О праве собственности государства в контексте Указа N 150

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. N 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее — Указ N 150) при сдаче в аренду недвижимого имущества, оборудования и транспортных средств, находящихся в государственной собственности и в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, размер арендной платы должен определяться на условиях, предусмотренных данным Указом.

При применении этой нормы на практике возникает неоднозначное ее толкование субъектами хозяйствования, в частности созданными в форме ООО или ОДО, в которых мажоритарным участником является государственное предприятие (коммунальное или республиканское унитарное предприятие, государственное объединение, учреждение).

Наиболее часто встает вопрос, распространяется ли на таких юридических лиц действие Указа N 150 с упомянутой формулировкой о праве собственности государства на доли в уставном фонде хозяйственных обществ.

Ключевой момент для ответа, на наш взгляд, определение того, являются ли доли в уставном фонде ООО и ОДО, приходящиеся на государственные предприятия, государственной собственностью.

Согласно ст. 215 ГК государственная собственность может быть республиканской и коммунальной, в состав республиканской входит казна Республики Беларусь и имущество, закрепленное за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства.

ГК предусмотрено, что республиканские юридические лица, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество, — это унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также государственные объединения и финансируемые собственником учреждения <1>. В силу ст. 276 ГК имущество указанных юридических лиц закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения, а правомочия собственника осуществляет государство в лице уполномоченных органов. На этом основании ряд юристов и государственных органов делают следующий вывод: поскольку имущество в виде вкладов, вносимых государственными предприятиями в уставный фонд ООО и ОДО, является государственным имуществом, следовательно, и доли в уставных фондах этих ООО и ОДО находятся в собственности государства.

<1> Пункт 2 ст. 44 ГК.

Однако представляется, что такой вывод не совсем верен.

Если исходить из буквального толкования норм Указа N 150, то право собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц на доли в уставном фонде хозяйственного общества с учетом положений п. 2 ст. 44 ГК необходимо понимать как вещное право государства на имущество, переданное юридическому лицу в качестве вклада в уставный фонд.

Если в отношении акций государство в лице его уполномоченных органов (организаций) может являться собственником (именно как собственник ценных бумаг), то на доли в уставных фондах ООО (ОДО), по нашему мнению, участник не обладает правом собственности. Так, в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК хозяйственному обществу на праве собственности принадлежит имущество, созданное за счет вкладов участников.

Статья 214 ГК также прямо закрепляет, что имущество, переданное в качестве вкладов учредителями (участниками) коммерческим и некоммерческим организациям (кроме имущества, переданного унитарным предприятиям, государственным объединениям либо учреждениям, финансируемым собственником), находится в собственности этих юридических лиц. Подобную формулировку содержит и ст. 31 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года N 2020-XII «О хозяйственных обществах».

Таким образом, учредители с момента внесения имущества в уставный фонд хозяйственного общества утрачивают право собственности на свои вклады и приобретают обязательственные права:

  • на получение части прибыли от деятельности общества;
  • получение информации о деятельности общества;
  • участие в управлении обществом и пр.

Участники хозяйственного общества могут иметь вещные права только на то имущество, которое они передали хозяйственному обществу в пользование в качестве вклада в уставный фонд. Если же имущество внесено не на праве пользования, нет оснований говорить об их праве собственности на долю в уставном фонде.

С учетом изложенного представляется, что доля в уставном фонде ООО или ОДО не может рассматриваться в качестве объекта права собственности по аналогии с правом собственности на вещи. Доля — это исключительно обязательственное право учредителя (участника) по отношению к хозяйственному обществу.

В связи с этим применяемая в Указе N 150 и в ряде других нормативных правовых актов формулировка о праве собственности Республики Беларусь или административно-территориальной единицы на доли в уставных фондах хозяйственных обществ, на наш взгляд, некорректна.

Если буквально руководствоваться данной формулировкой применительно к Указу N 150, то, считаем, имеются все основания полагать, что применять его нормы для ООО и ОДО не обязательно, поскольку доли в уставных фондах данных хозяйственных обществ в гражданско-правовом смысле не находятся в собственности участников, в том числе государства (включая случаи, когда участники таких хозяйственных обществ — государственные предприятия, объединения и учреждения).