Об административной ответственности работников юридических лиц за прием наличных денежных средств без проверки их подлинности и платежности

В настоящее время в Республике Беларусь имеется практика привлечения работников юридических лиц — должностных лиц или кассиров к административной ответственности за прием наличных денежных средств без проверки их подлинности и платежности по ч. 3 ст. 11.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) как за иные, кроме предусмотренных частями 1 и 2 статьи 11.7 КоАП, нарушения порядка ведения кассовых операций.

Насколько правомерна такая практика?

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Пунктом 19 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 N 107 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», вступившей в силу с 01.07.2011 (далее — Инструкция N 107) (пунктом 23 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 N 4, действовавшей до 01.07.2011 (далее — Инструкция N 4)), предусмотрена обязанность проверки подлинности и платежности принимаемых наличных денежных средств. В связи с этим прием наличных денежных средств без проверки их подлинности и платежности является нарушением Инструкции N 107 (Инструкции N 4) и соответственно нарушением порядка ведения кассовых операций.

Указанное нарушение не составляет объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 11.7 КоАП. Поэтому рассмотрим возможность его квалификации по ч. 3 ст. 11.7 КоАП как за иное нарушение порядка ведения кассовых операций.

В отличие от частей 1 и 2 статьи 11.7 КоАП, часть 3 статьи 11.7 КоАП прямо не описывает объективную сторону административного правонарушения и является отсылочной.

В то же время пунктом 19 Инструкции N 107 (пунктом 23 Инструкции N 4) обязанность проверки подлинности и платежности принимаемых наличных денежных средств возложена только на юридических лиц, подразделения, индивидуальных предпринимателей, а с 01.07.2011 — и на частных нотариусов. Данная обязанность на должностных лиц или кассиров юридических лиц ни указанным положением, ни иными нормами действующего законодательства Республики Беларусь не возложена, в связи с чем они не могут являться субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.7 КоАП. Соответственно в действиях последних отсутствует состав данного административного правонарушения.

Ввиду того, что юридические лица не указаны в диспозиции ч. 3 ст. 11.7 КоАП как субъекты данного административного правонарушения, они также не могут быть привлечены к ответственности на основании указанной нормы.