Нормативные правовые акты, принимаемые на основных стадиях (этапах) заключения международных договоров, как объекты криминологической экспертизы

Интенсификация процессов международного сотрудничества, в том числе связанная с подписанием Республикой Беларусь Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), влечет увеличение количества международных документов, стороной которых является Республика Беларусь.

А.Ю.Курашвили пишет, что под заключением международного договора следует понимать предпринимаемый соответствующими субъектами порядок действий, необходимый для формирования договорных международно-правовых норм [1]. С точки зрения процессуального оформления заключение международного договора состоит из ряда последовательно совершаемых действий и комплекса юридических процедур, при совершении которых готовятся и принимаются нормативные правовые акты различного уровня. В настоящем исследовании рассматриваются основные категории нормативных правовых актов, принимаемых при заключении международных договоров, с целью соотнесения их как объектов криминологической экспертизы.

До 2015 года наиболее распространенным видом нормативных правовых актов, связанных с реализацией международных соглашений, которые направлялись на криминологическую экспертизу, были проекты законов Республики Беларусь, предусматривающие выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров Республики Беларусь (далее — международные договоры) и поправок к ним, выражение согласия Республики Беларусь на участие других государств, международных организаций в международных договорах, принятие Республикой Беларусь оговорок, сделанных иными договаривающимися сторонами, возражение Республики Беларусь в отношении таких оговорок, принятие мер в случае нарушения обязательств по международным договорам, приостановление действия, прекращение международных договоров. Такие проекты законов в соответствии с абз. 3 п. 6 Положения о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.05.2007 N 244 (далее — Положение), не подлежат криминологической экспертизе, в связи с чем криминологическая экспертиза в отношении их не проводилась.

Вместе с тем в связи с постепенным расширением видов нормативных правовых актов, подлежащих криминологической экспертизе, и соответственно направлением их на криминологическую экспертизу указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, касающихся вопросов обеспечения различных этапов международных договоров, встал вопрос о соотнесении их как объектов, подлежащих криминологическому исследованию.

Согласно положениям Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (далее — Закон) решения, принимаемые в соответствующих этапах (стадиях) заключения международных договоров, могут иметь вид указов Президента Республики Беларусь в случае, если работа ведется по проектам межгосударственных договоров, а также межправительственных договоров, устанавливающих иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь, и межправительственных договоров, предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь (ч. 5 ст. 5 Закона), а также вид постановлений Совета Министров Республики Беларусь при заключении иных межправительственных договоров.

В целом в юридической литературе в процессе заключения международных договоров выделяют такие стадии, как: выдвижение договорной инициативы; назначение лиц, уполномоченных на совершение действий по заключению договора; переговоры; подготовка текста договора; принятие текста договора; установление аутентичности текста; выражение согласия государства на обязательность для него договора; вступление договора в силу [1].

На основании анализа содержания действий, совершаемых на определенных стадиях заключения международных договоров, в большинстве случаев правовые акты, которые готовятся в рамках указанных стадий, можно разделить на две категории:

— правовые акты, которые имеют организационно-распорядительный характер, с целью обеспечения реализации определенных этапов заключения международных договоров.

Такие акты исходя из положений абз. 13 ст. 1 и ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон N 361-З) не относятся к нормативным правовым актам, поскольку содержат положения организационно-распорядительного характера, в том числе нормы, уполномочивающие конкретные государственные органы на осуществление переговоров и реализацию иных действий, направленных на достижение соглашений;

— правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Республики Беларусь.

К данной группе относятся правовые акты, предусматривающие выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров и поправок к ним, выражение согласия Республики Беларусь на участие других государств, международных организаций в международных договорах, принятие Республикой Беларусь оговорок, сделанных иными договаривающимися сторонами, возражение Республики Беларусь в отношении таких оговорок, принятие мер в случае нарушения обязательств по международным договорам, приостановление действия, прекращение международных договоров.

Рассмотрим более подробно виды правовых актов и стадии, на которых они принимаются, и соотнесем их как объекты криминологической экспертизы.

В рамках реализации этапа «назначение лиц, уполномоченных на совершение действий по заключению договора» принимаются правовые акты, наделяющие должностных лиц правом принимать текст договора, устанавливать его аутентичность и подписывать договор. Такие полномочия выдаются компетентными государственными органами (главой государства, правительством или министром иностранных дел) путем принятия соответствующего правового акта о предоставлении полномочий на совершение юридических действий по заключению межгосударственных и межправительственных договоров (ч. 4 ст. 8 Закона).

Согласно вышеназванной норме решения о предоставлении полномочий на проведение переговоров по проектам межгосударственных и межправительственных договоров или по вопросу о возможности участия Республики Беларусь в таких международных договорах, на подписание таких международных договоров или проведение переговоров и подписание таких международных договоров принимаются одновременно с решениями о проведении переговоров по проектам межгосударственных и межправительственных договоров или по вопросу о возможности участия Республики Беларусь в таких международных договорах, о подписании таких международных договоров или о проведении переговоров и подписании таких международных договоров.

В случае необходимости принятия отдельного решения о предоставлении полномочий на проведение переговоров по проектам межгосударственных, а также межправительственных договоров, устанавливающих иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь, и межправительственных договоров, предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, решение о предоставлении полномочий оформляется в форме указа, а для межправительственных договоров — в форме постановления Совета Министров Республики Беларусь.

В качестве примера такого правового акта можно привести Указ Президента Республики Беларусь от 28.09.2012 N 444 «О предоставлении В.В.Макею полномочий на проведение переговоров по проектам международных договоров и их подписание», которым Министр иностранных дел Республики Беларусь был уполномочен на проведение переговоров по проекту Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Эль-Сальвадор об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов и наделен правом при наличии необходимости внесения в него изменений и дополнений, не имеющих принципиального характера, и подписания Соглашения в пределах договоренности одобренного проекта. При этом проведение переговоров по данному Соглашению оформлялось отдельным правовым актом — Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 N 240 «О проведении переговоров по проекту международного договора и его подписании», которым одобряется в качестве основы для проведения переговоров проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Эль-Сальвадор об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов, а также назначается лицо, уполномоченное на совершение действий по заключению договора.

В качестве примера правового акта такого типа уровня Правительства Республики Беларусь можно указать постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.07.2013 N 598 «О проведении переговоров по проекту Кредитного соглашения между Правительством Республики Беларусь и Экспортно-импортным банком Китая и его подписании».

Согласно положениям Закона о ведении переговоров могут приниматься следующие решения: о проведении переговоров по проектам межгосударственных и международных договоров и (или) подписании таких договоров (абз. 2 — 3 ч. 5 ст. 5); о проведении переговоров по вопросу о возможности участия Республики Беларусь в межгосударственных и межправительственных договорах (ч. 3 ст. 7); о проведении переговоров по вопросу о возможности участия Республики Беларусь в международных договорах межведомственного характера (ч. 2 ст. 12).

Указанные решения могут иметь вид как указов, так и постановлений в зависимости от уровня международного договора.

Указанные проекты правовых актов содержат положения организационно-распорядительного характера (в том числе нормы, уполномочивающие конкретные государственные органы на осуществление переговоров и реализацию иных действий, направленных на достижение соглашений).

В связи с этим в соответствии с абз. 13 ст. 1 и ст. 3 Закона N 361-З такие проекты правовых актов Главы государства или Правительства Республики Беларусь не относятся к нормативным правовым актам и согласно абз. 2 п. 6 Положения обязательной криминологической экспертизе не подлежат.

К правовым актам, направленным на реализацию международных обязательств Республики Беларусь (ст. 21 Закона N 361-З), относятся:

  • решения об утверждении (принятии) международных договоров, не подлежащих ратификации и не вступивших в силу со дня подписания, обмена нотами, письмами или иными документами (абз. 2 — 3 ч. 4 ст. 21 Закона) (например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2012 N 382 «О заключении путем обмена нотами Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях оказания международной технической помощи в модернизации системы физической защиты государственного научного учреждения «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны» Национальной академии наук Беларуси»);
  • решения об утверждении международных договоров межведомственного характера (ч. 2 ст. 22 Закона);
  • решения о присоединении Республики Беларусь к иным межгосударственным и межправительственным договорам (абз. 3 — 4 ч. 5 ст. 23 Закона) (например, Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2013 N 70 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2003 N 971 «О присоединении Республики Беларусь к Соглашению о международном транспортном коридоре «Север — Юг»);
  • решения о правопреемстве Республики Беларусь в отношении межгосударственных и межправительственных договоров, не подлежащих ратификации (абз. 3 — 4 ч. 6 ст. 24 Закона) (например, Указ Президента Республики Беларусь от 24.06.1998 N 339 «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении международных договоров по вопросам борьбы с распространением порнографических изданий»);
  • решения о временном применении при принятии отдельного решения о временном применении межгосударственного или межправительственного договора или его части либо о прекращении временного применения межгосударственного или межправительственного договора или его части (абз. 2 ч. 5 ст. 32 Закона) (например, Указ Президента Республики Беларусь от 26.01.2015 N 27 «О проведении переговоров по проекту международного договора, его подписании и временном применении»);
  • решения о выражении согласия Республики Беларусь на участие других государств и (или) международных организаций в международных договорах межведомственного характера (ч. 5 ст. 37 Закона) (например, Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2000 N 252 «О выражении согласия Республики Беларусь с присоединением Республики Коста-Рика, Республики Фиджи и Республики Узбекистан к Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей»);
  • решения о возражении Республики Беларусь в отношении оговорки, сделанной иной договаривающейся стороной к межгосударственному или межправительственному договору, участником или договаривающейся стороной которого является Республика Беларусь (абз. 2 — 3 ч. 4 ст. 38 Закона);
  • решения о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправок к межгосударственным и межправительственным договорам (абз. 3 — 4 ч. 7 ст. 39 Закона);
  • решения о приостановлении действия или прекращении межгосударственных и межправительственных договоров (абз. 3 — 4 ч. 5 ст. 41 Закона).

Согласно ст. 21, 22 Закона N 361-З такие правовые акты относятся к правовым актам, предусматривающим выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров Республики Беларусь и поправок к ним, выражение согласия Республики Беларусь на участие других государств, международных организаций в международных договорах, принятие Республикой Беларусь оговорок, сделанных иными договаривающимися сторонами, возражение Республики Беларусь в отношении таких оговорок, принятие мер в случае нарушения обязательств по международным договорам, приостановление действия, прекращение международных договоров, и в соответствии с абз. 3 п. 6 Положения также не подлежат обязательной криминологической экспертизе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Курашвили, А.Ю. Полномочия и стадии заключения международных договоров / А.Ю.Курашвили // Российский юридический журнал. — 2010. — N 6 — С. 69 — 76.

2. Постатейный комментарий «Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (под ред. Л.В.Павловой) [Электронный ресурс]: [по состоянию на 28.12.2011]