Основания освобождения от административной ответственности.
Едиными для индивидуального предпринимателя и юридического лица являются такие основания освобождения от административной ответственности, как:
- признание юридического лица или индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом);
- наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Второе обстоятельство можно назвать, за небольшими исключениями, совпадающим с тем, которое указано для физического лица. Эти исключения как раз относятся именно к физическому лицу, поэтому раскрываться в настоящем материале не будут.
Относительно же первого основания необходимо отметить следующее. Признание юридического лица или индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) хозяйственным судом в порядке, предусмотренном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. Основанием для признания должника банкротом является его неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер (ст. 9 Закона). Основанием для прекращения дела об административном правонарушении является вступление в законную силу решения хозяйственного суда.
Только для юридического лица характерно следующее основание, исключающее административный процесс, — ликвидация юридического лица.
В соответствии с п. 8 ст. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — ликвидированным с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из этого регистра. С момента исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с юридической точки зрения оно уже не существует, в силу чего прекращается производство по делу об административном правонарушении.
Исключительно к индивидуальному предпринимателю применимы такие основания, как:
- прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;
- смерть индивидуального предпринимателя, в отношении которого был начат административный процесс.
Смерть индивидуального предпринимателя как обстоятельство, влекущее прекращение дела об административном правонарушении, ничем практически не отличается от смерти физического лица.
Нормы же, касающиеся прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, содержатся в Положении о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». С момента исключения индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с юридической точки зрения он уже не существует, в силу чего прекращается производство по делу об административном правонарушении.
Кроме вышеуказанных оснований прекращения дела об административном правонарушении существуют и иные. Часть 2 ст. 10.26 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) (как и ч. 2 ст. 11.10 ПИКоАП) ничего не говорит о порядке прекращения дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением, предусмотренных гл. 5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). К ним относятся следующие обстоятельства:
- необходимая оборона (ст. 5.1 КоАП);
- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление или административное правонарушение (ст. 5.2 КоАП);
- крайняя необходимость (ст. 5.3 КоАП);
- обоснованный риск (ст. 5.4 КоАП);
- иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (ст. 5.5 КоАП).
Поскольку ч. 2 ст. 10.26 ПИКоАП позволяет прекращать дело об административном правонарушении даже при признании того либо иного деяния административным правонарушением, то очевидным представляется прекращение дела об административном правонарушении по указанным обстоятельствам и при отсутствии признаков административного правонарушения в конкретном деянии. Таким образом, постановление о прекращении дела об административном правонарушении на стадии подготовки дела к рассмотрению следует выносить, кроме прочего, при выявлении обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением.
Порядок прекращения дела об административном правонарушении.
При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 9.6 ПИКоАП; при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности в сроки, предусмотренные ст. 10.1 ПИКоАП; при наличии обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (гл. 5 КоАП); при установлении иных оснований к освобождению от административной ответственности, предусмотренных Особенной частью КоАП (обычно формулируются в виде примечаний к статьям КоАП), должностное лицо, ведущее подготовку дела об административном правонарушении, выносит мотивированное постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Это постановление состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части указываются: место и дата вынесения постановления, должность, фамилия и инициалы лица, его вынесшего, по какому делу вынесено постановление. В описательно-мотивировочной части раскрываются обстоятельства дела об административном правонарушении: кем (если лицо установлено), когда и какое деяние было совершено, какова правовая квалификация совершенного деяния в соответствии с нормами КоАП (с указанием части и статьи Особенной части КоАП), обстоятельства, послужившие основанием для прекращения дела об административном правонарушении (с указанием соответствующих статей ПИКоАП, а при необходимости — статей КоАП, содержащих эти обстоятельства). Резолютивная часть содержит принятое решение о прекращении дела об административном правонарушении, а также уведомление о сроке и порядке обжалования вынесенного постановления. После резолютивной части должны содержаться подпись должностного лица, составившего постановление, а также (при необходимости) отметки об ознакомлении с материалами заинтересованных участников административного процесса, о получении копии постановления о прекращении дела об административном правонарушении с соответствующими подписями участников административного процесса, а также порядок обжалования данного процессуального решения.
Кроме прочего, согласно требованиям ч. 3 ст. 10.27 ПИКоАП в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении должен быть решен вопрос о предметах, документах, денежных средствах, изъятых в ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. Этот вопрос может быть разрешен различными способами в зависимости от вида имущества, наличия виновного лица и иных лиц, заинтересованных в возвращении товарно-материальных ценностей.
Все имущество, судьба которого определяется в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении, можно классифицировать следующим образом:
- предметы, орудия и средства административного правонарушения;
- имущество, на которое наложен арест для обеспечения исполнения административного взыскания (в виде штрафа, конфискации и др.);
- денежные суммы и товарно-материальные ценности, незаконно полученные в результате административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения при установлении лица, совершившего деяние, ставшее предметом производства по делу об административном правонарушении, возвращаются лицу, в отношении которого вынесено постановление о прекращении дела, потерпевшему или иным лицам по их ходатайству. Также возвращаются и иные вещественные доказательства.
При неустановлении лица, совершившего административное правонарушение, эти объекты направляются в суд для принятия решения об обращении их в доход государства либо передаются потерпевшему или иным лицам по их ходатайству. При этом возврату не подлежат объекты, подлежащие специальной конфискации по ч. 2 ст. 6.10 КоАП (вещи, изъятые из оборота, орудия и средства незаконной ловли рыбы и др.). Либо на них обращается конфискация, либо, если они становятся предметом самостоятельного разбирательства в сфере административного или уголовного процесса (например, холодное и огнестрельное оружие), они направляются вместе с делом об административном правонарушении, уголовным делом.
Арест, налагаемый на имущество, с вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении отменяется, в силу чего арестованное имущество возвращается тем лицам, у которых оно находилось до этого (за исключением объектов, изъятых из оборота, которые подлежат специальной конфискации).
Денежные суммы и товарно-материальные ценности, незаконно полученные в результате административного правонарушения, при неустановлении лица, совершившего административное правонарушение, обращаются в доход государства.
Все имущество, на которое не заявлено требований, обращается в доход государства. Если такое имущество не имеет ценности и не может быть использовано, то оно уничтожается с составлением соответствующего акта. Аналогично поступают с объектами, изъятыми из оборота.
При возврате имущества тем либо иным лицам от них отбирается расписка в получении и сохранности имущества либо об этом делается запись в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении с обязательной подписью получившего имущество лица.