Рассмотренное в части 1 данной статьи понимание договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи не дает возможность определять такой договор как самостоятельный тип гражданско-правового обязательства, т.к. в этой ситуации единым договорным видом будут являться абсолютно не схожие между собой по своей правовой природе договоры на безвозмездную передачу вещей, в том числе денег, а также имущественных прав, работ, услуг.
Кроме того, примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 N 779, содержит условия, имеющие отношение, прежде всего, к безвозмездной передаче вещей, в том числе денег, но не раскрывающие суть безвозмездного договора оказания услуг или лицензионного договора.
Итак, систематизируя изложенное в части 1 данной статьи, необходимо отметить, что, с одной стороны, надо вести речь о введении Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 N 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ N 300) в правовую систему Республики Беларусь нового типа гражданско-правового обязательства, правовая природа которого, однако, не разработана данным законодательным актом (в Указе N 300 отсутствует определенное количество важных для понимания соответствующего правового явления условий); с другой же стороны, единую правовую природу данного типа обязательства определить невозможно, а раз так, то, можно говорить о действительно новом типе договорного обязательства или нет, однозначно ответить нельзя.
На наш взгляд, ответ на данный вопрос должен дать законодатель путем корреспонденции между собой норм Указа N 300 и Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).
До приведения же в соответствие между собой указанных законодательных актов можно по аналогии (ст. 5 ГК) применять в отношении договоров предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, предусматривающих безвозмездную передачу работ или услуг, в части, не урегулированной Указом N 300, нормы, регламентирующие договоры оказания услуг соответствующих видов; в отношении же указанных договоров, предусматривающих безвозмездную передачу объектов интеллектуальной собственности, — нормы, регламентирующие соответствующие лицензионные договоры или договоры уступки прав на указанные объекты; применительно же к договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, предусматривающим безвозмездную передачу вещей (в том числе денег), в части, не урегулированной Указом N 300, — нормы, регламентирующие договор дарения, и, прежде всего, его особый вид — пожертвование (т.е. дарение вещей или прав в общеполезных целях).
Однако и с данным специализированным видом гражданско-правового обязательства у договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи есть противоречия не только в части предмета (объекта), но и по составу сторон обязательств, прежде всего, в силу того, что пожертвованием признается дарение не конкретному субъекту как таковому, а такому субъекту, который относится к определенной группе субъектов, в отношении которых и осуществляется пожертвование, в силу чего нельзя, например, юридически факт дарения вещи определенному гражданину рассматривать как пожертвование.
При этом, однако, указанные нормы, прежде всего ГК, должны распространяться на договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в части, не противоречащей положениям Указа N 300. Так, подп. 4 части первой ст. 546 ГК запрещает осуществление договора дарения в отношениях между коммерческими организациями, т.е. такие договоры невозможны во взаимоотношениях между, например, акционерным обществом и коллективным хозяйством, государственным унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, обществом с дополнительной ответственностью и частным унитарным предприятием и т.д. (объясняется это тем, что в предпринимательской сфере любое действие со стороны активного участника предпринимательского оборота в рамках такого оборота должно быть направлено на извлечение прибыли, а точнее на получение встречного удовлетворения за переданное иному лицу имущество). Однако между указанными в настоящем абзаце субъектами, несмотря на запрет отношений дарения, могут присутствовать отношения по предоставлению безвозмездной (спонсорской) помощи, т.к. Указ N 300 разрешает любым юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь оказывать спонсорскую помощь любым организациям (в том числе коммерческим), индивидуальным предпринимателям и иным физическим лицам Республики Беларусь.
В отношении же запрета, установленного п. 1 ст. 547 ГК, применительно к дарению имущества унитарными предприятиями и учреждениями без согласия собственника необходимо отметить, что Указ N 300 подтвердил данный запрет, предусмотрев дополнительно процедуру получения указанного согласия.
Что же касается правовой природы договоров оказания услуг без оплаты между субъектами (на которых распространяет свое действие Указ N 300), то, безусловно, такие договоры подчиняются нормам анализируемого Указа N 300, а раз так, то данные договоры по своей природе являются и договорами оказания услуг, и договорами предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, т.е. их условия должны одновременно подчиняться законодательным актам, регулирующим и один, и другой вид гражданско-правового обязательства (т.е. они не должны нарушать ни требования ГК, ни требования Указа N 300).
Рассматривая отличия договора дарения, так как он определен в ГК, и договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, так как он определен в Указе N 300, необходимо также отметить, что, в отличие от договора дарения, Указ N 300 ограничил субъектный состав сторон договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
А именно (как нами уже отмечено выше) в качестве лиц, которые вправе оказывать такую помощь, в Указе N 300 названы исключительно юридические лица или индивидуальные предприниматели Республики Беларусь.
На наш взгляд, это, конечно же, не означает, что передавать безвозмездно и безвозвратно вещи, в том числе деньги, имущественные права, выполнять безвозмездно работы, оказывать безвозмездно услуги могут исключительно поименованные лица, а, например, гражданам Республики Беларусь, не являющимся индивидуальными предпринимателями, либо иностранным субъектам это запрещено.
Нет, указанные лица могут осуществлять изложенную деятельность, но не в рамках договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а в рамках иных типов (видов) гражданско-правовых договоров, в том числе в соответствии с дополнительным регулированием (в частности, применительно к предоставлению иностранными субъектами безвозмездной (гуманитарной) помощи исходя из норм Декрета Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 N 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет N 24), а с 04.03.2016 — Декрета Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 N 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет N 5)).
Аналогичный комментарий относится и к лицам, которые вправе получать безвозмездную (спонсорскую) помощь, к которым Указ N 300 отнес исключительно организации (причем и те, которые не обладают статусом юридического лица), индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц Республики Беларусь.
Итак, Указ N 300 не распространяется на иностранных физических и юридических лиц, а также, полагаем, на лиц без гражданства; кроме того, в качестве лиц, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь, не рассматриваются и граждане Республики Беларусь, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя.
Также исходя из положений Указа N 300 Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы как особые субъекты имущественных отношений в отличие от республиканских государственных органов и органов местного управления и самоуправления не рассматриваются ни как субъекты, предоставляющие спонсорскую помощь, ни как субъекты, получающие такую помощь (в отличие, например, от договора дарения, где государство может выступать и в качестве дарителя, и в качестве одаряемого).
Указанное выше, безусловно, не воспрещает заключение, например, безвозмездных договоров поручения, хранения и т.д. между субъектами Республики Беларусь и иностранными субъектами, однако такие договоры не будут попадать под действие (и соответственно под ограничения) Указа N 300, т.е. не будут рассматриваться как договоры предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а будут определяться соответственно как договоры поручения, хранения и т.д.
Рассматривая стороны договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, нельзя не отметить, что Указ N 300 особо подходит к оказанию такой помощи государственными органами и организациями (в том числе унитарными предприятиями, учреждениями, объединениями), требуя получения согласия вышестоящих должностных лиц (государственных органов) на осуществление таких действий.
Кроме того, Указ N 300 предусматривает и ограничения по размеру предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи государственными органами и иными государственными организациями.
Не менее важным является установленное Указом N 300 ограничение по предоставлению безвозмездной (спонсорской) помощи не только в отношении юридических лиц, чье имущество находится в государственной собственности (речь идет как о республиканских, так и о коммунальных унитарных предприятиях, учреждениях и объединениях), которые предоставляют такую помощь исключительно с согласия руководителей вышестоящих государственных органов (организаций), что безусловно правильно и полностью, как отмечено выше, соответствует п. 1 ст. 547 ГК; но и в отношении хозяйственных обществ и иных организаций, в уставных фондах которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, юридических лиц государственной формы собственности превышает 50%. Такие лица также при предоставлении спонсорской помощи должны получить согласие руководителя соответствующего государственного органа или организации, осуществляющих управление долями.
Последнее входит в определенное противоречие с нормами законодательства о хозяйственных обществах, в которых этот вопрос передан в компетенцию органов управления хозяйственного общества, в рамках которых государство через своего представителя могло бы не допустить предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи; хотя и в соответствии с нормой Указа N 300 рассматриваемый вопрос все равно будет решаться органом управления хозяйственного общества, решение которого просто не вступит в силу без соответствующего согласования государственного органа.
Указ N 300 предусматривает, что юридическое лицо, чье имущество находится в частной собственности и одновременно в уставном фонде которого отсутствует доля, находящаяся в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы, свыше 50% (т.е. при наличии доли государства в размере 50% указанное ограничение не применяется), оказывает безвозмездную (спонсорскую) помощь без ограничения ее размеров; при этом, однако, необходимо помнить, что частные унитарные предприятия и учреждения в части отношений дарения, т.е. безвозмездной передачи вещей, имущественных прав, освобождения от имущественной обязанности, ограничены в силу уже упоминавшегося п. 1 ст. 547 ГК необходимостью получения обязательного согласия со стороны собственника имущества.
И, наконец, заканчивая анализ отличий договора дарения и договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, необходимо обратить внимание и на то, что Указ N 300 в отличие от ГК устанавливает точный перечень целей, на которые может предоставляться безвозмездная (спонсорская) помощь; в отношении договора дарения такого перечня целей просто нет.
Анализируя интересующую нас ситуацию, нельзя еще раз не отметить, что описанное выше в отношении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и Указа N 300 будет иметь место лишь в случае, когда общество с ограниченной ответственностью (ситуацию с реорганизацией которого мы анализировали) получило безвозмездную (спонсорскую) помощь от юридического лица или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь. Если же интересующее нас общество с ограниченной ответственностью получило безвозмездную помощь от иностранного отправителя, то на соответствующие отношения, как отмечено нами выше, в настоящее время будут распространять свое действие нормы Декрета N 24.
Применительно к положениям Декрета N 24 касательно интересующих нас отношений необходимо отметить следующее.
Прежде всего, надо подчеркнуть, что Декрет N 24 определяет в качестве субъектов, предоставляющих иностранную безвозмездную помощь:
- иностранные государства;
- международные организации;
- иностранные организации;
- иностранных граждан;
- лиц без гражданства;
- анонимных жертвователей.
В силу Декрета N 24 в качестве иностранной безвозмездной помощи могут выступать следующие объекты гражданского права:
- денежные средства, в том числе в иностранной валюте;
- товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение.
Декрет N 24 требует обязательной регистрации иностранной безвозмездной помощи в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.
При этом Декрет N 24 (аналогично Указу N 300) устанавливает строго определенный перечень целей, на которые может использоваться иностранная безвозмездная помощь.
Из пяти точно поименованных обобщенных целей использования иностранной безвозмездной помощи, определенных Декретом N 24, общество с ограниченной ответственностью (а в рамках данной статьи нас интересует лишь такой получатель иностранной безвозмездной помощи) для осуществления в своей предпринимательской деятельности может получить интересующую нас помощь лишь на цели:
- ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- проведения научных исследований, разработок, а также для реализации научно-исследовательских программ;
- оказания медицинской помощи.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью может получить иностранную безвозмездную помощь и для иных целей, связанных с его предпринимательской деятельностью, но для этого такая цель должна быть подтверждена (определена) Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
При этом нарушение требований Декрета N 24 о целевом использовании иностранной безвозмездной помощи влечет для юридического лица Республики Беларусь (в частности, общества с ограниченной ответственностью) административную ответственность.
Декрет N 24 требует в обязательном порядке от юридического лица Республики Беларусь (в том числе и от общества с ограниченной ответственностью) при регистрации иностранной безвозмездной помощи в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь представить данному органу план целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи. При этом юридическое лицо Республики Беларусь обязано строго придерживаться указанного плана под угрозой применения административной ответственности за его нарушение.
Как нами уже отмечено выше, Декрет N 24 прекратит свое действие с 4 марта 2016 г., с указанной даты вступит в силу Декрет N 5.
В связи с указанным необходимо проанализировать положения и Декрета N 5, которые имеют отношение к интересующим нас обстоятельствам.
Итак, в силу Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом N 5 (далее — Положение), под иностранной безвозмездной помощью понимаются следующие объекты гражданского права, безвозмездно предоставляемые иностранными отправителями белорусским получателям в пользование, владение и (или) распоряжение:
- денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь;
- денежные средства в виде взносов иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь;
- денежные средства в виде беспроцентных займов;
- товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав.
При этом Положение под отправителями понимает таких субъектов, как:
- иностранные государства;
- международные организации;
- иностранные организации;
- граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь;
- иностранные граждане, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;
- лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;
- иностранные анонимные жертвователи.
В качестве же получателей иностранной безвозмездной помощи Декрет N 5 рассматривает следующих субъектов:
- физические лица (причем, как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь);
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- юридические лица Республики Беларусь;
- государственные органы (как Республики Беларусь, так и ее административно-территориальных единиц),
получившие иностранную безвозмездную помощь от указанных выше отправителей, а также получившие иностранную безвозмездную помощь от перечисленных получателей в порядке ее распределения согласно плану целевого использования помощи.
Исходя из указанного, можно сделать однозначный вывод, что и в силу Декрета N 5 общество с ограниченной ответственностью, подъюрисдикционное праву Республики Беларусь, может являться получателем иностранной безвозмездной помощи и заключить интересующий нас договор.
При этом необходимо также особо отметить, что и Декрет N 5 (наряду с проанализированными выше законодательными актами) особо указывает на то, что иностранная безвозмездная помощь (а также имущество, приобретенное за счет средств такой помощи) может использоваться исключительно на те цели, которые напрямую определены в Декрете N 5.
Из восьми обобщенных целей использования иностранной безвозмездной помощи, предусмотренных Декретом N 5 применительно к тем целям, которые могут соответствовать предпринимательским целям создания общества с ограниченной ответственностью, можно указать на такие цели, как:
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- проведение научных исследований, разработок, а также реализация научно-исследовательских программ;
- содействие кинематографии, различным видам искусства, проведение культурных мероприятий, а также развитие и поддержание народного творчества, народных промыслов (ремесел), развитие особо охраняемых природных территорий, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
- оказание медицинской помощи, в том числе медико-социальной помощи;
- развитие физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
При этом, наряду с указанными выше целями, Декрет N 5 допускает предоставление иностранной безвозмездной помощи и на иные цели, определенные Управлением делами Президента Республики Беларусь, по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если речь идет об иностранной безвозмездной помощи в размере (стоимости), превышающем 500 базовых величин на дату поступления такой помощи; и без согласования с Президентом Республики Беларусь — в отношении безвозмездной иностранной помощи в размере (стоимости), не превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления.
Декрет N 5 устанавливает точный порядок получения иностранной безвозмездной помощи в виде товара (имущества), который должен соблюдаться интересующим нас обществом с ограниченной ответственностью.
Так, в частности, общество с ограниченной ответственностью должно принять ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи товары (имущество) в течение одного месяца со дня их ввоза на территорию Республики Беларусь; а если они приобретены указанным выше отправителем на территории Республики Беларусь — не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их предоставления.
При этом общество с ограниченной ответственностью принимает иностранную безвозмездную помощь в виде товаров (имущества) исключительно комиссией, созданной по решению (распоряжению) руководителя такого общества с ограниченной ответственностью, в присутствии представителя местного исполнительного распорядительного органа, расположенного по месту хранения иностранной безвозмездной помощи.
Помимо этого, по результатам приемки иностранной безвозмездной помощи обществом с ограниченной ответственностью (как и любым иным юридическим лицом) составляется акт приемки иностранной безвозмездной помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь, в котором отражается: фактическое наличие товаров (имущества), соответствие их наименования, количества, стоимости сведениям, указанным в транспортных (перевозочных) и иных документах, в соответствии с которыми товары (имущество) ввозились (приобреталось). В случае отсутствия в транспортных (перевозочных) и иных документах, в соответствии с которыми товары (имущество) ввозились (приобреталось), стоимости поступившей иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества) такая стоимость определяется комиссией общества с ограниченной ответственностью, исходя из стоимости идентичных, однородных или аналогичных товаров (имущества).
При этом в случае если комиссия общества с ограниченной ответственностью выявит в ходе приемки иностранной безвозмездной помощи товары (имущество), не пригодные для их дальнейшего использования, то она составляет акт о непригодности иностранной безвозмездной помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь; при этом в таком случае товары (имущество) подлежат возврату их отправителю, а при невозможности такого возврата — уничтожению.
Что же касается получения иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, то юридические лица, в том числе общества с ограниченной ответственностью, обязаны для получения такой иностранной безвозмездной помощи открыть в банке Республики Беларусь благотворительный счет в иностранной валюте или белорусских рублях.
Таким образом, в силу Декрета N 5 денежные средства, поступающие в адрес юридических лиц (в том числе обществ с ограниченной ответственностью) в качестве иностранной безвозмездной помощи, в том числе в безналичном порядке, зачисляются на благотворительные счета таких лиц. При этом Декрет N 5 определяет, что в случае отсутствия у юридического лица благотворительного счета денежные средства, являющееся иностранной безвозмездной помощью, размещаются банком, в который они поступили, на промежуточные счета по прочим операциям, на которых такие денежные средства могут находиться до перечисления на благотворительный счет.