О судьбе безвозмездной спонсорской помощи хозяйственного общества, реорганизованного путем присоединения к другому хозяйственному обществу (часть 3)

Наличные денежные средства, поступающие в адрес юридических лиц (в том числе обществ с ограниченной ответственностью) в качестве иностранной безвозмездной помощи, должны быть внесены на благотворительный счет соответствующего юридического лица в течение трех банковских дней со дня их получения.

При этом Декрет Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 N 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет N 5) установил особый порядок выдачи юридическим лицам (в том числе обществам с ограниченной ответственностью) — получателям иностранной безвозмездной помощи денежных средств с их благотворительного счета.

Для выдачи юридическим лицам — получателям денежных средств в банк необходимо представить копию удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи и копию плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованного с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. Кроме того, в банк представляется также документ, подтверждающий внесение (зачисление, поступление) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств на благотворительный счет, на котором проставлен штамп Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. Причем банк обязан отказать юридическим лицам — получателям иностранной безвозмездной помощи в перечислении (выдаче) денежных средств в случае непредставления указанных выше документов, а также в случае выявления несоответствия цели использования иностранной безвозмездной помощи, указанной в плане целевого использования (распределения) помощи, целям использования помощи, указанным в платежных инструкциях (расчетных (кассовых) документах, заявлениях на акцепт), представленных юридическим лицом — получателем иностранной безвозмездной помощи.

Исходя из изложенного видно особое отношение белорусского законодательства к совершению и исполнению договоров о предоставлении иностранной безвозмездной помощи.

При этом указанное особое отношение выражается также в том, что Декрет N 5 (так же как и Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 N 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет N 24)) предусматривает необходимость по общему правилу регистрации иностранной безвозмездной помощи, получаемой юридическими лицами (в том числе и обществами с ограниченной ответственностью), Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.

В силу Декрета N 5 не подлежит регистрации иностранная безвозмездная помощь лишь в следующих двух случаях:

  • получения юридическим лицом товаров (имущества) стоимостью до 500 базовых величин на дату их поступления исключительно для использования в своей производственно-хозяйственной деятельности;
  • получения безвозмездно юридическим лицом рекламной продукции, образцов товаров, предназначенных исключительно для проведения испытаний (сертификаций), изучения их технических характеристик и потребительских свойств.

Декрет N 5 устанавливает точные сроки регистрации иностранной безвозмездной помощи Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, а именно указывает на то, что:

  • регистрация иностранной безвозмездной помощи осуществляется в течение пяти рабочих дней, следующих за днем согласования Президентом Республики Беларусь целей использования иностранной безвозмездной помощи и (или) ее освобождения от налогов, сборов, пошлин, — при регистрации иностранной безвозмездной помощи для цели, определяемой Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, и (или) освобождении ее от налогов, сборов (пошлин);
  • регистрация иностранной безвозмездной помощи осуществляется в течение десяти рабочих дней, следующих за днем подачи в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь заявления о регистрации иностранной безвозмездной помощи, — во всех иных случаях, кроме указанных выше.

Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (на основании указанного выше законодательного акта) вправе отказать в регистрации иностранной безвозмездной помощи исключительно в следующих случаях:

  • представления получателем иностранной безвозмездной помощи документов, не соответствующих требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;
  • непредставления получателем иностранной безвозмездной помощи всех требуемых законодательством Республики Беларусь документов для регистрации иностранной безвозмездной помощи;
  • расхождения сведений в документах, представленных получателем иностранной безвозмездной помощи для регистрации такой помощи;
  • несогласования Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, представленного на согласование данному органу.

Если Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь откажет в регистрации иностранной безвозмездной помощи, то она подлежит возврату отправителю (за исключением иностранных анонимных жертвователей) либо должна быть изменена цель ее использования.

Факт регистрации иностранной безвозмездной помощи применительно к юридическому лицу (в том числе и обществу с ограниченной ответственностью) подтверждается выдачей такому лицу специального удостоверения, к которому прилагаются: план целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованный Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь; документ, подтверждающий внесение (зачисление, поступление) иностранной безвозмездной помощи на благотворительный счет в банке Республики Беларусь (в отношении иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств); копия акта приемки иностранной безвозмездной помощи (при его наличии) (в отношении иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества)).

При этом использование иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации, юридическим лицом (в том числе и обществом с ограниченной ответственностью) до получения указанного выше удостоверения запрещается; в отношении же недвижимого имущества такой запрет действует также до осуществления в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на такое недвижимое имущество.

Нельзя не отметить, что если отправитель иностранной безвозмездной помощи предоставляет белорусскому юридическому лицу — получателю товары (имущество), в отношении которых должны быть проведены работы по монтажу (наладке, установке), то стоимость иностранной безвозмездной помощи указывается без стоимости таких работ. Однако в договоре о предоставлении иностранной безвозмездной помощи и документе, подтверждающем поступление товаров (имущества) юридическому лицу — получателю, стоимость работ по монтажу (наладке, установке) указанного имущества должна быть отражена отдельно.

В связи с рассматриваемыми отношениями нельзя не отметить, что Декрет N 5 (в отличие от Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 N 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ N 300)) точно не отражает юридическое основание получения белорусским юридическим лицом иностранной безвозмездной помощи.

При этом Декрет N 5 все-таки указывает на то, что сведения об условиях и целях использования иностранной безвозмездной помощи могут найти свое отражение в договоре (причем Декрет N 5 не именует такой договор), дарственном письме или любом ином документе.

Таким образом, право выбора правового основания предоставления иностранной безвозмездной помощи принадлежит исключительно отправителю и получателю.

Однако нам представляется, что в качестве указанного правового основания может выступать исключительно договор. Причем когда речь идет о рассматриваемых отношениях с участием белорусских юридических лиц, такой договор должен быть составлен в письменной форме.

Изложенное выше объясняется тем, что для получения иностранной безвозмездной помощи необходимо не только волеизъявление отправителя такой помощи, но и «встречное» волеизъявление получателя соответствующей помощи, так как без последнего волеизъявления (то есть согласия на получение) иностранная безвозмездная помощь предоставлена быть не может.

В соответствии с вышеизложенным, несмотря на то что в Декрете N 5 указывается на «дарственное письмо или иной документ, содержащий сведения об условиях и целях использования помощи», в действительности речь не может идти о предоставлении иностранной безвозмездной помощи на основании односторонней сделки отправителя указанной помощи.

В связи с этим приведенные выше документы должны трактоваться исключительно как соответствующие разновидности письменной формы договора между отправителем иностранной безвозмездной помощи и ее получателем.

Последнее тем более верно в силу того, что в соответствии с п. 3 ст. 404 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в соответствии с п. 3 ст. 408 ГК; на основании же п. 3 ст. 408 ГК совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте.

Из указанного однозначно видно, что белорусский законодатель допускает совершение договора в письменной форме путем направления письменной оферты и вместо получения на нее письменного же акцепта — путем совершения конкретных действий, вытекающих из оферты.

В рассматриваемом случае, если отправитель иностранной безвозмездной помощи направит дарственное письмо, а получатель иностранной безвозмездной помощи — юридическое лицо Республики Беларусь (в том числе общество с ограниченной ответственностью) примет указанную иностранную безвозмездную помощь и совершит при этом все отраженные выше действия, требуемые от него Декретом N 5, то можно с полным основанием утверждать, что такие действия могут оцениваться (признаваться) как конклюдентные действия, предусмотренные п. 3 ст. 408 ГК. А раз так, то и в рамках описываемой нами последней ситуации наблюдается договор между отправителем иностранной безвозмездной помощи и ее получателем, причем совершенный в надлежащей письменной форме, то есть с соблюдением всех требований законодательства Республики Беларусь.

При этом нельзя не подчеркнуть, что как в Декрете N 24, так и в Декрете N 5 (в отличие от Указа N 300) не содержится существенных условий договора о предоставлении иностранной безвозмездной помощи, предусмотренных законодательно.

Иными словами, белорусское законодательство не содержит особых требований к условиям договора о предоставлении иностранной безвозмездной помощи.

Однако из существа подхода белорусского права к договору как таковому, а также исходя из правовой природы отношений по предоставлению иностранной безвозмездной помощи и норм Декрета N 5 определенные примерные условия интересующего нас договора все-таки могут быть выделены.

К таким условиям могут быть отнесены:

  • во-первых, предмет договора (любой договор без предмета представить невозможно), то есть существо тех правовых отношений, в которые вступают стороны интересующего нас договора, а именно обязательство отправителя предоставить иностранную безвозмездную помощь и обязательство получателя принять такую помощь и совершить все необходимые действия с точки зрения законодательства для того, чтобы иностранная безвозмездная помощь была действительна на основании требований определенной правовой системы;
  • во-вторых, размер (сумма) предоставляемой иностранной безвозмездной помощи с отражением его в определенной валюте (то есть той валюте, в которой и предоставляется помощь) — если иностранная безвозмездная помощь предоставляется в виде денежных средств, либо точное наименование, характеристики, количество (либо порядок его определения), стоимость (в определенной валюте) (либо порядок ее определения), качества, при необходимости комплектность и ассортимент товара (имущества) — если иностранная безвозмездная помощь предоставляется в вещной форме. При этом в последнем случае в договоре также должны найти свое отражение условия передачи товара от отправителя иностранной безвозмездной помощи получателю иностранной безвозмездной помощи, в частности, но не исключительно: условия перевозки товара, его страхования, грузоотправитель, обязательства по выполнению таможенных и иных обязательных административных процедур, уведомления сторонами друг друга об исполнении обязательств для передачи товара, документы, сопровождающие товар, порядок приемки товара, сроки годности (гарантийные сроки, сроки службы) товара и т.д.;
  • в-третьих, срок предоставления иностранной безвозмездной помощи (как правило, не календарная дата, а определенный период времени, в течение которого отправитель передаст иностранную безвозмездную помощь юридическому лицу — получателю такой помощи);
  • в-четвертых, цель предоставления иностранной безвозмездной помощи, соответствующая целям, отраженным в Декрете N 5 (в настоящее время — в Декрете N 24);
  • в-пятых, соответствующее цели предоставления иностранной безвозмездной помощи существо плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, то есть указания на размер денежных средств (вид валюты) или наименование товара (имущества), которые направляются на реализацию точно определенных целей использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, а возможно (при необходимости) — и та категория лиц, которая должна выступить в качестве конечного получателя соответствующей иностранной безвозмездной помощи (правда, в рамках определенных договоров данное условие может и отсутствовать, если иностранная безвозмездная помощь предоставляется исключительно для ее использования первоначальным пользователем — юридическим лицом и такой пользователь использует указанную помощь на изначально точно определенную в договоре цель);
  • в-шестых, порядок представления получателем иностранной безвозмездной помощи отправителю отчета о целевом использовании такой помощи;
  • в-седьмых, любые иные условия, которые стороны интересующего нас договора должны будут согласовать применительно к конкретному типу (виду) иностранной безвозмездной помощи.

Сделанный нами выше вывод об отсутствии в белорусском праве особых требований к условиям договора о предоставлении иностранной безвозмездной помощи должен быть несколько скорректирован с учетом положений Декрета N 5 в отношении особенностей использования отдельных видов товаров (имущества), полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи.

Указанные особенности присутствуют в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, предоставляемого в качестве иностранной безвозмездной помощи.

Суть же особенностей состоит в том, что сделки с расположенным в Республике Беларусь недвижимым имуществом, которое является иностранной безвозмездной помощью, в обязательном порядке заключаются в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

А раз так, то требования параграфа 7 «Продажа недвижимости» главы 30 ГК обязательно должны быть соблюдены в отношении указанной сделки.

Причем речь идет не только о форме договора продажи недвижимого имущества, который в силу ст. 521 ГК заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При этом в соответствии со ст. 522 ГК, а также Законом Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» указанный договор (переход права собственности) должен быть обязательно зарегистрирован. Речь также идет об условиях указанного договора, а именно о том, что в силу ст. 525 ГК в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

Кроме того, еще одно дополнительное существенное условие интересующего нас договора напрямую предусмотрено в Декрете N 5, в соответствии с которым существенным условием сделок с расположенным в Республике Беларусь недвижимым имуществом, являющимся иностранной безвозмездной помощью, является указание сведений о предоставлении недвижимого имущества именно в качестве иностранной безвозмездной помощи.

Рассматривая существо договоров о предоставлении иностранной безвозмездной помощи в виде недвижимого имущества, нельзя не отметить, что Декрет N 5 предусматривает, что получатель такой иностранной безвозмездной помощи, в том числе и общество с ограниченной ответственностью, должен в течение одного месяца со дня регистрации недвижимого имущества в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь в качестве иностранной безвозмездной помощи, но не позднее шести месяцев со дня подписания договора о предоставлении такой иностранной безвозмездной помощи в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией соответствующего договора о предоставлении иностранной безвозмездной помощи, основанных на нем прав, ограничений (обременений) прав в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

При этом получатель указанного вида иностранной безвозмездной помощи (в том числе и общество с ограниченной ответственностью) не вправе без согласования с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь осуществлять:

  • сделки с недвижимым имуществом, полученным в качестве иностранной безвозмездной помощи, влекущие возникновение, переход или прекращение прав, предусматривающие возможность перехода прав на недвижимое имущество, полученное в качестве иностранной безвозмездной помощи, к иным лицам;
  • реконструкцию и другие действия, влекущие изменения технических характеристик недвижимого имущества, которое является иностранной безвозмездной помощью.

Причем в отношении запрета указанных действий государственная регистрация должна быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией возникновения (перехода) права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) получателя на такое имущество.

В связи с указанным нельзя не отметить, что определенная особенность (правда, лишь применительно к осуществлению регистрационных действий) присутствует в отношении иностранной безвозмездной помощи в виде транспортного средства. После регистрации такой помощи в отношении транспортного средства, подлежащего государственной регистрации в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь в течение пяти рабочих дней уведомляет об этом управление Государственной автомобильной инспекции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления Государственной автомобильной инспекции управления внутренних дел областных исполнительных комитетов по месту нахождения получателя такой иностранной безвозмездной помощи — юридического лица с указанием сведений о транспортном средстве (включая его идентификационный номер).

При снятии с учета транспортного средства, переданного в качестве иностранной безвозмездной помощи, наблюдается обратная ситуация. Регистрационные, регистрационно-экзаменационные подразделения управления Государственной автомобильной инспекции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления Государственной автомобильной инспекции управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления (отделы) внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов, осуществившие снятие с учета такого транспортного средства, в течение пяти рабочих дней информируют об этом Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. То же наблюдается в случае внесения изменений в регистрационные документы транспортного средства, являющегося иностранной безвозмездной помощью.

Заканчивая анализ законодательных положений, посвященных регламентации порядка предоставления иностранной безвозмездной помощи юридическим лицам, в том числе и обществам с ограниченной ответственностью, нельзя не отметить то обстоятельство, что Декрет N 5 не регламентирует порядок и форму представления отчета получателем иностранной безвозмездной помощи отправителю иностранной безвозмездной помощи; особо подходит к вопросу представления отчета об использовании (распределении) такой помощи получателем иностранной безвозмездной помощи — юридическим лицом государственным органам Республики Беларусь.

В силу Декрета N 5 юридические лица (в том числе общества с ограниченной ответственностью), получившие иностранную безвозмездную помощь в виде денежных средств, обязаны не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем использования иностранной безвозмездной помощи по целевому назначению в полном объеме, представить в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь отчет об использовании (распределении) такой помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь.

В связи с указанным нельзя также не подчеркнуть, что Декрет N 5 возлагает обязанность по представлению отчета об использовании (распределении) иностранной безвозмездной помощи и на юридических лиц — конечных получателей такой помощи.

Итак, в силу положений Декрета N 5 юридические лица, получившие иностранную безвозмездную помощь в порядке распределения согласно плану, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем ее использования по целевому назначению в полном объеме, представляют, но уже не государственному органу, а именно первоначальному получателю иностранной безвозмездной помощи (то есть лицу, получившему ее непосредственно от отправителя) отчет об использовании (распределении) такой помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Переходя к интересующей нас проблеме реорганизации общества с ограниченной ответственностью как возможного получателя иностранной безвозмездной помощи путем его присоединения к открытому акционерному обществу с сохранением в отношении открытого акционерного общества действия договора о предоставлении иностранной безвозмездной помощи, необходимо отметить, что все, описанное нами выше в отношении правопреемства по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (то есть по договору, урегулированному Указом N 300), в полной мере распространяется и на договор о предоставлении иностранной безвозмездной помощи.

То есть в рассматриваемом примере открытое акционерное общество, к которому присоединится общество с ограниченной ответственностью, заключившее договор о предоставлении иностранной безвозмездной помощи, в силу универсального правопреемства станет участником соответствующего договора на стороне получателя со всеми правами и обязанностями такой стороны договора (в том числе и в части обязанности по представлению отчета о целевом использовании иностранной безвозмездной помощи (если такое условие будет содержаться в договоре — в отличие от Указа N 300 обязанность наличия такого условия в договоре прямо не указана законодательством Республики Беларусь) и реализации плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи), причем без обязательной замены в письменной форме интересующего нас договора общества с ограниченной ответственностью на открытое акционерное общество.

Наконец, в связи с описываемыми отношениями нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что и в отношении договора о предоставлении иностранной безвозмездной помощи, скорее всего, с неменьшим основанием, чем в отношении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, можно утверждать о том, что и указанный договор не является разновидностью договора дарения, а представляет собой самостоятельное правовое явление, то есть самостоятельный вид (а при определенных оценках даже тип) гражданско-правового обязательства.

Такой вывод базируется в том числе и на приведенном выше понятии иностранной безвозмездной помощи (Декрет N 5), в соответствии с которым к таковой относятся и беспроцентные займы, и взносы иностранных учредителей (членов) в некоммерческие организации Республики Беларусь, и финансирование иностранными учредителями созданных ими учреждений Республики Беларусь. Все перечисленные виды иностранной безвозмездной помощи ни при каких условиях не могут рассматриваться как отношения дарения, так как представляют собой абсолютно самостоятельные и обособленные от дарения правовые явления (в частности, заем, в том числе и беспроцентный, — это отдельный от дарения тип гражданско-правового обязательства).