Рассматривая отношения по получению обществом с ограниченной ответственностью безвозмездной (спонсорской) помощи, нельзя не отметить, что законодательство Республики Беларусь о хозяйственных обществах не регламентирует вопрос о том, какой из органов управления указанного общества принимает решение о получении безвозмездной (спонсорской) помощи.
Если этот вопрос не отнесен уставом конкретного общества с ограниченной ответственностью к компетенции общего собрания участников или совета директоров (наблюдательного совета), то по общему правилу вопрос о получении безвозмездной (спонсорской) помощи будет относиться к компетенции исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью.
В отличие от вопроса получения безвозмездной (спонсорской) помощи решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи обществом с ограниченной ответственностью нашло свое отражение (регламентацию) напрямую в Законе Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозяйственных обществах).
В силу ст. 35 Закона о хозяйственных обществах к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества (а следовательно, и общества с ограниченной ответственностью) относится решение вопроса о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами.
При этом указанный вопрос относится не к так называемой исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, а к «простой» компетенции данного органа. А раз так, то данный вопрос в соответствии со ст. 35 Закона о хозяйственных обществах может быть отнесен уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества.
Кроме того, с 26 января 2016 г., то есть с даты вступления в силу Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ», ст. 35 Закона о хозяйственных обществах будет дополнена частью четвертой, в силу которой вопрос о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи уставом хозяйственного общества (в том числе и общества с ограниченной ответственностью) может быть передан на решение его исполнительного органа с возложением на него обязанности ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) этого общества или общим собранием участников хозяйственного общества в случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета).
Таким образом, с 26 января 2016 г. не только вопрос получения безвозмездной (спонсорской) помощи, но и вопрос предоставления такой помощи может находиться в компетенции исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью.
Рассматривая судьбу договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, совершенного в качестве получателя такой помощи обществом с ограниченной ответственностью, после присоединения такого общества в процессе реорганизации к открытому акционерному обществу, прежде всего, необходимо указать на универсальное правопреемство открытого акционерного общества, к которому присоединилось общество с ограниченной ответственностью, в отношении всех прав и обязанностей общества с ограниченной ответственностью, а следовательно, и в отношении прав и обязанностей по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, в случае если такой договор не исполнен полностью или обязательства по нему не прекращены по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.
Изложенное выше базируется на том, что присоединением в силу ст. 17 Закона о хозяйственных обществах признается прекращение деятельности одного или нескольких присоединенных хозяйственных обществ и (или) одного или нескольких юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей прав и обязанностей последних хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение.
Таким образом, реорганизация общества с ограниченной ответственностью происходит в том числе и в случае присоединения общества с ограниченной ответственностью к открытому акционерному обществу (в соответствии с решениями общих собраний участников обоих обществ) с передачей участникам общества с ограниченной ответственностью соответствующего количества акций открытого акционерного общества взамен долей в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью.
При этом в силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. На это же указывает и часть третья ст. 17 Закона о хозяйственных обществах, в силу которой при присоединении к хозяйственному обществу другого хозяйственного общества и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы права и обязанности последних переходят в соответствии с передаточным актом к хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение.
Исходя из указанного нами было отмечено выше то обстоятельство, что если общество с ограниченной ответственностью совершило договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в качестве получателя такой помощи, а затем реорганизовалось путем присоединения к открытому акционерному обществу, то все непрекращенные права и обязанности общества с ограниченной ответственностью по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи переходят к открытому акционерному обществу с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 53 ГК, ст. 15 Закона о хозяйственных обществах).
Рассматривая существо договора, совершенного обществом с ограниченной ответственностью, непрекращенные права и обязанности по которому перешли к открытому акционерному обществу, необходимо подчеркнуть, что в правовой системе Республики Беларусь:
- совершение договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь (в качестве субъектов, предоставляющих указанную помощь, спонсоров) и организациями, в том числе юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами Республики Беларусь (в качестве субъектов, получающих такую помощь, получателей) осуществляется на основе Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 N 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ N 300);
- заключение же договора предоставления иностранной безвозмездной помощи между иностранными государствами, международными, иностранными организациями, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также анонимными жертвователями (в качестве отправителей) и физическими лицами и организациями регламентируется Декретом Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 N 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет N 24), а с 4 марта 2016 г. будет регулироваться Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 N 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет N 5). С 04.03.2016 в соответствии с Декретом N 5 под термином «отправители» определены иностранные государства, международные и иностранные организации, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также иностранные анонимные жертвователи; под термином «получатели» — физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, и юридические лица Республики Беларусь, в том числе государственные органы, получившие помощь в пользование, владение и (или) распоряжение от отправителей, а также получившие помощь в порядке ее распределения согласно плану целевого использования помощи.
Таким образом, в случае если в описанной нами ситуации общество с ограниченной ответственностью в качестве получателя совершило договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь, то права и обязанности по указанному договору, которые перешли в процессе реорганизации к открытому акционерному обществу, должны соответствовать требованиям Указа N 300.
В ситуации же, когда договор был совершен обществом с ограниченной ответственностью с субъектами, которые рассматриваются в качестве отправителей иностранной безвозмездной помощи, права и обязанности, перешедшие к открытому акционерному обществу, должны не противоречить положениям Декрета N 24 (а впоследствии — Декрета N 5).
Рассматривая существо требований, предъявляемых Указом N 300, необходимо отметить следующее.
Прежде всего, надо указать на то, что юридические лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, вправе получать безвозмездную (спонсорскую) помощь от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в виде следующих объектов гражданского права:
- денежных средств, в том числе в иностранной валюте;
- товара (имущества);
- работ;
- услуг;
- имущественных прав;
- исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Указ N 300 напрямую запрещает требование безвозмездной (спонсорской) помощи, то есть указывает на то, что спонсор должен предоставлять такую помощь (в частности, обществу с ограниченной ответственностью) исключительно на основе добровольности. При этом безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется юридическим лицам, в том числе обществам с ограниченной ответственностью, исключительно на целевой основе.
Иными словами, безвозмездную (спонсорскую) помощь можно предоставить лишь под конкретную цель; при этом данная цель должна соответствовать одной из двенадцати обобщенных целей, предусмотренных в Указе N 300 (изъятием из этого правила является исключительно возможность предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи юридическим лицам, в частности обществам с ограниченной ответственностью, по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия).
В качестве таких целей Указ N 300 применительно к возможности использования безвозмездной (спонсорской) помощи в предпринимательской деятельности, то есть в той деятельности, ради осуществления которой и создается общество с ограниченной ответственностью, в частности, предусматривает:
- создание и укрепление материально-технической базы (в рамках данной цели спонсор может передать обществу с ограниченной ответственностью основные средства, в частности здания (сооружения), станки (оборудование), машины и т.д.);
- приобретение сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством.
Указ N 300 напрямую требует, чтобы безвозмездная (спонсорская) помощь предоставлялась исключительно на основе договора.
При этом Указ N 300 не только определяет правовую природу данного договора (через детализацию понятия безвозмездной (спонсорской) помощи и условий ее предоставления), но и устанавливает точный перечень из шести законодательно определенных существенных условий такого договора, которые его стороны в обязательном порядке должны согласовать, для того чтобы соответствующий договор считался совершенным.
К указанным существенным условиям договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи относятся:
- точное указание на стороны соответствующего договора (с отражением их наименования (имени)) (однако нам представляется, что приведенное нами условие таковым в действительности не является, так как в нем лишь именуются стороны договора, а не указываются определяемые ими права и обязанности);
- размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;
- цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
- виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;
- порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи организации или индивидуальному предпринимателю Республики Беларусь, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;
- сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах (но лишь для государственных органов и государственных организаций).
Кроме того, Указ N 300 предусматривает также, что в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи указываются и иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа N 300 и других актов законодательства Республики Беларусь.
Исходя из приведенных требований Указа N 300 к существенным условиям договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, нельзя не отметить, что в рамках интересующих нас отношений происходит универсальное правопреемство на стороне получателя безвозмездной (спонсорской) помощи; иными словами, без необходимости получения согласия от второй стороны договора (спонсора) происходит полная замена одного получателя на другого получателя.
По общему правилу указанная нами замена стороны договора не требует для действительности такой замены внесения изменений в письменную форму соответствующего договора.
Другими словами, вне зависимости от того, внесен ли в письменную форму договора новый получатель или нет, в связи с рассматриваемой нами реорганизацией прежний получатель прекращает участие в договоре, а новый получатель (в рассматриваемом случае открытое акционерное общество, к которому присоединилось общество с ограниченной ответственностью) становится новым участником на стороне получателя.
Несмотря на указанное выше, поскольку п. 5 Указа N 300 требует в обязательном порядке отражения в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи обеих сторон договора точно, в том числе и получателя интересующей нас помощи, то представляется абсолютно корректным внесение изменений в договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в виде замены первоначального получателя на нового получателя (в рассматриваемом случае замены общества с ограниченной ответственностью на открытое акционерное общество).
В связи с изложенным обстоятельством интерес представляет вопрос: что произойдет в случае, если указанная нами выше замена не будет наблюдаться в рамках письменной формы соответствующего договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи?
В связи с вышеизложенным отмечаем, что по общему правилу отсутствие упомянутой выше замены первоначального получателя на нового получателя в письменной форме договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи никак не должно сказываться ни на действительности соответствующего договора, ни на его заключенности.
Последнее объясняется тем, что соответствующий договор к моменту, когда произошла замена одной из его сторон, уже был заключен и его действительность никак не подвергалась сомнениям; таким образом, права и обязанности сторон по договору возникли и могут быть прекращены лишь по основаниям, изложенным в законодательстве.
При этом с учетом того обстоятельства, что обе стороны договора имеются в наличии, а в главе 26 «Прекращение обязательств» ГК в качестве оснований прекращения обязательств в ст. 388 и 389 указывается лишь на прекращение обязательства смертью гражданина или ликвидацией юридического лица (причем или должника, или кредитора) и не предусматривается возможность прекращения обязательства в связи с реорганизацией юридического лица, в законодательстве напрямую не предусмотрено основания прекращения обязательства в связи с реорганизацией одной из его сторон и отсутствием замены в письменной форме договора реорганизованной стороны на правопреемника.
Однако отражение в Указе N 300 наименования получателя в качестве существенного условия при наличии в соответствующем договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи получателя, которого уже нет ни в экономической действительности, ни в правовой природе (общество с ограниченной ответственностью в рассматриваемом примере в связи с присоединением к открытому акционерному обществу прекращается), может вызвать вопрос о несогласовании одного из существенных условий договора, что в силу п. 1 ст. 402 ГК приводит к незаключенности договора.
Иными словами, отсутствие замены первоначального получателя на нового получателя в рамках описываемых нами отношений дает возможность в силу п. 5 Указа N 300 и п. 1 ст. 402 ГК признать его в качестве основания незаключенности договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи между спонсором и новым получателем (при естественном отсутствии договора между спонсором и первоначальным получателем в связи с прекращением деятельности первоначального получателя).
Несмотря на приведенную нами выше возможность, мы все-таки ее рассматриваем в качестве надуманной, а не реальной возможности.
Сделанный нами вывод базируется как на приведенных выше положениях главы 26 ГК, в силу которых, как и в силу ст. 54 ГК, реорганизация юридического лица никогда не влекла за собой прекращение обязательств, а предусматривала правопреемство по обязательствам со стороны вновь возникшего лица по отношению к обязательствам реорганизованного лица, так и на том, что наименование стороны договора даже при указании в законодательстве на необходимость его отражения в письменной форме договора не может рассматриваться в качестве условия договора (является не более чем его реквизитом), а раз так, то соответствующее наименование не может быть и существенным условием договора. В связи с этим при отсутствии наименования соответствующей стороны договора нельзя говорить о несогласовании сторонами договора его существенных условий, а следовательно, и о незаключенности договора. При этом, конечно же, непоименованная сторона договора для наличия договора должна быть выявлена; в интересующем нас случае такое выявление больших затруднений не вызовет в связи с общедоступностью сведений из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Несмотря на сделанный нами выше вывод, мы все-таки рекомендуем новым получателям (в рассматриваемом примере открытому акционерному обществу) вносить изменения в договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи путем замены первоначального получателя на нового получателя.
Однако если после направления соответствующего проекта внесения изменений в интересующий нас договор спонсор откажется от подписания таких изменений, нам представляется (если базироваться на указанных выше рассуждениях), что это все равно не приведет и не может привести к прекращению обязательств по соответствующему договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи именно по указанному основанию. То есть действие договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи между спонсором и новым получателем будет продолжено даже в ситуации, когда спонсор не подписывает приведенных нами изменений.
В связи с описываемой нами ситуацией интерес может представлять и вопрос о представлении новым получателем отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.
Пункт 6 Указа N 300 требует от юридических лиц, принимающих безвозмездную (спонсорскую) помощь, представлять юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю Республики Беларусь, оказавшему такую помощь, отчет в произвольной форме о ее целевом использовании в соответствии с Указом N 300 и заключенным договором предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
По данному поводу отмечаем, что, безусловно, с учетом универсального правопреемства юридического лица, к которому присоединилось другое юридическое лицо (в рассматриваемом случае открытого акционерного общества по отношению к обязательствам общества с ограниченной ответственностью), к первому лицу переходят все обязанности второго лица, вытекающие из соответствующих договоров.
А раз так, то, безусловно, к новому получателю переходит и обязанность первоначального получателя по представлению отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи (в рассматриваемом случае обязанность по представлению соответствующего отчета становится обязанностью открытого акционерного общества).
В связи с изложенным новый получатель должен представлять указанный выше отчет спонсору, причем представлять отчет он (новый получатель) должен в полном соответствии с условиями договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
При этом, с учетом того что все договоры предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи совершаются в Республике Беларусь в полном соответствии с примерной формой договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (далее — Примерная форма), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 N 779 (далее — постановление N 779), условия представления исследуемого нами отчета фактически определены законодательно.
В силу Примерной формы порядок представления получателем отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи действительно определяется в договоре; причем такой отчет представляется спонсору не позднее указанного в договоре периода со дня получения безвозмездной (спонсорской) помощи и составляется в произвольной форме с указанием вида товаров (работ, услуг), которые были приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи, с представлением документов, подтверждающих приобретение этих товаров (работ, услуг), а также иного результата использования безвозмездной (спонсорской) помощи.
Рассматривая интересующие нас отношения, нельзя не отметить и то обстоятельство, что п. 7 Указа N 300 требует от юридических лиц вести учет всех операций по использованию полученной безвозмездной (спонсорской) помощи.
А раз так, то в рассматриваемом случае открытое акционерное общество после присоединения к нему общества с ограниченной ответственностью и продолжения использования безвозмездной (спонсорской) помощи должно будет также вести указанный учет.
Нельзя также не обратить внимание на то, что п. 8 Указа N 300 требует от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, предоставивших безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, определять вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти денежные средства получателями такой помощи, при этом передача денежных средств без указания таких видов товаров (работ, услуг) не допускается.
В связи с этим открытое акционерное общество в рассматриваемом примере в случае, если общество с ограниченной ответственностью не успело израсходовать все денежные средства, полученные в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, должно будет расходовать оставшиеся денежные средства исключительно на приобретение тех видов товаров (работ, услуг), которые изначально были определены спонсором для общества с ограниченной ответственностью (если, конечно же, стороны не внесут соответствующие изменения в договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи).
В связи с анализируемыми нами отношениями нельзя также не отметить, что спонсор и новый получатель (как полноправный участник договора) могут вносить любые иные изменения в договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (имеется в виду — по сравнению с изменением наименования получателя). Однако такие изменения, конечно же, должны вноситься исключительно по соглашению обеих сторон и не затрагивать точно определенных в Примерной форме условий.
И наконец, заканчивая рассмотрение интересующих нас отношений в рамках Указа N 300, необходимо особо подчеркнуть то обстоятельство, что договор, урегулированный Указом N 300, нельзя отождествлять с договором дарения, как минимум, исходя из двух оснований.
Во-первых, в связи с тем, что в праве одно и то же явление определяется исключительно с помощью одного и того же правового термина; в случае если используются два понятия, то перед нами не одно правовое явление, а два. Следовательно, если бы законодатель посчитал необходимым уточнить регламентацию договора дарения, он в Указе N 300 использовал бы данное понятие, а не термин «договор, связанный с предоставлением безвозмездной (спонсорской) помощи».
Кстати, в самом Указе N 300 напрямую рассматриваемый нами договор не поименован как особый вид гражданско-правового обязательства (за исключением части третьей п. 5 Указа N 300), это сделано исключительно в постановлении N 779, в котором урегулирована Примерная форма уже именно договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
Во-вторых, понятие договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, приведенное в части первой п. 1 Указа N 300, по своему правовому содержанию гораздо шире, чем понятие договора дарения, определенное в п. 1 ст. 543 ГК.
Как нами уже отмечено выше, в Указе N 300 предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом N 300.
Исходя из изложенного предметом (объектом) договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи являются не только вещи, имущественные права и освобождение от имущественной обязанности, как это предусмотрено в отношении предмета (объекта) договора дарения, но и работы, услуги. Это же, в свою очередь, приводит к тому, что в разряд договоров предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи попадают и договоры безвозмездного оказания услуг, например договор поручения без выплаты вознаграждения поверенному или договор хранения без оплаты услуг хранителя, а также лицензионные договоры и договоры уступки объектов интеллектуальной собственности на безвозмездной основе и т.д.
В связи с отнесением безвозмездно выполняемых (оказываемых) работ (услуг) к предметам договоров предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи возникает вопрос, не относится ли к предмету данного договора и предоставление займов на беспроцентной основе, т.е. не является ли подобная безвозмездная финансовая услуга также разновидностью договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, т.к. в рамках рассматриваемого договора заимодавец действительно не получает оплату своих финансовых услуг заемщику. Однако данный вопрос нашел однозначное решение в п. 1 Указа N 300, в котором предусмотрено, что безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется безвозвратно; заем же по своей природе требует обязательного возврата по прошествии определенного периода времени суммы займа или равного количества других полученных взаем вещей того же рода и качества.