О создании и юридической регламентации реестра движимого имущества, обремененного залогом, в Республике Беларусь (часть 2)

Внесение информации в реестр движимого имущества, обремененного залогом, ее изменение и исключение из этого реестра. Предоставление информации из реестра движимого имущества, обремененного залогом

По общему правилу информация вносится в реестр движимого имущества, обремененного залогом (далее — реестр), изменяется и исключается из реестра залогодержателями, на что согласие со стороны залогодателей не требуется (части первая и вторая подпункта 2.6 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 N 539 «О реестре движимого имущества, обремененного залогом» (далее — Указ N 539)).

Из приведенного выше правила имеются два исключения:

  • в случае обнаружения в реестре информации, не соответствующей действительности и нарушающей права и законные интересы какого-либо субъекта, любое лицо, обнаружившее такую информацию, вправе в письменной форме обратиться к оператору и владельцу реестра за изменением такой информации или ее исключением из реестра (абзац третий части третьей подпункта 2.7 пункта 2 Указа N 539);
  • в случае неисполнения залогодержателями обязанностей <1> по изменению информации, содержащейся в реестре (при изменении сведений, указанных при внесении информации), или по ее исключению из реестра (при прекращении права залога), предусмотренных в части первой подпункта 2.8 пункта 2 Указа N 539, залогодатели вправе в письменной форме обратиться к оператору и владельцу реестра за изменением этой информации или ее исключением из реестра (абзац третий части второй подпункта 2.8 пункта 2 Указа N 539).

<1> В случае неисполнения указанных обязанностей залогодержатели несут ответственность за убытки, причиненные этим иным лицам (абзацы второй и третий части первой подпункта 2.8 пункта 2 Указа N 539).

Исходя из части пятой подпункта 2.6 пункта 2 Указа N 539 действия по внесению информации в реестр, ее изменению и исключению из реестра могут быть осуществлены залогодержателями тремя способами:

  • самостоятельно посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет (далее — сайт);
  • путем обращения к оператору и владельцу реестра;
  • путем обращения к нотариусу.

Для самостоятельного внесения информации в реестр, ее изменения и исключения из реестра посредством сайта залогодержатели должны создать на сайте учетную запись. Для авторизации пользователя необходимо будет применить регистрационный код, отправляемый автоматически на абонентский номер сотовой подвижной электросвязи, указанный на сайте залогодержателем при создании учетной записи (часть первая подпункта 2.7 пункта 2 Указа N 539).

При обращении с запросом о внесении информации в реестр, ее изменении или исключении из реестра к оператору и владельцу такой запрос подлежит исполнению им не позднее двух рабочих дней с даты его поступления (часть пятая подпункта 2.6 пункта 2 Указа N 539).

В случае обращения с запросом о внесении информации в реестр, ее изменении или исключении из реестра к нотариусу срок исполнения такого запроса Указ N 539 не устанавливает. Однако, как представляется, его следует исполнять в момент обращения залогодержателя.

В части первой подпункта 2.6 пункта 2 Указа N 539 заложен принцип безвозмездного доступа залогодержателей к реестру для внесения в него информации, ее изменения и исключения из реестра. В полной мере этот принцип реализуется, когда залогодержатели самостоятельно осуществляют данные действия с использованием сайта, не прибегая к услугам оператора и владельца реестра либо нотариуса. Этот способ внесения информации в реестр, ее изменения и исключения из реестра является наиболее быстрым и не сопряжен с несением залогодержателями каких-либо затрат (за исключением затрат на доступ в сеть Интернет).

Между тем, на наш взгляд, названный принцип не предполагает отсутствие платы за оказание залогодержателям услуг по совершению вышеуказанных действий оператором и владельцем реестра <2>, а также нотариусами. Такой подход обусловлен тем, что эти субъекты, осуществляя рассмотрение запросов залогодержателей и фактическое внесение информации в реестр, ее изменение или исключение из реестра, несут в связи с осуществлением указанных действий трудозатраты, которые не должны оставаться без оплаты.

<2> В случае обращения к оператору и владельцу реестра лица, обнаружившего в реестре информацию, не соответствующую действительности, либо залогодателя при нарушении залогодержателем обязанности изменить информацию, содержащуюся в реестре, или исключить ее из реестра, за изменением информации, содержащейся в реестре, или ее исключением из реестра оператор и владелец реестра совершает указанные действия на безвозмездной основе (абзац третий части третьей подпункта 2.7, абзац третий части второй подпункта 2.8 пункта 2 Указа N 539).

Таким образом, залогодержателями должны оплачиваться непосредственно услуги оператора и владельца реестра либо нотариуса, в то время как доступ к реестру как к информационной системе в силу части первой подпункта 2.6 пункта 2 Указа N 539 будет для них безвозмездным. Представляется, что факт платности названных услуг будет способствовать стимулированию залогодержателей самостоятельно использовать современные информационные технологии для доступа к реестру.

При внесении информации в реестр необходимо указать сведения о залогодержателе, залогодателе, предмете залога и договоре о залоге, предусмотренные частью третьей подпункта 2.6 пункта 2 Указа N 539.

Приведенные выше сведения в зависимости от способа внесения информации в реестр указываются либо на сайте, либо в соответствующем запросе, адресованном оператору и владельцу реестра или нотариусу.

В соответствии с частью четвертой подпункта 2.6 пункта 2 Указа N 539 по итогам внесения информации в реестр предмету залога присваивается регистрационный номер.

Важно отметить, что внесение информации в реестр не влияет на вступление в силу или действительность договора о залоге движимого имущества (далее — договор о залоге) (часть первая подпункта 2.5 пункта 2 Указа N 539).

В силу части второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа N 539 информация вносится в реестр после возникновения права залога. Право залога возникает с момента заключения договора о залоге, в отношении залога имущества, которое подлежит передаче залогодержателю, — с момента передачи этого имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге, а в случаях, если необходима регистрация договора, — с момента регистрации договора (пункт 1 статьи 322 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)). Приобретенные залогодателем товары, указанные в договоре о залоге товара в обороте, становятся предметом залога с момента возникновения у залогодателя права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на них (пункт 2 статьи 322, пункт 2 статьи 338 ГК).

Вместе с тем договором о залоге, а в отношении залога, возникающего на основании акта законодательства, — законодательством может быть предусмотрен залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем (пункт 6 статьи 321 ГК). В связи с этим в части второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа N 539 установлено, что при залоге движимого имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, информация вносится в реестр после возникновения у него права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на это имущество. При этом залогодатель обязан письменно информировать об этом залогодержателя не позднее одного календарного дня с даты возникновения соответствующего права и несет ответственность за убытки, причиненные залогодержателю неисполнением указанной обязанности.

Лицо, вносящее информацию в реестр (залогодержатель), является непосредственно заинтересованным в ее правильности и достоверности, поскольку от этого зависит возможность реализации приоритета залогодержателя (подпункт 2.9 пункта 2 Указа N 539).

Наряду с этим в связи с открытостью реестра для любых лиц и безвозмездностью внесения информации в реестр значимость приобретает противодействие внесению в реестр заведомо ложной информации. Именно поэтому Указ N 539 предусматривает ряд механизмов защиты <3> участников гражданского оборота от умышленного внесения недобросовестными лицами в реестр информации, не соответствующей действительности, и последствий такого внесения:

  1. возможность самостоятельного внесения информации в реестр только через авторизацию путем создания учетной записи с использованием регистрационного кода, отправленного автоматически на абонентский номер сотовой подвижной электросвязи, указанный лицом, вносящим информацию в реестр, на сайте при создании учетной записи (часть первая подпункта 2.7 пункта 2 Указа N 539);
  2. обязательность указания при внесении информации в реестр персональных данных <4> лица, вносящего информацию, в том числе фамилии, собственного имени, отчества (часть третья подпункта 2.6 пункта 2 Указа N 539);
  3. права лица, обнаружившего в реестре информацию, не соответствующую действительности и нарушающую права и законные интересы данного лица или иных лиц, на безвозмездной основе внести в реестр отметку о возражении против соответствующей информации, а также обратиться к оператору и владельцу реестра за изменением данной информации либо ее исключением из реестра и за предоставлением сведений, позволяющих идентифицировать лицо <5>, которое внесло такую информацию в реестр (часть третья подпункта 2.7 пункта 2 Указа N 539);
  4. ответственность лица, вносящего информацию в реестр, за ее полноту и достоверность, в том числе за убытки, причиненные иным лицам в результате внесения в реестр неполной и (или) недостоверной информации (часть вторая подпункта 2.7 пункта 2 Указа N 539).

<3> Помимо приведенных механизмов в настоящее время прорабатывается вопрос о целесообразности обеспечения доступа к реестру через сайт с использованием логина и пароля, полученных заинтересованным лицом в межбанковской системе идентификации, создание которой предусмотрено пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.12.2015 N 478 «О развитии цифровых банковских технологий», что может быть сделано в любом банке. С одной стороны, это позволит практически исключить риск внесения в реестр заведомо ложных сведений, с другой стороны, повлечет некоторые затраты для заинтересованных лиц на получение указанных логина и пароля.

<4> Персональные данные — основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо (абзац двадцать четвертый статьи 1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»).

<5> Абонентский номер сотовой подвижной электросвязи, использованный для создания учетной записи; IP-адрес устройства, с помощью которого информация была внесена в реестр; иные имеющиеся сведения.

Помимо этого, выявление абонентских устройств <6>, с которых в реестр была внесена информация, а в случае, когда информация внесена в пункте коллективного пользования интернет-услугами <7>, — выявление лиц, которые информацию внесли, при необходимости будет осуществляться в соответствии с предписаниями пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 N 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее — Указ N 60). Так, в силу части первой пункта 6 Указа N 60 поставщики интернет-услуг обязаны осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах. В соответствии с частью второй пункта 6 Указа N 60 собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами либо уполномоченные ими лица осуществляют идентификацию пользователей интернет-услуг <8> в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учет и хранение персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об интернет-услугах, оказанных пунктами коллективного пользования интернет-услугами.

<6> Абонентские устройства — технические устройства пользователя интернет-услуг, предназначенные для подключения к линии электросвязи в целях обеспечения доступа к интернет-услугам.

<7> Пункт коллективного пользования интернет-услугами — компьютерные клубы, интернет-кафе, домашние сети, иные места, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к сети Интернет.

<8> Пользователь интернет-услуг — физическое или юридическое лицо, использующее информационные сети, системы и ресурсы сети Интернет.

Факт невнесения информации в реестр не влияет на существование договора о залоге. Вместе с тем часть первая подпункта 2.9 пункта 2 Указа N 539 предусматривает неблагоприятные последствия для залогодержателей, нарушивших обязанность по внесению информации в реестр. Так, предусмотрено, что залогодержатели, которые не внесли информацию в реестр либо внесли в него информацию, не соответствующую требованиям части третьей подпункта 2.6 пункта 2 Указа N 539 <9> (за исключением технических ошибок) и (или) недостоверную информацию, вправе удовлетворить свои требования за счет соответствующего имущества залогодателя после удовлетворения требований залогодержателей, которые внесли полную и достоверную информацию в реестр. Иными словами, залогодержатели, нарушившие обязанность по внесению информации в реестр, не получают (утрачивают) приоритет залогодержателя.

<9> В данной части сообщаются сведения, которые должны быть указаны при внесении информации в реестр.

Вопрос об очередности удовлетворения требований залогодержателей, которые не внесли информацию в реестр либо внесли в него неполную и (или) недостоверную информацию, за счет соответствующего имущества залогодателя разрешен в части второй подпункта 2.9 пункта 2 Указа N 539: их очередность определяется по дате заключения договора о залоге либо возникновения иного обстоятельства, с которым законодательство либо договор связывает возникновение права залога.

Следует отметить, что Указ N 539 имеет обратную силу. В силу части первой пункта 7 Указа N 539 его действие распространяется на отношения залога, возникшие до его вступления в силу и существующие на дату его вступления в силу. Залогодержатели по таким отношениям обязаны в срок до 1 марта 2017 г. внести информацию в реестр <10>.

<10> Исполнение залогодержателями этой обязанности в соответствующий срок влечет определение приоритета залогодержателя по дате заключения договора о залоге либо возникновения иного обстоятельства, с которым законодательство либо договор связывает возникновение залога (часть первая пункта 7 Указа N 539). Неисполнение залогодержателями названной обязанности в соответствующий срок влечет утрату приоритета залогодержателя по отношению к залогодержателям, которые внесли информацию в реестр (часть вторая пункта 7 Указа N 539). При наличии уважительных причин неисполнения залогодержателем указанной обязанности судом может быть принято решение о возобновлении приоритета залогодержателя (часть четвертая пункта 7 Указа N 539).

Получить информацию, содержащуюся в реестре, вправе любое заинтересованное лицо. Предоставление информации осуществляется оператором и владельцем реестра за плату на договорной основе <11> (часть первая подпункта 2.10 пункта 2 Указа N 539). На предоставление информации из реестра согласия залогодателя и залогодержателя не требуется (часть вторая подпункта 2.6 пункта 2 Указа N 539). Часть первая подпункта 2.10 пункта 2 Указа N 539 закрепляет два способа получения информации из реестра:

  • через сайт;
  • путем обращения к оператору и владельцу реестра с соответствующим запросом.

<11> Исключения из принципа платности получения информации из реестра предусмотрены в подпункте 2.11 пункта 2 Указа N 539, согласно которому она предоставляется на безвозмездной основе ряду государственных органов, а также залогодержателям и нотариусам в отношении движимого имущества, информация о залоге которого внесена в реестр этими залогодержателями и нотариусами, и судебным исполнителям по находящимся у них на исполнении исполнительным документам.

При предоставлении информации из реестра в случае наличия факта обременения залогом движимого имущества указываются предусмотренные частью второй подпункта 2.10 пункта 2 Указа N 539 сведения о залогодателе и залогодержателе, предмете залога, договоре о залоге, регистрационном номере предмета залога, отметках о возражении против информации, содержащейся в реестре <12>.

<12> Указ N 539 предусматривает два случая, при которых такие отметки могут вноситься в реестр: 1) любым лицом при обнаружении в реестре информации, не соответствующей действительности (абзац второй части третьей подпункта 2.7 пункта 2 Указа N 539), и 2) залогодателем при нарушении залогодержателем обязанности изменить информацию, содержащуюся в реестре, или исключить ее из реестра (абзац второй части второй подпункта 2.8 пункта 2 Указа N 539). Такие отметки могут быть внесены на безвозмездной основе путем создания на сайте учетной записи в порядке, определенном в части первой подпункта 2.7 пункта 2 Указа N 539.

По нашему мнению, такие сведения целесообразно предоставлять в форме выписки из реестра, которая в зависимости от способа получения информации из реестра может отображаться на сайте либо составляться на бумажном носителе.

Правовое положение оператора и владельца реестра

Оператором и владельцем реестра определено научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (абзац первый пункта 4 Указа N 539). Это юридическое лицо входит в перечень государственных организаций, подчиненных Министерству связи и информатизации Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 979 «О некоторых вопросах Министерства связи и информатизации Республики Беларусь».

В пункте 4 Указа N 539 предусмотрены наиболее важные функции оператора и владельца реестра:

  • создание реестра и осуществление его ввода в эксплуатацию (предполагает фактическую разработку реестра своими силами или с привлечением иных лиц и обеспечение его запуска в работу);
  • осуществление программно-технического сопровождения реестра (означает перманентное поддержание работоспособности реестра, устранение недостатков (сбоев, ошибок и т.п.) его функционирования, модернизацию и развитие реестра);
  • обеспечение в процессе создания и эксплуатации реестра выполнения требований по защите информации, в том числе при ее получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении и предоставлении (предполагает выполнение комплекса мероприятий, направленных на защиту информации, содержащейся в реестре, в том числе разработку системы защиты информации);
  • обеспечение оказания заинтересованным лицам услуг по предоставлению информации, содержащейся в реестре, внесению информации в реестр, ее изменению и исключению из реестра (означает выполнение предусмотренных Указом N 539 действий по внесению информации в реестр, ее изменению и исключению из него, предоставлению информации из реестра на возмездной или безвозмездной основе в сроки, установленные в подпунктах 2.6 — 2.8, 2.10 и 2.11 пункта 2 Указа N 539).

Деятельность по ведению реестра предполагает необходимость закрепления за оператором и владельцем реестра ряда иных обязанностей, что, как представляется, может быть осуществлено в совместном постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, предусмотренном в пункте 3 Указа N 539.

Оператор и владелец реестра наделен правом самостоятельно определять размер платы за предоставление информации из реестра (часть первая подпункта 2.10 пункта 2 Указа N 539). Однако указанное право ограничено необходимостью учета экономически обоснованных затрат на выполнение вышеуказанных функций, а также уровнем рентабельности не более 30%. Как видно, в приведенной норме Указа N 539 применен такой способ регулирования цен (тарифов), как установление предельного норматива рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф). Обозначенные ограничения размера платы за предоставление информации из реестра предопределены необходимостью обеспечить доступность реестра для участников гражданского оборота (прежде всего физических и юридических лиц). Полагаем, что этим критерием доступности оператор и владелец реестра должен руководствоваться и при установлении размеров иных платежей, взимаемых при ведении реестра (в частности, за услуги по внесению информации в реестр, ее изменению и исключению из реестра, восстановлению логина и (или) пароля учетной записи на сайте).

Создание реестра должно быть осуществлено оператором и владельцем реестра до 01.09.2016, что предусмотрено пунктом 10 Указа N 539. Финансироваться создание реестра будет за счет денежных средств Национального банка Республики Беларусь, предусмотренных сметой текущих расходов и капитальных вложений на 2016 год (пункт 9 Указа N 539). Детали отношений Национального банка Республики Беларусь с оператором и владельцем реестра по поводу создания реестра, как видится, подлежат договорной регламентации.

Мероприятия по созданию и функционированию реестра будут осуществляться без их включения в государственные, отраслевые и региональные программы информатизации (пункт 6 Указа N 539), что представляет собой исключение применения в процессе создания и функционирования реестра (в том числе при его модернизации) требований Указа Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 N 531 «О некоторых вопросах информатизации».

Заключение

По итогам проведенного анализа обозначим следующие основные выводы.

Реестр представляет собой информационную систему, в которую залогодержатели с 01.09.2016 обязаны вносить сведения о передаче в залог объектов движимого имущества. Создание реестра имеет целью повышение уровня информированности участков гражданского оборота о фактах обременения движимого имущества залогом, а также установление очередности удовлетворения требований залогодержателей при последующем залоге этого имущества.

Реестр позволит банкам расширить круг объектов движимого имущества, принимаемого ими в залог, что, как следствие, должно повысить доступность кредитных ресурсов для граждан и бизнеса. Кроме того, внедрение реестра должно обеспечить повышение рейтинга Республики Беларусь в исследовании Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса» по показателю «Получение кредита». Помимо этого, применение реестра повысит правовую культуру участников гражданского оборота и степень их вовлеченности в использование информационных технологий.

Приведение ГК в соответствие с Указом N 539 позволит не только определить порядок реализации приоритета залогодержателя, но и устранить имеющиеся пробелы в правовом регулировании отношений последующего залога.

В перспективе по итогам анализа практики работы реестра представляется целесообразным рассмотрение вопроса о возможности включения в него сведений не только о залоге движимого имущества, но и о некоторых иных его обременениях.