Обзор основных нарушений в сфере оборота черных, цветных и драгоценных металлов, выявляемых органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь при проведении проверок

Учет черных и цветных металлов, их лома и отходов организовывается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя:

  • правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску черных и цветных металлов, их лома и отходов;
  • обеспечение сохранности черных и цветных металлов, их лома и отходов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
  • обеспечение соблюдения цен, наценок и скидок на черные и цветные металлы, их лом и отходы, транспортных расходов на их перемещение;
  • составление и представление в соответствии с законодательством установленной государственной статистической отчетности.

Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:

  • правильную организацию учета черных и цветных металлов, их лома и отходов в соответствии со спецификой собственного производства;
  • своевременное проведение инвентаризаций черных и цветных металлов, их лома и отходов;
  • соблюдение технологии хранения черных и цветных металлов, их лома и отходов;
  • своевременное доведение структурным подразделениям заданий по объемам поставки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов для республиканских государственных нужд и контроль за их выполнением;
  • установление круга лиц, ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов;
  • определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов, разрешающих отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов с мест хранения, а также их вывоз с территории субъекта предпринимательской деятельности.

Документальное оформление и учет черных и цветных металлов, их лома и отходов субъектом предпринимательской деятельности регламентируются Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами», Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», Инструкцией по бухгалтерскому учету лома и отходов черных и цветных металлов, утвержденной постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 03.05.2010 N 5 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету лома и отходов черных и цветных металлов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов», Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 N 98/12/10 (далее — Инструкция N 98/12/10), а также правовыми актами, принятыми субъектом предпринимательской деятельности в соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами, действующими стандартами, иными нормативными правовыми актами в сфере обращения черных и цветных металлов, их лома и отходов.

Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает рациональное использование черных и цветных металлов в соответствии с требованиями стандартов и нормативно-технической документации. Расходование черных и цветных металлов на производство продукции, ремонтно-эксплуатационные и иные нужды осуществляется на основании норм расхода черных и цветных металлов, которые утверждаются ответственным лицом субъекта предпринимательской деятельности (в отношении индивидуального предпринимателя — самим индивидуальным предпринимателем). Использование черных и цветных металлов без нормирования их расхода или сверх утвержденных норм расхода не допускается. Все операции по использованию черных и цветных металлов осуществляются в соответствии с разработанными и утвержденными субъектом предпринимательской деятельности технологическими процессами.

Хранение черных и цветных металлов субъектом предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с требованиями действующих стандартов, правилами техники безопасности, санитарии и противопожарных требований. При складском хранении черных и цветных металлов субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:

  • рациональное использование складских помещений;
  • сохранность черных и цветных металлов и их качества;
  • возможность беспрепятственного осмотра и погрузки любой партии черных и цветных металлов;
  • возможность проведения инвентаризаций;
  • безопасность работы;
  • постоянное обновление запасов.

Порядок складского хранения черных и цветных металлов применительно к специфике производства субъекта предпринимательской деятельности определяется утвержденными им правовыми и техническими правовыми актами, которые разрабатываются с учетом требований законодательства и действующих стандартов. Купля-продажа черных и цветных металлов, их экспорт и импорт осуществляются в соответствии с законодательством согласно заключенным между субъектами предпринимательской деятельности договорам.

Все лом и отходы черных и цветных металлов, образующиеся у субъектов предпринимательской деятельности, а также заготовленные организациями Белорусского республиканского союза потребительских обществ и организациями Белорусского концерна по материальным ресурсам, подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее — ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам. Использование субъектом предпринимательской деятельности лома и отходов черных и цветных металлов в собственном производстве, за исключением оборотных и деловых отходов, осуществляется также по нарядам организаций ГО «Белвтормет».

Срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать трех месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом).

Деловые отходы черных и цветных металлов могут быть использованы субъектом предпринимательской деятельности для собственных производственных и хозяйственных нужд (на изготовление более мелких деталей, ремонтно-эксплуатационные нужды и др.). Такие отходы подлежат исключению из сводных норм расхода. В случае невозможности использования деловых отходов в месте их происхождения (технический парк оборудования не позволяет использовать их в собственном производстве) они подлежат сдаче организациям ГО «Белвтормет» или отгрузке по их нарядам в порядке, установленном для лома и отходов черных и цветных металлов, или реализации сторонним организациям для их собственных производственных и хозяйственных нужд без переплава. Деловые отходы черных и цветных металлов реализуются субъектами предпринимательской деятельности сторонним организациям для их собственных производственных и хозяйственных нужд без переплава по ценам, определяемым по соглашению сторон с соблюдением установленного Министерством экономики Республики Беларусь порядка формирования отпускных цен на вторичные ресурсы.

Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:

  • списание в установленном порядке в металлолом устаревших, вышедших из строя и непригодных для дальнейшей эксплуатации оборудования, металлоконструкций и инструмента;
  • систематическую очистку своих территорий от накопившихся лома и отходов черных и цветных металлов;
  • оборудование специальных площадок для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов по классам, видам, группам или маркам; размещение и состояние площадки, позволяющие иметь подъездные пути, удобные для маневрирования транспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, и твердое покрытие;
  • принятие мер по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями;
  • сбор, хранение и отгрузку лома и отходов черных и цветных металлов в рассортированном виде в соответствии с классификацией, установленной действующими стандартами (ГОСТ 2787-75, ГОСТ 1639-78, СТБ 1299-2001).

В целях правильной организации сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов цветных металлов субъект предпринимательской деятельности:

  • назначает должностное лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обращение лома и отходов черных и цветных металлов;
  • утверждает правовой акт о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, который разрабатывается с учетом требований Инструкции N 98/12/10, действующих стандартов, иных нормативных правовых актов в этой сфере.

Запрещаются:

  • вывоз лома и отходов черных и цветных металлов на свалки;
  • отгрузка субъектами предпринимательской деятельности (за исключением сдачи заготовительным организациям) лома и отходов черных и цветных металлов, а также их использование (за исключением оборотных и деловых отходов) в собственном производстве без нарядов ГО «Белвтормет»;
  • реализация лома и отходов черных и цветных металлов населению;
  • приобретение субъектами предпринимательской деятельности, имеющими металлургическое (литейное) производство, бывших в употреблении оборудования, узлов, агрегатов, изделий из черных и цветных металлов с целью их списания и последующего использования в качестве металлургического сырья.

Согласно статье 12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до трехсот процентов от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов.

1. В ходе выборочной проверки соблюдения ОАО «А» требований законодательства, регламентирующего порядок обращения черных и цветных металлов, их лома и отходов, было установлено следующее.

Согласно представленным к проверке первичным учетным документам и регистрам бухгалтерского учета (товарно-транспортные накладные, приемо-сдаточные акты, оборотно-сальдовые ведомости, оборотные ведомости движения материальных ценностей по субсчету 10-6 «Прочие материалы» и др.) хозяйственный оборот лома и отходов черных и цветных металлов в ОАО «А» (с учетом филиалов) за 2009 — 2011 гг. характеризовался тем, что обществом в проверяемом периоде на собственные нужды было использовано 2,8 т лома и отходов черных металлов.

Лом и отходы черных и цветных металлов (вторичные металлы), которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям ГО «Белвтормет» или отгрузке по их нарядам. При этом использование субъектом предпринимательской деятельности лома и отходов черных и цветных металлов в собственном производстве осуществляется также по нарядам организаций ГО «Белвтормет» (абзац третий пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 N 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» (далее — Указ N 179) и часть первая пункта 19 Инструкции N 98/12/10).

Кроме того, Инструкцией о порядке выдачи нарядов на отгрузку и использование лома и отходов черных и цветных металлов, утвержденной постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 11.01.2007 N 2 (далее — Инструкция N 2), установлено, что использование лома и отходов черных и цветных металлов на ремонтные, эксплуатационные и иные производственные и хозяйственные нужды субъектов предпринимательской деятельности, у которых они образовались (далее — использование), также осуществляется по нарядам ГО «Белвтормет» или его организаций (часть вторая пункта 5 Инструкции N 2).

В соответствии с пунктом 6 Инструкции N 2 право на использование вторичных металлов субъект предпринимательской деятельности приобретает при получении наряда формы 3, форма которого предусмотрена в приложении 3 к Инструкции N 2 (далее — форма 3).

Согласно требованиям Инструкции N 98/12/10 субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:

  • установление круга лиц, ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов (абзац шестой пункта 7);
  • определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов, разрешающих отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов с мест хранения, а также их вывоз с территории субъекта предпринимательской деятельности (абзац седьмой пункта 7).

В целях правильной организации сбора, хранения и отгрузки (сдачи) вторичных металлов субъект предпринимательской деятельности:

  • назначает должностное лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обращение лома и отходов черных и цветных металлов (абзац второй пункта 22 Инструкции N 98/12/10);
  • утверждает правовой акт о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, который разрабатывается с учетом требований Инструкции N 98/12/10, действующих стандартов, иных нормативных правовых актов в этой сфере (абзац третий пункта 22 Инструкции N 98/12/10).

С учетом требований абзаца третьего пункта 23 Инструкции N 98/12/10 запрещается использование лома и отходов черных и цветных металлов (за исключением оборотных и деловых отходов) в собственном производстве без нарядов ГО «Белвтормет».

В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета (далее — Типовой план счетов) и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета (далее — Инструкция N 89), утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89, для отражения наличия и движения отходов производства (в том числе лома и отходов черных и цветных металлов) предназначен бухгалтерский счет 10 «Материалы» (субсчет 10-6 «Прочие материалы»).

С целью организации рационального и эффективного использования черных и цветных металлов, их лома и отходов обществом была разработана инструкция о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов в ОАО «А». Данной инструкцией установлен круг лиц (в том числе главный инженер), ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов.

Согласно требованиям Инструкции N 98/12/10 запрещается использование лома и отходов черных и цветных металлов (за исключением оборотных и деловых отходов) в собственном производстве без нарядов ГО «Белвтормет».

Вместе с тем проверкой было установлено, что 2,8 т лома и отходов черных металлов общей стоимостью 545734 руб. (без НДС) использовано ОАО «А» в феврале 2011 г. для изготовления изделия «Кассета съемная», применяемого в качестве оснастки полуприцепа для перевозки панелей. При этом наряд, выдаваемый ГО «Белвтормет» на использование лома и отходов черных металлов (форма 3), общество не получало, что подтверждалось справкой ОАО «А» от 22.03.2011.

Источником ломообразования явились пришедшие в негодность и утратившие эксплуатационную ценность запчасти, узлы и агрегаты транспортных средств.

Для изготовления кассеты съемной указанное количество лома и отходов черных металлов было отпущено в производство по требованиям на отпуск материалов со склада общества. Стоимость металлолома списана с кредита бухгалтерского счета 10 «Материалы» субсчет 10-6 «Прочие материалы» в дебет счета 23 «Вспомогательное производство».

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства (абзаца третьего пункта 1 Указа N 179; части первой пункта 19 и абзаца третьего пункта 23 Инструкции N 98/12/10; части второй пункта 5 Инструкции N 2) ОАО «А» без наряда ГО «Белвтормет» использовало для собственных нужд 2,8 т лома и отходов черных металлов.

Факт допущенного обществом и его должностным лицом нарушения порядка использования лома и отходов черных металлов подтверждался следующими документами (приобщены к материалам проверки):

  • сведениями от 06.04.2011 об объемах образования лома и отходов черных и цветных металлов и их использовании в ОАО «А» в целом по обществу (с учетом филиалов) за период 2009 — 2011 гг.;
  • учетными регистрами и первичными учетными документами (оборотно-сальдовая ведомость за февраль 2011 г. по субсчету 10-6 «Прочие материалы»; регистры бухгалтерии за февраль 2011 г. «Журнал проводок (бухгалтерский учет)», движение документа по регистрам: списание и оприходование товаров; ведомость учета N 000013 выдачи приспособлений; карточка складского учета; требования на отпуск материалов со склада ОАО «А»; приходный ордер N 240; калькуляция стоимости работ, деталей и материалов для изготовления изделия «Кассета съемная» от 28.02.2011; акт о взвешивании съемной кассеты от 22.02.2011 и др.);
  • справкой ОАО «А» от 22.03.2011 об изготовлении изделия «Кассета съемная» и отсутствии наряда ГО «Белвтормет» на использование лома и отходов черных металлов в собственном производстве;
  • справкой ОАО «А» от 06.04.2011 о кодах складов (мест хранения ТМЦ);
  • объяснением главного инженера ОАО «А»;
  • объяснением главного бухгалтера ОАО «А»;
  • объяснением бухгалтера 2-й категории ОАО «А»;
  • объяснением заведующей складом ОАО «А»;
  • должностной инструкцией главного инженера ОАО «А», утвержденной генеральным директором общества 22.03.2010;
  • справкой от 07.04.2011 о принятом в ОАО «А» порядке учета хозяйственных операций, связанных с оборотом лома и отходов черных и цветных металлов;
  • инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов в ОАО «А», утвержденной главным инженером общества 12.01.2009;
  • перечнем документов, регламентирующих установленный в ОАО «А» порядок обращения черных и цветных металлов, их лома и отходов в период с 01.01.2009;
  • прочими документами финансово-хозяйственной деятельности ОАО «А».

2. Инструкцией N 2 установлено, что все перемещения лома и отходов черных и цветных металлов на территории Республики Беларусь и за ее пределы (далее — отгрузка), за исключением их сдачи ГО «Белвтормет», осуществляются по нарядам ГО «Белвтормет» или его организаций (пункт 5).

При этом субъекту предпринимательской деятельности (при отгрузке лома и отходов черных и цветных металлов резидентам Республики Беларусь) необходимо получить наряд формы 3.

Согласно требованиям Инструкции N 98/12/10 субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:

  • установление круга лиц, ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов (абзац шестой пункта 7);
  • определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов, разрешающих отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов с мест хранения, а также их вывоз с территории субъекта предпринимательской деятельности (абзац седьмой пункта 7).

В целях правильной организации сбора, хранения и отгрузки (сдачи) вторичных металлов субъект предпринимательской деятельности:

  • назначает должностное лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обращение лома и отходов черных и цветных металлов (абзац второй пункта 22 Инструкции N 98/12/10);
  • утверждает правовой акт о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, который разрабатывается с учетом требований Инструкции N 98/12/10, действующих стандартов, иных нормативных правовых актов в этой сфере (абзац третий пункта 22 Инструкции N 98/12/10).

В соответствии с требованиями Инструкции N 98/12/10 запрещаются:

  • отгрузка субъектами предпринимательской деятельности (за исключением сдачи заготовительным организациям) лома и отходов черных и цветных металлов, а также их использование (за исключением оборотных и деловых отходов) в собственном производстве без нарядов ГО «Белвтормет» (абзац третий пункта 23);
  • реализация лома и отходов черных и цветных металлов населению (абзац четвертый пункта 23).

В соответствии с Типовым планом счетов и Инструкцией N 89, для отражения наличия и движения отходов производства (в том числе лома и отходов черных и цветных металлов) предназначен бухгалтерский счет 10 «Материалы» (субсчет 10-6 «Прочие материалы»).

В обществе источником ломообразования являлась деятельность, связанная с изготовлением сборных железобетонных конструкций, а также списание основных средств и иного металлосодержащего имущества.

В нарушение требований действующего законодательства (абзаца третьего пункта 1 Указа N 179; пункта 5 Инструкции N 2; части первой пункта 19, абзацев третьего и четвертого пункта 23 Инструкции N 98/12/10) ОАО «М» осуществляло отгрузку (реализацию) лома и отходов черных металлов юридическим лицам (без наряда ГО «Белвтормет») и населению (физическим лицам).

Факт допущенного предприятием и его должностным лицом нарушения порядка реализации лома и отходов черных металлов подтверждался следующими документами (приобщены к материалам проверки):

  • оборотными ведомостями материальных ресурсов ОАО «М» по данным бухгалтерского учета (субсчет 10-6 «Прочие материалы»);
  • учетными регистрами (карточки складского учета; ведомости N 16; главная книга; расчетные листки; ведомости удержаний из заработной платы; ведомости расхода материалов; ведомости прихода и расхода материалов по субсчету 10-6 «Прочие материалы»; ведомости остатков материальных ресурсов по субсчету 10-6 «Прочие материалы» и др.);
  • пояснением главного бухгалтера ОАО «М»;
  • товарно-транспортными накладными на отгрузку вторичных черных металлов от 17.06.2009, 15.06.2010, 28.10.2010, 29.09.2009;
  • справкой ОАО «М» от 10.03.2011 об отсутствии наряда ГО «Белвтормет» на отгрузку (реализацию) лома и отходов черных металлов КУП «Г»;
  • копией платежного поручения КУП «Г» от 29.09.2009;
  • объяснением директора ОАО «М»;
  • объяснениями главного бухгалтера ОАО «М»;
  • объяснением заместителя директора по производству и сбыту продукции ОАО «М»;
  • объяснением начальника производства и сбыта продукции ОАО «М»;
  • объяснением заместителя главного бухгалтера ОАО «М»;
  • объяснением ведущего бухгалтера ОАО «М»;
  • объяснением бухгалтера 1-й категории ОАО «М»;
  • справкой от 10.03.2011 о принятом на ОАО «М» порядке учета хозяйственных операций, связанных с оборотом лома и отходов черных и цветных металлов;
  • прочими документами финансово-хозяйственной деятельности ОАО «М».

Также проверкой было установлено, что на предприятии отсутствует локальный документ, отражающий общий порядок учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, что подтверждалось справкой от 10.03.2011.

3. В ходе выборочной инвентаризации, проведенной во время проверки на основании приказа директора общества от 14.01.2011, комиссией было установлено, что на территории предприятия (на огороженной площадке для хранения металлолома) находился металлолом в количестве 56 тонн. Также на территории, прилегающей к административному зданию (огороженная площадка), находился зерноуборочный комбайн Дон 1500Б, который согласно приказу от 28.10.2010, акту о списании объекта основных средств, утвержденному приказом директора от 14.12.2010, был снят с бухгалтерского учета 14.12.2010. В результате ликвидации комбайна подлежало учету 6 тонн металлолома. Всего на основании приказа по предприятию от 28.10.2010 было списано 34 объекта основных средств.

В ходе инвентаризации также было установлено отсутствие двух емкостей металлических объемом 50 куб.м. Из объяснения начальника автотранспорта следовало, что в конце года (декабре) предприятием были порезаны и сданы на металлолом емкости, которые не использовались на предприятии более 10 лет, о том, что указанные емкости не списаны, он не знал. Акты на списание не составлялись. В период проверки 18.01.2011 были составлены акты о списании двух емкостей и представлены в бухгалтерию. В результате списания образовалось 4 тонны металлолома.

Таким образом, при инвентаризации 18.01.2011 на территории ОАО «В» было установлено наличие металлолома в количестве 62 тонны. Данное количество металлолома по учету не было проведено. Согласно объяснению главного бухгалтера ОАО «В» первичный учет металлолома на предприятии не велся. По счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражался металлолом по факту сдачи металлолома РПУП «Гомельвтормет». Согласно движению по счету 60 расчеты с РПУП «Гомельвтормет» за 2010 год было сдано РПУП «Гомельвтормет» 80,555 тонны металлолома на сумму 4695602 руб.

Таким образом, по результатам инвентаризации по состоянию на 18.01.2011, проведенной в ходе проверки, был установлен неучтенный лом черных металлов в количестве 62,070 тонны. Лом черных металлов в количестве 62,070 тонны на сумму 9526628 руб. Был принят к учету на субсчет 10-6-1 «Материалы».

В то же время в соответствии со статьей 12.3 КоАП отказ должностного лица или индивидуального предпринимателя от заключения в установленном порядке контракта на поставку (сдачу) лома черных и цветных металлов и их отходов, а равно несдача в установленные сроки или в предусмотренном объеме неделового металлолома, лома черных и цветных металлов и их отходов, подлежащих поставке, влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин. При этом согласно части 2 статьи 12.5 КоАП непоставка (недопоставка) товаров для государственных нужд влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти до ста процентов стоимости непоставленных (недопоставленных) товаров.

В соответствии с Инструкцией N 98/12/10 субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:

  • своевременное доведение структурным подразделениям заданий по объемам поставки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов для республиканских государственных нужд и контроль за их выполнением (абзац пятый пункта 7);
  • установление круга лиц, ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов (абзац шестой пункта 7);
  • назначение должностного лица (лиц), ответственного (ответственных) за обращение лома и отходов черных и цветных металлов (абзац второй пункта 22).

В ходе проверки было установлено следующее. Контроль за выполнением филиалами общества госзаказов по заготовке и сдаче черных и цветных металлов закреплен за отделом механизации и энергетики ОАО «С». Филиалами общества своими внутренними приказами были определены ответственные лица за обращением, сдачей и хранением черных и цветных металлов.

Согласно данным бухгалтерского учета (на основании приемо-сдаточных актов УП «Минсквтормет») ОАО «С» за 2010 год было сдано лома черных металлов (в основном марок 4НН, 5А, 12А и 31Н) в количестве 372,74 т на общую сумму 125217050 руб.

Таким образом, доведенное задание (650 т) общество выполнило на 57,3% (372,74 т), недопоставив для государственных (республиканских) нужд 277,26 т лома и отходов черных металлов стоимостью 93141812 руб. Стоимость недопоставленных вторичных черных металлов определена исходя из цен лома и отходов, действовавших на дату их отгрузки, а именно 93141812 руб. (125217050 руб. / 372,74 т x 277,26 т).

Организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны:

  • иметь лицензии на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
  • соблюдать требования действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • оказывать содействие уполномоченным органам государственного управления и контроля (надзора) в осуществлении государственного контроля использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях (в том числе в составе вооружения и военной техники), а также в ломе и отходах;
  • проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете;
  • осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
  • представлять в порядке и сроки, установленные законодательством, предложения по объемам поставки драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд при их наличии или образовании в течение планируемого года;
  • обеспечивать выполнение доведенных объемов поставок драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд;
  • обеспечивать рациональное использование драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • обеспечивать полный сбор и учет всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, их первичную переработку и использование в соответствии с законодательством;
  • составлять статистические отчеты о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по формам государственной статистической отчетности в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

При формировании предложений по объемам поставки драгоценных металлов в ломе и отходах для государственных нужд и сдаче их в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь организации должны учитывать необходимость поставки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в объемах, обеспечивающих безубыточность переработки единичной поставки. Минимальное содержание драгоценных металлов в единичной поставке лома и отходов, обеспечивающее безубыточную переработку, ежегодно устанавливается организациями, осуществляющими сбор и переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, имеющими специальное разрешение (лицензию) Министерства финансов Республики Беларусь на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее — переработчик, если иное не оговорено Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 N 34 (далее — Инструкция N 34)), на основании плановых расчетов, статистических данных, среднегодовых цен на драгоценные металлы за предыдущий год. Минимальное содержание драгоценных металлов в единичной поставке согласовывается Министерством финансов Республики Беларусь, письменно доводится им до заинтересованных лиц и размещается на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

Использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производстве при изготовлении продукции и ее ремонте (реставрации) осуществляется на основании технически и экономически обоснованных норм расхода. Нормы расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) утверждает руководитель организации, который несет персональную ответственность за обоснованность, своевременную разработку и фактическое внедрение норм расхода. С целью подтверждения обоснованности применяемые нормы расхода должны быть согласованы с республиканским унитарным предприятием «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней» (РУП МХЛДМ). Согласование норм расхода производится на договорной основе. Разработка норм расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) осуществляется организациями самостоятельно или с привлечением на договорной основе других компетентных организаций, в частности РУП МХЛДМ. РУП МХЛДМ осуществляет методическое руководство работой по нормированию расходования драгоценных металлов и драгоценных камней и совместно с руководителем организации несет ответственность за обоснованность согласованных норм расхода.

Нормированию подлежат расходуемые на основные и вспомогательные нужды драгоценные металлы (драгоценные камни) независимо от объема их потребления. Нормирование расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) осуществляется на всех уровнях производственной деятельности: технологический процесс, участок, цех, субъект хозяйствования.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней организуется для обеспечения контроля за использованием по целевому назначению, расходованием в пределах норм расхода, а также за сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней на всех стадиях производственного процесса изготовления и ремонта изделий, в составе основных средств, покупных изделий, приборов, полуфабрикатов, материалов, оборудования, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, используемых в научной, производственной, строительной и других видах деятельности (в том числе в составе вооружения и военной техники). Учет организуется в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения или использования.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:

  • своевременность и точность представления сведений об их количестве и местонахождении;
  • составление отчета о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;
  • достоверность данных в составляемых формах государственной статистической отчетности.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе (граммах, каратах) и сортаменту (качеству), а также в стоимостном выражении. Лом и отходы драгоценных металлов учитываются по наименованию драгоценных металлов, виду лома и отходов, массе лома и отходов в лигатуре и массе в чистоте драгоценных металлов. Лом ювелирных изделий, кроме того, учитывается по наименованиям и количеству изделий. Отходы от производства драгоценных камней учитываются по наименованию и массе.

Драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих изделий, а также оборудования, приборов, инструментов, других изделий, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и содержанию (массе), а драгоценные камни — по наименованию, массе и качеству. Драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в том числе импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах. Допускается определение содержания драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, по данным химических анализов или комиссионно. Организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».

При отсутствии сведений о наличии драгоценных металлов в технической документации данные по содержанию драгоценных металлов заносятся в учетную документацию на основании данных лабораторных анализов или сведений, содержащихся в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, разработанных РУП МХЛДМ, сведений переработчиков лома и отходов, которые передаются этими организациями на договорной основе, а также определяемых организациями комиссионно. Допускается использовать в качестве справочных (без согласования с РУП МХЛДМ) данные, содержащиеся в справочниках (перечнях) ранее существовавших Министерства электронной промышленности, Министерства оборонной промышленности и других отраслей промышленности бывшего СССР, управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР и его территориальных инспекций пробирного надзора, в том числе по Белорусской ССР, а также разработанных в Российской Федерации, в том числе и в части, касающейся отраженных в них нормативов возврата (износа) драгоценных металлов.

На основании актов списания и в соответствии с прилагаемыми к ним актами демонтажа (изъятия) лом, содержащий драгоценные металлы, принимается на учет по номенклатуре, общей массе и массе (содержанию) в нем драгоценных металлов в чистоте. При разборке списанного оборудования организацией и неотражении в акте демонтажа (изъятия) количества драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях, узлах и комплектующих изделиях, на основании актов приемки, составленных переработчиком, и результатов первичной обработки лома одновременно с принятием на учет драгоценных металлов в ломе производится их списание. Если разборка списанного оборудования производилась на договорной основе переработчиком, то на основании актов приемки, составленных переработчиком, результатов демонтажа и первичной обработки лома одновременно с принятием на учет драгоценных металлов в ломе производится их списание.

Постановка на учет драгоценных металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов производится с учетом утвержденных в установленном порядке нормативов на потери (угар, износ, другие потери) при эксплуатации. При суммировании в учетных документах нескольких результатов взвешивания лома и отходов (позиций, мест, партий) допускается результаты суммирования округлять по арифметическим правилам при условии, что погрешность округления не превышает 0,05% расчетного значения.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий обязательна:

  • при смене руководителя организации, материально ответственных лиц на день приема, сдачи дел;
  • при смене собственника или реорганизации организации;
  • при ликвидации организации;
  • при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);
  • по решению уполномоченных на то органов.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, обязательно проводится перед составлением годовой статистической отчетности во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования.

Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, лом и отходы, их содержащие, а также находящиеся в составе любых материальных ценностей, в том числе электротехнических изделий, находящиеся в зданиях, сооружениях, приборах, устройствах отопительных, газопроводных и других системах, сетях силовой и осветительной электропроводки, вентиляционных устройствах, системах охранной и пожарной сигнализации, укомплектованных изделиями радиоэлектроники и электроаппаратуры.

Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий, материалов, лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их во всех местах хранения, при производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке. С лицами, занятыми в производстве, использовании, хранении и транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней, должны быть заключены договоры об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции и изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в помещениях, отвечающих установленным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации. Вскрытие их по мере необходимости проводится материально ответственным лицом, а при его отсутствии — комиссией, назначенной руководителем организации, с составлением акта. Не допускается хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами.

Должностные лица организаций, не обеспечившие соблюдения или допустившие нарушения установленных правил использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих, полноты сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и отходов драгоценных камней, а также непредставление в установленные сроки или недостоверность представленных сведений государственного статистического наблюдения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с частью третьей статьи 11.4 КоАП нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в том числе с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их приемки, хранения, сбора, отгрузки, отпуска, учета, инвентаризации, а равно нарушение правил сдачи их на переработку или в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления, — влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от тридцати до ста процентов от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях.

1. В нарушение требований части первой пункта 3, пунктов 28, 34, абзаца четвертого пункта 44 Инструкции N 34, предприятием не велся полный и достоверный учет драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, находящихся в эксплуатации. Так, в представленных проверке инвентарных карточках учета объекта основных средств формы N ОС-6, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 N 168 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов» (далее — форма N ОС-6), действовавшей в период проверки, не заполнен раздел 7 «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств», в том числе раздел «Содержание драгоценных и / или полудрагоценных материалов (металлов, камней и т.д.)» по торговому оборудованию (кассовые аппараты, кондиционеры, весы, холодильное оборудование), транспортным средствам и в здании.

В соответствии с пунктом 94 Инструкции N 34 ответственность за неправильное и несвоевременное проведение инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней несет руководитель организации, если иное не предусмотрено приказами и распоряжениями. В нарушение пункта 19 Инструкции N 34 на предприятии приказом руководителя не были назначены работники, на которых возложены контроль за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней и ответственность за сбор, хранение, учет лома и отходов, а также за выполнение объемов их поставки для государственных нужд.

При этом согласно информации РУП МХЛДМ при проведении инвентаризации драгоценных металлов в оборудовании и в зданиях УП «Д» было установлено наличие драгоценных металлов в 317 наименованиях холодильного, технологического и электрического оборудования, автомобилях и в зданиях (щитки, вводные и распределительные устройства, пускатели электромагнитные и др.) в количестве 412,1170 г на сумму 2075,5 руб., по которым предприятие не осуществляло учет.

2. ОАО «О» в нарушение требований части первой пункта 3, пункта 30, части четвертой пункта 33, пункта 34, пункта 42, части первой и третьей пункта 90, части первой пункта 92, части пятой пункта 95, части второй пункта 106, пункта 107 Инструкции N 34:

  • не обеспечило в 2010 году в полном объеме с использованием электронных средств ведение учета драгоценных металлов, содержащихся в основных и оборотных средствах;
  • не составляло документы на бумажном носителе при ведении учета драгоценных металлов в электронном виде;
  • не провело за 2010 год инвентаризацию всех драгоценных металлов, содержащихся в основных и оборотных средствах;
  • не обеспечило своевременность и точность представления сведений об имеющихся в обществе драгоценных металлах, их количестве и местонахождении по состоянию на 31.12.2010;
  • не утвердило в лице генерального директора З. результаты инвентаризации драгоценных металлов за 2010 год;
  • не указало на каждой странице инвентаризационной описи от 31.12.2010 и дополнения к ней от 31.03.2011 прописью число порядковых номеров ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице;
  • не обеспечило наличие в конце инвентаризационной описи от 31.12.2010 и в дополнении к ней от 31.03.2011 расписки материально ответственного лица об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение.

3. В ходе проверки было установлено, что в СП ООО «Т» оперативный учет драгоценных металлов, содержащихся в некоторых основных средствах, отдельных товарно-материальных ценностях не велся, соответствующие записи в учетных документах о содержании драгоценных металлов (в том числе о нахождении драгоценных металлов, содержание которых будет определено после списания) не учинялись, комиссионно содержание драгоценных металлов не определялось, данные технических документов не учитывались при определении драгоценных металлов и в бухгалтерию не передавались (приложение 12.1), чем были нарушены требования абзаца 5 пункта 6, пункта 29, абзацев 1, 2 пункта 30, пунктов 33, 34, 47, 53 Инструкции N 34.

Согласно представленным документам в проверяемом периоде решение руководителя об определении содержания драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания не принималось.

В ходе проверки СП ООО «Т» на основании договора на оказание информационно-технических услуг от 26.01.2011 ОАО «Б» была оказана информационно-технологическая услуга по учету содержащихся в оборудовании драгоценных металлов, обследованию и экспертизе технического состояния и выдано заключение от 28.01.2011 о содержании драгоценных металлов в оборудовании общества. В результате, по состоянию на 28.01.2011 СП ООО «Т» не были учтены драгоценные металлы, содержащиеся в 52 товарно-материальных ценностях, в 68 основных средствах в количестве: золото — 8,7408 г, серебро — 205,0055 г, палладий — 4,0104 г.

4. В соответствии с пунктом 49 Инструкции N 34 при отсутствии сведений о наличии драгоценных металлов в технической документации данные по содержанию драгоценных металлов заносятся в учетную документацию на основании данных лабораторных анализов или сведений, содержащихся в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, разработанных республиканским унитарным предприятием «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней», сведений переработчиков лома и отходов, которые передаются этими организациями на договорной основе, а также определяемых организациями комиссионно.

В то же время бухгалтерией общества в нарушение пункта 19 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 N 127, и пункта 49 Инструкции N 34 при оформлении инвентарных карточек не заполнялся раздел 7 формы N ОС-6, что привело к неполному оприходованию по бухгалтерскому учету драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в основных средствах и малоценных и быстроизнашивающихся предметах, что, в свою очередь, повлекло нарушение пунктов 6 и 28 Инструкции N 34 в части учета драгоценных металлов содержащихся в имуществе.

Так, согласно карточкам учета основных средств формы ОС-6 в принтерах лазерных HP Laser P-1005 и HP Laser P-1006 отсутствовали драгоценные металлы. В технической документации на указанные принтеры отсутствовала информация о наличии в них драгоценных металлов. Однако в соответствии с позицией 102 Справочника содержания драгоценных металлов в импортной технике и малогабаритных источниках тока, 2-я редакция, согласованного РУП «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней» от 10.04.2002 (далее — Справочник), в принтерах лазерных (HP Laser Jet 6L, HP Laser Jet 4L и других) содержатся драгоценные металлы в следующем количестве: золото — 0,10605 г, серебро — 0,09236 г, металлы платиновой группы — 0,00051 г. Всего по бухгалтерскому учету общества числится 9 принтеров лазерных HP Laser P-1005 и 1 принтер лазерный HP Laser P-1006 в инвентарных карточках, в которых отсутствуют сведения о содержании драгоценных металлов. Таким образом, бухгалтерией общества не были отражены в инвентарных карточках и не оприходованы в составе 9 принтеров лазерных (HP Laser P-1005 и HP Laser P-1006), содержащих 0,95 г золота (0,10605 г x 9 принтеров), 0,83 г серебра (0,09236 г x 9 принтеров) и 0,005 г металлов платиновой группы (0,00051 г x 9 принтеров).

Аналогично в инвентарной карточке учета основных средств формы ОС-6 на систему кондиционирования воздуха в комплекте 17 кондиционеров не было указано наличие драгоценных металлов. В технической документации на указанные кондиционеры отсутствовала информация о наличии в них драгоценных металлов. Однако в соответствии с позицией 185 Справочника в кондиционерах (без конкретной марки и модели) содержатся драгоценные металлы в следующем количестве: серебро — 1,52 г. Всего по бухгалтерскому учету общества числится 1 система кондиционирования воздуха, состоящая из 17 кондиционеров в инвентарной карточке, в которой отсутствуют сведения о содержании драгоценных металлов. Таким образом, бухгалтерией общества не были оприходованы в составе 17 кондиционеров, входящих в систему кондиционирования воздуха, в т.ч. 25,84 г серебра (1,52 г x 17 кондиционеров).

Также в бухгалтерском учете общества не нашло отражение количество драгоценных металлов, содержащихся в факсимильных аппаратах Panasonic (пункт 359 Справочника).

Из вышеизложенного следует, что бухгалтерией общества не обеспечивается достоверный и полный бухгалтерский учет драгоценных металлов, содержащихся в имуществе общества, а проводимые обществом инвентаризации драгоценных металлов носят формальный характер.

Всего бухгалтерией общества не было учтено в бухгалтерском учете 2,829 г золота на сумму 365,1 тыс.руб. (стоимость 1 г золота, установленная на январь 2011 г., составила 129063 руб. за 1 г), 30,560 г серебра на сумму 85,9 тыс.руб. (стоимость 1 г серебра — 2814 руб.), 0,12 г платины на сумму 19,3 тыс.руб. (стоимость 1 г платины — 161216 руб.) и 0,959 г металлов платиновой группы.

Согласно пункту 34 Инструкции N 34 драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в том числе импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах.

Пунктом 47 Инструкции N 34 данные по содержанию драгоценных металлов и драгоценных камней заносятся в учетную документацию на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, другой документации) или определенных комиссионно.

В соответствии с пунктом 49 Инструкции N 34 при отсутствии сведений о наличии драгоценных металлов в технической документации данные по содержанию драгоценных металлов заносятся в учетную документацию на основании данных лабораторных анализов или сведений, содержащихся в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, разработанных РУП МХЛДМ, сведений переработчиков лома и отходов, которые передаются этими организациями на договорной основе, а также определяемых организациями комиссионно.

Таким образом, бухгалтерией общества в нарушение абзаца 5 пункта 6, пунктов 28, 34, 49 Инструкции N 34 был нарушен установленный порядок учета и хранения драгоценных металлов, не организован их оперативный учет: в карточке учета основных средств формы ОС-6 не были отражены данные о наличии драгоценный металлов, содержащихся в принтерах, копировальных аппаратах, факсимильных аппаратах и кондиционерах, чем был нарушен порядок обращения с драгоценными металлами, содержащимися в изделиях.