Как известно, конкуренция представляет собой экономические состязательные отношения на рынке между субъектами предпринимательской деятельности, связанные с совершением ими конкурентных действий, направленных на получение наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет важнейшую роль в регулировании поведения участников рыночных отношений. Ее существование способствует совершенствованию качества и расширению ассортимента производственных товаров, повышению их доступности для потребителей.
Конкуренция (от лат. concurentia — столкновение, состязание) — это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами (производителями) за право получения максимальной прибыли и между покупателями — за большую выгоду при покупке товаров. Как таковая конкуренция характеризуется наличием на рынке большого количества продавцов, которым противостоит неограниченное количество покупателей. Такое положение приводит к тому, что никто из участников рынка не имеет возможности оказывать влияние на цену и объем реализуемой продукции <1>.
<1> См.: Серегин, Д.И. Недобросовестная конкуренция как правовая категория: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 2002. — С. 12; Крылова, Н.Е., Филлипов, П.А. Некоторые вопросы совершенствования нормы об уголовной ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ) // Вестник МГУ. Серия 11. Право. — 2010. — N 3. — С. 52.
В этом нет ничего плохого, ибо конкуренция — это объективный процесс, с помощью которого на рынке остается качественная продукция. Иначе говоря, конкуренция как важнейший институт экономики возникает в условиях совершенствования простого товарного производства как соревнование, соперничество производителей товаров и услуг, что в конечном итоге выгодно потребителям. Это ставит производителей в такое положение, когда возможность сбыта продукции по приемлемой цене во многом зависит от ее качества, выполнения требований стандартов, ожиданий по дизайну и т.п., что обеспечивает преимущества перед другими производителями, сбывающими свою продукцию на этом рынке <2>.
<2> Авраменко, Е.А. Уголовно-правовые средства борьбы с недобросовестной конкуренцией: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — Минск, 2000. — С. 7.
При этом в качестве отрицательных черт конкуренции можно выделить то, что она придает нестабильность отношениям субъектов предпринимательской деятельности, в отдельных случаях приводит к инфляции и банкротству. Конкуренты в своей борьбе используют широкий перечень средств и методов, в том числе и противоправных. В связи с этим конкурентные отношения регулируются и поддерживаются государством посредством предусмотренных законодательством правовых методов.
Таким образом, одним из основных признаков рыночных отношений является столкновение экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности. Для современного общества очень важно, чтобы соперничество такого рода не приводило к применению методов конкурентной борьбы, которые принято называть недобросовестной конкуренцией. Тем не менее нечестные методы конкурентной борьбы давно стали привычными на рынке и в настоящее время можно утверждать, что недобросовестная конкуренция — это социально-правовое явление <3>.
<3> См.: Репин, П.Н. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции: уголовно-правовая характеристика (по материалам Санкт-Петербурга и Ленинградской области): автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — СПб., 2007. — С. 3; Тыкоцкая, Н. Понятие «недобросовестная конкуренция» по законодательству Республики Беларусь // Юстиция Беларуси. — 2010. — N 9. — С. 33.
Чаще всего в правовой литературе возникновение недобросовестной конкуренции связывают с развитием предпринимательства, торговых отношений и принимают во внимание факт нарушения не только правовых предписаний, но и в значительной степени нравственных норм.
Одним из первых законов о недобросовестной конкуренции можно считать Конституцию о ценах императора Зенона (датирована 483 годом). Считалось, что установление монопольных цен есть не что иное, как проявление недобросовестной конкуренции в современном понимании. Таким образом, взаимосвязь конкуренции и предпринимательства в Византии законодательно закрепляли еще в V веке.
В средние века, в эпоху господства цехового строя, в тесных рамках дозволенной конкуренции погоня за покупателем вызывала приемы, подчас весьма недобросовестные как в отношении публики, так и конкурентов. В Англии в 1215 году была принята знаменитая Великая хартия вольностей, в которой речь идет о безопасности при осуществлении торговли. Это свидетельствует о том, что еще тогда не только были возможны, но и использовались недобросовестные методы борьбы с конкурентами.
В XIII — XIV веках в странах Западной Европы стали возникать договорные предпринимательские объединения банкиров в форме паевых товариществ. На рубеже XIV — XV веков городская промышленность и торговля характеризуются особенно значительным развитием. Таким образом, на рубеже средневековья и нового времени в европейских городах наблюдался бурный рост количества торговых предприятий, наряду с которым имело место и возникновение конкурентных отношений между торговцами. В результате была создана благоприятная среда для развития недобросовестной конкуренции. Можно утверждать, что свободные торговые отношения невозможны без тех или иных проявлений конкурентной борьбы, а в частности недобросовестной конкурентной борьбы, как неотъемлемой части конкуренции вообще.
В современном представлении торговые отношения в период с XI по XIX века прошли три этапа, разграниченных по временному и географическому принципу. Итальянский период (XI — XV вв.) считается периодом зарождения торгового права. Он характеризуется господством сословных начал, при этом купеческое торговое право главным образом выражалось в обычаях. Французский этап охватывает исторический период со второй половины XV века по XIX век. В это время Франция оказалась в центре самых развитых с экономической точки зрения стран Западной Европы. Германский период охватывает XIX век. Германия того времени представляла собой множество королевств и княжеств с независимой законодательной властью, и при отсутствии действенной централизованной власти попытка принять единый гражданский кодекс была обречена на провал. Однако в 1847 году был издан Общенемецкий вексельный устав, а 14 лет спустя появился Общенемецкий торговый кодекс. Вслед за ними было принято и Торговое уложение. Эти три акта и составили торговое законодательство Германии.
К концу XIX века наряду с общим законодательным регулированием торговых процессов все большую актуальность приобретали вопросы борьбы с негативными явлениями, ограничивавшими свободную конкуренцию или делавшими ее вовсе не возможной. При этом сам термин «недобросовестная конкуренция» возник во Франции из судебной практики, и им обозначались действия, носящие противонравственный характер.
Принято считать, что отправной точкой для формирования законодательств европейских стран, направленных на борьбу с недобросовестной конкуренцией, стала Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года (далее — Парижская конвенция). В ней закрепляется, что все страны, подписавшие ее (на сегодняшний день это около 200 государств мира), обязаны бороться с недобросовестной конкуренцией. При всей исторической значимости Парижской конвенции и простимулированных ею европейских законов о защите конкуренции родиной конкурентного права все же считаются Соединенные Штаты Америки. Там оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law) <4>.
<4> См.: Исайчева, Е.А. Недобросовестная конкуренция как социально-правовое явление: историко-правовой аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. — Саратов, 2011. — С. 11 — 13.
Американский закон Шермана от 02.07.1890 с некоторыми изменениями действует по сей день и остается фундаментом антимонопольного законодательства США. Основная экономическая цель названного Закона — создать условия в пользу свободного предпринимательства и ничем не ограничиваемой конкуренции, а также повысить благосостояние потребителей, предотвратить несправедливое перераспределение благ от потребителей к производителям, поддержать жизнеспособность демократических институтов. В соответствии с данным актом «любой контракт, соглашение в форме треста или иной либо сговор, направленные на ограничение торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными нациями, объявляются незаконными. Любое лицо, которое будет участвовать в совершении любого контракта или в любом соглашении или сговоре, вышеобъявленными незаконными, будет считаться виновным в тяжком преступлении» <5>.
<5> См.: Клепицкий, И.А. Уголовно-правовая охрана конкуренции в США и европейском сообществе // Законодательство. — 2005. — N 8. — С. 76; Янович, И.С. Антимонопольное законодательство зарубежных стран: общая характеристика // Вестник МГУ. Серия 11. Право. — 2010. — N 6. — С. 104.
На ранних этапах исторического развития законодательное регулирование конкурентных отношений не было развито в дореволюционном праве царской России. Правовое регулирование противодействия недобросовестной конкуренции соотносилось с защитой зарегистрированного товарного знака, фирмы, если ею пользуются в качестве товарного знака, общее признание практикой исключительного права на фирму и т.д.
В СССР с его административно-командной моделью экономики развитие конкуренции и способов ее регулирования не было актуальным, поэтому столкнуться с этой проблемой пришлось уже в постперестроечные годы XX века. Однако значительное время на просторах бывшего СССР и, в частности, в Республике Беларусь становление и развитие рыночных отношений осуществлялось в условиях старых форм хозяйствования и на принципах построения советского законодательства, что сдерживало развитие добросовестной конкуренции и порождало ее антипод.
Тем не менее в условиях рыночной экономики конкуренция вообще и недобросовестная конкуренция в частности приобрели новые черты. Предприятия, как известно, конкурируют между собой в сфере сбыта продукции, увеличение количества предприятий одного профиля неизбежно влечет понижение торговой прибыли, что в отдельных случаях заканчивается разорением некоторых из них. Борьба в таких условиях приобретает все больше негативных черт, которые проявляются тем сильнее, чем больше круг конкурентов. Для выживания и максимизации прибыли в этой борьбе зачастую используются различные неблаговидные приемы: недобросовестная реклама, объявление ложных распродаж, подражание или фальсификат известных торговых марок и тому подобное. Подобные явления распространены в основном в сфере розничной торговли. У крупных предприятий меры воздействия на соперников гораздо серьезнее. Это может быть, к примеру, распространение ложных сведений о финансовом состоянии конкурента, а в некоторых случаях и просто использование преступных форм воздействия, элементов рейдерства, а также фискальных и других государственных органов для временной или полной нейтрализации конкурентов <6>.
<6> См.: Исайчева, Е.А. Недобросовестная конкуренция как социально-правовое явление: историко-правовой аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. — Саратов, 2011. — С. 15; Авраменко, Е.А. Уголовно-правовые средства борьбы с недобросовестной конкуренцией: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — Минск, 2000. — С. 8; Паращук, С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 1996. — С. 3.
В настоящее время за реализацию различных противоправных форм осуществления недобросовестной конкуренции установлена уголовная ответственность. В частности, объявляются преступными такие действия, как: нарушение антимонопольного законодательства (ст. 244 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)), установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 246 УК), незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 248 УК), ограничение конкуренции (ст. 247 УК), дискредитация деловой репутации конкурента (ст. 249 УК), распространение ложной информации о товарах и услугах (ст. 250 УК), срыв публичных торгов (ст. 251 УК), коммерческий подкуп (ст. 252 УК), коммерческий шпионаж (ст. 254 УК), разглашение коммерческой тайны (ст. 255 УК) и т.д.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон) недобросовестная конкуренция — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Правовая сущность недобросовестной конкуренции заключается в том, что, будучи объектом правового запрета, она представляет собой действия, от которых обязаны воздерживаться все участники конкурентных отношений при осуществлении деятельности на товарном рынке. В основу разграничения недобросовестной и добросовестной конкуренции положен критерий отличия правомерного осуществления своих прав от злоупотребления правом. В связи с этим недобросовестная конкуренция характеризуется как разновидность злоупотребления правом свободной конкуренции и не соответствует социально-хозяйственному назначению и цели конкурентного соперничества.
Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается, и ею, в частности, в соответствии с нормами ст. 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) признаются:
- все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
- ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;
- указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;
- другие действия, противоречащие требованиям ГК и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, согласно действующему национальному законодательству любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, не допускаются. Конкретные формы недобросовестной конкуренции указаны в ст. 14-2 Закона. При этом законодательство Республики Беларусь в области недопущения недобросовестной конкуренции характеризуется тем, что:
- а) недобросовестной конкуренцией признаются только действия;
- б) для признания недобросовестной конкуренцией действия должны противоречить ГК, Закону, иным актам законодательства о конкуренции либо требованиям добросовестности и разумности;
- в) к недобросовестной конкуренции относятся только действия хозяйствующих субъектов, которые могут причинить убытки или нанести ущерб деловой репутации конкурента (или фактически причиняющие данные последствия).
Итак, ограничение конкуренции, о которой идет речь в ст. 247 УК, представляет собой разновидность недобросовестной конкуренции. Согласно ч. 1 ст. 247 УК преступными признаются «заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия».
Исходя из анализа диспозиции ч. 1 ст. 247 УК можно сделать вывод, в соответствии с которым ограничение конкуренции как преступление направлено на минимизацию конкуренции в хозяйственной деятельности. Здесь фактически ограничивается состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия практически сведены к нулю и уже не ограничивают возможность каждого из субъектов односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.
Общественная опасность указанного преступления проявляется в вытеснении с рынка отдельных хозяйствующих субъектов либо ограничении их экономических, организационных и иных возможностей. Рассматриваемые действия могут приводить к устранению мелкого и среднего предпринимательства, потере рабочих мест, нанесению ущерба гражданам за счет повышения цен на товары и т.д. При ограничении конкуренции состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой степени может сохраняться, но ее рамки уже искусственно регулируются действиями виновных лиц <7>.
<7> Лопашенко, Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). — М., 2006. — С. 406; Кузнецов, С.А. Уголовно-правовая защита продовольственной безопасности (по материалам города Москвы): автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — М., 2007. — С. 10 — 11.
Согласно ст. 6 Закона соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции, являются незаконными.
Так, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):
- раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
- необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
- необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
- осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
- иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).
Также запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.
В отличие от позитивного законодательства УК выделяет следующие действия, которые признаются преступными и направлены на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную с конкурентом деятельность:
- а) заключение и исполнение соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов, об иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию;
- б) совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность.
1. Заключение и исполнение соглашений об условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, выражается в достижении договоренности между двумя и более лицами и реализации сторонами достигнутой договоренности о разделе рынков, устранении конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию.
Раздел рынка как способ ограничения конкуренции представляет собой достижение в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), вне зависимости от того, какую совокупную долю на рынке определенного товара они имеют, о разграничении сфер влияния на рынке, о делении рынка на части по территориальному принципу, по объему продажи и покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров, по составу продавцов или покупателей (заказчиков) <8>. Раздел рынка может состоять и в разграничении сферы обращения товара (работ, услуг) по территории, по общему объему продаж или закупок, по ассортименту продаваемых товаров, по кругу продавцов или покупателей.
<8> Гладкий, П.А. Ограничение конкуренции.
Тем не менее выявление согласованных действий хозяйствующих субъектов при наличии раздела рынка — задача весьма сложная. Если наличие сделки, как правило, документально подтверждено, то согласованные действия, учитывая взаимную заинтересованность их участников в сохранении конфиденциальности соглашения, подтвердить письменными доказательствами не представляется возможным (за редким исключением, когда такие действия предваряются, к примеру, протоколами о намерениях, из которых явно вытекает противоправный характер планируемых мероприятий) <9>. К тому же необходимо учитывать, что в борьбе за раздел рынка представители хозяйствующих субъектов зачастую выступают не под собственным именем, поэтому определить реальную долю каждого из участников сговора очень проблематично. Более того, права и законные интересы участников рынка могут быть существенно ущемлены еще в процессе передела рынка, до его окончательного раздела, и это обстоятельство также не должно оставаться вне поля зрения уголовного закона <10>.
<9> См.: Семешкин, С.П. Выявление уголовно наказуемых форм монополистической деятельности // Уголовный процесс. — 2005. — N 3.
<10> См.: Хакулов, М.Х. Преступления, посягающие на свободу и добросовестность конкуренции в сфере предпринимательской деятельности: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. — М., 2008. — С. 20.
Устранение с рынков конкурентов как способ ограничения конкуренции состоит в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований.
Устранение с рынков конкурентов может происходить за счет повышения или снижения цен на торгах, отказа от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями либо навязывания контрагенту таких условий договора, которые ему невыгодны или не относятся к предмету сделки. В договор может включаться пункт об обязательном приобретении контрагентом товара, который ему не нужен, и т.д.
Однако сложно себе представить, чтобы, к примеру, предметом указанных сделок и соглашений являлось устранение конкретного хозяйствующего субъекта с определенного рынка. Общественно опасные последствия этих соглашений и сделок могут быть установлены лишь путем выявления достоверной связи между согласованными действиями хозяйствующих субъектов, присутствующих на рынке, и отрицательными последствиями для «фирмы-неудачницы». Данные последствия в то же время имеют многофакторные причины (включая некомпетентный менеджмент, неэффективную финансовую и маркетинговую политику), с трудом поддающиеся установлению. В связи с этим обоснованное доказательство вины лиц в направленном сговоре требует сочетания методов экономического анализа и оперативных мероприятий в масштабах рассматриваемого рынка товаров <11>.
<11> Семешкин, С.П. Выявление уголовно наказуемых форм монополистической деятельности // Уголовный процесс. — 2005. — N 3.
Иные условия, существенно ограничивающие конкуренцию, могут быть самыми разнообразными, потому как их перечень, содержащийся в уголовном законе, не является в этой части исчерпывающим, однако они должны существенно ограничивать конкуренцию. В частности, к таковым условиям можно отнести такие, как: исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; навязывание хозяйственным партнерам дополнительных условий сделки, существенно ущемляющих их интересы; создание объединений, имеющих своей целью монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.
Примером иных условий может являться установление членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят к ограничению конкуренции: установление необоснованных критериев членства, являющихся препятствием для участия в платежных и иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги. Такие действия также могут быть связаны с установлением или поддержанием определенных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, которые могут привести к тому, что определенные товаропроизводители будут вынуждены уйти с рынка товаров или услуг <12>.
<12> См.: Устинова, Т.Д. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции как уголовно наказуемые деяния // Закон. — 2008. — N 11. — С. 61.
Также ограничение конкуренции может происходить путем выдвижения необоснованных требований передачи финансовых средств, имущества, имущественных прав или рабочей силы, предложения о включении в договор таких условий и положений, которые не представляют интереса для контрагента, и т.д.
Первая форма ограничения конкуренции также говорит о том, что субъекты заключают и исполняют соглашения, которые существенно ограничивают конкуренцию, т.е. присутствует договоренность осуществлять координированную деятельность. Здесь, по сути, не имеет значения, являются ли такие действия согласованными или ранее между субъектами было достигнуто подобное соглашение. Отличие между соглашением и согласованными действиями заключается в наличии или отсутствии предварительной договоренности субъектов экономической деятельности между собой, однако антимонопольное законодательство одинаково запрещает и преследует заключение соглашений и осуществление согласованных действий, не делая никаких исключений. Поэтому уголовная ответственность наступает не только за соучастие, основанное на предварительном сговоре, но и за осуществление субъектами противоправных согласованных действий.
В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов могут быть признаны правомерными антимонопольным органом, иным государственным органом и (или) судом, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка или Республики Беларусь в целом, а ограничение конкуренции должно осуществляться лишь в той мере, в какой названные ограничения неизбежны для достижения данного эффекта, или если их совершение непосредственно предписано актами законодательства, принятыми (изданными) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.
Согласно Инструкции о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2006 N 57, соглашения между хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию, — это документально подтвержденная договоренность между хозяйствующими субъектами, способная привести к устранению, ограничению конкуренции или воспрепятствованию ее установления или развития, а согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, — это скоординированные действия хозяйствующих субъектов, целью и (или) результатом которых является ограничение или устранение конкуренции.
2. Совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (конкурентов), может быть весьма разнообразным, и обычно их связывают с действиями, противоречащими требованиям законодательства о конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе:
- призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;
- распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
- действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
- действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу (п. 4 ст. 14-2 Закона).
Тем не менее при выявлении подобных действий сотрудникам правоохранительных и иных органов следует иметь в виду, что некоторые из них могут иметь самостоятельное значение и квалифицироваться по иным статьям уголовного закона (например, по ст. 250, 254, 255 УК).
В завершение отметим, что наличие тех или иных приемов, методов и средств конкурентной борьбы на рынке не всегда полностью зависит от воли и сознания конкретных лиц (хозяйствующих субъектов), а зачастую обусловлено внутренними объективными процессами функционирования рынка и состоянием экономической ситуации в целом. В связи с этим сущность ограничения конкуренции как преступления должно определяться не только с позиции внешней ее стороны (как противоправные приемы и средства ведения соперничества), но и с позиции ее внутренней стороны.
Вместе с тем, как свидетельствуют уголовная статистика и иные информационно-аналитические источники, ст. 247 УК практически не применяется, что, безусловно, свидетельствует о ее низкой эффективности, потому как не скажешь, что в настоящее время в республике отсутствует ограничение конкуренции как преступление. Однако при анализе сферы применения конкурентного законодательства можно убедиться, что отдельные способы ограничения конкуренции практикуются не столько субъектами хозяйствования, сколько представителями региональной власти посредством использования различных административных барьеров, которые только разрушают единое рыночное пространство и ограничивают конкуренцию региональных хозяйствующих субъектов.
Мы вовсе не ратуем за исключение ст. 247 из УК, т.к. сегодня нельзя себе представить реальную защиту товарного рынка от недобросовестной конкуренции без уголовно-правовых норм <13>. Несомненно, что такое правонарушение, как ограничение конкуренции, должно быть криминализировано, однако открытым остается вопрос о том, можно ли в данном случае добиться положительных изменений в регулируемых отношениях посредством применения уголовно-правовых норм. Поэтому при конструировании и применении ряда норм экономической направленности необходимо помнить самое общее правило, что даже самая лучшая норма может оказаться неэффективной, если отсутствует действенный и отлаженный механизм ее реализации.
<13> Жуков, Е.В. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — Ростов н/Д, 2003. — С. 13.