Внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) обусловлено необходимостью совершенствования административного и процессуально-исполнительного законодательства с учетом практики применения указанных кодексов и приведения их положений в соответствие с действующим законодательством.
Необходимо обратить внимание на следующие важные изменения и дополнения, внесенные в КоАП и ПИКоАП Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
1. В отличие от прежней редакции статьей 4.8 КоАП устанавливается возможность привлечения к ответственности юридического лица только в случае, если это прямо предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП.
2. Статья 6.12 КоАП изложена в новой редакции и предусматривает в части 1 уточненное определение понятия «взыскание стоимости». Так, под взысканием стоимости следует понимать принудительное изъятие и обращение в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения.
В части 2 статьи 6.12 КоАП приведен перечень конкретизирующих обстоятельств, при наличии которых возможно применение подобного вида административного взыскания. В качестве одного из таких обстоятельств устанавливается следующее: «Если имущество, являющееся предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения, не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение» (пункт 3 часть 2 статьи 6.12 КоАП).
При этом такая мера ответственности, как взыскание стоимости, может применяться только в случае, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения, орудий и (или) средств совершения административного правонарушения.
В примечании к статье 6.12 КоАП дополнительно закреплено, что положение пункта 3 части 2 статьи 6.12 КоАП не применяется при наложении административного взыскания за совершение административного таможенного правонарушения.
3. Согласно новой редакции статьи 7.9 КоАП предусматривается возможность наложения штрафа в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части КоАП минимальных и максимальных размеров соответствующих административных взысканий, уменьшенных в два раза, при одновременном соблюдении установленных обязательных условий.
В качестве таковых при применении подобного механизма выступают:
— наличие хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 5 части 1 статьи 7.2 КоАП;
— отсутствие отягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3 — 9 и 11 части 1 статьи 7.3 КоАП.
Кроме того, статья 7.9 КоАП, в отличие от ее прежней редакции, не содержит ограничений по перечню правонарушений, за совершение которых может применяться более мягкая мера ответственности, нежели установленная санкцией статьи Особенной части КоАП.
4. КоАП дополнен статьей 8.8, которая устанавливает:
— условия освобождения юридического лица от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера.
Так, совершенное должностным лицом или иным работником юридического лица административное правонарушение не должно повлечь причинение ущерба государственной собственности и не должно быть связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера;
- случаи неприменения названной нормы (статьи 11.36, 11.37, 11.70 и 20.1 КоАП);
- определение того, что понимается под выгодой имущественного характера для целей статьи 8.8 КоАП.
В примечании к статье 8.8 КоАП указано, что под выгодой имущественного характера понимаются доход, который юридическое лицо получило (могло получить), либо затраты, которых юридическое лицо избежало (могло избежать) в результате совершения должностным лицом или иным работником юридического лица административного правонарушения.
5. Из санкций части 1-1 статьи 12.7, части 4 статьи 12.17, частей 1, 2 статьи 12.30, статьи 12.35 КоАП исключены слова «независимо от того, в чьей собственности они находятся».
Принимая во внимание указанные изменения, следует учитывать, что согласно части 1 статьи 7.1 КоАП административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части КоАП в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.
Положения о применении конфискации закреплены в статье 6.10 КоАП.
6. Санкции части 1 статьи 11.23, статей 11.32, 11.65, частей 1, 2, 3 статьи 12.5, частей 4, 5 статьи 12.10, статьи 12.13, части 1 статьи 12.37, статей 12.41, 24.1, 24.3, 24.6 и других статей КоАП дополнены таким видом административного взыскания, как предупреждение.
7. Санкции части 2 статьи 12.7, части 2 статьи 12.37, части 3 статьи 23.84 КоАП дополнены положением об альтернативности конфискации.
Стоит отметить, что санкция части 2 статьи 12.7 КоАП в настоящее время предусматривает не только конфискацию полученного дохода, но и конфискацию орудий и средств совершения административного правонарушения.
8. Исключены составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусматривалась статьями 12.6 и 12.9 КоАП.
В часть 2 статьи 3.2 ПИКоАП, предусматривающую составы административных правонарушений, рассмотрение которых подведомственно хозяйственным судам, внесены изменения в виде исключения ссылок на статью 12.6 и части 3 и 4 статьи 12.9 КоАП, которые утратили силу с 28.08.2013.
К компетенции хозяйственных судов отнесены составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 2 — 5 статьи 12.11 КоАП.
Таким образом, в настоящее время в хозяйственных судах также подлежат рассмотрению следующие дела об административных правонарушениях:
- организация и проведение запрещенных азартных игр;
- реализация, установка и (или) ввод в эксплуатацию, использование игрового оборудования без подтверждения в предусмотренных законодательством случаях соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, игровых автоматов, не включенных в Государственный реестр моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.06.2011 N 29;
- использование игровых автоматов, касс букмекерских контор и касс тотализаторов без их подключения к специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.
9. Глава 7 ПИКоАП дополнена статьей 7.5, которая устанавливает перечень возможных решений по результатам рассмотрения жалобы на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
В частности, суд, прокурор, государственный орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать жалобу, при рассмотрении жалобы на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, наделены следующими полномочиями:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) удовлетворить жалобу полностью или частично;
3) отменить постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, и направить материалы на новую подготовку дела к рассмотрению, за исключением случаев, когда по материалам, имеющим отношение к административному правонарушению, судом вынесено постановление, предусмотренное частью 3 статьи 11.10 ПИКоАП.
10. Часть 2 статьи 9.6 ПИКоАП изложена в новой редакции, дополнен перечень обстоятельств, исключающих административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Указанным изменением устранен бланкетный характер ранее действовавшей нормы пункта 1 части 2 статьи 9.6 ПИКоАП. В настоящее время обстоятельства, исключающие административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, закреплены непосредственно в части 2 статьи 9.6 ПИКоАП.
11. Глава 12 ПИКоАП дополнена статьей 12.1-1, предусматривающей обязательные положения, которые должна содержать жалоба на постановление по делу об административном правонарушении.
В новой редакции изложена статья 12.8 ПИКоАП, регулирующая порядок рассмотрения жалобы (протеста) по делу об административном правонарушении.
Глава 12 ПИКоАП дополнена также статьей 12.14-2, регламентирующей содержание постановления, выносимого по результатам рассмотрения жалобы (протеста).
ПИКоАП дополнен главой 13-1, регулирующей порядок возмещения вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.
Остановимся на основных положениях главы 13-1 ПИКоАП.
Статьей 13-1.1 ПИКоАП устанавливается, что физическое лицо имеет право на возмещение вреда жизни или здоровью, имущественного и морального вреда, восстановление нарушенных трудовых и иных личных неимущественных прав. Юридическое лицо вправе обратиться за возмещением имущественного вреда и восстановлением деловой репутации.
Реализация данного права предусмотрена в случае признания действий и решений суда, органа, ведущего административный процесс, незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 13-1.2 ПИКоАП право на возмещение вреда, указанного в статье 13-1.1 ПИКоАП, имеет лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5, 6, 9 и 10 части 1, пунктами 1, 2, 7 и 8 части 2 статьи 9.6 ПИКоАП.
Статьи 13-1.3 и 13-1.4 ПИКоАП содержат нормы, описывающие порядок возмещения вреда и устранения последствий морального вреда.