О практике применения норм о приостановлении сроков подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению и приостановлении рассмотрения дела об административном правонарушении

Часто возникают вопросы правоприменительной практики должностных лиц органа, ведущего административный процесс, в части несоблюдения сроков подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению и сроков рассмотрения дела об административном правонарушении, установленных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). В связи с этим полагаем необходимым рассмотреть нормы КоАП и ПИКоАП в этой части и привести разъяснения.

О порядке приостановления и возобновления сроков подготовки дела об административном правонарушении (сроков составления протокола об административном правонарушении).

В соответствии со статьей 10.1 ПИКоАП:

  1. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса.
  2. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена:
  • 1) при назначении экспертизы — на срок проведения экспертизы;
  • 2) при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств — до получения ответа на запрос;
  • 3) при проведении действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, — до установления указанного лица.
  1. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению возобновляется, если отпали основания для ее приостановления.
  2. О приостановлении (возобновлении) подготовки дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, выносится мотивированное постановление.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10.26 ПИКоАП подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, к рассмотрению заканчивается составлением протокола об административном правонарушении. В этом случае согласно абзацу 3 статьи 9.5 ПИКоАП административный процесс считается начатым с момента составления протокола процессуального действия (понятие протокола закреплено статьей 6.10 ПИКоАП).

Таким образом, в случаях, когда составление протокола об административном правонарушении будет являться окончанием подготовки дела к рассмотрению, протокол об административном правонарушении должен быть составлен проверяющим в течение десяти суток со дня составления протокола процессуального действия (протокола опроса, протокола изъятия и т.д.).

В случае отсутствия паспортных данных либо иных необходимых сведений, подлежащих отражению в протоколе об административном правонарушении, и с возникающими в связи с этим трудностями в составлении протокола указанная ситуация образует необходимость проведения действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности (направления запросов в органы внутренних дел о предоставлении паспортных данных привлекаемого лица и иных сведений о нем), что влечет приостановление сроков составления протокола (подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению), т.е. десятидневного срока, до дня получения сведений (ответа на запрос) из уполномоченных органов о паспортных (и иных) данных привлекаемого к административной ответственности лица.

Для юридического оформления приостановления подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченным на вынесение постановления по делу об административном правонарушении, выносится постановление о приостановлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (приложение 1).

В день получения сведений (ответа на запрос) из уполномоченных органов о паспортных (и иных) данных привлекаемого к административной ответственности лица подготовка к делу об административном правонарушении возобновляется (возобновляет исчисление десятидневный срок для составления протокола), должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченным на вынесение постановления по делу об административном правонарушении, выносится постановление о возобновлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (приложение 2), после чего составляется протокол и выносится постановление по делу об административном правонарушении в установленном порядке.

При этом обращаем внимание, что постановление о приостановлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению приостанавливает лишь десятидневный срок составления протокола об административном правонарушении и не приостанавливает общий срок привлечения к административной ответственности — два месяца с момента совершения административного правонарушения, установленный пунктом 1 части 1 статьи 7.6 КоАП.

О порядке приостановления и возобновления сроков рассмотрения дела об административном правонарушении (сроков вынесения постановления по делу об административном правонарушении).

Пунктом 1 части 1 статьи 7.6 КоАП установлено, что административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения не позднее двух месяцев со дня его совершения, если иное не предусмотрено статьей 7.6 КоАП.

Согласно части 4 статьи 7.6 КоАП в случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 11.2 ПИКоАП административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях установлены статьей 11.2 ПИКоАП.

В соответствии с частью 2 статьи 11.11 ПИКоАП копия постановления по делу об административном правонарушении в течение пяти дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.

Таким образом, при неявке привлекаемого к административной ответственности лица в орган, ведущий административной процесс, протокол на которого уже составлен, в день вынесения в отношении его постановления о привлечении к административной ответственности возможны два варианта:

  1. Если имеются основания для приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении, указанные в части 3 статьи 11.2 ПИКоАП, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченное на вынесение постановления по делу об административном правонарушении, выносит постановление о приостановлении рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение 3). При этом в день, когда отпали основания для его приостановления, указанным должностным лицом выносится постановление о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение 4).
  2. Выносится постановление по делу об административном правонарушении, копия которого в течение пяти дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено.

При этом обращаем внимание, что после вынесения постановления о приостановлении рассмотрения дела об административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, проанализировав нормы КоАП и ПИКоАП в части применения возможности приостановления сроков подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению и рассмотрения дела об административном правонарушении, можно сделать вывод о том, что:

  1. Постановление о приостановлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению приостанавливает лишь десятидневный срок составления протокола об административном правонарушении и не приостанавливает общий срок привлечения к административной ответственности — два месяца с момента совершения административного правонарушения, установленного пунктом 1 части 1 статьи 7.6 КоАП.
  2. Постановление о приостановлении рассмотрения дела об административном правонарушении фактически приостанавливает отсчет общего срока привлечения к административной ответственности — два месяца с момента совершения административного правонарушения, установленного пунктом 1 части 1 статьи 7.6 КоАП, поскольку в силу нормы части 4 статьи 7.6 КоАП административное взыскание в этом случае может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

 

Приложение

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА,

ВЕДУЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«____»________ 2016 г.                                             г. Минск

___________________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя и отчество лица, выносящего постановление,

наименование органа, ведущего административный процесс)

УСТАНОВИЛ:

__________________________________________________________________________.

(обстоятельства, послужившие основанием приостановления подготовки дела об

административном правонарушении к рассмотрению)

На основании изложенного, руководствуясь статьей 10.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Приостановить   подготовку   дела   об  административном  правонарушении  в

отношении ________________________________________________________________.

(фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого осуществляется

подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению)

__________________________________________              ___________________

(должность лица, выносящего постановление)              (фамилия, инициалы)

 

Приложение

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА,

ВЕДУЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«____»________ 2016 г.                                             г. Минск

___________________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя и отчество лица, выносящего постановление,

наименование органа, ведущего административный процесс)

УСТАНОВИЛ:

__________________________________________________________________________.

(обстоятельства, послужившие основанием возобновления подготовки дела об

административном правонарушении к рассмотрению)

На основании изложенного, руководствуясь статьей 10.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Возобновить   подготовку   дела   об   административном   правонарушении  в

отношении ________________________________________________________________.

(фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого

осуществляется подготовка дела об административном

правонарушении к рассмотрению)

__________________________________________              ___________________

(должность лица, выносящего постановление)              (фамилия, инициалы)

 

Приложение

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА,

ВЕДУЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«____»________ 2016 г.                                             г. Минск

___________________________________________________________________________

должность, фамилия, имя и отчество лица, выносящего постановление,

наименование органа, ведущего административный процесс)

УСТАНОВИЛ:

__________________________________________________________________________.

(обстоятельства, послужившие основанием приостановления рассмотрения

дела об административном правонарушении)

На основании изложенного, руководствуясь статьей 11.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Приостановить   рассмотрение  дела  об  административном  правонарушении  в

отношении ________________________________________________________________.

(фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого

осуществляется рассмотрение дела об административном правонарушении)

__________________________________________             ____________________

(должность лица, выносящего постановление)              (фамилия, инициалы)

 

Приложение

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА,

ВЕДУЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«____»________ 2016 г.                                             г. Минск

___________________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя и отчество лица, выносящего постановление,

наименование органа, ведущего административный процесс)

УСТАНОВИЛ:

__________________________________________________________________________.

(обстоятельства, послужившие основанием возобновления рассмотрения дела

об административном правонарушении)

На основании изложенного, руководствуясь статьей 11.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Возобновить   рассмотрение   дела   об  административном  правонарушении  в

отношении ________________________________________________________________.

(фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого осуществляется

рассмотрение дела об административном правонарушении)

__________________________________________             ____________________

(должность лица, выносящего постановление)             (фамилия, инициалы)