Об ответственности граждан Республики Беларусь за совершение административных правонарушений вне пределов Республики Беларусь

Вопросы применения административной ответственности в зависимости от места совершения административного правонарушения урегулированы статьей 1.4 «Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в пространстве» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Согласно ч. 5 данной статьи гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по КоАП, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. Административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи КоАП, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.

И если условия первого предложения ч. 5 ст. 1.4 КоАП на практике, как правило, соблюдаются (хотя и не всегда выясняется вопрос о привлечении / непривлечении лица к административной ответственности в государстве, на территории которого совершено административное правонарушение), то с определением вида и размера взыскания имелись определенные проблемы.

Так, постановлением областного хозяйственного суда от 02.12.2009 гражданка Республики Беларусь В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП и на нее наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 10 базовых величин, что составило 350000 руб., с конфискацией 5927620 руб. дохода, полученного от занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.

В. признана виновной в том, что в период с 18.02.2008 по 14.02.2009, не являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла предпринимательскую деятельность, а именно реализацию швейных и трикотажных изделий на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП Российской Федерации) осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является наказуемым деянием и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Согласно курсам иностранных валют, установленным Национальным банком Республики Беларусь, на день вынесения постановления о привлечении В. к административной ответственности (02.12.2009) курс российского рубля составлял 95,35 бел.руб. Таким образом, наложенное на В. административное взыскание в виде штрафа в сумме 350000 бел.руб. составило 3670,68 рос.руб., т.е. превысило верхний предел санкции ч. 1 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации (две тысячи российских рублей).

Кроме того, хозяйственным судом применена конфискация выручки, полученной от реализации товаров, в сумме 5927629 руб., в то время как санкция ч. 1 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации не предусматривает такого дополнительного административного взыскания.

В связи с вышеуказанными нарушениями на постановление хозяйственного суда Генеральной прокуратурой Республики Беларусь 06.07.2010 принесен протест, в котором поставлен вопрос об изменении постановления и приведении его резолютивной части в соответствие с требованиями ч. 5 ст. 1.4 КоАП.

Постановлением заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.08.2010 протест удовлетворен, опротестованное постановление изменено, взыскание заменено на штраф в размере 5 базовых величин, что составляет 175000 бел.руб. и соответствует 1835,34 рос.руб. на 02.12.2009 и 1756,85 рос.руб. на 05.08.2010 (т.е. не превышает двух тысяч российских рублей), без конфискации полученного дохода.