Название документа: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 09.12.2015 N 7 «О практике рассмотрения экономическими судами дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ТРАНСПОРТИРОВКОЙ ТОВАРОВ В НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПОРЯДКА
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что правильное рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка (часть 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)), направлено на обеспечение законности оборота товаров и нормального функционирования транспортно-логистической системы.
Изучение судебной практики показало, что экономические суды в основном правильно применяют нормы материального и процессуального права, обеспечивая законное и обоснованное разрешение дел указанной категории. Допущенные ошибки, как правило, исправлялись своевременно до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем в работе экономических судов имеются и недостатки.
В ряде случаев без должного внимания и реагирования со стороны экономических судов остаются нарушения законодательства, допускаемые органами, ведущими административный процесс, при составлении протокола об административном правонарушении, приобщении к материалам дела необходимых документов.
Отдельными экономическими судами нарушались требования Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП): некоторые дела рассмотрены с нарушением сроков, предусмотренных статьей 11.2 ПИКоАП; не всегда вызывались в суд представители юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс; имели место неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения.
Экономические суды не всегда правильно определяли лицо, виновное в совершении административного правонарушения, в случаях, когда транспортировка товара осуществлялась водителем, допущенным к работе юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем без надлежащего оформления трудовых отношений.
Не по всем делам экономическими судами соблюдались требования КоАП при наложении административного взыскания на лиц, виновных в совершении правонарушения. Имели место случаи признания отягчающими ответственность обстоятельств, не указанных в части 1 статьи 7.3 КоАП. По некоторым делам вопреки части 1 статьи 6.10 КоАП взыскание в виде конфискации налагалось без учета доказательств, свидетельствующих о принадлежности имущества иному лицу. В мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении не всегда приводилось обоснование принятого решения о применении дополнительного административного взыскания в виде конфискации.
В отдельных случаях применения взыскания стоимости (статья 6.12 КоАП) размер подлежащей удержанию денежной суммы экономические суды определяли без учета разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2014 г. N 15 «О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — постановление Пленума Верховного Суда N 15), что влекло завышение стоимости предметов административного правонарушения.
Не всегда экономические суды различают основания прекращения таких мер обеспечения административного процесса, как наложение ареста на имущество и изъятие вещей и документов.
В целях обеспечения единообразного применения законодательства и повышения качества рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь
Постановляет
- Отметить, что экономическими судами в основном обеспечивается правильное рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка, однако допускаются отдельные случаи нарушения требований законодательства и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда N 15.
- Экономическим судам необходимо осуществлять надлежащую проверку соблюдения органом, ведущим административный процесс, требований к форме и содержанию протокола об административном правонарушении, перечню прилагаемых к нему материалов и при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 11.3 ПИКоАП, возвращать дело об административном правонарушении органу, направившему его в суд.
- Обратить внимание, что в силу части 1 статьи 2.10 ПИКоАП суд обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения. Доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела, должны быть исследованы в судебном заседании и оценены экономическим судом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
- Разъяснить экономическим судам, что в случае транспортировки товара водителем, фактически допущенным к работе юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанные лица могут являться субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, независимо от того, был ли прием водителя на работу оформлен надлежащим образом.
- При рассмотрении дел экономическим судам надлежит обеспечить строгое соблюдение процессуального законодательства, не допускать нарушения прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе, а также несоблюдения предусмотренных статьей 11.2 ПИКоАП сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях.
- Разрешая вопрос о наложении административного взыскания, экономическим судам необходимо учитывать все имеющие значение для этого обстоятельства, в том числе характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда. Решение о применении или неприменении дополнительного взыскания, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, должно быть надлежащим образом обосновано в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении.
- Взыскание стоимости к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, суд вправе применить только при наличии условий, указанных в части 2 статьи 6.12 КоАП. Размер подлежащей взысканию денежной суммы следует определять с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда N 15. При этом надлежит обеспечить тщательную проверку доказательств, представленных в обоснование стоимости предмета административного правонарушения.
- Обратить внимание экономических судов, что в соответствии с частью 1 статьи 8.9 ПИКоАП вещи и документы могут изыматься на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Вопрос о судьбе таких вещей и документов в соответствии с частью 8 статьи 11.9 ПИКоАП должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении. При этом арест, наложенный на имущество на основании статьи 8.7 ПИКоАП в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости, подлежит отмене после того, когда в этой мере отпадет необходимость.
- Судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь обеспечивать надлежащую проверку законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка, периодически обобщать судебную практику по данной категории дел, своевременно устранять выявленные недостатки.
- Признать утратившим силу постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21 февраля 2011 года N 8 «Об утверждении методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».