О практике рассмотрения экономическими судами дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка

Название документа: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 09.12.2015 N 7 «О практике рассмотрения экономическими судами дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ТРАНСПОРТИРОВКОЙ ТОВАРОВ В НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПОРЯДКА

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что правильное рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка (часть 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)), направлено на обеспечение законности оборота товаров и нормального функционирования транспортно-логистической системы.

Изучение судебной практики показало, что экономические суды в основном правильно применяют нормы материального и процессуального права, обеспечивая законное и обоснованное разрешение дел указанной категории. Допущенные ошибки, как правило, исправлялись своевременно до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем в работе экономических судов имеются и недостатки.

В ряде случаев без должного внимания и реагирования со стороны экономических судов остаются нарушения законодательства, допускаемые органами, ведущими административный процесс, при составлении протокола об административном правонарушении, приобщении к материалам дела необходимых документов.

Отдельными экономическими судами нарушались требования Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП): некоторые дела рассмотрены с нарушением сроков, предусмотренных статьей 11.2 ПИКоАП; не всегда вызывались в суд представители юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс; имели место неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения.

Экономические суды не всегда правильно определяли лицо, виновное в совершении административного правонарушения, в случаях, когда транспортировка товара осуществлялась водителем, допущенным к работе юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем без надлежащего оформления трудовых отношений.

Не по всем делам экономическими судами соблюдались требования КоАП при наложении административного взыскания на лиц, виновных в совершении правонарушения. Имели место случаи признания отягчающими ответственность обстоятельств, не указанных в части 1 статьи 7.3 КоАП. По некоторым делам вопреки части 1 статьи 6.10 КоАП взыскание в виде конфискации налагалось без учета доказательств, свидетельствующих о принадлежности имущества иному лицу. В мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении не всегда приводилось обоснование принятого решения о применении дополнительного административного взыскания в виде конфискации.

В отдельных случаях применения взыскания стоимости (статья 6.12 КоАП) размер подлежащей удержанию денежной суммы экономические суды определяли без учета разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2014 г. N 15 «О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — постановление Пленума Верховного Суда N 15), что влекло завышение стоимости предметов административного правонарушения.

Не всегда экономические суды различают основания прекращения таких мер обеспечения административного процесса, как наложение ареста на имущество и изъятие вещей и документов.

В целях обеспечения единообразного применения законодательства и повышения качества рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь

Постановляет

  1. Отметить, что экономическими судами в основном обеспечивается правильное рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка, однако допускаются отдельные случаи нарушения требований законодательства и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда N 15.
  2. Экономическим судам необходимо осуществлять надлежащую проверку соблюдения органом, ведущим административный процесс, требований к форме и содержанию протокола об административном правонарушении, перечню прилагаемых к нему материалов и при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 11.3 ПИКоАП, возвращать дело об административном правонарушении органу, направившему его в суд.
  3. Обратить внимание, что в силу части 1 статьи 2.10 ПИКоАП суд обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения. Доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела, должны быть исследованы в судебном заседании и оценены экономическим судом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
  4. Разъяснить экономическим судам, что в случае транспортировки товара водителем, фактически допущенным к работе юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанные лица могут являться субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, независимо от того, был ли прием водителя на работу оформлен надлежащим образом.
  5. При рассмотрении дел экономическим судам надлежит обеспечить строгое соблюдение процессуального законодательства, не допускать нарушения прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе, а также несоблюдения предусмотренных статьей 11.2 ПИКоАП сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях.
  6. Разрешая вопрос о наложении административного взыскания, экономическим судам необходимо учитывать все имеющие значение для этого обстоятельства, в том числе характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда. Решение о применении или неприменении дополнительного взыскания, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, должно быть надлежащим образом обосновано в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении.
  7. Взыскание стоимости к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, суд вправе применить только при наличии условий, указанных в части 2 статьи 6.12 КоАП. Размер подлежащей взысканию денежной суммы следует определять с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда N 15. При этом надлежит обеспечить тщательную проверку доказательств, представленных в обоснование стоимости предмета административного правонарушения.
  8. Обратить внимание экономических судов, что в соответствии с частью 1 статьи 8.9 ПИКоАП вещи и документы могут изыматься на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Вопрос о судьбе таких вещей и документов в соответствии с частью 8 статьи 11.9 ПИКоАП должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении. При этом арест, наложенный на имущество на основании статьи 8.7 ПИКоАП в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости, подлежит отмене после того, когда в этой мере отпадет необходимость.
  9. Судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь обеспечивать надлежащую проверку законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка, периодически обобщать судебную практику по данной категории дел, своевременно устранять выявленные недостатки.
  10. Признать утратившим силу постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21 февраля 2011 года N 8 «Об утверждении методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».