса главы государства является неприкосновенность. Системное исследование института неприкосновенности в Российской Федерации было предпринято О.Е.Кутафиным (Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации / О.Е.Кутафин. — М., 2004). Вместе с тем отдельные аспекты данной проблематики нашли отражение в работах С.А.Авакьяна, И.А.Алебастровой, М.В.Баглая, Г.А.Василевича, Н.А.Михалевой, М.Прело. В целом, оценивая степень разработанности проблемы института неприкосновенности президента, необходимо отметить, что он практически не стал предметом специального комплексного научного исследования. Теоретические исследования данного института находятся на начальной стадии. В силу указанных причин данный элемент конституционно-правового статуса президента в Республике Беларусь и зарубежных странах нуждается в детальном исследовании.

Президент Республики Беларусь обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом (ч. 3 ст. 79 Конституции Республики Беларусь, ст. 7 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь») [1, 2]. Заметим, что аналогичной статьи не было в Конституции Республики Беларусь до 1996 года. Содержание неприкосновенности в законодательстве не раскрывается, что является, на наш взгляд, существенным недостатком.

Неприкосновенность в общем смысле означает защищенность лица, пользующегося ею, от любых противоправных посягательств. Специальным субъектом неприкосновенности выступает представитель власти — должностное лицо (президент, парламентарий, судья). Таким образом, в силу своего статуса (положения) должностное лицо наделяется «должностным иммунитетом», неприкосновенность — одна из гарантий статуса должностного лица. Чаще всего под неприкосновенностью в юридической литературе понимают невозможность привлечения президента в период осуществления им своих полномочий к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке [3, с. 262]. И.А.Алебастрова под неприкосновенностью понимает недопустимость привлечения к уголовной ответственности и ограничения личной свободы [4, с. 232]. Следует согласиться с С.А.Авакьяном в том, что понятие «неприкосновенность» включает в себя три аспекта: никто не может применить в отношении Президента физическое или психическое насилие; его нельзя задержать, обыскать, арестовать, привлечь к любому виду правовой ответственности (за исключением конституционно-правовой ответственности. — Прим. авт.), пока он состоит в должности Президента; наконец, его нельзя ни свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей (попытка насильственного захвата власти наказывается как преступление согласно ст. 357 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)) [5, с. 87].

Почему президентская функция должна быть защищена? Следует отметить, что должность главы государства является объектом специфической защиты во всех современных демократических государствах. Обоснование этому достаточно простое: президент республики, представляя народ, пользуется иммунитетом, который привязывается к этой должности. Иные утверждения вписываются в это обоснование: преемственность государственной власти, поскольку функция по ее охране является сердцевиной конституционных полномочий главы государства в смешанных республиках (ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Беларусь, ст. 5 Конституции Франции); разделение властей, потому что необходимая независимость президента для осуществления им своих полномочий требует, чтобы он не мог быть привлечен к ответственности ни парламентом, ни судом. Так, Верховный Суд США в своем решении Nixon v. Fitzgerald (457 US 731 — 1982) признал, что президентский иммунитет коренится в «конституционной традиции разделения властей» [6].

Следует обратить внимание на тот факт, что, толкуя ст. 68 Конституции Франции, Кассационный Суд Франции в свете ст. 3 («национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей») и главы II («Президент Республики»), где фигурирует ст. 5 о том, что «Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства», уточнил в своем постановлении от 10.10.2001, «что, будучи избранным прямо народом, чтобы обеспечивать нормальное функционирование публичных властей, также как и преемственность государства» Президент Республики пользуется по уголовным делам и в течение своего срока полномочий неприкосновенностью, которая необходима для осуществления его полномочий [6].

Необходимо подчеркнуть, что правовое положение президента радикально отличается от положения монарха. Различие между традиционной неприкосновенностью личности короля и правовой охраной должностных лиц, представляющих нацию, появляется с 23 июня 1789 г., и в 1791 году первая Французская Конституция провозглашает, что «представителями народа является законодательный корпус и король», и уточняет, что после абдикации «король становится обычным гражданином и может быть обвинен и осужден, как и обычные граждане, за действия, совершенные после его абдикации». «Должностной иммунитет» был закреплен во всех французских конституциях, за исключением Второй империи (1852 — 1870 годы) [6]. Эти иммунитеты были оторваны от личности, они касались лишь должности. Поскольку представитель народа участвует в осуществлении суверенитета, он должен иметь возможность самостоятельно и независимо осуществлять полномочия, которые ему доверил народ, и в этом качестве он не может быть привлечен к ответственности перед судом.

Предоставление Президенту Республики Беларусь конституционной гарантии неприкосновенности обуславливается его особым конституционно-правовым статусом, ролью, которой он наделяется Конституцией Республики Беларусь, его избранием прямым всеобщим голосованием, важностью его полномочий, ответственностью за принимаемые им решения. Будучи «неприкосновенным», президент свободен принимать любые решения. Неприкосновенность — это гарантия деятельности президента, она существует для выполнения им своих полномочий, для того, чтобы гарантировать его бесперебойную работу. В этом основное назначение неприкосновенности.

С одной стороны, президент как индивидуум пользуется правом неприкосновенности личности, с другой — нуждается в повышенной охране, что обуславливается его статусом, закрепленным в конституции. Так, Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции Республики Беларусь) [1]. Исходя из своего конституционно-правового статуса, он нуждается в надлежащей правовой защите, чему в первую очередь служит норма ч. 3 ст. 79 Конституции Республики Беларусь о президентской неприкосновенности.

Все конституции стран СНГ в той или иной форме предусматривают неприкосновенность главы государства. Как правило, в конституционном тексте закрепляется краткая формулировка «Президент обладает неприкосновенностью» без каких-либо пояснений (ст. 91 Конституции России, ч. 1 ст. 49 Конституции Кыргызстана, ч. 1 ст. 46 Конституции Казахстана, ст. 106 Конституции Азербайджана, ч. 2 ст. 81 Конституции Молдовы, ч. 1 ст. 72 Конституции Таджикистана, ч. 1 ст. 60 Конституции Туркменистана, ч. 2 ст. 91 Конституции Узбекистана, ч. 1 ст. 105 Конституции Украины) [7]. Наиболее полно, на наш взгляд, это положение закреплено в Конституции Грузии: «Президент Грузии неприкосновенен. В период пребывания его в должности не допускается его арест и привлечение к уголовной ответственности» (ч. 1 ст. 75). Представляет интерес норма Конституции Литвы, которая единственная на постсоветском пространстве фиксирует, что следует понимать под президентской неприкосновенностью: «Личность Президента Республики неприкосновенна: до тех пор, пока он исполняет свои обязанности, он не может быть арестован, привлечен к уголовной или административной ответственности» (ч. 1 ст. 86 Конституции Литвы) [7].

27 ноября 2005 г. в Армении состоялся референдум, на котором была принята новая редакция Конституции. В частности, в Конституцию Армении включена статья 56.1 о неприкосновенности Президента Республики. Президент на срок своих полномочий и после него не может преследоваться и привлекаться к ответственности за деятельность, следующую из его статуса. Президент Республики может привлекаться к ответственности после завершения своих полномочий за действия, не связанные с его статусом. Таким образом, исходя из конституционного текста можно сделать вывод о том, что неприкосновенность Президента носит не абсолютный, а ограниченный характер, поскольку речь идет о неприкосновенности в рамках действий, вытекающих из его статуса (ст. 55 Конституции Армении содержит исчерпывающий перечень полномочий Президента Республики) [8]. После истечения срока полномочий Президент может привлекаться к ответственности за те действия, которые выходят за рамки его конституционных полномочий, т.е. закрепляется ответственность Президента за совершение им во время своего президентского мандата действий в качестве частного лица. Аналогичная норма закреплена в Конституции Португалии: «За преступления, не связанные с исполнением своих обязанностей, Президент отвечает после истечения срока своих полномочий перед судом общей юрисдикции» (ч. 1 ст. 130) [9].

Закон Кыргызской Республики от 18.07.2003 «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» (далее — Закон Кыргызской Республики) в статье 3 закрепляет понятие президентской неприкосновенности, в которое входят следующие элементы:

1) никакое лицо, никакой государственный орган не вправе предпринимать меры или совершать действия, посягающие на неприкосновенность Президента Кыргызской Республики;

2) Президент Кыргызской Республики не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Кыргызской Республики, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Кроме того, положения о неприкосновенности Президента Кыргызстана в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона Кыргызской Республики в равной мере распространяются на членов его семьи, круг которых определяется в соответствии с семейным и жилищным законодательством [10]. Представляется необоснованным наделение подобной гарантией членов семьи главы государства, поскольку они не занимают государственных должностей, характеризующихся публично-правовым статусом и требующих особой правовой защиты.

Представляет определенный интерес вопрос о том, может ли президент отказаться от этой привилегии — неприкосновенности. Думается, что нет, поскольку, во-первых, данная гарантия является не личной, а должностной, во-вторых, она, как правило, закрепляется в конституциях зарубежных стран, в-третьих, общеизвестна значимость правового принципа о запрете на отказ от своих прав.

Что касается сферы действия неприкосновенности, то традиционно она распространяется на занимаемые президентом жилые и служебные помещения, используемые им средства связи, принадлежащее ему имущество, архивы, багаж, документы, его переписку.

В большинстве зарубежных стран неприкосновенность сводится к иммунитету от уголовного преследования: президент относится к числу лиц, которые в силу своего особого правового статуса обладают уголовно-процессуальным иммунитетом. Это означает, что до окончания срока полномочий президента либо до смещения его с должности его нельзя задержать, арестовать, привлечь к уголовной ответственности, вызвать в суд в качестве свидетеля, допросить и т.д. Главным образом под неприкосновенностью президента по аналогии с депутатской неприкосновенностью понимают ограничение возможностей его уголовного преследования и совершения в связи с этим следственных действий. Таким образом, можно говорить о свободе от арестов в широком смысле, в которую органическим образом включается право не выступать в суде в качестве свидетеля. В связи с этим необходимо обратить внимание на внесенные 19 февраля 2007 г. изменения в Конституцию Франции 1958 года. Отныне «при осуществлении своего мандата Президент Республики не может призываться в какой-либо французский судебный орган или административный орган власти для дачи свидетельских показаний, а также с целью предъявления иска, получения информации, проведения следственного действия» (абз. 2 ст. 67 Конституции Франции) [11]. Таким образом, данная норма закрепляет уголовно-процессуальный иммунитет главы французского государства, а также иммунитет против гражданских исков. Относительно иммунитета президента в отношении гражданских исков следует подчеркнуть, что в отдельных зарубежных странах он признается (Франция, Кипр), в большинстве государств, особенно постсоветских, этот вопрос остается открытым. Можно согласиться с мнением М.В.Баглая в том, что со временем будет признан и его иммунитет против гражданских исков [12, с. 365]. Вместе с тем полагаем, что конституционное закрепление неприкосновенности Президента Республики Беларусь (ч. 3 ст. 79 Конституции Республики Беларусь) можно истолковывать и как иммунитет в отношении гражданских исков.

Итак, в этих условиях глава государства с позиций уголовно-процессуального закона обладает абсолютным иммунитетом до окончания срока его полномочий либо до отрешения его от должности, в отличие от парламентариев, которые обладают относительным иммунитетом, поскольку с согласия парламента они могут быть привлечены к уголовной ответственности, быть задержаны или арестованы.

Так, в июле 2001 г. французские судьи, ведущие дело по финансовому скандалу, связанному с Президентом Франции, заявили, что в соответствии с законом не имеют права допрашивать главу государства, что и было подтверждено в октябре 2001 г. высшей судебной инстанцией страны — Кассационным Судом Франции, который отметил, что иммунитет главы государства предусмотрен Конституцией Франции. Ранее Конституционный Совет Франции своим решением от 22.01.1999, касающимся Международного уголовного трибунала, подтвердил, что иммунитет распространяется на любые действия, совершенные Президентом в период осуществления своих полномочий, за исключением государственной измены [13].

Существуют ограничения действия неприкосновенности во времени: она устанавливается не пожизненно, а лишь на срок выполнения президентом своих полномочий. Именно наиболее полное содействие осуществлению государственных функций может выступать целью данного юридического гарантирующего средства. За пределами исполнения сверхсложных президентских обязанностей теряется юридический смысл президентского иммунитета. Другими словами, подобный иммунитет является не личной привилегией гражданина, а должностным средством защиты публичных интересов [14, с. 18]. Иммунитет представляет собой средство, гарантию обеспечения беспрепятственного и бесперебойного осуществления президентом своих функций, поскольку государственные интересы должны быть на первом месте. Конституция Украины прямо закрепляет, что «Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на время исполнения полномочий» (ч. 1 ст. 105) [7].

Полагаем, что в толковании нуждается вопрос о том, обладает ли неприкосновенностью лицо, исполняющее обязанности президента в случае вакансии президентского поста. Заметим, что в случае досрочного прекращения полномочий президента его обязанности временно исполняет (до избрания нового президента): вице-президент (США), председатель верхней палаты (Франция), а если это невозможно — премьер-министр (Казахстан), председатель парламента (Грузия) либо председатель правительства (Россия). Согласно ст. 89 Конституции Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, его полномочия временно исполняет (до принесения Присяги вновь избранным Президентом) Премьер-министр. Вместе с тем говорить о том, что эти лица в период осуществления президентских полномочий обладают неприкосновенностью, не представляется возможным, поскольку неприкосновенность президента как гарантия его деятельности исходит из его конституционно-правового статуса и связана с прямой делегацией народом ему своих полномочий. Данное же должностное лицо является временным носителем президентских полномочий, которые зачастую довольно ограничены. Например, лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики Казахстан, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию Казахстана (ч. 2 ст. 48 Конституции Казахстана) [7]; исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 92 Конституции Российской Федерации) [7].

Следует отметить, что в Казахстане на конституционном уровне закреплено положение о распространении на экс-президента неприкосновенности (ч. 3 ст. 46 Конституции Казахстана) [7]. Данная гарантия уточняется в принятом 27.06.2000 на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан Конституционном законе «О первом Президенте Республики Казахстан» (далее — Конституционный закон Республики Казахстан): первый Президент обладает неприкосновенностью как в период нахождения в должности главы государства, так и после прекращения исполнения им своих конституционных полномочий [15]. Он не может нести ответственность за действия, связанные с осуществлением своего статуса, за исключением случаев совершения государственной измены. Неприкосновенность первого Президента Республики Казахстан распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (ст. 3 Конституционного закона Республики Казахстан) [15]. Таким образом, в Казахстане предусмотрена абсолютная гарантия неприкосновенности бывшего президента, т.е. лицо не может быть привлечено к ответственности ни при каких условиях.

Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (далее — Закон N 12-ФЗ) закрепляет, что Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью (ст. 3). Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации. Закон N 12-ФЗ предусматривает относительную гарантию неприкосновенности: Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления, т.е. он может быть привлечен к уголовной ответственности после преодоления указанных в Законе N 12-ФЗ «барьеров» [16]. Следует согласиться с О.Е.Кутафиным в том, что права действующего Президента Российской Федерации (в том числе и неприкосновенность. — Прим. авт.) не могут быть уже прав бывшего Президента Российской Федерации [17, с. 273]. Таким образом, неприкосновенность действующего президента является полной, в то время как неприкосновенность экс-президента — неполной.

Представляет интерес тот факт, что в Российской Федерации помимо Президента Российской Федерации и экс-президента Российской Федерации неприкосновенностью пользуется также зарегистрированный кандидат в Президенты Российской Федерации. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — Закон N 19-ФЗ) решения о возбуждении уголовного дела в отношении кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты только Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. В случаях принятия решений о возбуждении уголовного дела в отношении кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также дачи согласия на возбуждение ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении кандидата Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. При даче такого согласия Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ч. 6 ст. 42 Закона N 19-ФЗ) [18]. Избирательный кодекс Республики Беларусь не содержит подобных гарантий деятельности зарегистрированного кандидата в Президенты Республики Беларусь.

Неприкосновенность президента также обеспечивается уголовным законодательством, предусматривающим повышенную уголовную ответственность за действия, направленные против него. Конституционное положение об охране чести и достоинства Президента Республики Беларусь конкретизируется в законодательстве. В частности, распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, влечет административную ответственность (ст. 23.33 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). УК впервые в качестве самостоятельных составов сформулированы составы клеветы в отношении Президента Республики Беларусь (ст. 367) и оскорбления Президента Республики Беларусь (ст. 368). Оскорбление и клевета в отношении частных лиц наказываются менее сурово. Так, во Франции Законом от 29.07.1881, измененным ордонансом 6 мая 1944 г., установлен особый вид правонарушения — оскорбление, вытекающее из отсутствия уважения к президенту; это нарушение не является ни диффамацией, ни бранью, ни оскорблением и поэтому было бы ненаказуемо, если было бы направлено против частного лица [19, p. 554 — 555]. Следует отметить, что положения об охране чести и достоинства президента закрепляются в ряде конституций стран СНГ (ст. 106 Конституции Азербайджана, ч. 1 ст. 46 Конституции Казахстана, ч. 1 ст. 49 Конституции Кыргызстана и др.) [7]. Причем в Казахстане положения о неприкосновенности чести и достоинства распространяются также на экс-президентов Республики (ч. 3 ст. 46 Конституции Казахстана) [7]. Необходимо обратить внимание на ч. 5 ст. 7 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», которая закрепляет важный аспект президентской неприкосновенности: «препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону» [2].

Вместе с тем в конституционной практике зарубежных стран встречаются и иные примеры. Так, в январе 2004 г. Конституционный Суд Италии отменил Закон, принятый в июне 2003 г., об охране неприкосновенности Президента, Премьер-министра, председателей обеих палат Парламента и Председателя Конституционного Суда, в том числе гарантировавший данным должностным лицам иммунитет от судебного преследования на срок их полномочий. Конституционный Суд Италии постановил, что положение о приостановлении судебных разбирательств, если преступления были совершены данными должностными лицами до их вступления в должность, нарушает принцип равенства граждан. Позволим себе не согласиться с данным решением, поскольку, как нам думается, должностные лица такого ранга должны быть защищены от уголовного преследования на весь срок полномочий. Однако, если они совершили какое-либо преступление до или даже в период осуществления государственных функций, на период их полномочий может приостанавливаться срок давности, а после истечения срока их полномочий может быть возобновлено или возбуждено их уголовное преследование.

Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к следующим выводам:

  1. президент в силу своего особого статуса обладает неприкосновенностью. Неприкосновенность представляет собой элемент его конституционно-правового статуса для реализации возложенных на него полномочий;
  2. неприкосновенность является гарантией независимости деятельности президента, она предоставляется с целью создания условий для нормальной деятельности главы государства, для беспрепятственного осуществления им своих функций. Неприкосновенность обеспечивает состояние защищенности от каких бы то ни было посягательств;
  3. правовая охрана, о которой идет речь, касается лишь косвенным образом президентской личности. Это правовая охрана должностных лиц, а не персональная защита, которая прекращается вместе с окончанием срока полномочий. Неприкосновенность действует только в течение срока полномочий президента, не должна носить пожизненный характер;
  4. иммунитет в широком смысле слова (точнее, неприкосновенность) имеет основанием и целью позволить носителям публичных функций в полной мере осуществлять свои полномочия. Иммунитет является не личным, а только должностным, от которого невозможно отказаться;
  5. неприкосновенность президента также обеспечивается уголовным законодательством, предусматривающим повышенную уголовную ответственность за действия, направленные против него (клевета, оскорбление).

Таким образом, президентская неприкосновенность — это особые гарантии, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление президентом принадлежащих ему конституционных полномочий в течение срока пребывания в этой должности и непрерывность функционирования данного института. Вместе с тем необходимо законодательно урегулировать содержание понятия неприкосновенности Президента Республики Беларусь. В законе должны быть указаны гарантии от физического или психического насилия, уголовной, административной и гражданской ответственности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г., N 3602-XII // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. — 1997. — N 24. — Ст. 463; 1999. — N 25. — Ст. 426; Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. — 2000. — N 100. — 2/203; 2006. — N 166. — 2/1263.

3. Михалева, Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: учеб. пособие / Н.А.Михалева. — М.: Юристъ, 1998. — 352 с.

4. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / И.А.Алебастрова. — М.: Юрайт-М, 2001. — 640.

5. Авакьян, С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации: проблемы, требующие юридического решения / С.А.Авакьян // Законодательство. — 1999. — N 3. — С. 87 — 97.

6. Rapport de la Commission de reflexion sur le statut penal du President de la Republique remis le 12 decembre 2002 au President de la Republique // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.ladocumentatitionfrancaise.fr/rapports-publics/024000635/index.shtml. — Дата доступа: 17.03.2006.

7. Конституции стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / сост. Г.Н.Андреева. — М.: Юристъ, 1999. — 640 с.

8. Конституция Республики Армения // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.concourt.am. — Дата доступа: 12.09.2009.

9. Конституция Португалии // Конституции государств Европы. — М.: НОРМА, 2001.

10. О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики: Закон Кырг. Республики, 18 июля 2003 г. // Эркинтоо. — 2003. — 25 июля. — N 55 — 56.

11. Конституция Французской Республики (с изменениями, внесенными Конституционным законом от 23.07.2008 N 2008-724) / сост., пер. и автор введения Т.С.Масловская. — Минск: БГУ, 2009. — 43 с.

12. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юрид. вузов и фак-тов / М.В.Баглай — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — 752 с.

13. BILAN du Conseil constitutionnel de l’anne 1999 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.conseil-constitutionnel.fr. — Дата доступа: 02.04.2006.

14. Малько, А.В. Правовые иммунитеты / А.В.Малько // Изв. вузов. Правоведение. — 2000. — N 6. — С. 11 — 22.

15. О первом Президенте Республики Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан, 20 июля 2000 г., N 83 — П ЗРК // Казахстанская правда. — 2000. — 22 июля. — С. 3.

16. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон Рос. Федерации, 12 февр. 2001 г., N 12-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — N 7. — Ст. 617.

17. Кутафин, О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации / О.Е.Кутафин. — М., 2004. — с.

18. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации, 10 янв. 2003 г., N 19-ФЗ. — СПб.: Питер, 2003. — 128 с.

19. Prelot, M. Precis de droit constitutionnel / M.Prelot. — P., 1955. — 720 p.