Постановление экономического суда Гродненской области от 13.01.2015 (дело N 9-2Ап/2015) «О наложении административного взыскания». ч.1 ст.15.37 КоАП

Название документа: Постановление экономического суда Гродненской области от 13.01.2015 (дело N 9-2Ап/2015) «О наложении административного взыскания»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

13 января 2015 г. (дело N 9-2Ап/2015)

О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Судья, заместитель председателя экономического суда, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира) по ч. 1 ст. 15.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении учреждения «И», расположенного по адресу: г. И., ул. Л., ранее не привлекавшегося к административной ответственности, с участием представителей

Установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 30.12.2014 учреждение «И» разработало и утвердило план изъятия диких животных нормируемых видов на 2012 — 2013 годы, в которых запланировано к изъятию 57 особей косули европейской при фактической плотности вида на территории арендуемых охотничьих угодий 9,6 особи/1000 га. В соответствии с приложением 6 к Правилам ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 (далее — Правила охоты), при данной плотности косули европейской разрешено изъятие до 8%, что составляет 26 особей. В результате учреждением в период с 10.09.2012 по 30.04.2013 незаконно изъято 31 особь косули европейской, чем причинен вред окружающей среде в размере 264 810 000 рублей. Юридическому лицу вменяется осуществление охоты без надлежащего разрешения в нарушение абз. 17 п. 73, п. 74, абз. 5 п. 75 Правил охоты.

Дополнительно орган, ведущий административный процесс, указал, что 30.12.2014 в отношении учреждения «И» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.37 КоАП. Учреждение «И» разработало и утвердило план изъятия охотничьих животных нормированных видов на 2012 — 2013 годы, в котором запланировало к изъятию 57 особей косули европейской при фактической плотности данного вида животных на территории охотугодий 9,6 особи/1000 га. В соответствии с приложением 6 к Правилам охоты (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21.06.2012 N 284) при данной плотности косули европейской разрешено планировать к изъятию до 8% от численности, что при фактической численности 330 особей составляет 26 особей, чем нарушены абз. 17 п. 73, п. 74, абз. 5 п. 75 Правил охоты. В результате учреждением «И» в период с 10.09.2012 по 30.04.2013 незаконно изъята 31 особь косули европейской, чем причинен вред окружающей среде в сумме 264 810 000 рублей, то есть осуществило охоту без надлежащего разрешения.

Согласно таблице 5.1 проекта ведения охотничьего хозяйства учреждения «И» расчетная территория обитания косули европейской составляет 38,8 тыс. га. В связи с тем что территория охотдачи (3,7 тыс. га — расчетная территория обитания косули европейской) включена в территорию республиканского ландшафтного заказника «Н» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2012 N 150, а также то, что учеты животных и охота на данной территории не производились, расчетная территория обитания косули в учреждении «И», таким образом, составляет 35,1 тыс. га. Следовательно, в соответствии с численностью косули европейской по данным учетов на 01.03.2012 (330 особей) фактическая плотность составила 9,4 особи/1 тыс. га. В соответствии с приложением 6 к Правилам охоты при данной плотности косули европейской разрешено изъятие до 8%, что составляет 26 особей. Однако согласно плану изъятия на 2012 — 2013 годы запланировано к изъятию и изъято 57 особей косули.

Согласно абз. 4 п. 2 Правил охоты ведение охотничьего хозяйства — вид экономической деятельности, связанной с охраной, воспроизводством и рациональным использованием диких животных, относящихся к объектам охоты, направленный на организацию охоты и (или) добычу охотничьих животных в целях их использования в экономической деятельности, осуществляемой пользователем охотничьих угодий.

В соответствии с абз. 17 п. 73 Правил охоты пользователи при ведении охотничьего хозяйства обязаны осуществлять контроль за соблюдением норм изъятия охотничьих животных.

Согласно п. 74 Правил охоты пользователи охотничьих угодий обязаны ежегодно планировать и осуществлять комплекс мероприятий, направленных на охрану охотничьих животных, в том числе биотехнических мероприятий, направленных на воспроизводство и защиту охотничьих животных.

В соответствии с абз. 5 п. 75 Правил охоты к мероприятиям, направленным на охрану охотничьих животных, в том числе их воспроизводство и защиту, относится нормирование изъятия охотничьих животных.

Согласно п. 94 Правил охоты изъятие охотничьих животных нормированных видов осуществляется пользователем охотничьих угодий в соответствии с планом изъятия охотничьих животных нормированных видов. Таким образом, план изъятия для пользователя охотугодий является разрешительным документом (разрешением) для изъятия охотничьих животных при организации и проведении охот.

В таблице 5.1 проекта ведения охотничьего хозяйства расчетная территория обитания косули европейской составляет 35,1 тыс. га (38,8 тыс. га (общая территория) — 3,7 тыс. га (охотдача) = 35,1 тыс. га).

Согласно данным учетов численность косули европейской по состоянию на 01.03.2012 составляет 330 особей. Для определения количества особей косули европейской, подлежащей изъятию, необходимо определить плотность особей на 1000 га: 330 особей (количество согласно учету) / 35,1 тыс. га (расчетная территория обитания) = 9,4 особи/1000 га. В соответствии с приложением 6 к Правилам охоты при плотности косули европейской от 5,1 до 10 особей/1000 га разрешено планировать к изъятию до 8%: 330 особей х 8% = 26 особей (должно было быть запланировано к изъятию).

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 14.11.2014, вынесенного старшим следователем РОСК, указано, что площадь обитания косули европейской в 35,1 тыс. га, взятая межрайонной инспекцией охраны животного и растительного мира, является ошибочной. В действительности согласно заключению государственной экологической экспертизы к проекту ведения охотничьего хозяйства «И» площадь обитания косули европейской составляет 29 тыс. га: 32,7 тыс. га (площадь обитания косули европейской, указанная в таблице заключения на стр. 5) — 3,7 тыс. га (территория охотдачи) = 29 тыс. га. Вместе с тем в вышеуказанной таблице содержатся данные бонитировки охотничьих угодий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2006 N 702 (в редакции постановления Совета Министров от 12.11.2010 N 1672) утверждено Положение о порядке проведения охотустройства. В соответствии с п. 18 указанного положения проекты охотустройства должны содержать следующие обязательные разделы (в том числе):

  • расчетную территорию обитания охотничьих животных;
  • бонитировку охотничьих угодий и оптимальную численность охотничьих животных.

В проекте охотустройства учреждения «И» указанные разделы имеются.

ТКП 291-2011 (02080) «Правила проведения охотустройства» (введен в действие постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 05.08.2011 N 19) даны определения следующих терминов:

  • бонитировка охотничьих угодий — комплексная качественная оценка охотничьих угодий с целью определения их бонитетов для основных видов охотничьих животных;
  • расчетная территория обитания охотничьих животных (площадь охотничьих угодий, пригодная для обитания охотничьих животных) — определяемая в соответствии с настоящим техническим кодексом для вида (группы видов) охотничьих животных площадь охотничьих угодий или протяженность береговой полосы водных объектов (для околоводных животных), которая используется для расчета плотности охотничьих животных.

На основании вышеизложенного при планировании изъятия косули европейской для определения ее фактической плотности нужно было руководствоваться таблицей 5.1 проекта охотустройства «расчетная территория обитания охотничьих видов», а не данными таблицы бонитировки, содержащейся в заключении государственной экологической экспертизы.

Представитель учреждения «И» в заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, в период с 2012 по 2013 год учет вел бывший директор Ч., который составлял ведомость расчета численности с принятой численностью 385 косуль, а в плане изъятия численность охотничьих животных указана в количестве 330 особей.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.37 КоАП охота без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями, либо запрещенными способами, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией ружей, других орудий охоты и иных предметов, явившихся орудием либо средством совершения указанного нарушения, или без конфискации и с лишением специального права, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией ружей, других орудий охоты и иных предметов, явившихся орудием либо средством совершения указанного нарушения, или без конфискации, а на юридическое лицо — от пятисот до тысячи базовых величин с конфискацией ружей, других орудий охоты и иных предметов, явившихся орудием либо средством совершения указанного нарушения, или без конфискации.

Изучив все полученные по делу доказательства в их совокупности, в действиях учреждения «И» усматривается состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП.

Виновные действия учреждения «И» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 30.12.2014, протоколами опроса от 30.12.2014, актом об установлении факта причинения вреда окружающей среде от 30.12.2014, актом проверки от 28.02.2014, отчетами об использовании разового разрешения на добычу охотничьего животного, Проектом ведения охотничьего хозяйства на 2011 — 2020 годы, иными доказательствами.

При наложении административного взыскания учитываю характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Учитывая первичное привлечение к ответственности, суд полагает необходимым применить административную ответственность, установленную ч. 1 ст. 15.37 КоАП за охоту без надлежащего на то разрешения в виде минимального штрафа в размере 500 базовых величин в сумме 90 000 000 рублей.

Согласно ст. 7.8 КоАП физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением. В связи с изложенным с учреждения «И» подлежит взысканию вред в сумме 264 810 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 6.1, п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 7.6, ст. 7.8 КоАП, ч. 5 ст. 2.3, ст. 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.09.2014 N 15 «О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях»,

Постановил:

Учреждение «И» привлечь к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.37 КоАП, и подвергнуть административному взысканию в виде штрафа в размере пятисот базовых величин в сумме 90 000 000 рублей с взысканием вреда, причиненного административным правонарушением, в сумме 264 810 000 руб.

Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания.

Оригинал платежного документа, подтверждающего уплату административного взыскания, представить в экономический суд в срок до 06.02.2015.

В случае непредставления лицом, подвергнутым административному взысканию, оригинала документа, подтверждающего его уплату, в территориальный орган принудительного исполнения направляется представление о принудительном взыскании наложенного административного взыскания.

При оформлении платежного документа в графе «назначение платежа» необходимо указать номер дела и дату вынесения постановления о наложении административного взыскания.

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, — не позднее десяти суток со дня получения постановления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление в порядке, предусмотренном ст. ст. 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.