Об изменении условий назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.04.2016 N 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее — Указ N 137) с 1 января 2017 г. изменяются условия назначения трудовых пенсий по возрасту и пенсий за выслугу лет.

Рассматривая ранее вопросы о соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь от 14.07.2014 N 190-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения», Конституционный Суд Республики Беларусь обратил внимание законодателя на наметившуюся в законодательном регулировании общественных отношений тенденцию, при которой такое регулирование, включая совершенствование законодательных механизмов по обеспечению реализации конституционных прав граждан, осуществляется первоначально путем принятия указов Президента Республики Беларусь, а впоследствии нормы законов согласовываются с нормами этих указов <1>.

<1> О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения»: решение Конституционного Суда Республики Беларусь, 7 июля 2014 г., N Р-943/2014.

В связи с этим в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа N 137 законодательные акты о пенсионном обеспечении будут приведены в соответствие с приведенными ниже характеристиками основных изменений.

1. Повышается общеустановленный пенсионный возраст.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа N 137 общеустановленный пенсионный возраст повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет.

Поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста в общей сложности на три года касается лиц, претендующих на трудовую пенсию по возрасту, трудовую пенсию за выслугу лет, назначаемую до достижения общеустановленного пенсионного возраста, отдельных категорий государственных служащих, претендующих на ежемесячное денежное содержание, а также военнослужащих (сотрудников), состоящих на военной службе (службе в военизированных организациях) в воинских (специальных) званиях до подполковника включительно, за исключением военнослужащих (сотрудников), признанных военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодными (не отвечающими специальным требованиям) к военной службе (службе в военизированных организациях).

С учетом повышения общеустановленного пенсионного возраста в приведенной таблице отражена информация о том, сколько лет необходимо проработать, чтобы получать полную пенсию.

Период, в течение которого производилась уплата обязательных страховых взносов

Женщины

Мужчины

15,5 года

1961 года рождения

1956 года рождения

16 лет

1962 года рождения

1957 года рождения

16,5 года

1963 года рождения

1958 года рождения

17 лет

1964 года рождения

1959 года рождения

17,5 года

1965 года рождения

1960 года рождения

18 лет

1966 года рождения

1961 года рождения

18,5 года

1967 года рождения

1962 года рождения

19 лет

1968 года рождения

1963 года рождения

19,5 года

1969 года рождения

1964 года рождения

20 лет

1970 года рождения и позже

1965 года рождения и позже

2. Общие требования к стажу работы как условия назначения пенсий на общих основаниях.

Периоды деятельности, засчитываемые в стаж работы, регламентированы статьей 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 N 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон о пенсионном обеспечении).

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — фонд) согласно законодательству о государственном социальном страховании.

3. Принцип поэтапного повышения стажа работы.

Право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет имеют те граждане, кто в период работы или занятия иными видами деятельности подлежал государственному социальному страхованию. Это означает, что за них, а также ими самими в предусмотренных законом случаях уплачивались обязательные страховые взносы в фонд. Это требование было усилено в 2006 году путем установления минимального страхового стажа 5 лет.

Однако с 1 января 2014 г. минимальный страховой стаж, который нужен для того, чтобы получать пенсию, вырос до 10 лет, с 1 января 2015 г. — уже до 15 лет.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 N 534 «О вопросах социального обеспечения» на 1 января 2016 г. право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы, в период которой уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, не менее 15 лет 6 месяцев.

Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет к 2025 году.

При этом для отдельных категорий граждан сохранено требование о наличии 5 лет страхового стажа для права на трудовую пенсию. К ним относятся, в частности, матери, воспитывавшие детей-инвалидов не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, многодетные матери, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, инвалиды с детства.

В требуемый общий стаж (20 лет) помимо работы могут быть засчитаны периоды ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы и другие, предусмотренные частью 2 статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении. При наличии общего стажа и страхового стажа установленной продолжительности трудовая пенсия по возрасту может быть назначена на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Другие требования к стажу (общий стаж, специальный стаж) остаются прежними.

Справочно. Возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 г.), а позднее, скажем, в феврале 2019 г., то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 г.

4. Периоды, засчитываемые в стаж работы.

В стаж работы засчитываются периоды, указанные в пунктах а) — м) части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении. К ним относятся периоды:

  • военной службы в Вооруженных Силах Беларуси и бывшего СССР;
  • получения пособия по временной нетрудоспособности лицами, подлежащими государственному социальному страхованию;
  • отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности;
  • ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
  • ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом;
  • нахождения на инвалидности I и II группы, связанной с исполнением обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • получения в дневной форме образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, дополнительного образования взрослых по направлению районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите, комитета по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, прохождения подготовки в клинической ординатуре;
  • получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности;
  • пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации;
  • пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных;
  • получения ежемесячного государственного пособия лицами в связи с временным отстранением их от должности по требованию органа, ведущего уголовный процесс, уголовное преследование против которых прекращено по ряду оснований, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, либо которые оправданы судом.

Указанные периоды учитываются в трудовом стаже, используемом для подсчета размера получаемой пенсии.

5. Пенсии при неполном стаже работы.

Пенсия при неполном стаже работы назначается в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о пенсионном обеспечении в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу работы, но не менее 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту, а матерям-героиням — не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

При отсутствии необходимого стажа работы, в период которого уплачивались страховые взносы, при достижении мужчинами возраста 65 лет, а женщинами 60 лет может быть назначена социальная пенсия (статьи 72 — 73 Закона о пенсионном обеспечении).

6. Размеры пенсий по возрасту.

Порядок исчисления размера пенсии установлен в статьях 23, 23-1 Закона о пенсионном обеспечении.

Пенсии по возрасту, в том числе пенсии за выслугу лет (кроме пенсий работникам летного и летно-испытательного состава), назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии.

За каждый полный год стажа работы (за каждый полный год выслуги) сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, а также за каждый полный год стажа работы с особыми условиями труда сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии.

Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).

Размер социальной пенсии равен половине бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала (с 01.03.2016 по 30.04.2016 — 820 тыс.руб.).

Увеличение размера пенсии по возрасту при продолжении работы без получения государственной пенсии.

Согласно статье 23-1 Закона о пенсионном обеспечении пенсионеры, отказавшиеся от получения назначенной им пенсии по возрасту на общих основаниях, продолжают работать, размер пенсии по возрасту увеличивается за период работы, в течение которого пенсионер не получал пенсии (абзац 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и в Закон Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

То есть размер пенсии по возрасту увеличивается на:

  • 6, 8, 10 и 12 процентов заработка соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка — за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;
  • 1 процент заработка за каждые полные два месяца неполного года работы.

Справочно. Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение указанной пенсии, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.

7. Льготы по исчислению стажа работы.

При исчислении стажа работы на льготных условиях засчитываются периоды, указанные в статье 52 Закона о пенсионном обеспечении, а именно:

  • а) военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, — в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсий за выслугу лет военнослужащим;
  • б) работа лиц из числа вольнонаемного состава в воинских частях действующей армии в период боевых действий — в двойном размере;
  • в) работа в лепрозориях, противочумных и инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, — в двойном размере;
  • г) время пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных, — в двойном размере;
  • д) время содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации — в тройном размере.

8. Основания для назначения пенсии за выслугу лет.

Увеличение стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда также коснулось лиц, претендующих на получение пенсии за выслугу лет, назначаемую до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Справочно. Указанная пенсия назначается отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию: отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам.

Периоды занятости отдельными видами профессиональной деятельности после 1 января 2009 г. учитываются при определении права на пенсию за выслугу лет при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Срок уплаты взносов для назначения пенсии за выслугу лет установлен подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 N 534 «О вопросах социального обеспечения».

9. О назначении пенсий сотрудникам военизированных организаций.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа N 137 предельный возраст состояния на военной службе (службе в военизированных организациях) военнослужащих (сотрудников) в воинских (специальных) званиях до подполковника включительно повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом повышение возраста не распространяется на военнослужащих (сотрудников), признанных военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодными (не отвечающими специальным требованиям) к военной службе (службе в военизированных организациях) по занимаемым должностям. Категории таких должностей, в том числе в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, будут утверждены Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

То есть при увольнении в запас по состоянию здоровья военнослужащие получат пенсию и до наступления пенсионного возраста.

Справочно. В число военизированных организаций включены Следственный комитет Республики Беларусь, органы внутренних дел, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Следует отметить, что изменения коснутся военнослужащих в званиях до подполковника (включительно). Сейчас они уходят на заслуженный отдых, когда достигают предельного возраста состояния на военной службе — 45 лет. Они могут выйти на отдых и раньше, если уже имеется 20-летняя выслуга, но начислять пенсию им будут только при достижении 45 лет. К 2023 году эта планка будет поэтапно увеличена до 48 лет.

Для военнослужащих в звании полковника и выше ничего не изменится. Так, полковники по-прежнему будут выходить на пенсию в 50 лет, генерал-майоры и генерал-лейтенанты — в 55 лет, а генерал-полковники — в 60 лет.

Более того, военнослужащих, которые достигли предельного возраста состояния на службе, при необходимости при должном здоровье могут оставить на службе до пяти лет, а затем повторно продлить службу на этот же срок. Для тех, кто имеет звание до подполковника (включительно), такое решение принимают руководители соответствующих силовых ведомств, а для полковников и выше — Президент Республики Беларусь.

Действие Указа N 137 не распространяется на условия назначения пенсий за выслугу лет лицам, уволенным с военной службы (службы в военизированных организациях), приказ об увольнении которых издан до вступления в силу Указа N 137.

Справочно. В системе Министерства внутренних дел Республики Беларусь на момент издания Указа N 137 правом на увольнение могут воспользоваться не более двух тысяч сотрудников.

10. Изменения в пенсионном обеспечении государственных служащих.

Действующие в настоящее время пенсионные льготы по более раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим сохраняются.

Вместе с тем пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста.

В настоящее время госслужащие могут выходить на льготную пенсию: женщины — в 50 лет, а мужчины — в 55 лет. Но до достижения общеустановленного пенсионного возраста (сейчас — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) им выплачивается 50% назначенной пенсии. Это ограничение не распространяется на госслужащих, которым установлена I или II группа инвалидности.

Справочно. Пенсия госслужащего в период работы по трудовому договору (контракту) и занятия предпринимательской деятельностью не выплачивается.

Указом N 137 предусмотрено поэтапное увеличение пенсионного возраста госслужащим — ежегодно на полгода в течение 6 лет. То есть уже во втором полугодии 2022 года они смогут выходить на льготную пенсию на три года позже: женщины — в 53 года, а мужчины — в 58 лет. Полную пенсию они смогут получать также на три года позже — в 58 и 63 года соответственно.

11. Пенсия работников вредных производств.

Наиболее значимым моментом в белорусской пенсионной реформе явилось совершенствование подходов к предоставлению ранней пенсии за работу во вредных условиях труда — создание отдельной дополнительной профессиональной пенсионной системы.

Так, с 1 января 2009 г. в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы, что позволяет не использовать на выплату досрочных пенсий общие пенсионные средства.

В результате численность досрочных пенсий в общей системе неуклонно снижается. Если до введения ППС льготной была каждая четвертая новая пенсия, то на конец 2015 года — только каждая седьмая. Кроме того, общей системе стали возмещаться расходы на досрочные пенсии: если в 2009 году возмещение из средств ППС составляло лишь 2,7%, то в 2014 году — уже 9,4%.

Более того, работникам предоставлено право выбора: формировать право на досрочную пенсию или вместо этого получать доплату к текущему заработку в размере целевых взносов (введено с 2013 года).

При выходе на пенсию такой категории работников по-прежнему сохраняется льгота по пенсионному возрасту для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (на вредных производствах). Вместе с тем возраст, дающий право на назначение льготной (досрочной) пенсии, для этих работников также будет повышен (как и для других категорий) соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждается и изменяется Советом Министров Республики Беларусь.

В перечень включены в том числе производства, работы, профессии, должности и показатели на подземных работах, на работах с особо вредными (вредными) и особо тяжелыми (тяжелыми) условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

12. Пенсии многодетным матерям и родителям детей-инвалидов.

В настоящее время отдельным категориям лиц (родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетным матерям, родившим пять и более детей, инвалидам с детства и некоторым другим) назначаются досрочные пенсии по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, как правило, на пять лет.

Указанным категориям граждан также будет повышен возраст, дающий право на назначение пенсии, соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста, но не более чем на 3 года в общей сложности.

13. Изменения пенсионного возраста для учителей, медиков, работников авиации и летно-испытательного состава, спортсменов, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

Учителя, имеющие в 2016 году право на пенсию за выслугу лет, могут реализовать его со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — в 55 лет (при наличии специального стажа работы не менее 30 лет), а женщины — в 50 лет (при специальном стаже не менее 25 лет).

Льготные пенсии за учителями сохраняются, но пенсионный возраст для них также будет поэтапно увеличиваться. Начиная со второго полугодия 2022 года мужчины смогут выходить на отдых в 58 лет, а женщины — в 53 года.

На льготную пенсию могут претендовать также некоторые медики: мужчины — в 55 лет (стаж работы не менее 30 лет), а женщины — в 50 лет (специальный стаж — не менее 25 лет).

Список должностей, работа в которых позволяет уходить на заслуженный отдых за выслугу лет, утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Для данной категории пенсионный возраст также увеличивается на 3 года.

Кроме того, выходить на пенсию за выслугу лет могут работники летного и летно-испытательного состава, бортпроводники, а также работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера.

Льготы по досрочному выходу на пенсию имеют некоторые артисты театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов, а также некоторые спортсмены (список должностей, которые попадают под льготы, утверждается Советом Министров Республики Беларусь). При этом все эти работники также с 2023 года будут выходить на пенсию на 3 года позже.

14. Уточнена периодичность уплаты обязательных страховых взносов для некоторых категорий плательщиков.

В отношении плательщиков из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек в соответствии с абзацем 4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 N 534 «О вопросах социального обеспечения» предусмотрена уплата обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

15. Намечен переход к накопительной пенсионной системе.

В соответствии с пунктом 3 Указа N 137 руководителям организаций (независимо от форм собственности) рекомендовано с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

То есть работодатели, которые имеют финансовые возможности, должны активнее использовать такие подходы. Немаловажная роль здесь отводится профсоюзным организациям.

Обратите внимание!

Речь идет о добровольном пенсионном страховании.

Справочно. Во многих странах (Австрии, Бельгии, Канаде, Чехии, Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Венгрии, Словении, Новой Зеландии, Греции) широко распространены дополнительные корпоративные пенсии от работодателей, которые стали весомой добавкой к государственным пенсиям. Причем эта практика настолько развита и привычна для работников и работодателей, что воспринимается как обязательный накопительный элемент пенсионной системы. Вместе с тем государственные пенсионные системы в этих странах не включали и не включают обязательного накопительного уровня.

Переход от распределительной системы к накопительной невозможно совершить в одночасье, потому что тогда люди в предпенсионном возрасте вообще останутся без накоплений. Как правило, такой переход делается в долгосрочной перспективе после того, как будут урегулированы необходимые вопросы, связанные с работой накопительных пенсионных фондов.