Вопросы льготного кредитования населения в настоящее время остаются наиболее актуальными в силу сложившейся в стране сложной обстановки в сфере экономики и финансов.
Наряду с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 N 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» граждане, проживающие в сельской местности, активно пользуются льготами, предусмотренными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 N 75 «О предоставлении гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек» (далее — Указ N 75).
Вместе с тем, как показывает практика, следует понимать, что нормы Указа N 75 являются далеко не единственными, регулирующими этот комплекс правоотношений между кредитополучателями и райисполкомами.
Рассмотрим на практике сложившуюся ситуацию по вопросу льготного кредитования гражданина, претендующего на реконструкцию приобретенного им жилого дома и замену оконных блоков в нем.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа N 75 установлено, что льготные кредиты на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек предоставляются ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» собственникам жилых помещений (в том числе участникам долевой собственности) — трудоспособным гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает двукратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для включения этих граждан в списки на получение льготных кредитов.
Согласно подпункту 1.4 пункта 1 Указа N 75 льготный кредит может предоставляться гражданину на капитальный ремонт и реконструкцию жилого помещения, в котором он проживает, строительство инженерных сетей к этому помещению, возведение хозяйственных помещений и построек, или на отдельные виды работ по капитальному ремонту и реконструкции жилого помещения, строительству инженерных сетей, или только на возведение хозяйственных помещений и построек.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке предоставления льготных кредитов гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2006 N 522 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 75», перечень затрат на выполнение работ подготавливается райисполкомами на основании представленной гражданами проектно-сметной документации на выполнение работ, предусмотренных указанным Положением.
Согласно разъяснению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 25.10.2007 N 02-01-/756 виды работ, включаемые в проектно-сметную документацию, должны определяться в ходе составления проектно-сметной документации по результатам обследования с учетом технического состояния конструктивных элементов, инженерного оборудования и здания в целом (физический износ), архитектурно-планировочных качеств здания и уровня благоустройства (моральный износ), а также срока службы конструктивных элементов, инженерного оборудования и здания в целом.
Минимальные сроки эффективной эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем жилых зданий до капитального ремонта приведены в техническом кодексе установившейся практики «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-14-2005 (02250)), утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.10.2005 N 262 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве».
Гражданин обратился с жалобой в вышестоящую организацию — облисполком, считая, что его законные права и интересы нарушены при вынесении райисполкомом решения об исключении его из списка граждан, имеющих право на получение льготного кредита.
Поводом для его обращения послужило то обстоятельство, что первоначально райисполком принял решение о включении его в списки граждан, имеющих право на получение льготного кредита, исходя из следующего.
В 2015 году гражданин обратился в райисполком с заявлением о включении его в список граждан, нуждающихся в получении льготного кредита на реконструкцию жилого дома. Решением райисполкома был утвержден список граждан, нуждающихся в получении льготного кредита на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек. В данный список гражданин был включен как лицо, нуждающееся в получении льготного кредита на реконструкцию одноквартирного жилого дома.
Первоначально решение о включении гражданина в список граждан, нуждающихся в получении льготного кредита на реконструкцию жилого дома, принималось в том числе на основании представленной в райисполком проектно-сметной документации, по данным которой предполагалось выполнение следующих видов работ: установка окон из ПВХ со стеклопакетами, подоконных досок и оконных сливов, установка дверных блоков, отделочные работы в виде облицовки керамической плиткой внутренних стен по кирпичу и бетону, устройство отмостки к дому.
Согласно абзацу 4 пункта 2 Положения о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 N 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории», реконструкция жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном, блокированном жилом доме, одноквартирного жилого дома, а также нежилых построек — совокупность работ и мероприятий, направленных на использование по новому назначению этого дома, помещений и нежилых построек и (или) связанных с изменением их основных технико-экономических показателей и параметров.
Первоначально решение райисполкома принималось с учетом истечения срока минимальной продолжительности эффективной эксплуатации жилого дома, равной 15 годам с момента постройки жилого дома, при этом райисполком исходил из того, что годом постройки жилого дома был 2000 год.
Исходя из договоров купли-продажи жилой дом был приобретен в 2010 году у гражданина, который, в свою очередь, приобрел его у другого гражданина в 2009 году.
В соответствии с подпунктом 26.1 пункта 26 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28.07.2004 N 39, пунктом 57 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 N 11, год постройки для вновь построенного объекта следует указывать на основании акта приемки в эксплуатацию (для объектов, вводимых в эксплуатацию пусковыми комплексами (секциями многосекционного жилого дома) — на основании акта приемки в эксплуатацию первого пускового комплекса (первых секций многосекционного жилого дома), а для эксплуатируемых объектов — на основании сведений из похозяйственных книг либо справок о балансовой принадлежности и стоимости объекта недвижимого имущества, предоставляемых заявителем либо запрашиваемых самостоятельно).
Указанный жилой дом был зарегистрирован в органах государственной регистрации недвижимого имущества в 2009 году. Основанием для государственной регистрации жилого дома был акт приемки объектов индивидуального строительства — одноквартирного жилого дома с гаражом, возведенного застройщиком, утвержденный решением райисполкома.
Согласно сведениям Единого государственного регистра недвижимого имущества прав на него и сделок с ним годом постройки одноквартирного жилого дома указан 2009 год.
Исходя из того что годом постройки жилого дома является 2009 год, минимальные сроки продолжительности эффективной эксплуатации не истекли на момент принятия райисполкомом решения о включении гражданина в список граждан, нуждающихся в получении льготного кредита. Гражданин необоснованно был включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы гражданина о том, что годом постройки жилого дома является не 2009, а 2000 год, не были приняты во внимание.
Сведения о 2000 годе как годе постройки жилого дома, указанные в документах технической инвентаризации, были внесены в эти документы работниками, составлявшими их, со слов владельца дома без представления документов, подтверждающих указанный год постройки. По состоянию на 2002 год строительство дома не было завершено, процент готовности дома составлял 91%, жилой дом эффективно не эксплуатировался.
С учетом вышеизложенного решение райисполкома об исключении гражданина из списка граждан, имеющих право на получение льготного кредита, соответствовало требованиям Указа N 75.
Отметим, что ссылка гражданина на то, что акт приемки объектов индивидуального строительства по указанному жилому дому являлся недействительным, поскольку в нем отсутствовала подпись застройщика и печать райисполкома, не была принята во внимание. Судом был сделан вывод о том, что акт приемки был утвержден решением райисполкома, которое не было отменено. Сам акт застройщиком не оспаривался и был представлен в орган регистрации недвижимого имущества для совершения государственной регистрации создания капитального строения и возникновения права собственности на жилой дом.
В то же время судом было установлено, что обследование строительных конструкций и инженерных систем жилого дома с приведением обоснования необходимости их замены до истечения минимальных сроков их эффективной эксплуатации не производилось.