О совершенствовании законодательства в сфере правового регулирования вопросов нефтехимической отрасли промышленности и обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь (часть 3)

1 (9). Особого внимания заслуживает также деятельность Белорусского государственного концерна по нефти и химии (далее — концерн «Белнефтехим», концерн). Это один из крупнейших промышленных комплексов Республики Беларусь. Он был создан в апреле 1997 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.04.1997 N 359 «О создании Белорусского государственного концерна по нефти и химии», ликвидировавшим Белорусский государственный концерн по производству химической и нефтехимической продукции и Белорусский государственный концерн по нефти и нефтепродуктам. В настоящее время концерн объединяет предприятия и организации по добыче, переработке и транспортировке нефти, нефтепродуктообеспечению, химии и нефтехимии, ряд научных, проектно-конструкторских, строительных, ремонтных организаций и организаций, выполняющих пусконаладочные работы.

Помимо того что концерн «Белнефтехим» осуществляет лицензирование оптовой и розничной торговли нефтепродуктами (пункт 352 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»), в соответствии с единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — перечень N 156), он согласовывает выдачу лицензий на товары, при экспорте и (или) импорте которых установлен разрешительный порядок (в частности, на экспорт сырой нефти, а также продуктов переработки нефти).

Деятельность концерна «Белнефтехим» регламентируется разнообразными актами, среди которых особого внимания заслуживает постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.1997 N 788 «Вопросы Белорусского государственного концерна по нефти и химии», которым утвержден Устав Белорусского государственного концерна по нефти и химии (далее — Устав). Устав включает общие положения; положения об основных задачах и функциях, правах, имуществе и средствах, управлении концерном, отчетности и контроле, ликвидации. Не вдаваясь в детали, связанные с недостатками структуры и названиями положений Устава, необходимо отметить, что отдельные нормы, закрепленные в нем, обладают криминогенным потенциалом. В частности, это касается объема полномочий, предоставленных председателю концерна.

Так, несмотря на то что в соответствии с подпунктом 16.1 части 1 пункта 16 Устава председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на концерн задач и функций, при этом он самостоятельно устанавливает степень ответственности заместителей председателя и руководителей структурных подразделений аппарата управления концерна за руководство соответствующими сферами деятельности. На основании подпункта 16.2 части 1 пункта 16 Устава председатель устанавливает в соответствии с законодательством формы, системы и размеры оплаты труда работников аппарата управления концерна. Устав также предоставляет председателю возможность заключать договоры (подпункт 16.4 части 1 пункта 16), распоряжаться (в пределах, установленных законодательством) имуществом и средствами концерна (подпункт 16.5 части 1 пункта 16), определять порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении концерна после уплаты налогов и других предусмотренных законодательством платежей (подпункт 16.6 части 1 пункта 16). Причем следует отметить, что перечень полномочий председателя не является исчерпывающим, поскольку в части 2 пункта 16 Устава указано: «Председатель концерна решает также другие вопросы, относящиеся к его компетенции», в то время как при перечислении полномочий, например, совета (в состав которого входят председатель концерна, заместители председателя, руководители предприятий концерна) подобная формулировка не содержится.

Как известно, любые значимые решения, принимаемые субъектом единолично, в большей степени способствуют возникновению рисков криминогенного характера, нежели принятие таких решений коллегиально или, по крайней мере, по согласованию. Можно предположить, что и при коллегиальном решении последнее слово также может остаться за руководителем. В подобном случае можно ввести солидарную ответственность руководителя и лица (лиц), курирующего и (или) ответственного за подготовку либо заключение соответствующих договоров, за благоприятное решение вопросов, содействие заключению договоров на поставку продукции предприятиям концерна «Белнефтехим» организациями частной формы собственности и т.п., для того чтобы они реально могли ограничивать возможности друг друга в использовании должностного положения в своих личных интересах.

В Уставе государственного производственного объединения «Белоруснефть», утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.12.2006 N 1614 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. N 576» (далее — Устав производственного объединения «Белоруснефть») государственное производственное объединение «Белоруснефть» входит в концерн «Белнефтехим»), закреплены схожие с Уставом концерна «Белнефтехим» положения, в том числе и в отношении полномочий генерального директора. Например, в соответствии с пунктом 18 Устава производственного объединения «Белоруснефть» генеральный директор заключает договоры от имени производственного объединения, однако в этом же пункте закреплено, что в установленном концерном «Белнефтехим» порядке отчитывается перед ним, а также представляет документы и информацию о деятельности производственного объединения и юридических лиц, входящих в его состав. Данное положение в некоторой степени может являться препятствием для осуществления генеральным директором противоправных деяний.

Деятельность концерна «Белнефтехим», как уже отмечалось, регламентируется также в соответствии с перечнем N 156.

Отдельного внимания заслуживают такие административные процедуры, совершаемые концерном «Белнефтехим», как согласование размещения на территории Республики Беларусь складов нефтепродуктов и автозаправочных станций и выдача заключений в случае согласования места размещения земельного участка для строительства автозаправочной станции и склада нефтепродуктов. Указанная норма также закреплена пунктом 6 порядка осуществления на территории Республики Беларусь розничной торговли нефтепродуктами субъектами предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.1999 N 1215. Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ N 667), предусмотрено, что в случае согласования места размещения земельного участка для строительства автозаправочной станции (АЗС) и склада нефтепродуктов в земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии по выбору места размещения земельного участка, включается заключение концерна «Белнефтехим» (подпункт 68.4 пункта 68). Однако ни в одном из актов не определен конкретный порядок такого согласования и то, как именно и с кем это согласование происходит (либо с одним конкретным должностным лицом, либо решение принимается коллегиально (комиссией)), в каких случаях, при каких обстоятельствах размещение складов нефтепродуктов и АЗС не может (или не должно) быть согласованным, а также может ли быть обжаловано такое решение (заключение) концерна «Белнефтехим» (и если да, то в каком порядке), обосновывается ли каким-либо образом отказ в согласовании и т.п. (в перечне N 156, как и в любом перечне административных процедур, перечислены лишь необходимые документы (заявление, копия плана местности), указан срок совершения административной процедуры (до 7 дней) и то, что она совершается бесплатно).

Возможно, при принятии решения о согласовании размещения складов нефтепродуктов и АЗС концерн «Белнефтехим» в некоторой степени руководствуется Программой развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на период до 2015 года, разработанной в целях развития сети автозаправочных станций и придорожного сервиса и одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2004 N 349 (далее — Программа). В соответствии с Программой концерном «Белнефтехим» совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом ежегодно формируются планы развития сети автозаправочных станций, которые являются приложением к Программе, с указанием конкретных мест и застройщиков (базируются на анализе размещения существующих АЗС, их технического состояния, интенсивности движения автотранспортных средств, расположения населенных пунктов, а также на результатах проработки земельных участков под размещение АЗС). Учитывая, что концерн «Белнефтехим» является одним из субъектов, осуществляющих контроль за реализацией Программы, и является координатором работ по реализации Программы, ежегодно подводя итоги ее реализации, тем не менее, еще раз необходимо подчеркнуть, что непосредственно порядок указанного выше согласования не определен.

Вопрос о согласовании размещения на территории Республики Беларусь складов нефтепродуктов и автозаправочных станций имеет важное значение, поскольку в силу требований абзаца 2 части 1 пункта 6 Указа N 667 земельные участки для строительства автозаправочных станций должны предоставляться государственным органам, иным государственным организациям только по результатам аукционов. Согласно абзацу 19 части 1 пункта 6 Указа N 667 без проведения аукциона земельные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для размещения объекта недвижимого имущества, если строительство такого объекта (категории объектов) и юридические лица (их отдельные категории), индивидуальные предприниматели определены решением Президента Республики Беларусь либо программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь. Как уже было отмечено, земельно-кадастровая документация на земельный участок, намечаемый к изъятию для проведения аукциона, в случае согласования места размещения земельного участка для строительства автозаправочной станции и склада нефтепродуктов включает в том числе и заключение концерна «Белнефтехим». Следовательно, при отсутствии такого согласования заинтересованный субъект не сможет принять участие в аукционе.

2 (10). Актуальными в настоящее время являются нормы, касающиеся вывоза топлива за пределы Республики Беларусь. В целях стабилизации обстановки по реализации автомобильного топлива на внутреннем рынке, а также принятия мер по недопущению незаконного вывоза с территории Республики Беларусь товаров, используемых для коммерческих целей под видом товаров для личного пользования, было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.06.2011 N 753 «О некоторых вопросах регулирования вывоза автомобильного топлива с территории Республики Беларусь» (далее — постановление N 753), которое устанавливает, что к товарам для личного пользования, вывозимым с территории Республики Беларусь физическими лицами за пределы таможенной территории Таможенного союза, не относится автомобильное топливо (коды 2710 12, 2710 19 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза») в случаях:

  • выезда физического лица, управляющего автомобильным транспортным средством, более одного раза в течение 8 суток;
  • вывоза данного автомобильного топлива одним и тем же автомобильным транспортным средством более одного раза в течение 8 суток вне зависимости от того, какими лицами был произведен вывоз такого автомобильного транспортного средства в данный период.

В результате внесенных 18 ноября 2011 г. в постановление N 753 изменений скорректирован перечень лиц, на которых не распространяются предусмотренные выше положения. Среди них абзац 7 пункта 2 постановления N 753 указывает иных физических лиц при наличии уважительных причин в соответствии с принятым Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь решением. Указанные уважительные причины перемещения через Государственную границу Республики Беларусь (далее — Государственная граница) автомобильного топлива чаще установленного срока перечислены в пункте 1 постановления Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.11.2011 N 27/55 «О некоторых вопросах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь транспортных средств и товаров» (далее — постановление N 27/55). Тем не менее в постановлении N 27/55 закреплено, что к уважительным могут относиться перечисленные в нем причины при наличии подтверждающих документов. С одной стороны, это вполне закономерное требование, с другой стороны, возникает вопрос, какие подтверждающие документы необходимо предоставить в случаях посещения близких родственников (родителей, детей, супругов), связанного с проведением семейных мероприятий (свадеб, юбилеев), ритуалов и религиозных обрядов (абзац 7 пункта 1 постановления N 27/55); посещения захоронений родственников (абзац 8 пункта 1 постановления N 27/55); срочного выезда за границу, вызванного непредвиденными обстоятельствами (абзац 11 пункта 1 постановления N 27/55), и что в таком случае можно относить к непредвиденным обстоятельствам. Все обозначенные моменты с учетом их в значительной мере субъективно-оценочного характера могут способствовать совершению коррупционных правонарушений.

Пункт 2 постановления N 27/55 содержит положение о том, что решение о пропуске через Государственную границу транспортных средств и товаров при наличии уважительных причин принимается совместно уполномоченными должностными лицами таможен и территориальных органов пограничной службы. При этом конкретный порядок (механизм) принятия такого решения отсутствует. В частности, не определено, принимается ли это решение на месте прямо в момент пересечения Государственной границы либо его необходимо получать заранее. Кроме того, в постановлении N 27/55 конкретно не обозначено, какими именно уполномоченными лицами (рядовыми сотрудниками, непосредственно осуществляющими пропуск через Государственную границу, или руководящим составом) принимается это совместное решение.

Необходимо также принимать во внимание, что ни в постановлении N 753, ни в постановлении N 27/55 не упоминается об объеме автомобильного топлива, который допустимо вывозить за пределы Республики Беларусь. В связи с этим напрашивается вывод о том, что помимо автомобильного топлива находящегося в серийно установленных организацией-изготовителем топливных баках транспортных средств, используемых для его перевозки, его можно вывозить неограниченное количество. Но в соответствии с частями 3 и 4 статьи 12.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) по территории Республики Беларусь допускается перевозка не более ста литров нефтяного жидкого топлива сверх количества, находящегося в серийно установленных организацией-изготовителем топливных баках транспортных средств, используемых для его перевозки. Однако следует учитывать, что одним из основных нормативных документов, регламентирующих порядок ввоза и вывоза физическими лицами товаров для личного пользования, к которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь, как уже было отмечено, может относиться и автомобильное топливо, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, в настоящее время является Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (далее — Соглашение). Соглашением определены товары, которые вне зависимости от количества и частоты перемещения через таможенную границу не рассматриваются в качестве товаров для личного пользования, и соответственно их ввоз (вывоз) может быть осуществлен только в торговом обороте с уплатой всех необходимых таможенных платежей и декларированием в общеустановленном порядке. Согласно приложению 1 к Соглашению в Перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, входит также топливо, находящееся в обычных баках транспортного средства для личного пользования, а также в количестве не более 10 литров, находящееся в отдельной емкости. Однако необходимо учитывать, что указанное Соглашение распространяет свое действие только на стороны, его подписавшие (Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию). В связи с этим целесообразно в одном документе, например в постановлении N 753, обозначить объем автомобильного топлива, рассматривающийся в качестве товара для личного пользования, который допустимо перевозить без уплаты таможенных платежей.

3 (11). Вопросы, так или иначе связанные с оборотом нефтепродуктов, в том числе и нефтяного жидкого топлива, содержатся и в иных актах, которые были приняты (изданы) в целях повышения эффективности торговли нефтепродуктами, произведенными на территории Республики Беларусь, в целях государственного регулирования ввоза в Республику Беларусь, а также снижения стоимости приобретаемых за рубежом нефтепродуктов для собственного производства и потребления. К их числу, например, можно отнести Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 N 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 N 56 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2007 г. N 681», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2008 N 1917 «О некоторых вопросах использования горюче-смазочных материалов в организациях» и другие. Приведенные акты не содержат норм, обладающих криминогенным потенциалом и способствующих возникновению рисков криминогенного характера.

Состояние законности в нефтехимической отрасли промышленности, динамика правонарушений, связанных с оборотом нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь

Состояние законности на предприятиях и в организациях, входящих в состав концерна «Белнефтехим», степень криминальной пораженности и динамику коррупционных проявлений со стороны работников нефтехимической отрасли наглядно показывают статистические данные о правонарушениях.

Показатели динамики коррупционных преступлений в системе концерна «Белнефтехим» свидетельствуют, что число преступных деяний коррупционной направленности увеличилось с 31 в 2012 году до 33 в 2013 году, или на 6,5%. Применительно к видам преступлений больше всего выявляется фактов хищений путем злоупотребления служебными полномочиями и взяточничества. Так, за 2013 год таких преступлений выявлено соответственно 18 и 11, что составило 87,9% от всех зарегистрированных преступных деяний коррупционной направленности в данной сфере.

Анализ фабул преступлений, связанных с посягательством на бензин и другие нефтепродукты, свидетельствует, что социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране, в частности значительное увеличение в последние годы стоимости бензина и дизельного топлива, не способствовали существенному снижению числа преступных деяний, в том числе связанных с хищением горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Так, за 2013 год зарегистрировано 690 преступлений, связанных с посягательствами на бензин и дизельное топливо, из которых 71,2% составляют кражи, 20,4% — факты присвоений и растрат, 3,6% — хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, 1,3% — факты взяточничества, 3,5% — другие корыстные преступления.

Субъектами преступлений, связанных с присвоением либо растратой бензина и других нефтепродуктов, как правило, являются водители транспортных средств.

Так, М., водитель ОДО, используя электронную карту ООО «Б», получил в свой подотчет свыше 1000 литров различных видов топлива, которое присвоил.

М., используя вверенную ему электронную карту для заправки автомобиля топливом, совершил хищение 1280 литров горюче-смазочных материалов.

Хищения нефтепродуктов, в основном дизельного топлива, совершают также машинисты локомотивных депо и другие работники железнодорожного и водного транспорта.

Так, Ш., машинист локомотивного депо, работая в ночную смену, совершил хищение около 500 литров дизельного топлива.

Т., машинист локомотивного депо, по предварительному сговору с помощником машиниста С. в ночное время похитили 240 литров горюче-смазочных материалов.

М., работая механиком теплохода РУСП, по предварительному сговору с мотористом-рулевым М., совместно с М. и Д., не являющимися работниками РУСП, в ночное время похитили из теплохода не менее 300 литров дизельного топлива.

Установлены факты хищения бензина и других нефтепродуктов, принадлежавших войсковым частям.

Военнослужащий Т., используя служебные полномочия, путем формирования на протяжении полутора лет излишков дизельного топлива за счет внесения по его указанию подчиненными в путевые листы заведомо ложных сведений и искажения показаний спидометров по предварительному сговору с военнослужащим Х. похитили со склада войсковой части 33500 литров горюче-смазочных материалов, совершив хищение в особо крупном размере.

Выявлены случаи хищения бензина и дизельного топлива руководителями предприятий и организаций, которые совершали хищения нефтепродуктов путем злоупотребления служебными полномочиями.

Так, начальник дорожного ремонтно-строительного управления Б. на протяжении трех лет давал незаконные указания подчиненным на списание ГСМ на грузовой автомобиль, который все это время находился в неисправном состоянии, совершив путем злоупотребления служебными полномочиями хищение свыше 15 тыс. литров бензина.

Установлены также отдельные факты хищения бензина и дизельного топлива путем мошенничества с использованием поддельных документов и даже открытого похищения нефтепродуктов с причинением потерпевшему телесных повреждений. Кроме этого, зарегистрированы случаи тайного похищения бензина и дизельного топлива из гаражей, других помещений либо путем слива нефтепродуктов из топливных баков транспортных средств.

Так, военнослужащие К., Л. и С., нарушая правила несения внутренней службы, из хранилища войсковой части совершили хищение 980 литров бензина.

Имели место случаи использования нефтепродуктов для передачи их должностным лицам в качестве взятки.

Так, заведующая складом ГСМ сельскохозяйственного предприятия М. по указанию управляющего отделением Ч. передала 30 литров дизельного топлива без оплаты сотруднику отдела внутренних дел К. за благоприятное решение вопроса о нелишении права управления транспортным средством Р., тракториста сельскохозяйственного предприятия.

Анализ статистических данных об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.30 «Незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь» КоАП, свидетельствует о том, что имеются также проблемы, связанные с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива, в том числе из-за диспаритета цен на бензин и дизельное топливо по сравнению с соседними государствами. Только в 2013 году выявлено 341 административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом горюче-смазочных материалов.

Больше всего выявляется административных правонарушений, связанных с незаконной перевозкой по территории Республики Беларусь автомобильного бензина, дизельного и бытового топлива (более ста литров в каждом случае) сверх количества, находящегося в серийно установленных организацией-изготовителем топливных баках транспортных средств, используемых для его перевозки.

Значительное распространение получили также факты приобретения, хранения, использования или реализации физическими лицами окрашенного нефтяного жидкого топлива, поставляемого в установленном порядке в организации, выполняющие работы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции (данный вид административного правонарушения предусмотрен частью 6 статьи 12.30 КоАП). Только в 2013 году установлено 130 случаев таких административных правонарушений.

Основные модели (схемы) правонарушений, совершаемых в нефтехимической отрасли промышленности и в ходе оборота нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь

Сфера обращения нефтяного жидкого топлива продолжает оставаться привлекательной для субъектов предпринимательской деятельности, так как позволяет получать быструю и значительную прибыль. Ввиду такого положения дел данная сфера находится на особом и постоянном контроле у государственных и правоохранительных органов.

Анализ преступлений, регистрируемых по статьям 430 — 432 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), свидетельствует, что значительная их часть связана с фактами взяточничества за содействие заключению договоров на поставку продукции предприятиям концерна «Белнефтехим» организациями частной формы собственности, а также за обеспечение должностными лицами предприятий нефтехимической отрасли своевременных расчетов с поставщиками продукции.

Так, Т., работая заместителем начальника отдела РУП, неоднократно подстрекал С., директора ООО, У., его заместителя, Б., начальника отдела ЗАО, к даче взяток Д., заместителю генерального директора РУП, за благоприятное решение вопросов, входящих в компетенцию последнего, и получил от указанных должностных лиц в несколько приемов денежные средства в общей сумме 75 тыс.дол. США.

Изучение фабул уголовных дел показывает, что проявлениям взяточничества в нефтехимической отрасли способствовала практика преимущественно единоличного решения должностными лицами вопросов производственно-технологического, кадрового, бытового и иного характера. Представляется, что снижению уровня коррупциогенности могло бы способствовать более широкое распространение коллегиального порядка принятия решений, повышение прозрачности тендеров и аукционов, регулярное информирование трудовых коллективов о выборе деловых партнеров, заключенных договорах на поставку продукции и других вопросах производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Большинство преступлений, регистрируемых по статье 210 УК, связано с хищениями денежных средств путем составления фиктивных актов на выполненные работы, а также с хищениями строительных материалов руководителями и другими должностными лицами организаций концерна «Белнефтехим». Установлены отдельные факты хищений денежных средств путем реализации созданных излишков бензина и других нефтепродуктов.

Г., начальник участка АЗС N 8 РУП, используя навыки Р., оператора АЗС, которому не было известно о преступных намерениях Г., путем реализации излишков дизельного топлива в количестве 883 литров совершил хищение денежных средств РУП.

Значительное распространение факты хищения путем злоупотребления служебными полномочиями получили во многом из-за недостаточного уровня контроля со стороны руководителей нефтехимической отрасли за законностью совершения должностными лицами предприятий и организаций уставных операций и действий, а также из-за отсутствия в нормативных правовых актах однозначных положений о порядке функционирования механизма контрольной и надзорной деятельности в указанной отрасли.

Иными правонарушениями, совершаемыми в сфере оборота нефтепродуктов, ответственность за которые предусмотрена КоАП, являются:

  • ввоз и перевозка гражданами по территории республики бензина и дизельного топлива сверх норм, установленных законодательством (статья 12.30);
  • приобретение и хранение субъектами предпринимательской деятельности нефтяного жидкого топлива без сопроводительных документов (статья 12.30);
  • приобретение и хранение масла моторного, не маркированного контрольными (идентификационными) знаками (статья 12.35);
  • осуществление предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии) (статья 12.7).

По информации концерна «Белнефтехим» <1>, к типичным нарушениям, выявляемым при осуществлении контрольной деятельности объектов оптовой и розничной торговли нефтепродуктами (склады хранения нефтепродуктов и АЗС), относятся:

  • неполное наличие и соответствие предъявляемым требованиям основной необходимой технической документации на складах хранения нефтепродуктов и АЗС;
  • незанесение всех данных по ревизии и ремонту, сведений об авариях, всех изменениях и реконструкциях в паспорта на резервуары для хранения нефтепродуктов в процессе эксплуатации;
  • несогласование с руководителем органа Государственной метрологической службы актов измерений базовых высот;
  • отсутствие специального места для хранения проб;
  • необорудование пробоотборников проводниками;
  • несоблюдение на железнодорожных эстакадах установленных требований к состоянию площадок, на которых размещены сливоналивные сооружения;
  • отсутствие графика планово-предупредительного ремонта агрегатов насосной станции.

<1> Сайт концерна «Белнефтехим»: www.belneftekhim.by.

Перечисленные нарушения не соответствуют требованиям таких актов, как:

  • Правила технической эксплуатации складов нефтепродуктов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.09.2004 N 31;
  • Правила технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.12.2003 N 38;
  • правила пожарной безопасности Республики Беларусь для объектов хранения, транспортирования и отпуска нефтепродуктов. ППБ 2.11-2010, утвержденные приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 31.12.2010 N 179 «Об утверждении правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ 2.11-2010»;
  • технический кодекс установившейся практики ТКП/ОР/ «Правила технической эксплуатации резервуаров для нефти и нефтепродуктов», утвержденный приказом Белорусского государственного концерна по нефти и химии от 16.02.2009 N 68 «Об утверждении, введении в действие технического нормативного правового акта»;
  • межгосударственный стандарт ГОСТ 8.346-2000 «Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки», введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 04.04.2002 N 20;
  • межгосударственный стандарт ГОСТ 8.570-2000 «Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки», введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.08.2001 N 30.

Предложения по декриминализации сферы регулирования нефтехимической отрасли промышленности и обращения нефтяного жидкого топлива

Проведение криминологического мониторинга законодательства в такой важной в экономическом плане отрасли промышленности Республики Беларусь, как нефтехимия, показало, что ввиду выраженной специфики используемого сырья и производимой продукции данная отрасль (как и деятельность, связанная с обращением жидкого топлива) отличается повышенным риском совершения коррупционных и иных криминальных деяний.

Среди преступлений, совершаемых в системе концерна «Белнефтехим», больше всего выявляется фактов хищений путем злоупотребления служебными полномочиями и взяточничества. Выявлены случаи хищения бензина и дизельного топлива руководителями предприятий и организаций, которые путем злоупотребления служебными полномочиями совершали хищения нефтепродуктов в размерах до 15 тысяч литров. Социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране, в частности увеличение стоимости бензина и дизельного топлива, также не способствовали существенному снижению числа преступных деяний, в том числе связанных с хищением ГСМ.

Анализ преступлений, регистрируемых по статьям 430 — 432 УК, свидетельствует, что значительная их часть связана с фактами взяточничества за содействие заключению договоров на поставку продукции предприятиям концерна «Белнефтехим» организациями частной формы собственности, а также за обеспечение должностными лицами предприятий нефтехимической отрасли своевременных расчетов с поставщиками продукции.

Изучение фабул уголовных дел показывает, что проявлениям взяточничества в нефтехимической отрасли способствовала практика преимущественно единоличного решения должностными лицами вопросов производственно-технологического, кадрового, бытового и иного характера. Представляется, что предупреждению коррупции могло бы способствовать более широкое распространение коллегиального порядка принятия решений, повышение прозрачности тендеров и аукционов, регулярное информирование трудовых коллективов о выборе деловых партнеров, заключенных договорах на поставку продукции и других вопросах производственно-хозяйственной деятельности предприятий рассматриваемой отрасли промышленности.

Криминологическое исследование законодательства в сфере правового регулирования вопросов нефтехимической отрасли промышленности и обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь позволило выявить ряд недостатков, устранение которых будет способствовать снижению коррупциогенности его отдельных правовых конструкций и норм. В их числе:

  • отсутствие в нормативных правовых актах надлежащего определения понятия и содержания предмета правового регулирования (ни в одном из действующих нормативных правовых актов не предлагается четкого определения и единообразного перечня бытового нефтяного топлива всех марок);
  • отсутствие единообразия в установлении требований к условиям хранения контрольных знаков для индивидуальных предпринимателей, а также чрезмерная конкретизация перечня указанных условий;
  • неустановление в законодательстве критериев (оснований) приемлемости (неприемлемости) коммерческих предложений концерну «Белнефтехим» по ввозу углеводородного сырья на территорию Республики Беларусь с целью его промышленной переработки;
  • отсутствие в рассмотренном в данной статье законодательстве исчерпывающего перечня оснований приостановления (прекращения) концерном «Белнефтехим» действия лицензии на розничную реализацию нефтепродуктов;
  • отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня оснований проведения оценки и (или) назначения экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, а также процедуры проведения указанной оценки (экспертизы);
  • другие недостатки, устранение которых позволит в значительной степени повысить предупредительный антикоррупционный и антикриминальный потенциал данной сферы законодательства.