Название документа: Решение экономического суда Минской области от 27.02.2015 (дело N 20-9/15)
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган установил уменьшение цены сделки по продаже объекта недвижимости от минимальной рыночной цены более чем на 20 процентов и провел корректировку налоговой базы по налогу на прибыль в сторону увеличения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку прибыль плательщика, которая вследствие указанного отличия не была получена, учитывалась при налогообложении. Минимальная рыночная цена объекта недвижимости правомерно определена налоговым органом на основании информации, представленной РУП «Национальное кадастровое агентство».
Примечание к документу: Постановлением судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 23.06.2015 (дело N 20-9/2015/98А/485К) данное решение постановление апелляционной инстанция экономического суда Минской области от 17.04.2015 (дело N 20-9/15/98А) оставлены без изменения.
Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Минской области от 17.04.2015 (дело N 20-9/15/98А) данное решение оставлено без изменения.
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27.02.2015 Дело N 20-9/15
Г. Минск
Экономический суд Минской области рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению совместного общества с ограниченной ответственностью «Д» (далее — СООО «Д»), М. р-н, к инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) по району г. Минска о признании недействительным решения ИМНС по району г. Минска от 21.08.2014 в части доначисления налога на прибыль в размере 193 870 284 руб. с участием представителей сторон: от заявителя, от заинтересованного лица,
Установил:
Сущность спора: заявлено требование о признании недействительным решения ИМНС по району г. Минска от 21.08.2014 в части доначисления налога на прибыль в размере 193 870 284 руб.
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, заявили ходатайство о назначении экспертизы оценки рыночной стоимости проданной квартиры.
Представители заинтересованного лица требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Заявитель в своем заявлении и в судебном заседании указал, что он не согласен с суммой занижения налоговой базы по налогу на прибыль в размере 1 077 057 132 руб. и, соответственно, исчислением налога на прибыль в размере 193 870 284 руб. при реализации недвижимого имущества — квартиры, расположенной по адресу: г. М., ул. П., поскольку не согласен с определением рыночной цены на данный объект недвижимости. Для целей корректировки налоговой базы по налогу на прибыль проверяющим в ходе проверки необходимо было определить минимальную рыночную цену 1 м2 при реализации идентичных (однородных) жилых помещений (квартир), расположенных в г. М., и в период до 16.04.2013.
При определении идентичности (однородности) квартиры, по которой определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль, по мнению заявителя, следовало учитывать следующие наиболее важные качественные характеристики:
- Месторасположение квартиры в г. М. Для определения однородности по месторасположению подходит расположение возле ул. П. в Центральном, Советском р-нах г. М., пр. П., ул. К., ул. О., ул. М.
- Наличие/отсутствие и качество отделки квартиры.
- Качество строительных конструкций — в основном материал, из которого изготовлены стены. В нашей квартире стены легкобетонные согласно справке от 29.07.2014, значит, для определения однородности квартир стены должны быть легкобетонные или кирпичные (причем квартиры, расположенные в домах из кирпича, стоят обычно дороже).
- Количество комнат в квартире — две.
- Этаж, на котором расположена квартира, — третий.
- Качество планировки квартиры — размер кухни, комнат и процент отношения полезной площади к общей.
- Год постройки — 2008.
По мнению заявителя, проверяющими совершенно законно выбран метод по цене сделки с однородным товаром.
В акте проверки указано, что на основании проведенного анализа, с которым предприятие не ознакомлено и не может подтвердить, что данный анализ является достоверным и объективным, установлено, что диапазон рыночных цен при реализации коммерческой недвижимости в Центральном р-не г. М. по ул. П. в апреле 2013 года составляет от 2422,1 долл. США до 2957,7 долл. США за 1 кв. м, следовательно, минимальная рыночная цена на аналогичные объекты недвижимости, определенная методом по цене сделки с идентичным (однородным) товаром, составляет 2422,1 долл. США за 1 кв. м.
Заявитель не согласен с определением налоговой базы в данном случае по следующим причинам.
При проведении проверки проверяющими из ИМНС по району г. Минска был сделан запрос в ГУП «Национальное кадастровое агентство» и получен ответ, в котором даны цены на 12 идентичных (аналогичных) квартир. Однако проверяющие выбрали только 2 из 12 квартир и привели в акте проверки эти 2 квартиры, не объясняя, почему из всего списка выбраны только эти 2, а остальные 10 не рассматриваются. Заявителя не ознакомили ни с запросом в агентство, ни с ответом на данный запрос из ГУП «Национальное кадастровое агентство». В связи с этим заявитель не может подтвердить, что анализ является достоверным и объективным. Также заявитель не может подтвердить, что проверяющие для определения налоговой базы выбрали именно минимальную рыночную цену, а не какую-либо иную рыночную цену.
Проверяющими, по мнению заявителя, сделана ошибка при выборе базы налогообложения квартиры по адресу: г. М., ул. П., посчитали идентичными квартире, проданной заявителем, только на основании близости месторасположения и качества дома. Хотя на основании части 8 пункта 2 статьи 30-1 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) «при определении рыночных цен на товар учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок как качественные характеристики товаров».
В данном случае качественные характеристики товаров никто не определял. Одной из основных и существенных качественных характеристик товара является отделка квартиры — стоимость отделки может быть от 0 до 1000 долл. США за 1 кв. м, что при стоимости квартиры в 2500 долл. США за 1 кв. м может составлять до 40 % стоимости квартиры. СООО «Д» также получен ответ от ГУП «Национальное кадастровое агентство» на запрос провести анализ рынка и предоставить минимальную и максимальную стоимости на квартиры идентичные или однородные квартире, проданной предприятием в период март — апрель 2013 года.
В ответе заявителю предоставлены выписки РЦ-ИП 00/01 и РЦ-ИП 00/02 из реестра цен на земельные участки государственного земельного кадастра о сведениях из договоров купли-продажи изолированных помещений с аналогичными запрашиваемыми проверяющими характеристиками с ценами значительно ниже цены 2422 долл. США за 1 кв. м:
- двухкомнатная квартира на 4-м этаже по ул. П. по цене 2156 долл. США за 1 кв. м;
- двухкомнатная квартира на 4-м этаже по пр. П., стены кирпичные, по цене 1768 долл. США за 1 кв. м;
- двухкомнатная квартира на 7-м этаже по ул. М., стены кирпичные, по цене 1663 долл. США за 1 кв. м;
- двухкомнатная квартира на 7-м этаже по адресу ул. К., стены кирпичные, по цене 1553 долл. США за 1 кв. м.
Исходя из предоставленной ГУП «Национальное кадастровое агентство» информации о рыночной стоимости идентичных (однородных) квартир минимальной рыночной ценой на квартиру, расположенную по адресу: г. М., ул. П., является, по мнению заявителя, рыночная цена на аналогичный объект недвижимости, а именно рыночная цена на квартиру, расположенную по адресу: г. М., пр. П., которая составляет 1768 долл. США за 1 кв. м.
Таким образом, сумма налога на прибыль, которая подлежала уплате в бюджет согласно расчетам налогового органа исходя из минимальной рыночной цены, по их мнению, 2422,1 долл. США за 1 кв. м, составила 193 870 284 руб.
Исходя из расчета заявителя, в котором за минимальную рыночную цену квартиры взята стоимость идентичной (однородной) квартиры в размере 1768,06 долл. США за 1 кв. м, сумма налога на прибыль должна была составить 122 077 294 руб.
Так, заявителем СООО «Д» проверяющим была предоставлена именно информация, опубликованная в общедоступном издании — информационном каталоге «Недвижимость Белоруссии» от 25.03.2013 и 08.04.2013, а также в газете «Недвижимость для всех» от 21.03.2013 и 10.04.2013. Из приведенной в данных изданиях информации видно, что в период с 21.03.2013 по 10.04.2013 можно было свободно приобрести однородные квартиры по цене от 1518 долл. США за 1 кв. м до 1900 долл. США за 1 кв. м. В то же время есть и значительно более дорогие квартиры, что подтверждает большой разброс цен на данный товар.
Но проверяющими не была использована представленная заявителем ценовая информация.
Также, по мнению заявителя, налоговым органом не учтено, что квартира приобретена значительно ниже цены в 2422 долл. США за 1 кв. м. Квартира куплена за 385 529 400 руб., что эквивалентно 131 580 долл. США, что составляет 1866,3 долл. США за 1 кв. м.
При определении минимальной рыночной цены, по мнению заявителя, налоговому органу необходимо было руководствоваться нормами статьи 30-1 НК, а также нормами Технического кодекса установившейся практики ТКП 52.3.02-2012 (03150) «Оценка стоимости жилых домов, садовых домиков (дач) и жилых помещений, за исключением объектов незавершенного строительства».
Кроме того, налоговым органом не учтены условия продажи (квартира продана сотруднику предприятия, являющемуся близким родственником учредителя и руководителя заявителя).
В связи с этим вынесенное ИМНС по району г. Минска решение от 21.08.2014 заявитель считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В связи с изложенным, заявитель просил удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ИМНС по району г. Минска требования не признал и считает их необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку в ходе проведенной проверки были получены сведения из ГУП «Национальное кадастровое агентство», достаточные для определения диапазона рыночных цен и определения объекта налогообложения.
Основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах, исходя из условий обязательства и требований законодательства, исковые требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», пунктом 1 статьи 81, подпунктами 1.6, 1.8 пункта 1 статьи 82 НК; на основании пункта 2130 координационного плана контрольной (надзорной) деятельности по г. Минску на I полугодие 2014 года, предписания ИМНС по району г. Минска от 26.05.2014 заместителем начальника отдела организации проверок ИМНС по району г. Минска (руководитель проверки), главным государственным налоговым инспектором ИМНС по району г. Минска (без привлечения специалистов, экспертов) проведена выездная плановая проверка налогового законодательства СООО «Д», юридический адрес: г. М., ул. С., по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 01.10.2009 по 31.12.2009, с 01.01.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.03.2014, исполнения налогового обязательства налоговым агентом за период с 01.10.2009 по 26.05.2014, в том числе по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, за период с 01.10.2009 по 30.04.2014, иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, за период с 01.01.2011 по 08.07.2014.
В ходе проверки предоставленных бухгалтерских документов установлено, что в соответствии с договором купли-продажи изолированного жилого помещения (квартиры) от 01.03.2010 ОАО «Банк» в лице исполнительного директора К., действующего на основании доверенности от 01.12.2009, именуемое в дальнейшем Продавец, и СООО «Д» в лице генерального директора Р., именуемое в дальнейшем Покупатель, заключили договор о продаже квартиры, расположенной в г. М. по ул. П., состоящей из двух жилых комнат, общей площадью квартиры 70,5 кв. м, общей площадью по СНБ 73,1 кв. м, за сумму, эквивалентную 131 580 долл. США по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату заключения договора купли-продажи, что составляет 385 529 400 руб. (цена за 1 кв. м — 1866,38 долл. США, или 5 468 502 руб. по курсу Национального банка Республики Беларусь).
Согласно передаточному акту от 12.03.2010, товарной накладной от 12.03.2010, акту о приеме-передаче объекта основного средства от 12.03.2010 Продавец передал, а Покупатель принял в собственность изолированное жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: г. М., ул. П., общей площадью 70,5 кв. м, состоящую из двух жилых комнат, стоимость которого оплачена в полном объеме в соответствии с договором от 01.03.2010.
В дальнейшем в соответствии с договором купли-продажи изолированного жилого помещения (квартиры) от 16.04.2013 СООО «Д» в лице начальника отдела аренды и эксплуатации Х., действующего на основании доверенности от 09.04.2013, продает, а гражданка Республики Беларусь А., 1994 года рождения, проживающая по адресу: г. М., ул. Н., покупает изолированное жилое помещение (квартиру), расположенное в г. М. по ул. П., состоящее из двух жилых комнат, общей площадью квартиры 70,5 кв. м, принадлежащее Продавцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 29.03.2010. По согласованию сторон цена отчуждаемого помещения составляет 400 000 000 руб. без НДС (статья 94 Особенной части НК от 29.12.2009), что в эквиваленте на момент продажи составляет 46 243 долл. США (цена за 1 кв. м — 655,93 долл. США, или 5 673 759 руб. по курсу Национального банка Республики Беларусь).
Передача отчуждаемой квартиры Продавцом и принятие ее Покупателем осуществлены по передаточному акту от 16.04.2013 и товарной накладной от 16.04.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30-1 главы 3 НК (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З) налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случае реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества.
Согласно статье 20 главы 2 НК (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З) взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К отношениям, порождающим взаимную зависимость между участниками экономических процессов, относятся отношения, при которых одно физическое лицо подчинено другому по должностному положению, а также когда физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного. А. состоит в отношениях близкого родства с директором СООО «Д» Р., а именно: является его дочерью, а также работает на указанном предприятии, что подтверждается данными бухгалтерского учета и приказом от 16.07.2012 о приеме на работу в СООО «Д» на должность специалиста по коммерческой деятельности.
В связи с тем, что сделка по реализации квартиры по адресу: г. М., ул. П., совершена СООО «Д» с лицом, являющимся взаимозависимым по отношению к нему, а также данная сделка имеет признаки того, что СООО «Д» не стремилось получить максимально возможную прибыль в конкретных условиях, так как применена цена, отличная от цен, которые могли бы иметь место в соответствии с рыночными ценами (в обычных условиях два субъекта хозяйствования не могли бы заключить сделку на таких условиях), вышеуказанная сделка явилась объектом для исследования в ходе проверки.
В ходе проверки был направлен запрос в ГУП «Национальное кадастровое агентство» от 04.06.2014 с просьбой предоставить сведения об аналогичных сделках по продаже (покупке) коммерческой недвижимости в Центральном р-не г. М. за период, максимально приближенный к апрелю 2013 года, по близлежащим улицам к ул. П. и проведен анализ предоставленной информации.
Проверяющими проведен визуальный осмотр домов, расположенных по ул. П., в ходе которого установлено, что они выглядят идентично по планировке.
Согласно пункту 2 статьи 30-1 главы 3 НК (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З) в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, когда в сделках между сторонами применяются цены, отличные от цен, которые имели бы место в сделках, соответствующих рыночным условиям, прибыль от реализации товаров, которая могла бы быть получена лицами, являющимися сторонами сделки, но вследствие указанного отличия не была получена, учитывается при налогообложении этих лиц.
Если цена на товар, примененная плательщиком для определения налоговой базы по налогу на прибыль, отклоняется от рыночных цен на идентичные (однородные) товары более чем на 20 процентов, в целях определения необходимости корректировки налоговой базы по налогу на прибыль налоговый орган производит сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары, которой он располагает и которая соответствует требованиям настоящей статьи. Если после сопоставления цен, примененных плательщиком по сделкам, с рыночными ценами, определенными с использованием методов, установленных настоящей статьей, будут выявлены отклонения в сторону увеличения налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной налоговым органом, по сравнению с налоговой базой по налогу на прибыль, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете), в результате чего в бюджет был недоплачен налог на прибыль, налоговый орган вправе вынести решение о корректировке налоговой базы по налогу на прибыль и перерасчете налога на прибыль таким образом, как если бы результаты этой сделки (сделок) были отражены плательщиком исходя из рыночных цен на соответствующие товары. Пересчет размера обязательств по налогу на прибыль, подлежащего уплате текущими платежами за налоговый период, следующий за проверяемым, не производится.
Для целей корректировки налоговой базы по налогу на прибыль проверяющим в ходе проверки необходимо было определить рыночную цену 1 кв. м при реализации жилых помещений (квартир) в Центральном р-не г. М., расположенных на улицах, близлежащих к ул. П., и в период, приближенный к апрелю 2013 года.
Рыночной ценой на товар признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров в сопоставимых экономических условиях.
Метод по цене сделки с идентичным (однородным) товаром предусматривает сопоставление цены, применяемой в анализируемой сделке, с ценами на идентичные (при их отсутствии — однородные) товары в сопоставимых экономических условиях, находящихся в пределах диапазона рыночных цен.
Диапазон рыночных цен — две и более рыночные цены, определенные на основе имеющейся информации о ценах в период, за который проводится исследование, или информации на ближайшую дату до совершения анализируемой сделки.
При определении диапазона рыночных цен не учитывается цена, примененная в анализируемой сделке.
Информация о совершенных сделках на момент продажи (или в ближайший к моменту продажи период) идентичного (однородного) товара по контролируемой сделке в сопоставимых экономических условиях составлена на основании сведений, предоставленных ГУП «Национальное кадастровое агентство», и отражена в приложении к акту проверки.
В соответствии с информацией, имеющейся в налоговом органе, объекты недвижимости (квартиры), рассматриваемые проверяющими как идентичный (однородный) товар, были приобретены продавцами у одного собственника в период и по цене, приближенной к объекту недвижимости, рассматриваемому в контролируемой сделке.
На основании проведенного анализа установлено, что диапазон рыночных цен при реализации коммерческой недвижимости в Центральном р-не г. М. по ул. П. в апреле 2013 года составляет от 2422,1 долл. США до 2957,7 долл. США за 1 кв. м, следовательно, минимальная рыночная цена на аналогичные объекты недвижимости, определенная методом по цене сделки с идентичным (однородным) товаром, составляет 2422,1 долл. США за 1 кв. м.
Стоимость квартиры с учетом рыночных цен по данным проверки составляет 1 477 057 132 руб. (2422,1 долл. США x 70,5 кв. м x 8650 руб. (курс долл. США на 16.04.2013)). Понижение цены данной сделки от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества (изолированного помещения) составило сумму 1 077 057 132 руб. (1 477 057 132 руб. — 400 000 000 руб.).
Таким образом, в ходе проверки установлено отклонение цены сделки от минимальной рыночной цены более чем на 20 процентов.
Учитывая вышеизложенное, по результатам проверки в соответствии со статьей 30-1 главы 3 НК (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З) за 2013 год налоговым органом обоснованно была проведена корректировка в сторону увеличения налоговой базы по налогу на прибыль (валовой прибыли).
В результате вышеизложенного налоговым органом обоснованно сделан вывод, что по итогам календарного 2013 года плательщиком занижена налоговая база по налогу на прибыль (валовая прибыль), что повлекло за собой доначисление налога на прибыль на общую сумму 194 523 917 руб.
Так, должностным лицом инспекции из представленного ГУП «Национальное кадастровое агентство» списка выбраны две квартиры по ул. П., реализуемые в период, максимально приближенный к моменту реализации недвижимости по анализируемой сделке, т. е. 16.04.2013 (в тот же день) и 08.04.2013 (ближайшая дата до совершения анализируемой сделки), и находящиеся либо в этом же доме, либо в соседнем доме по ул. П. (проверяющими проведен визуальный осмотр домов, расположенных по ул. П., в ходе которого установлено, что они выглядят идентично по планировке).
Таким образом, требования НК при определении диапазона рыночных цен проверяющим не нарушены.
Судом не принимаются во внимание доводы заявителя со ссылкой на другие сделки по продаже квартир по ул. М., ул. К., поскольку эти объекты продажи не расположены в непосредственной близости от контролируемой сделки по ул. П., в связи с чем не могут являться сопоставимыми, идентичными (однородными), а месторасположение объекта недвижимости оказывает существенное значение при определении цены, о чем было высказано мнение специалистов ГУП «Национальное кадастровое агентство».
Судом не принимаются во внимание доводы заявителя со ссылкой на сделку по продаже квартиры по пр. П., поскольку характеристики указанной квартиры значительно отличаются от характеристик квартиры анализируемой сделки по площади квартир, по материалам стен дома, по дате сделки купли-продажи, по дате ввода дома в эксплуатацию, по месторасположению (в другом квартале, приближенном к транспортной развязке, что по мнению специалистов ГУП «Национальное кадастровое агентство» имеет значение для цены объекта недвижимости).
Так, цена квартиры по пр. П. указана на 29.03.2013. Инспекцией же выбран период, максимально приближенный к моменту реализации недвижимости по анализируемой сделке, т. е. 16.04.2013 (в тот же день) и 08.04.2013 (ближайшая дата до совершения анализируемой сделки).
В результате проведенного анализа представленных сведений налоговым органом обоснованно установлено, что диапазон рыночных цен при реализации коммерческой недвижимости в Центральном р-не г. М. по ул. П. в апреле 2013 года составляет от 2422,1 долл. США до 2957,7 долл. США за 1 кв. м.
Таким образом, проверяющим правомерно выбрана минимальная рыночная цена — 2422,1 долл. США за 1 кв. м.
Из сведений ГУП «Национальное кадастровое агентство» для определения диапазона рыночных цен налоговым органом обоснованно выбраны квартиры, характеристики которых максимально схожи с характеристиками квартиры анализируемой сделки по таким основным критериям, как расположение (район города, расположение квартир на одной улице, в том же доме либо в доме, расположенном рядом), этажность, площадь, год ввода дома в эксплуатацию.
Судом не принимаются во внимание доводы СООО «Д» о том, что проверяющим при определении идентичности (однородности) квартир приняты во внимание только близость месторасположения и качество дома, поскольку в судебном заседании установлено, что налоговым органом были в совокупности с учетом всех имевшихся в распоряжении налогового органа источников о цене учтены такие качественные характеристики, как месторасположение объекта, качество строительных конструкций, количество комнат, этажность, год ввода дома в эксплуатацию.
Довод заявителя о необходимости принятия во внимание отделки квартиры при определении ее цены судом также не принимается, поскольку в имевшихся в распоряжении налогового органа документах о сравниваемых совершенных сделках отсутствуют сведения о качестве отделки, как отсутствуют сведения и о качестве отделки оцениваемой сделки — квартиры по ул. П.
Определение качества отделки реализуемых объектов недвижимости не входит в компетенцию налоговых органов. Не представлена такая качественная характеристика объектов недвижимости, как отделка и ГУП «Национальное кадастровое агентство», в том числе и на запрос СООО «Д». Таким образом, информация ни одного из источников не предоставляла налоговому органу возможности определить степень оценки ни одной из квартир.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30-1 НК при сопоставлении цен по сделкам плательщика для установления правильности определения налоговой базы по налогу на прибыль налоговыми органами в последовательности, приведенной ниже, используются:
Информация о ценах, сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары, состоявшихся в Республике Беларусь;
Информация о ценах исходя из статистики внешней торговли Республики Беларусь, опубликованной или полученной по запросу налоговым органом от таможенных органов, органов статистики;
Информация о ценах, сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии — однородные) товары, состоявшихся в иностранных государствах;
Информация о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственного управления Республики Беларусь, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
Информация о ценах на идентичные (при их отсутствии — однородные) товары от компетентных органов иностранных государств, полученная на основании запросов налоговых органов Республики Беларусь или иных государственных органов (организаций) Республики Беларусь;
Информация о сделках, совершенных плательщиком;
Данные информационно-ценовых агентств.
При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в части 1 пункта 4 статьи 30-1 НК, налоговым органом используются сведения, перечисленные в части 2 пункта 4 статьи 30-1 НК.
Представленные ГУП «Национальное кадастровое агентство» сведения являются выпиской из реестра цен на земельные участки государственного земельного кадастра, который ведется уполномоченной государственной организацией уполномоченного государственного органа.
Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.12.2002 N 603 «О создании системы государственных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» специально уполномоченным органом государственного управления Республики Беларусь в области государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним является Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, а республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним — ГУП «Национальное кадастровое агентство» данного комитета.
Таким образом, в связи с наличием в инспекции информации о ценах на квартиры, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных государственных организаций Республики Беларусь, у инспекции отсутствовала необходимость использования других источников информации, перечисленных в части 2 пункта 4 статьи 30-1 НК, в том числе и представленные заявителем сведения из опубликованных изданий «Недвижимость Белоруссии».
Суд признает представленные ГУП «Национальное кадастровое агентство» сведения достаточными, объективными, достоверными для принятия законного, соответствующего законодательству решения ИМНС по району г. Минска от 21.08.2014.
Судом отклонено ходатайство заявителя о назначении судебной экспертизы оценки рыночной стоимости проданной квартиры, поскольку отсутствуют основания для доподлинного установления состояния на дату продажи 16.04.2013 объекта недвижимости, оценка объекта недвижимости должна производиться с осмотром, оценка может производиться на дату не ранее осмотра (согласно пояснениям в судебном заседании сотрудников ГУП «Национальное кадастровое агентство»), а предметом рассмотрения настоящего дела является уже принятое решение налогового органа, основанное на имеющихся в распоряжении налогового органа документах на момент принятия оспариваемого решения.
Таким образом, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьями 128, 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) в сумме 1 500 000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 190, 192, 193, 199, 201 ХПК,
Решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в апелляционную инстанцию экономического суда Минской области в течение 15 дней после принятия в порядке, установленном статьями 267 — 281 ХПК.