Изучение судебной практики и исполнительных производств хозяйственных судов Республики Беларусь выявило острую проблему, связанную со значительным увеличением количества неисполненных судебных постановлений в связи с ликвидацией должников. Так, в 2011 году хозяйственными судами возвращено более 4,5 тысячи исполнительных документов в связи с открытием должниками, в том числе по инициативе собственников, процедур ликвидации (для сравнения: в 2009 году — 2,5 тысячи). Сумма не взысканных кредиторами денежных средств по указанным исполнительным производствам только в пользу государственных предприятий составила около 133 млрд.руб. В целом по республике сумма не взысканных кредиторами денежных средств по долгам устойчиво неплатежеспособных предприятий составляет 5,6 трлн.руб. Размер обязательств организаций, неплатежеспособность которых приобретает устойчивый характер, возрос до 33,8 трлн.руб. Фактически указанные предприятия являются потенциальными банкротами.
В 2011 году в сравнении с 2010 годом количество ликвидируемых субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) увеличилось более чем на 50% (с 34547 в 2010 году до 52212 в 2011 году). В отдельных регионах отмечен рост числа прекращающих деятельность индивидуальных предпринимателей более чем в 2 раза.
Обращает внимание тот факт, что при резком увеличении числа процедур ликвидации по решению собственника рост общего количества дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве хозяйственных судов по состоянию на 01.01.2012, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года составил всего 3% (с 1486 до 1522 дел). Данное обстоятельство, очевидно, свидетельствует об уклонении председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторов) от исполнения обязанностей по обращению в суд с заявлением должника об экономической несостоятельности (банкротстве) при установлении недостаточности имущества должника для погашения требований кредиторов. Имеются случаи регистрации новых юридических лиц собственниками, учредителями находящихся в ликвидации субъектов.
Действующий в настоящее время порядок ликвидации субъектов хозяйствования устанавливает, что при принятии решения об исключении из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с ликвидацией субъекта хозяйствования регистрирующий орган выясняет информацию о наличии долгов только перед бюджетом. В связи с чем недобросовестные субъекты, воспользовавшись либерализацией процедуры ликвидации, используют ее для ухода от погашения долгов перед иными кредиторами, в основном государственными предприятиями.
72% от общего количества находящихся в ликвидации юридических лиц ликвидируется по решению собственника, в 2011 году это более 4 тысяч предприятий. Как правило, собственники (участники) должника по судебным постановлениям принимают решение о ликвидации, когда судебный исполнитель подходит к фактическому их исполнению: арестовывает имущество, назначает торги, изымает денежные средства и т.п. В соответствии с действующим законодательством со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в связи с чем исполнительные действия судебного исполнителя отменяются.
В качестве примера рассмотрим ситуацию в отношении УП «Т». Службой судебных исполнителей на протяжении нескольких лет проводилась работа по взысканию задолженности с данного должника. Взыскание проводилось в отношении 379 кредиторов, сумма долга составляла более 30 млрд.руб. В результате принудительных действий было возвращено 194 кредиторам более 8 млрд.руб. При наличии возможности дальнейшего исполнения собственником УП «Т» принимается решение о ликвидации. На основании статьи 366 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь судебные приказы возвращены взыскателям. Следует отметить, что процедура ликвидации длится около года, в настоящее время не завершена, требования кредиторов не удовлетворены, обращения в суд о банкротстве предприятия не поступало. Остаток невзысканной задолженности только в пользу государственных предприятий составил более 1 млрд.руб. Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь направлено сообщение в УДФР Комитета государственного контроля Республики Беларусь о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности должника.
Указанные обстоятельства, а также значительное количество обращений кредиторов (взыскателей), связанных с недобросовестным поведением должников при осуществлении процедуры ликвидации должников (обладающих достаточным количеством имущества для удовлетворения требований кредиторов), в частности затягиванием сроков, уклонением от оперативной реализации имущества, непредоставлением информации о ходе ликвидации, передачей активов должника иным лицам, послужили основанием для внесения Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь предложения о необходимости совершенствования законодательства в сфере ликвидации субъектов хозяйствования.
Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь подготовлен проект Декрета Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — проект Декрета). Следует отметить, что Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет N 1) является основным законодательным актом, регламентирующим вопросы ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.
Предлагаемые в указанном проекте изменения и дополнения направлены на совершенствование порядка ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, защиту прав инвесторов и кредиторов, устранение имеющихся проблем принудительного исполнения постановлений хозяйственных судов. Необходимость оперативного принятия содержащихся в проекте Декрета норм обусловлена актуальностью задач и требованием защиты экономических интересов государства в указанной сфере.
В целях создания системы государственного регулирования и контроля, устранения возможности уклонения должников от погашения долгов путем злоупотреблений при осуществлении ликвидации проектом Декрета предлагается принятие следующих мер.
1. Установление судебного контроля над процедурой ликвидации.
Проект Декрета устанавливает право кредитора, задолженность перед которым не погашена и интересы которого нарушены при ликвидации субъекта хозяйствования, на обращение в хозяйственный суд с иском о ликвидации. Указанное право обеспечит защиту интересов кредиторов путем проведения ликвидации под контролем хозяйственного суда на основании вынесенного судом решения о ликвидации субъекта хозяйствования.
Контроль суда над процедурой ликвидации обеспечивается вследствие назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) хозяйственным судом, подотчетности деятельности ликвидационной комиссии суду, вынесшему решение о ликвидации, проведения процедуры ликвидации под контролем судьи, а также возможностью завершения ликвидационных процедур только с одобрения хозяйственного суда.
Для обеспечения интересов государства при бездействии ликвидационной комиссии (ликвидатора), нарушении порядка и срока ликвидации проект Декрета возлагает обязанность на органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы при обнаружении указанных оснований для ликвидации юридического лица в пределах своей компетенции обращаться в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица.
2. Установление максимального срока ликвидации.
Отсутствие четкой системы контроля и установленных сроков для завершения процедуры ликвидации приводит к тому, что должникам «выгодно» находиться в процедуре ликвидации, а у кредиторов отсутствует механизм реального воздействия на них. Как правило, ликвидаторами выступают заинтересованные в отношении должника лица — руководители или собственники имущества (учредители, участники), поскольку действующим законодательством не ограничено их право быть ликвидаторами.
Для исключения необоснованного затягивания процедуры ликвидации проектом Декрета предлагается установить максимальный срок нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации (прекращения деятельности) — 9 месяцев с момента принятия решения о ликвидации с правом продления его до 12 месяцев.
При этом установление максимального срока нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации по решению собственника имущества (учредителей, участников), органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), предлагаемыми проектом Декрета дополнениями соотносится с нормами действующего Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом N 1, регламентирующего сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, предусмотренных указанным Положением.
3. Введение ограничений круга лиц, осуществляющих обязанности председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Для ограничения злоупотреблений со стороны собственников имущества (учредителей, участников), руководителя юридического лица при выполнении обязанностей председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторов) проект Декрета вводит норму о том, что при наличии у ликвидируемого субъекта хозяйствования задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не могут быть назначены указанные лица.
4. Обеспечение прав кредиторов по требованиям о возмещении вреда жизни или здоровью и заработной плате.
В целях обеспечения дополнительной защиты при ликвидации прав наиболее социально незащищенных групп кредиторов (в частности, первой очереди — по требованиям вследствие причинения вреда жизни или здоровью, второй очереди — по расчетам по оплате труда) проект Декрета дополняется нормой, возлагающей на ликвидационную комиссию (ликвидатора) обязанность вне зависимости от предъявления требований указанными кредиторами по самостоятельному установлению размера требований на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами, внесению их в реестр требований кредиторов.
5. Установление дополнительных требований по организации и контролю над деятельностью лиц, осуществляющих обязанности председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
В связи с ограничением полномочий собственников имущества (учредителей, участников), органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), по выполнению функций председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторов) проектом Декрета предлагается введение дополнительных требований к лицам, осуществляющим указанную деятельность.
Совету Министров Республики Беларусь предлагается подготовить и принять, согласовав с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, акты законодательства в части регламентации деятельности и порядка подготовки лиц, осуществляющих обязанности председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторов) ликвидируемых субъектов хозяйствования, имеющих задолженность перед кредиторами.
6. Совершенствование правового регулирования субсидиарной ответственности за нарушение требований законодательства при ликвидации.
Для усиления ответственности председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), собственника имущества (учредителей, участников) за нарушение установленных законодательством Республики Беларусь требований при ликвидации, а также в целях реализации практического применения статьи 249 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 г. N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» об ответственности за отказ от ликвидации юридического лица в порядке банкротства проект Декрета дополняется нормой о солидарной субсидиарной ответственности вышеуказанных лиц за нарушения требований законодательства, регулирующего порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства).
Проектом Декрета устанавливается, что кредитор (кредиторы) или его правопреемник, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
7. Ограничение прав собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, находящейся в процессе ликвидации.
На основании опыта ряда стран предлагается дополнить Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом N 1, положением, ограничивающим права собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен, на обращение за государственной регистрацией нового субъекта хозяйствования на территории Республики Беларусь. Указанное положение направлено на ограничение возможностей недобросовестных субъектов по выводу активов ликвидируемых предприятий.
8. Установление срока для уведомления регистрирующего органа о принятии решения о ликвидации собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем.
Введение в проект Декрета нормы о том, что председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан в порядке, установленном законодательством, уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган, обусловлено необходимостью исключения оценочных категорий, имеющих место в законодательстве, и установления четкости в изложении нормативного материала.
В частности, в статье 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь указано, что лицо, принявшее решение о ликвидации, должно незамедлительно уведомить об этом регистрирующий орган. Такое уведомление в соответствии с Декретом N 1 выражается в представлении непосредственно председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) в регистрирующий орган заявления и решения о ликвидации.
Подготовленный проект выносился на обсуждение юридического бизнес-сообщества, концептуально и в целом по основным предложениям был поддержан руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги.
В настоящее время проект проходит обсуждение и согласование в заинтересованных государственных органах.
Полагаем, что с принятием проекта Декрета будут устранены имеющиеся проблемы принудительного исполнения постановлений хозяйственных судов, более полно обеспечены права инвесторов на территории Республики Беларусь.