О дополнительных мерах борьбы со лжепредпринимательством

В целях обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, совершенствования защиты интересов общества и государства от вреда, причиняемого в результате незаконной минимизации сумм налоговых обязательств, 19.01.2016 Главой нашего государства подписан Указ N 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее — Указ N 14). Этот законодательный акт вступит в силу через три месяца со дня его официального опубликования с учетом требований подпункта 9.2 пункта 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Следует отметить, что с 1 января 2013 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее — Указ N 488), который предусматривает формирование реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее — реестр).

Так, включаются в реестр организации и индивидуальные предприниматели при наличии одного или нескольких следующих оснований:

  • в деятельности субъекта предпринимательской деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства, либо его бланки строгой отчетности и (или) текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях использовались в совершении преступлений, предусмотренных статьей 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь (незаконная предпринимательская деятельность);
  • на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;
  • сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5000 базовых величин, и при этом уполномоченное в установленном порядке действовать от имени этого субъекта лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;
  • фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо, или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты этого субъекта переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством;
  • субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации), и не уведомил в установленном порядке регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации в случае изменения места жительства). При этом уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не представляет без уважительных причин документы, запрашиваемые компетентными органами, либо не является по вызовам (приглашениям) этих органов.

Реестр создается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь на основании документов, представленных инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и их территориальными органами, правоохранительными органами, судами и включает следующие сведения:

  • наименование коммерческой организации, фамилию, собственное имя и отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя;
  • учетный номер плательщика;
  • основание (основания) и дату включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.

Необходимо отметить, что при выявлении в ходе проверок обстоятельств, свидетельствующих о том, что проверяемые субъекты, включенные в реестр, фактически не осуществляли хозяйственные операции, за которые им поступала оплата, вся сумма полученных денежных средств и (или) стоимость иного имущества признаются внереализационным доходом, в том числе в случае отсутствия у проверяемого субъекта документов бухгалтерского учета и (или) других документов, связанных с налогообложением.

Включение субъекта в реестр имеет и иные правовые последствия. Например, эти субъекты не могут быть участниками конкурентной процедуры закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»).

Принятие Указа N 14 позволило существенно ослабить влияние лжепредпринимательских структур на экономику страны.

Вместе с тем наличие спроса на услуги лжеструктур со стороны субъектов предпринимательской деятельности является причиной существования такого явления, как лжепредпринимательство. Например, органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь только за 2013 — 2014 гг. выявлено более 8 тысяч субъектов хозяйствования, которые взаимодействовали со лжеструктурами. В результате было выявлено 680 преступлений, а также установлен ущерб на сумму 778,2 млрд.руб. За 2015 год пресечена деятельность 15 преступных групп, организовавших регистрацию и функционирование 222 лжепредпринимательских структур. По фактам лжепредпринимательства выявлено 48 преступлений, а также 450 претуплений, совершенных с использованием лжефирм. Лжеструктурам и их контрагентам предъявлена к уплате сумма в размере 621 млрд.руб.

Установленный Указом N 488 порядок позволяет контролирующим и правоохранительным органам предъявлять к уплате контрагентам лжепредпринимательских структур налоговые платежи. Вместе с тем, невзирая на очевидность фиктивной деятельности этих структур, государственным органам необходимо собрать доказательства, свидетельствующие о несовершении каждой хозяйственной операции. При этом следует учитывать, что у одной лжеструктуры количество контрагентов может достигать нескольких сотен.

Так, в феврале 2014 г. органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь была пресечена деятельность преступной группы, которая с использованием лжефирмы оказывала услуги по обналичиванию денежных средств для минимизации сумм налоговых обязательств с оформлением подложных первичных учетных документов. В отношении клиентов этой группы возбуждено 50 уголовных дел за уклонение от уплаты сумм налоговых платежей. При этом количество контрагентов только у этой преступной группы составило более 2 тысяч.

В 2015 году органами финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — органы финансовых расследований) была пресечена деятельность преступной группы, созданной также в целях оказания содействия должностным лицам реального сектора экономики в уклонении от уплаты налоговых платежей. В результате противоправной деятельности было создано 30 лжеструктур, услугами которых воспользовалось более 138 субъектов хозяйствования. Ущерб государству составил 74 млрд.руб. В отношении клиентов и членов преступной группы возбуждено 79 уголовных дел, а на их имущество общей стоимостью 2,5 млн.дол. США наложен арест.

Необходимо подчеркнуть, что субъекты хозяйствования реального сектора экономики с целью минимизации налоговых обязательств прибегают к услугам лжефирм, полностью осознавая рискованный характер своих действий. При этом они не только занижают налоговые платежи, но и диктуют свои цены, предлагая более низкую стоимость товаров по сравнению с добросовестными налогоплательщиками.

Кардинально изменить ситуацию позволит Указ N 14. Указом N 14 установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предписанию органа финансовых расследований осуществить в порядке, определенном Указом N 488 <1>, налогообложение хозяйственных операций со лжеструктурой, в отношении которой составлено заключение. В свою очередь, заключение составляется Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь в отношении включенной в реестр лжепредпринимательской структуры при наличии информации и документов, подтверждающих совершение ею правонарушения в экономической сфере <2> и ее использование в совершении такого правонарушения <3>. В этих целях сбор доказательств будет осуществляться не по каждой в отдельности взятой хозяйственной операции, а по деятельности лжефирмы в целом.

<1> Налогообложение хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, осуществляется в следующем порядке:

1) по хозяйственным операциям по приобретению товаров (работ, услуг) (далее — товары), имущественных прав:

  • стоимость приобретения товаров, имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров, имущественных прав, учитываемых при налогообложении;
  • предъявленные суммы налога на добавленную стоимость (далее — НДС) не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров, имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов;

2) по хозяйственным операциям по реализации товаров, имущественных прав:

  • внереализационными доходами признаются фактически полученные денежные средства и (или) иное имущество исходя из стоимости такого имущества, указанной в первичных учетных документах о его получении;
  • стоимость товаров, имущественных прав включается в налоговую базу по НДС, а также в выручку от реализации товаров, имущественных прав (валовую выручку);

3) стоимость товаров, имущественных прав, оформленных как приобретенные комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом (далее — комиссионер) для передачи комитенту, доверителю или иному аналогичному лицу (далее — комитент), включается у комиссионера в налоговую базу по НДС, а также в выручку от реализации товаров, имущественных прав (валовую выручку);

4) стоимость товаров, имущественных прав, оформленных как полученные комитентом от комиссионера, признается у комитента внереализационным доходом, а сумма расходов на возмещение комиссионеру стоимости приобретенных товаров, имущественных прав не учитывается при налогообложении у комитента;

5) стоимость товаров, имущественных прав, оформленных как переданные комитентом комиссионеру для их дальнейшей реализации, включается у комиссионера в налоговую базу по НДС, а также в выручку от реализации товаров, имущественных прав (валовую выручку) при их передаче третьим лицам и определяется в соответствии с первичными учетными документами, на основании которых комиссионером произведена передача товаров, имущественных прав третьим лицам;

6) стоимость работ, оформленных как выполненные для подрядчика субподрядчиком, у подрядчика:

  • является внереализационным доходом, а сумма средств, перечисленных (подлежащих перечислению) субподрядчику в оплату этих работ, не учитывается при налогообложении у подрядчика;
  • включается в налоговую базу по НДС, а также в выручку от реализации товаров, имущественных прав (валовую выручку), если эта стоимость включена подрядчиком в цену работ или возмещается заказчиком отдельно.

<2> Под правонарушениями в экономической сфере понимаются административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, а также преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

<3> Под использованием лжепредпринимательской структуры в совершении правонарушения понимается заключение (оформление) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сделок (операций) с этой структурой для совершения правонарушения в экономической сфере.

Заключение должно содержать:

  • сведения о лжепредпринимательской структуре: наименование коммерческой организации, фамилию, собственное имя и отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя, а также учетный номер плательщика;
  • дату включения в реестр;
  • ссылку на информацию и документы, подтверждающие совершение лжефирмой правонарушения в экономической сфере и использование ее в совершении такого правонарушения;
  • указание на то, что для целей налогообложения первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции, за определенный в заключении период не имеют юридической силы <4>. Период, в течение которого эти документы являются не имеющими юридической силы, определяется Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь на основании имеющихся у него документов, позволяющих установить период использования реквизитов, бланков, печати лжепредпринимательской структуры для оформления первичных учетных документов.

<4> Для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Заключение подписывается заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директором Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь или его уполномоченным заместителем и скрепляется печатью.

Заключение вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) лжеструктуре (представителю) <5>. При отсутствии этого субъекта (представителя) по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному Департаменту финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, заключение может быть направлено по последнему известному месту нахождения (месту жительства). В таком случае субъект считается надлежащим образом ознакомленным с ним, а заключение — полученным по истечении трех рабочих дней со дня направления.

<5> Под представителем лжеструктуры понимается руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник этой структуры или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы этого субъекта.

Заключение может быть обжаловано субъектами, в отношении которых оно вынесено, вышестоящему должностному лицу, а при несогласии с решением по жалобе — в экономический суд области (города Минска) в установленном Указом N 14 порядке. Вместе с тем пропуск без уважительных причин установленных сроков подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении.

Органом финансовых расследований по истечении десяти рабочих дней со дня получения заключения лжепредпринимательской структурой (представителем), а в случае обжалования заключения — со дня вручения (направления) этому субъекту (представителю) решения по жалобе, оставляющего в силе заключение, выносится предписание юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), совершавшему сделки (операции) с лжеструктурой (далее — предписание).

Предписание должно содержать указание на соответствующее заключение, первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции со лжепредпринимательской структурой, совершенные в период, указанный в заключении, и требование к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю:

  • исчислить в порядке, определенном Указом N 488, и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по хозяйственным операциям с лжефирмой;
  • представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
  • в течение двадцати рабочих дней со дня получения предписания информировать орган финансовых расследований о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов.

Предписание подписывается руководителем органа финансовых расследований (его заместителем), скрепляется печатью и вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении). При несогласии с предписанием субъект в течение двадцати рабочих дней со дня его получения вправе подать в вынесший его орган возражения. При этом следует отметить, что в случае поступления поданных в установленном порядке возражений предписание считается утратившим силу.

В случае неисполнения предписания в срок или подачи возражений на предписание орган финансовых расследований вправе провести проверку юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо направить заверенную гербовой печатью Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), совершившем сделки (операции) со лжеструктурой, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки.

В рамках реализации нормативных предписаний Указа N 14 внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510).

В частности, в течение срока моратория, установленного пунктом 4 Указа N 510 <6>, с 23 апреля 2016 г. могут назначаться внеплановые проверки:

  • Комитетом государственного контроля Республики Беларусь (либо по его поручению территориальными органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, территориальными органами финансовых расследований), Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (либо по его поручению таможнями), Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (либо по его поручению территориальными органами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) в отношении лжепредпринимательских структур, включенных в реестр, а также иных проверяемых субъектов — при наличии сведений о совершении сделок (операций) с включенными в реестр субъектами;
  • по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей (их заместителей) этих органов в отношении лжеструктур, включенных в реестр, и иных субъектов — при наличии сведений о совершении сделок (операций) с включенными в реестр субъектами.

<6> Мораторий заключается в запрете, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5 Указа N 510, проводить проверки в течение двух лет со дня:

— государственной регистрации — организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

— присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

— создания — представительств иностранных организаций;

— первоначальной выдачи свидетельства о регистрации — лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

— первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма — лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки могут назначаться руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем по такому основанию, как необходимость проверить включенную в реестр лжеструктуру, а также иных субъектов, при наличии сведений о совершении сделок (операций) с включенными в реестр лжеструктурами.

При этом включение субъекта в реестр или наличие сведений о фактах совершения сделок с включенными в реестр лжепредпринимательскими структурами будет являться основанием для отнесения проверяемого субъекта к высокой группе риска для плановых проверок.

В целях стимулирования субъектов хозяйствования к добровольному выполнению налоговых обязательств Указом N 14 установлено, что не являются административным правонарушением неуплата или неполная уплата обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими по предписанию органа финансовых расследований до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) <7>. Данное положение будет действовать до вступления в силу законодательного акта, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с Указом N 14. В связи с этим Правительству Республики Беларусь поручено до 1 апреля 2016 г. обеспечить внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь соответствующего проекта закона.

<7> В соответствии с частью 1 статьи 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

Согласно части 7 рассматриваемой статьи неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до шестидесяти базовых величин.

Предлагаемый Указом N 14 механизм возмещения в бюджет неуплаченных налоговых платежей по взаимоотношениям с лжеструктурами позволит декриминализировать бизнес, уменьшить количество внеплановых проверок и создать условия неотвратимости исполнения налоговых обязательств при осуществлении взаимоотношений с лжепредпринимательскими структурами. Это сделает экономически невыгодным использование их услуг и последовательно приведет к отсутствию спроса и к прекращению функционирования таких лжеструктур.

Необходимо отметить, что в рамках подготовки соответствующего проекта указа Комитетом государственного контроля Республики Беларусь был изучен опыт зарубежных стран (Италии, Сингапура, Великобритании, США, ЮАР, Казахстана, России) в борьбе с лжепредпринимательством.

Так, в Италии торговая сделка (купли-продажи) признается недействительной, если одна из сторон ее является фиктивной. В таком случае считается, что с правовой точки зрения торговля не происходит и продавец (поставщик) обязан уплатить НДС даже при условии признания операции недействительной. При этом покупатель не имеет права отнести этот налог в зачет, так как сделка не признается фактически осуществленной. Кроме того, законодательно закреплена обязанность продавца (поставщика) проверять данные о своих покупателях с должной осмотрительностью. Если продавец (поставщик) не проведет такой проверки, а затем выяснится, что документы (договоры, товаросопроводительные документы) содержат неверные сведения, он обязан уплатить НДС по поставкам (Закон Итальянской Республики N 633/1972 «О налоге на добавленную стоимость»).

В Казахстане признание регистрации компании недействительной (признание компании лжепредпринимательской структурой) и признание ее сделок недействительными позволяет не признавать расходы по таким сделкам для целей корпоративного подоходного налога (Налоговый кодекс Республики Казахстан). При этом налоговые и правоохранительные органы не обязаны собирать доказательства по каждой проведенной сделке (операции), когда доказано наличие лжепредпринимательства в целом или совершение сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.