Название документа: Постановление экономического суда Витебской области от 30.10.2015 (дело N 257-12Ап/2015) «О наложении административного взыскания»
Обстоятельства: Организация осуществляла транспортировку товара без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов (ТТН-1). Налоговый орган не принял в качестве сопроводительного документа ТТН-1 (растениеводство), так как она являлась специализированной формой накладной и могла использоваться только при перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2.
Решение: Организация подвернута штрафу с взысканием стоимости груза.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ
30 октября 2015 г. (дело N 257-12Ап/2015)
О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Судья экономического суда Витебской области в открытом судебном заседании с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, М., представителей налогового органа: Л., З., дело об административном правонарушении, поступившее из инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району (далее — ИМНС Республики Беларусь по району) по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении частного транспортного унитарного предприятия «Н» (далее — ЧТУП «Н») (М. обл., М. р-н, аг. Л., ул. Ф.)
Установил:
Должностным лицом ИМНС Республики Беларусь по району в отношении ЧТУП «Н» составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.
В порядке, предусмотренном главой 7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд в рамках рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении по части 4 статьи 12.17 КоАП в отношении ЧТУП «Н» рассматривает жалобы ЧТУП «Н», направленные начальнику ИМНС Республики Беларусь по району, начальнику инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, которые сводятся к следующему.
12.10.2015 начальником отдела контроля за юридическими лицами ИМНС Республики Беларусь по району Л. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЧТУП «Н».
В соответствии с протоколом должностное лицо ИМНС Республики Беларусь по району установило, что нарушены нормы действующего законодательства Республики Беларусь ввиду отсутствия сопроводительных документов на ячмень у водителя ЧТУП «Н», что влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 12.17 КоАП.
По мнению ЧТУП «Н», протокол составлен без наличия соответствующих оснований и доказательств, а также с нарушениями действующего законодательства Республики Беларусь.
Так, в протоколе указано на установленный факт отсутствия сопроводительных документов у водителя, перевозившего ячмень на автомобиле марки «Скания», вместе с тем, указано о предъявлении водителем товарно-транспортной накладной ТТН-1 (растениеводство) от 30.09.2015, которая не принята ввиду того, что специализированная форма накладной может использоваться только при перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении).
Как полагает ЧТУП «Н», выводы должностного лица ИМНС Республики Беларусь по району противоречат следующему.
Форма накладной ТТН-1 (растениеводство) соответствует статье 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», утверждена приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 01.07.2011 N 267 «Об установлении примерных бланков специализированных форм товарно-транспортных накладных и приемных квитанций для сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организаций», т. е. является первичным учетным документом — сопроводительным документом.
Так как ячмень является сельскохозяйственной продукцией применение формы сопроводительного документа ТТН-1 (растениеводство) при перевозке ячменя является правомерным.
Ссылка на необходимость применения в данной ситуации пункта 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республика Беларусь 18.12.2008 N 192 является необоснованной, т. к. при перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 могут использоваться первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. Таким образом, форма ТТН-1 (растениеводство) может применяться и для целей внутреннего перемещения, что не противоречит применению ТТН-1 (растениеводство) для перемещения товаров между субъектами хозяйствования в соответствии с законодательством.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в судебном заседании вину не признал, доводы жалоб поддержал.
Исследовав материалы дела экономический суд считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 12.10.2015 установлено, что ЧТУП «Н» 30.09.2015 в 22 часа 15 минут на автомобиле марки «Скания» с прицепом «Табарини» на 1-м километре автодороги граница Российской Федерации — г. Верхнедвинск осуществлялась транспортировка ячменя в количестве 34 680 кг на сумму 38 148 000 рублей, без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной формы ТТН-1).
В ходе ведения административного процесса установлено:
30.09.2015 года в 22 часа 15 минут автомобиль марки «Скания», принадлежащий ЧТУП «Н», с прицепом «Табарини», принадлежащим индивидуальному предпринимателю М., под управлением водителя С. был остановлен для проверки документов сотрудниками ДПС ОГАИ РОВД на 1-ом км автодороги граница Российской Федерации — г. Верхнедвинск.
Согласно пояснениям водителя С. от 02.10.2015 он с июля 2015 года работает в ЧТУП «Н». 30.09.2015 индивидуальный предприниматель М. дал ему поручение ехать на загрузку в д. Г. В. р-на М. обл. в РСУП «П». Там производилась загрузка груза примерно в 11 — 12 часов дня 30.09.2015, груз отпускала заведующий складом П. Из документов на перевозимый ячмень ему была выдана только ТТН-1 (растениеводство) от 30.09.2015 1-й, 3-й и 4-й экз. По указаниям М. он должен был ехать в г. М. на разгрузку, куда конкретно — не знал. По дороге в г. М. ему позвонил М. и дал поручение ехать в г. П. на КХП. Транспортировка груза в г. П. осуществлялась также по ТТН-1 (растениеводство) от 30.09.2015, где пунктом разгрузки был указан г. М. После изменения маршрута других документов на перевозимый груз не выдавалось. Факт задержания автомобиля марки «Скания» с прицепом «Табарини» 30.09.2015 на 1-м км автодороги граница Российской Федерации — г. Верхнедвинск С. пояснил тем, что на КХП 30.09.2015 в 17:30 — 18:00 его не приняли, так как рабочий день закончился в 17:00. После чего С. позвонил М., который сказал ехать в д. Ц. В. р-на В. обл. за документами на муку, кто их должен был выдать он не знал. Как поясняет С., там же, в д. Ц., у своих знакомых он хотел переночевать. Однако направляясь в д. Ц., он проскочил поворот на деревню и доехал до д. К., где и был задержан сотрудниками ДПС ОГАИ РОВД.
На перевозимый ячмень водителем С. предъявлена ТТН-1 (растениеводство) от 30.09.2015 1-й, 3-й и 4-й экз.
Представленная в качестве сопроводительного документа ТТН-1 (растениеводство) от 30.09.2015 не принята налоговым органом, так как согласно части 4 пункта 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192, является специализированной формой накладной и может использоваться только при перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2.
Других сопроводительных документов на перевозимый ячмень не представлено. Собственником перевозимого ячменя в количестве 34 680 кг на сумму 38 148 000 рублей является ООО «А».
Налоговым органом сделан вывод о том, что нарушены подпункт 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З), пункты 2, 4 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республика Беларусь 18.12.2008 N 192, пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2011 N 1306).
При рассмотрении дела об административном правонарушении экономический суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь на плательщиков налогов, сборов (пошлин) в целях налогообложения возлагается обязанность вести в установленном законодательством порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 1.12 части первой статьи 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь плательщики обязаны обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих ценностей, при их транспортировке и в местах продажи.
Требования к содержанию и оформлению первичных учетных документов закреплены в статье 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
В соответствии с пунктом 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192, накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (далее — организации) и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
Накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).
При перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 могут использоваться первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, в соответствии с законодательством.
В соответствии с подпунктом 2.17 Раздела 2 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 N 8, судам следует учитывать, что внутриреспубликанские автомобильные перевозки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя для собственных нужд, должны отвечать в совокупности следующим критериям: иметь вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности лица, осуществляющего эту перевозку; выполняться для перемещения работников или грузов, принадлежащих на праве собственности или на иных законных основаниях лицу, осуществляющему эту перевозку; осуществляться транспортным средством, которое принадлежит лицу, осуществляющему эту перевозку, на праве собственности или на иных законных основаниях, под управлением его работника (либо самим индивидуальным предпринимателем). При отсутствии хотя бы одного из названных критериев автомобильная перевозка не может быть признана осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для собственных нужд.
Как следует из содержания ТТН-1 (растениеводство) от 30.09.2015: заказчик — ООО «А», грузоотправитель — РСУП «П», грузополучатель — ООО «В», владелец транспорта — ЧТУП «Н».
Перевозка осуществлялась ЧТУП «Н» по договору от 09.04.2013 на оказание транспортных услуг, заключенному с ООО «А», заявке от 30.09.2015 в адрес ООО «В».
Поскольку выполнялась перевозка для перемещения груза, не принадлежащего ЧТУП «Н», суд делает вывод о том, что такая перевозка не может быть признана осуществляемой юридическим лицом для собственных нужд.
С учетом изложенного форма ТТН-1 (растениеводство), утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 01.07.2011 N 267 «Об установлении примерных бланков специализированных форм товарно-транспортных накладных и приемных квитанций для сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организаций», не могла использоваться для перемещения груза.
Согласно пункту 353 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила), автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы (в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь).
Пунктом 22 Правил определено, что грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке в случаях, если грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют соответствующих сертификатов.
Субъектом административного правонарушения (транспортировка в нарушение установленного законодательством порядка без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов) является перевозчик либо собственник (иной законный владелец) товара, фактически осуществляющий его транспортировку или сопровождение при транспортировке.
Поскольку юридическое лицо не обеспечило наличие в транспортном средстве требуемых законодательством Республики Беларусь документов на перевозимый груз (при остановке транспортного средства на 1-м км автодороги граница Российской Федерации — г. Верхнедвинск сопроводительных документов не представлено), суд делает вывод о том, что ЧТУП «Н» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 12.17 КоАП.
Согласно части 4 статьи 12.17 КоАП транспортировка товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов) влекчет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
При рассмотрении вопроса о наложении административного взыскания экономический суд руководствуется следующим.
В силу статьи 1.2 КоАП одной из задач Кодекса является защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, Кодекс направлен на предупреждение административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 6.1 КоАП административное взыскание является мерой административной ответственности.
Частью 3 статьи 7.1 КоАП предусмотрено, что при наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 6.10 КоАП конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.
Согласно статье 6.12 КоАП взыскание стоимости состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения.
Взыскание стоимости может применяться, если в санкции статьи Особенной части Кодекса предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения, орудий и (или) средств совершения административного правонарушения, если имущество, являющееся предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения, не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.
Принимая во внимание обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд налагает штраф в размере 11 базовых величин со взысканием стоимости груза 38 148 000 рублей, так как предметы административного правонарушения перевозчику на праве собственности не принадлежат.
Оснований для не применения дополнительного административного взыскания суд не усматривает, учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства правонарушения, отсутствие документов на транспортируемый товар.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд
Постановил:
Жалобы ЧТУП «Н», направленные начальнику ИМНС Республики Беларусь по району, начальнику инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области оставить без удовлетворения.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, наложить на ЧТУП «Н» (М. обл., М. р-н, аг. Л., ул. Ф.) административный штраф в размере 15 базовых величин, что составляет 1 980 000 рублей со взысканием стоимости груза 38 148 000 рублей.
Разъяснить, что штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, или вручения (получения) копии постановления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.