О постановлении N 229

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление N 229) направлено на повышение эффективности управления закупками, улучшение делового климата в республике, устранение необоснованного посредничества, а также на упорядочение сложившейся практики осуществления закупок за счет собственных средств.

В настоящее время эта область закупок регламентируется при строительстве Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 N 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь», а в иных случаях — приказами государственных органов на основании части второй п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 N 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».

Постановление N 229 распространяется на республиканские унитарные предприятия, государственные объединения, государственные органы, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности либо в уставных фондах которых более 25% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь или Республики Беларусь и административно-территориальной единицы (далее — закупающая организация).

Закупочную деятельность организаций, имущество (доли, акции в уставном фонде) которых находится в коммунальной собственности, постановление N 229 не регламентирует. Облисполкомам и Мингорисполкому можно только рекомендовать рассмотреть возможность аналогичного регулирования.

Порядок осуществления закупок за счет собственных средств закупающая организация будет устанавливать самостоятельно, но с учетом содержащихся в постановлении N 229 требований. При этом такой порядок необходимо разместить в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Государственный орган вправе предусмотреть для входящих в его систему закупающих организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, перечисленные в части второй подп. 2.13 п. 2 постановления N 229 (также размещаются в информационной системе «Тендеры»).

Постановление N 229 предъявляет следующие требования к порядку осуществления таких закупок.

1. Применение конкурентных процедур закупок и процедуры закупок из одного источника.

В качестве конкурентных процедур закупок могут быть признаны различные виды конкурсов (открытые, двухэтапные, ограниченные), аукцион, переговоры, рамочное соглашение, процедура запроса ценовых предложений и др. Условия их применения закупающая организация вправе определить самостоятельно.

При этом установлены конкретные случаи:

  • применения процедуры закупки из одного источника (три из них закреплены в части второй подп. 2.2 п. 2 постановления N 229);
  • при которых закупки осуществляются без применения процедур закупок (порядка 40, определены в приложении 1 к Постановлению N 229).

2. Гласное приглашение к участию во всех видах конкурентных процедур закупок, а также уведомление о результатах посредством размещения сведений в информационной системе «Тендеры». При этом предусмотрены сроки их размещения.

Срок для подготовки и подачи предложений на участие в конкурсе и электронном аукционе должен составлять не менее 20 календарных дней, а по другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам, а также если стоимость закупки не превышает 3000 базовых величин на день принятия организацией решения о проведении процедуры закупки — не менее 5 календарных дней со дня размещения в информационной системе «Тендеры» приглашения к участию в процедуре закупки.

3. Соблюдение единых требований к содержанию: приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки, документации о закупке и сообщения о ее результате.

Приглашение должно содержать сведения, указанные в подп. 2.3 п. 2 постановления N 229, в том числе иные сведения в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств. Документация о закупке — сведения, определенные порядком закупок за счет собственных средств, в том числе указанные в подп. 2.8 п. 2 постановления N 229. Сообщение о результате конкурентной процедуры закупки — сведения, указанные в подп. 2.10 п. 2 постановления N 229.

4. Ежегодное размещение (не позднее 1 февраля) в информационные системы «Тендеры» информации о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных закупающей организацией в предыдущем году.

5. Соблюдение условий допуска поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедурах закупок. Запрещено предъявлять к участникам процедуры закупки, а также к закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку требования, которые не были указаны в документации о закупке. Требования ко всем участникам процедуры закупки должны быть одинаковыми.

Участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Главное условие — соответствие требованиям, установленным организацией в документации о закупке согласно порядку закупок за счет собственных средств. Исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также участник, предложивший цену не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя).

Закупки с применением процедуры закупки из одного источника осуществляются у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), кроме случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны.

В реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, формирование и ведение которого возлагается на Министерство экономики Республики Беларусь, сроком на один год включаются:

  • участники процедур закупок, определенные в качестве победителей и уклонившиеся от заключения договора на закупку;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, не выполнившие либо выполнившие ненадлежащим образом обязательства по договору на закупку;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, чьи работники, на которых должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок, совершили установленное вступившим в силу приговором суда преступление против интересов службы.

6. Оценка предложений, поступивших на конкурентную процедуру закупки, и выбор поставщика (подрядчика, победителя) только на основании критериев и способа, указанных в документации о закупке.

7. Обязательное уведомление всех участников конкурентной процедуры закупки о выборе победителя в течение трех рабочих дней, следующих за днем принятия решения.

8. Запрет заключать договор на закупку в течение 10 календарных дней после выбора победителя. Данный срок предусмотрен для возможного урегулирования споров, вызванных решениями или действиями (бездействием) организации, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки.

Если при осуществлении закупок решения и (или) действия (бездействие) организации либо членов комиссии нарушают права и законные интересы любого юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, такое лицо вправе обратиться к организации для урегулирования спора либо обжаловать решения или действия (бездействие) в судебном порядке.

9. Признание конкурентной процедуры закупки несостоявшейся в определенных подп. 2.12 п. 2 постановления N 229 случаях.

10. Соответствие членов комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, установленным требованиям.

Членами комиссии не могут быть:

  • физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок;
  • физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители);
  • работники кредиторов организации;
  • должностные лица контролирующих (надзорных) органов.

постановлением N 229 также предусмотрены:

  • право организации отменить процедуру закупки на любом этапе проведения (не неся за это ответственности перед участниками процедуры) в случае отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменения предмета закупки или требований к квалификационным данным участников;
  • рекомендация белорусским производителям включить соответствующие сведения в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей);
  • персональная ответственность руководителей государственных органов, а также руководителей организаций за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств;
  • обязательство информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» размещать в информационной системе «Тендеры» информацию о закупках за счет собственных средств и обеспечивать доступ к ней (в том числе открытый на безвозмездной основе);
  • право Министерства экономики Республики Беларусь разъяснять вопросы применения постановления N 229;
  • корректировка и отмена некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь.

Отменяются постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1615 «О некоторых вопросах оборота отдельных товаров и его координации» и от 04.08.2005 N 864 «Об утверждении Программы централизованных закупок металлопродукции и ее реализации для нужд народного хозяйства Республики Беларусь и о внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь», корректируются постановления Совета Министров Республики Беларусь: от 16.06.2004 N 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (упорядочиваются закупки металлопродукции на бирже) и от 20.12.2008 N 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (отменяется регламентация закупок за счет собственных средств, меняется название Регистра производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей)).