Согласно абзацу 3 части 1 п. 18 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510) не является административным правонарушением использование товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.
Однако в практической деятельности возникает вопрос: что следует понимать под использованием товарно-материальных ценностей?
Согласно «Толковому словарю русского языка» Д.Н.Ушакова «использовать — употребить в какое-н. дело, найти применение кому-чему-н. с целью извлечения пользы, воспользоваться кем-чем-н. для чего-н.».
«Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н.Абрамова слово «использовать» соотносит со словами «извлекать», «пользоваться», а те соответственно со следующими словами:
- — «брать, вынимать, вытаскивать, выуживать, заимствовать, почерпать, исторгать; извлекать пользу, использовать, выжимать, высасывать, сосать, доить, сдирать, стричь, утилизировать, эксплуатировать»;
- — «использовать, употреблять, утилизировать, черпать, делать употребление из чего, выезжать на чем, наслаждаться, вкушать, иметь, злоупотреблять».
Таким образом, филологический анализ термина «использование» применительно к Указу N 510 может свидетельствовать об эквивалентности его значения значениям сочетаний «извлечение полезных свойств вещи в зависимости от ее назначения, которое не связано с ее реализацией (утратой права распоряжения ею)», «фактическое потребление товаров в процессе производства какой-либо продукции, выполнения работ, оказания услуг, предоставления имущества во временное владение и пользование другим лицам на основании гражданско-правовых договоров». Данному перечню действий может соответствовать термин «использование в производстве», но не будут соответствовать термины «реализация», «транспортировка», «хранение» и др. Тем более не может являться использованием приобретение, заготовка, сбор, изготовление, производство товаров, т.к. эти деяния по своему содержанию противоположны использованию (направлены на получение, создание имущества, а не на его расходование, потребление).
Данный вывод подтверждается содержанием абзаца двадцать пятого части второй п. 84 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510. В указанной норме различаются понятия «сбор», «хранение», «транспортировка», «использование», «заготовка (закупка)», «переработка», «отгрузка» и «реализация».
Кроме того, административно-деликтное законодательство также разделяет понятия «использование», с одной стороны, и «реализация», «сбор», «хранение», «транспортировка», «заготовка (закупка)» товарно-материальных ценностей, с другой. Так, данные понятия разграничены в таких составах административных правонарушений, как: нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов (ст. 12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)); нарушение установленного порядка изготовления, использования, реализации лотерейных билетов (часть 1 ст. 12.45 КоАП); нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с генно-инженерными организмами, радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами (часть 1 ст. 15.4 КоАП); нарушение установленного порядка сбора, учета, хранения, размножения или использования материалов и данных, полученных в результате проведения топографо-геодезических и картографических работ (часть 1 ст. 15.16 КоАП); нарушение правил производства, реализации или использования кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов (ст. 15.41 КоАП); нарушение требований по перевозке, хранению и использованию медикаментов, биологических препаратов, иных ветеринарных средств (ст. 15.42 КоАП); нарушение требований законодательства, регулирующего отношения в сфере производства, заготовки, реализации или использования для посева семян (ст. 15.56 КоАП); нарушение порядка изготовления, хранения или использования радиоэлектронных средств (ст. 22.2 КоАП); нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывоопасных, легковоспламеняющихся, едких веществ или пиротехнических изделий (ст. 23.48 КоАП); нарушение правил учета, хранения, транспортирования или использования взрывчатых материалов (ст. 23.62 КоАП).
В то же время в иных нормативных правовых актах (отраслях законодательства) допускается и отличная от вышеизложенной трактовка понятия «использование», охватывающая также и реализацию товаров.
Так, из п. 15 Инструкции о порядке бухгалтерского учета безвозмездных поступлений (средств), утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 24.02.2006 N 17, и приложения к данной Инструкции усматривается, что использование товарно-материальных ценностей может быть выражено как в использовании на собственные нужды, так и в продаже, безвозмездной передаче физическим лицам.
В таможенном законодательстве реализация товаров также может рассматриваться как способ их использования (ст. 148 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 219, 310 и др. Таможенного кодекса Республики Беларусь, постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.12.2005 N 100 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения, предварительной оценки и передачи для реализации или иного использования товаров, транспортных средств и иных предметов, изъятых, арестованных, задержанных таможенными органами Республики Беларусь либо помещенных под таможенный режим отказа в пользу государства» и другие нормативные правовые акты).
Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства с целью исключения двоякой трактовки нормы, содержащейся в п. 18 Указа N 510, и множественности в определении содержания одного и того же термина в разных нормативных правовых актах.
Вышеизложенная позиция о содержании термина «использование товарно-материальных ценностей» применительно к п. 18 Указа N 510 разделяется налоговыми органами и органами финансовых расследований.
Однако хозяйственные суды полагают, что в рассматриваемом случае под использованием следует также понимать и реализацию товарно-материальных ценностей, а также иные действия, в том числе: приобретение, хранение, транспортировку <1>.
<1> См., например: Дулуб Д.Я. Контрольная (надзорная) деятельность в Республике Беларусь (практика применения).
Данная точка зрения обосновывается:
- необходимостью более широкого применения п. 18 Указа N 510 (в то время как узкая трактовка позволит применять его крайне ограниченно);
- представлением о том, что в п. 18 Указа N 510 речь идет об использовании товарно-материальных ценностей не только в производстве, но и в предпринимательской деятельности вообще;
- проводимым в Республике Беларусь курсом либерализации экономики и экономической нецелесообразностью ведения административного процесса в отношении товаров небольшой стоимости.
Мнение о необходимости более широкого применения п. 18 Указа N 510 не подкреплено правовыми нормами, в связи с чем не может выступать как обоснованное законодательством. Более широкое применение п. 18 Указа N 510 возможно только в случае изменения его редакции.
В Указе N 510 (в том числе в п. 18) отсутствует отождествление термина «использование» с термином «использование в предпринимательской деятельности». В связи с этим представляется необоснованным расширительное толкование термина «использование товарно-материальных ценностей» как включающее в себя в том числе и хранение, транспортировку.
Проводимый в Республике Беларусь курс либерализации экономики и определенная экономическая нецелесообразность ведения административного процесса в отношении товаров небольшой стоимости не могут служить должным обоснованием расширительного толкования термина «использование», так как, во-первых, либерализация не означает вседозволенности, всепрощения и тем более возможного отступления от принципа законности, требующего безусловного обязательного соблюдения действующего законодательства республики, во-вторых, среди принципов административного процесса (глава 2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) отсутствует принцип его экономической целесообразности, в-третьих, целями административного взыскания являются не экономическая рентабельность, а воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение, предупреждение совершения новых правонарушений как самим физическим или юридическим лицом, совершившими такое правонарушение, так и другими физическими и юридическими лицами.