Новации в исполнительном производстве: оправдались ли ожидания?

С 16 мая 2017 г. вступают в силу основные положения Закона об исполнительном производстве <1>. Данный нормативный акт не только унифицировал порядок исполнения исполнительных документов, но и предусмотрел ряд новаций. Они, по замыслу законодателя, будут способствовать наиболее эффективному исполнению исполнительных документов. Отметим самые значимые для правоприменительной практики положения Закона.

Получение информации об исполнительных производствах

Закон устанавливает право получать информацию об исполнительных производствах, возбужденных в отношении определенного круга должников. В частности, гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, иные организации могут получать из органов принудительного исполнения сведения:

  • об исполнительных производствах, возбужденных в отношении индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, которые не являются юридическими лицами;
  • ограничениях (обременениях), установленных в отношении должника и (или) его имущества в исполнительном производстве <2>.

Закон не предоставляет заинтересованным лицам возможность получить сведения об исполнительном производстве в отношении физических лиц. Вместе с тем в настоящее время этот вопрос крайне актуален.

Мнение

Ведение банка данных исполнительных производств, предусмотренное ст. 8 Закона, должно создать объективные предпосылки, чтобы дополнить Закон нормами о возможности получить аналогичную информацию об исполнительных производствах в отношении должников-граждан.

Вопросы взаимодействия

с судебным исполнителем

Взыскатель и должник теперь должны информировать судебного исполнителя о полном или частичном исполнении исполнительного документа. Часть 2 ст. 18 Закона возложила на стороны исполнительного производства обязанность представлять судебному исполнителю такую информацию не позже дня, следующего за днем исполнения.

Эта новелла имеет существенное значение, когда, например, решается вопрос о начале конкретных исполнительных действий <3> либо о принудительной уплате сбора за исполнение исполнительного документа <4>.

Замена стороны

исполнительного производства

правопреемником

Важное нововведение: Закон наделил судебного исполнителя полномочиями заменить выбывшую сторону исполнительного производства ее правопреемником. Это возможно в случае смерти гражданина (индивидуального предпринимателя), реорганизации юридического лица, уступки права (требования), перевода долга, в других случаях перемены лиц в обязательстве <5>.

Замена производится по заявлению стороны исполнительного производства или по инициативе судебного исполнителя. До принятия Закона эту функцию выполняли суды.

Судебный исполнитель выносит постановление о замене стороны исполнительного производства правопреемником или об отказе в замене. Такое постановление — неотъемлемая часть исполнительного документа.

Мнение

Надлежащую оценку данной новеллы можно будет дать исключительно по результатам анализа практики применения ст. 19 Закона.

С одной стороны, замена стороны в исполнительном производстве непосредственно судебным исполнителем будет способствовать более оперативному решению вопросов, связанных с правопреемством.

С другой — если учесть сложные формы реорганизации юридических лиц, судебные исполнители столкнутся с объективными проблемами, когда будут определять правопреемника реорганизованного юридического лица.

Отметим, что постановление о замене стороны исполнительного производства обжалуется в общем порядке, предусмотренном гл. 12 Закона.

Единый срок предъявления к исполнению исполнительных документов

Одно из самых существенных изменений, введенных Законом, — установление единого срока предъявления к исполнению исполнительных документов.

Согласно ст. 34 Закона их можно предъявить к исполнению в течение трех лет. Срок начинает течь со дня, когда судебное постановление вступило в законную силу или закончилась отсрочка или рассрочка его исполнения, если законодательные акты не предусматривают иного.

Изменение срока предъявления к исполнению исполнительных документов, оговоренное в ст. 34 Закона, не затрагивает срока предъявления к исполнению исполнительной надписи нотариуса.

Часть 1 ст. 107 Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» закрепляет, что исполнительную надпись можно предъявить к исполнению в течение шести месяцев. Для этого взыскателем или должником по ней должен быть индивидуальный предприниматель, юридическое лицо и иные организации.

Удержания по месту работы должника

Закон предоставил взыскателям право самостоятельно обращаться по месту работы должника с требованием провести удержания по исполнительному документу.

Прежде чем предъявить в орган принудительного исполнения исполнительный документ, связанный с взысканием денег, взыскатель вправе направить его по месту, в котором должник получает зарплату и приравненные к ней доходы. К исполнительному документу надо приложить заявление об удержании средств и перечислении их взыскателю за счет должника <6>.

Согласно данной новелле взыскатель, который знает, где должник — гражданин или индивидуальный предприниматель получает зарплату (иной приравненный к ней доход), вправе самостоятельно направить туда исполнительный документ. Возбуждать процедуру исполнительного производства в этом случае не требуется.

Возврат исполнительного документа

Исполнительный документ, по которому исполнение не производилось или производилось частично, возвращается взыскателю, если в отношении должника — индивидуального предпринимателя или юридического лица в установленном порядке принято решение о ликвидации (прекращении деятельности).

Есть условие — если имущество должника было арестовано, процедура его реализации должна быть завершена.

Данная норма указывает, что судебный исполнитель имеет право вернуть исполнительный документ исключительно после того, как завершится процедура реализации арестованного имущества <7>.

Ограничение права на выезд из Беларуси

Закон расширил круг лиц, которые могут ограничиваться в праве на выезд из Беларуси в связи с наличием неисполненного обязательства.

Среди таких лиц не только должник-гражданин (индивидуальный предприниматель), но и должностные лица должника — юридического лица <8>.

Мнение

На наш взгляд, при применении абз. 8 ч. 4 ст. 60 Закона будут возникать сложности. Причиной их станет определение круга лиц, которых следует относить к должностным лицам должника.

Закон не оправдал ожиданий многих взыскателей, которые полагали, что вопрос об ограничении права на выезд из Беларуси и на управление транспортом будут решать судебные исполнители. Такие полномочия остались у суда.

Кроме того, несмотря на звучавшие в юридических кругах предложения, не предусматривается возможность ограничить право на выезд из Беларуси учредителей (участников) организаций-должников, а также собственников их имущества.

Арест транспорта должника

В соответствии с Законом судебный исполнитель вправе выносить постановления о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспорта должника. Порядок таких действий судебного исполнителя подробно регламентируется <9>.

Отметим, что ключевая роль в исполнении вышеупомянутого постановления отводится госорганам, уполномоченным задерживать, принудительно буксировать (эвакуировать) и помещать транспорт на охраняемую стоянку.

Исходя из этого, полагаем, что эффективность рассматриваемого нововведения будет зависеть от координации действий судебного исполнителя и соответствующих госорганов.

Ограничение в праве на открытие счетов в банках

Важным нововведением стал запрет для банков открывать должнику счета, если есть постановление судебного исполнителя о полном или частичном приостановлении операций по банковским счетам либо информация о таком ограничении в соответствующей автоматизированной информационной системе <10>.

Полагаем, что активное применение судебными исполнителями этой нормы будет способствовать соблюдению интересов взыскателей и стимулировать недобросовестных должников исполнять свои обязательства.

Обращение взыскания на товары под таможенным контролем

Наконец разрешился вопрос о возможности обратить взыскание на товары должника, находящиеся под таможенным контролем <11>. Такого рода исполнительные действия могут совершаться, когда у должника нет денег и имущества, необходимых для исполнения требований исполнительного документа.

Имущество, на которое не обращается взыскание

Перечень имущества, на которое нельзя обратить взыскание по исполнительным документам, применяется только в отношении должников-граждан. Перечня имущества юридических лиц, на которое не обращается взыскание по исполнительным документам, Закон не содержит.

В перечень имущества должников-граждан, на которое нельзя обратить взыскание, не входят земельные участки, на которых стоят не подлежащие конфискации жилой дом с хозпостройками. Принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем капитального строения <12> позволяет решить данную проблему на практике. Однако определение судьбы таких участков в приложении к Закону позволило бы полностью исключить любые дискуссии.

Изменения процессуального характера

С принятием Закона институт исполнительного производства претерпел также ряд изменений процессуального характера. Предполагается, что они позволят оптимизировать взаимодействие судебных исполнителей с участниками исполнительного производства. Среди новаций отметим:

  • единые для всех участников исполнительного производства требования к содержанию любых заявлений и ходатайств, подаваемых как физическими, так и юридическими лицами — взыскателями;
  • право подавать ходатайства как в письменной форме, так и в форме электронного документа. Документы, подаваемые в форме электронного документа, должны иметь электронную цифровую подпись;
  • извещение стороны и иных участников исполнительного производства о его дате, времени и месте, а также вызов этих лиц к судебному исполнителю повесткой или телеграммой с уведомлением о вручении либо посредством электронной и иных видов связи, которые позволяют фиксировать получение;
  • возможность доставлять корреспонденцию (постановления, акты, повестки, иные извещения или документы, составляемые судебным исполнителем) по почте заказным письмом или через лицо, уполномоченное органами принудительного исполнения. Ее разрешается вручать адресату под подпись на уведомлении о вручении. Корреспонденцию в виде электронного документа можно доставлять с использованием информационных технологий, обеспечивающих возможность фиксировать получение.

Все изложенное выше позволяет сделать вывод, что новеллы исполнительного производства имеют преимущественно прогрессивный характер. Об их эффективности можно будет судить исключительно после анализа практики применения.

<1> Закон от 24 октября 2016 г. N 439-З «Об исполнительном производстве» (Закон).

<2> Ч. 1 ст. 9 Закона.

<3> Ст. 63 Закона.

<4> Ст. 120 Закона.

<5> Ч. 1 ст. 19 Закона.

<6> Ч. 3 ст. 41 Закона.

<7> Ч. 1 ст. 53 Закона.

<8> Абз. 8 ч. 4 ст. 60 Закона.

<9> Абз. 15 ч. 1 ст. 63, ст. 67 Закона.

<10> Ч. 2 ст. 63 Закона.

<11> Ч. 4 ст. 75 Закона.

<12> Ст. 5 Кодекса о земле.